Original size 1140x1600

Влияние дзен-философии на японский брутализм Тадао Андо

7
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Суть архитектуры — это пространство, существующее между формами

Тадао Андо, The Colours of Light

Японский брутализм начал формироваться в 1950–1960-х годах как локальная адаптация международного бруталистского движения, возникшего в послевоенной Европе. Первоначально он был связан с необходимостью массовой реконструкции инфраструктуры и городской среды после разрушений Второй мировой войны. Архитектура японского брутализма в отличие от западного, который нередко ассоциируется с агрессией формы, социальной утопией и тяжестью бетона, оказывается более созерцательной, сдержанной и философской.

Проекты Тадао Андо демонстрируют попытку совмещения строительных приемов брутализма с положениями дзен-буддизма. Андо использует бетон не как средство выражения конструктивной экспрессии, а как материал, позволяющий организовать пространственную структуру, в которой задействованы категории пустоты, света и интервала. В отличие от других японских архитекторов его поколения, он последовательно использует архитектуру как средство формирования опыта созерцания. Он рассматривает проект не как объект дизайна, а как пространственную модель, предназначенную для «внутреннего прохождения».

big
Original size 4960x2472

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

В исследовании предполагается, что архитектура Тадао Андо формируется не только на основе приемов бруталистского проектирования, но и с опорой на положения дзен-философии. Они реализуются в архитектуре Андо как структурная модель, в рамках которой выделяются категории ма (разрывы, паузы, пространственные промежутки между объемами), му (пустота, отсутствие содержания как архитектурный прием), ваби-саби (отказ от избыточности, акцент на временности и необработанности, уход от симметрии). Кроме того, дзадзен определяет режим восприятия архитектуры: не потребление, а замедленное пребывание и внутреннее сосредоточение.

В японской культуре мы находим богатство не в полноте, а в пустом пространстве

Тадао Андо, Conversations with Students

Original size 2480x1236

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

В выборку включены архитектурные объекты, которые выполнены с использованием монолитного бетона в качестве центрального строительного материала. Более того, основу композиционной организации объектов составляет ограниченность декоративных элементов, преобладание замкнутых объемов и источников естественного освещения.

Рубрикация визуального исследования построена по принципу разделения архитектурных решений на четыре группы (пустота как пространство созерцания, свет и тень как активные элементы, материал и фактура, движение через пространство) в зависимости от того, как в них проявляются идеи дзен-философии. Каждый раздел выделяет отдельный способ восприятия и организации пространства у Тадао Андо, чтобы поэтапно проанализировать, как философские категории реализуются через форму, свет, материал и движение.

Пустота как пространство созерцания

Пустые объемы, замкнутые дворы, отсутствие окон, глухие поверхности работают как механизмы сосредоточения восприятия. Архитектура действует не через насыщение, а через ограничение. Пустота организует внутреннюю паузу, аналогичную практике дзен-медитации.

Original size 4960x3200

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Художественный музей Хэ, 2020, Тадао Андо

Понятие му из дзен-философии как отсутствие и пустота в этих случаях выражено через замедление восприятия, отсутствие декора и сдвиг фокуса от объектов к самому пространству как таковому.

Original size 4960x2292

Музей Саямаике, 2001, Тадао Андо / Холм Будды, 2015, Тадао Андо

Original size 2480x1236

Фонд искусств Пулитцера, 2001, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Фонд искусств Пулитцера, 2001, Тадао Андо

Пустота в куполообразных бетонные оболочках без колонн с крупными овальными проемами в кровле не является фоном, она функционирует как главный архитектурный компонент. Отсутствие видимых границ и изменчивость освещения создают эффект пространственной нейтрализации. Зритель не просто смотрит на архитектуру, он оказывается включен в тишину. Это соответствует категории му — пустоты как условия восприятия.

Original size 2480x778

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

Original size 2480x1236

Музей искусств Титю, 2004, Тадао Андо

Original size 2480x778

Храм Воды (Хонпуку-дзи), 1991, Тадао Андо

Интеграция архитектуры с ландшафтом в проектах Тадао Андо соотносится с положениями дзен-буддизма, в которых природа рассматривается не как фон, а как равноправная среда. В рамках дзен-мировоззрения внешний мир не отделен от внутреннего, взаимодействие с природой рассматривается как форма осознанного пребывания.

Original size 2480x1600

Храм Воды (Хонпуку-дзи), 1991, Тадао Андо

Original size 4960x2472

Музей искусств Титю, 2004, Тадао Андо

Original size 4960x1556

Холм Будды, 2015, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Холм Будды, 2015, Тадао Андо

Свет и тень как активные элементы

Свет и тень функционируют не как фон или технический ресурс, а как самостоятельные архитектурные элементы. Свет организует направление, ритм и границы внутри архитектурной среды. Тень, являясь равноправным элементом, создает временные структуры, формируя изменчивую и нестабильную архитектуру восприятия.

Original size 2480x1600

Церковь Света, 1989, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Церковь Света, 1989, Тадао Андо

Ма как положение дзен-философии проявляется в световых интервалах, щелях между стенами, ритмике освещенных и затененных зон. Свет становится способом конструирования времени внутри пространства.

