Original size 806x1138

От иероглифов до линеек

20
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 800x598

Джозеф Кантазаро, «Два музыканта», 2010 г.

концепция

Нотная нотация — это метод представления музыкальных звуков и их длительности, которые представлены  на бумажном носителе. Нотная грамотность имеет длинные корни.

Цель данного визуального исследования — изучить развитие нотной нотации.

Развитие музыкальная нотация содержит в себе долгую историю, начиная с Древнего Египта. Изначально древняя нотная нотация была довольно простой, она включала в себя символы для обозначения высоты звука и длительности нот. Еще в средние века был разработан вид нотного стана с пятью линиями и четырьмя промежутками между ними. Такая система была разработана для удобства чтения и записи музыки, она стала стандартной формой нотации в западной музыкальной развитие музыкальной нотации.

Изначально были простые символы, хейрономические знаки, буквенная система. Со временем была разработана система знаков, которая состоит из овалов, флажков, штилей. Эти символы позволяют определить высоту и длительность нот.

В данной работе рассмотрены способы записи нот древнего Египта, Месопотамии, древней Греции, а также коптские ноты, невмы, крюковая нотация, хоральная, линейная нотация, современная.

Развитие нотной нотации включает в себя несколько факторов: система обозначения нот, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп, лад и тональность. Такие параметры позволяют сделать музыку полной, информативной, доступной для интерпретации музыкальных произведений.

Изначально ритм в музыке был представлен при помощи прописных букв, позже были разработаны нотные обозначения, такие как целая, половинная, четвертная, восьмая и шестнадцатая ноты. Эти символы указывают на длительность ноты, они помогают музыкантам играть в определенном темпе и ритме.

В начале развития нотации использовались топорные и общие обозначения для указания степени громкости музыки: форте и пиано. Далее обозначения степени громкости стали расширяться появились указатели такие как более громко, очень громко, сильно, громко, довольно громко, довольно тихо и многие другие.

Сначала нотные символы не указывали способ игры на инструменте, но впоследствии были разработаны дополнительные символы и знаки, которые позволяют указывать различные способы атаки, фразировки и выразительности в исполнении.

История развития нотной нотации в средние века свидетельствует о постоянном совершенствовании этой системы, чтобы она стала более удобной и информативной для музыкантов и композиторов. Это позволяет музыкантам точно записывать и передавать музыкальные идеи и исполнительские нюансы другим. Нотная нотация остается основным средством коммуникации в музыке и продолжает развиваться, чтобы соответствовать современным требованиям и потребностям музыкантов.

Original size 687x578

Развитие нотной нотации

Развитие нотной нотации было постепенным процессом, который включал создание новых символов и знаков, а также уточнение и улучшение существующих систем. Это позволяет музыкантам точно записывать и передавать музыкальные идеи и исполнительские нюансы другим. Нотная нотация остается основным средством коммуникации в музыке и продолжает развиваться, чтобы соответствовать современным требованиям и потребностям музыкантов. Для понимания структуры музыки, важно знать ее историю.

Сегодня современная музыкальная нотация является основным методом записи музыки и широко используется во всем мире. Она продолжает развиваться и адаптироваться под новые требования современной музыкальной практики, но ее корни уходят в глубокую историю развития музыкальной нотации.

Древние нотные станы

Хейрономические знаки в Древнем Египте

Original size 2344x644

Древнеегипетская музыкальная школа

В древнем Египте музыкальная нотация была представлена в виде изображений музыкальных инструментов и пения на стенах храмов и гробниц.

Original size 2480x798

Нотная нотация в Египте

Использовалась система записи музыкальных звуков с помощью символов, которые представляли собой комбинации линий и точек. Эти символы указывали на высоту и длительность звуков, но точная интерпретация этой системы до сих пор остается предметом споров ученых.

Древняя Месопотамия

Original size 550x226

Клинописный текст гимна богине садов Nikkal, жене бога Луны 1 сторона, 1400 г. до н. э.

Original size 550x222

Клинописный текст гимна богине садов Nikkal, жене бога Луны 2 сторона, 1400 г. до н. э.

Система записи музыкальных звуков в Месопотамии использовала специальные знаки, представлявшие собой комбинации линий и символов, чтобы указать на высоту и длительность звуков. Эти знаки были вырезаны на глиняных табличках или плитах, что позволяло сохранить музыкальные композиции на долгие годы.

Loading...

Древняя Греция

Original size 594x420

Камень, на котором высечен гимн Аполлону,  128–127 гг. до н. э.

Loading...

Основные элементы греческой нотации включали в себя: алфавитные обозначения, длительность и грамматические знаки.

Original size 1280x800

Колонна с текстом эпитафия Сейкила

Original size 3292x2400

Текст эпитафия Сейкила

Отличительной особенностью древнегреческой нотации было то, что она не имела строгой системы указания точной высоты звука. Вместо этого, она скорее приближенно передавала мелодию и общую структуру композиции.

Loading...

Коптские ноты

Коптская нотная нотация, используется в коптской христианской музыке. Она имеет свои собственные символы нот.

Original size 826x800

Коптские ноты, около V–VII века

В коптской нотации используется набор символов, называемых «неумы». Каждый символ представляет собой отдельную ноту или звук.

Средневековые нотные станы

Невмы

Original size 3854x2503

Образец невменной адиастематической нотации

Невменная нотация — это система записи музыкальных произведений, в которой используются ноты, а также дополнительные символы и знаки для указания темпа, динамики, артикуляции и других музыкальных инструкций.

Original size 790x1200

Армянские невмы, рукопись около XI века

Невмы использовали для записи вокальной музыки. Ноты выглядели как точки, запятые и черточки разной длины, которые расположенные над текстом псалмов.

Крюковая нотация

Original size 905x524

Нотация с киноварными пометами, из книги «Круг церковного древнего знаменного пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884 г.

Крюковая нотация — это способ обозначения длительности нот в музыке при помощи цифр и знаков. Она получила свое название благодаря крюку, который добавляется к ноте для указания ее длительности.

В крюковой нотации ноты обозначаются основным значением, которое указывает, сколько долей нотного целого они занимают. Затем к основному значению добавляются крючки, которые удваивают или делают половиной длительность ноты.

Хоральная нотация

Original size 600x908

Страница рукописи градуала XV в. (из Турку) в квадратной нотации

Квадратная нотация, также известная как система невменно-линейной музыкальной нотации, представляет собой способ организации звуков и ритмов в музыке с использованием сетки, где каждая ячейка представляет собой определенный звук или звуковой фрагмент.

Original size 778x1072

Готическая нотация, 1190 г.

Гвидо д’Ареццо — реформатор в записи музыки

Эта система позволяет музыкантам создавать и редактировать музыку в цифровом формате, используя компьютерные программы.

Original size 590x800

Гвидонова рука

Original size 1600x1210

Манускрипт

Гвидо д’Ареццо, был итальянским монахом и музыкантом, который внёс значительный вклад в развитие нотации. Он разработал систему нотации, которая включала в себя использование линий и пространств между ними для обозначения высоты звуков, что существенно упростило запись и чтение музыкальных произведений.

Современная нотация

Пятилинейная тактовая нотация

Original size 1000x268

Современная нотная запись

Современный нотный стан позволяет точно указать высоту звука, длительность нот и ритмические значения, метр, динамика, артикуляция музыки. Существует структурированная система записи нот.

заключение

Благодаря нотной нотации музыканты могут точно воспроизводить музыку и передавать ее от поколения к поколению. Знания о развитии нотной нотации, можно создавать новые способы записи музыки.

Bibliography
Show
1.

Варнер, Г. (2012). Введение в историю музыки. Москва: Канон-пресс-Ц.

2.

Краснов, Ю. (2005). Введение в историю музыки. Москва: Музыка.

3.

Кто изобрел ноты? (URL: https://www.dmdonskoy.ru/node/675). Просмотрено: 21.11.2023.

4.

Поющая маска. «Гимн к Аполлону» — РГИСИ — 3 курс [XV–XVI Международный вокальный конкурс-фестиваль творческих вузов имени Андрея Петрова «Поющая маска»] // YouTube. 23 сентября 2021. (URL: https://www.youtube.com/watch?v=i79IAfPbCl0). Просмотрено: 21.11.2023.

5.

Сайт Павла старкошевского: Ноты. История происхождения. (URL: https://muzachos.com/muzistoriya/noty-istoriya-proisxozhdeniya/) Просмотрено: 21.11.2023.

6.

Яндекс. Дзен: Музыка Древнего Египта. (URL: https://dzen.ru/a/X4iECZ65pm-LFxhU) Просмотрено: 21.11.2023.

7.

Яндекс.Дзен: Что мы знаем о музыке Древнего Египта? (URL: https://dzen.ru/a/WyBm1oZRZfyYrK8K). Просмотрено: 21.11.2023.

8.

Denvix. Сейкилосская Эпитафия [любительское видео] // YouTube. 9 января 2020. (URL: https://www.youtube.com/watch?v=0FWQpbkChJw) Просмотрено: 21.11.2023.

9.

filarmonia.online. Хурритский гимн Никкале (тема с шумерских табличек, 1500 лет до Р. Х.) [концерт «Музыка древних цивилизаций»] // YouTube. 6 ноября 2021. (URL: https://www.youtube.com/watch?v=PdPVI7F53h4&t=2s) Просмотрено: 21.11.2023.

10.

Pop-music: История нотной записи. (URL: https://pop-music.ru/articles/istoriya-notnoy-zapisi/). Просмотрено: 21.11.2023.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more