Original size 4960x2472

Пространство для медитации, 1995, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Пространство для медитации, 1995, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Музей современного искусства Форт-Уэрта, 2002, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

Original size 2480x1236

Музей искусств префектуры Хёго, 2002, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Художественный музей Чичу, 2004, Тадао Андо

Материал и фактура

Использования монолитного бетона не как тяжелого и окончательного материала, а как носителя временности и тактильности. Бетон сохраняет текстуру опалубки, швы, следы заливки, не подвергаясь последующей обработке.

Original size 1280x826

Дом 4×4, 2003, Тадао Андо

Original size 4960x2472

Рокко Жилье I, 1983, Тадао Андо

Original size 2480x1146

Дом Азумы, 1976, Тадао Андо

Материал не закрывается, а сохраняет следы своей сборки, демонстрируя процессы, а не только результат. Категория ваби-саби реализуется через отказ от полировки, намеренную незавершенность.

Original size 2480x1600

Дом-музей Бенесса, 1992, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Фонд искусств Пулитцера, 2001, Тадао Андо

Original size 2480x1146

Дом Азумы, 1976, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Пространство для медитации, 1995, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Музей Саямаике, 2001, Тадао Андо

Original size 2480x1236

Музей современного искусства Форт-Уэрта, 2002, Тадао Андо

Тадао Андо использует сочетание монолитного бетона и стекла как архитектурное выражение дзен-категорий му (пустота) и ма (интервал). Бетон формирует замкнутые, тяжелые объемы, а стекло создает прозрачные границы, размывая предел между внутренним и внешним. Свет и отражение становятся связующим элементом, усиливая восприятие паузы, тишины и изменчивости.

Original size 2480x1236

Фонд Лангена, 2004, Тадао Андо

Original size 4960x3200

Фонд Лангена, 2004, Тадао Андо

Движение через пространство

Переходы, лестницы, тоннели и повороты организуют движение, не как перемещение к цели, а как форму включения в пространство. Архитектура становится сценарием прохождения, в котором каждый участок пути обладает собственным ритмом и функцией паузы.

Original size 2480x1600

Музей искусств префектуры Хёго, 2002, Тадао Андо

Original size 2480x1450

Музей искусств префектуры Хёго, 2002, Тадао Андо

Лестницы образуют двойную вращающуюся структуру, в которой каждый поворот сопровождается не только изменением уровня, но и изменением направления восприятия пространства, света и массы стен. Движение по этим лестницам не является нейтральным перемещением между этажами: оно становится основой пространственного опыта.

Original size 2480x1450

Художественный музей Хэ, 2020, Тадао Андо

Original size 2480x1600

Художественный музей Хэ, 2020, Тадао Андо

Пространственная организация таких объектов повторяет принцип дзадзен: внимание не на результате, а на процессе, в котором перемещение становится средством восприятия.

Original size 2480x1600

Художественный музей Хэ, 2020, Тадао Андо

Выводы

Таким образом, Архитектура Тадао Андо представляет собой системную реализацию ключевых категорий дзен-философии в рамках бруталистской традиции. При использовании ограниченного набора архитектурных средств (монолитный бетон, геометрически простые формы, отсутствие декора) Андо формирует архитектурные пространства, в которых важную роль играют нематериальные компоненты — пустота, свет, тень, пауза и движение.

Пустота (категория му) используется не как нейтральное отсутствие, а как структурный компонент, задающий режим восприятия через изоляцию и редукцию визуального поля. Свет и тень (категория ма) становятся переменными архитектурного языка, формирующими ритм, интервалы и временные структуры внутри здания. Материал (в частности необработанный бетон) применяется в соответствии с эстетикой ваби-саби: через фактуру, видимые швы и следы времени, что отменяет визуальную чистоту для акцента на процесс. Движение через пространство, связанное с практикой дзадзен, организовано как маршрут постепенного восприятия — через повороты, сужения, тоннели и паузы.

Архитектура Андо демонстрирует реализацию на уровне пространственной логики, восприятия и телесного взаимодействия с объектом. Это отличает японский брутализм в его исполнении от западных аналогов и формирует собственную концептуальную модель.

Bibliography
1.

Ando Tadao. Conversations with Students. — Нью-Йорк: Princeton Architectural Press, 2002. — 96 с.

2.

Ando Tadao., Pare R. The Colours of Light. — Лондон: Phaidon Press, 2010. — 288 с.

3.

Jodidio Philip. Ando: Complete Works 1975–Today. — Кёльн: Taschen, 2019. — 740 с.

4.

Tulett Paul. Brutalist Japan: A Photographic Tour of Post-War Japanese Architecture. — Мюнхен: Prestel, 2024. — 240 с.

Image sources
Show
1.

Nothing but blue skies and black is not the warmest color// flaunt URL: https://www.flaunt.com/blog/nothing-but-blue-skies-and-black-is-not-the-warmest-color (дата обращения: 10.05.2025)

2.

ChichuArtVR// The Rookies URL: https://www.therookies.co/entries/6285 (дата обращения: 10.05.2025)

3.

Chichu Art Museum// The Architect URL: https://thearchitect.pro/ru/news/4380-TOP_10__luchshie_raboty_Tadao_Ando (дата обращения: 10.05.2025)

4.

Chichu Art Museum by Tadao Ando// Thisispaper URL: https://www.thisispaper.com/mag/chichu-art-museum-tadao-ando (дата обращения: 10.05.2025)

5.

Chichu Art Museum by Tadao Ando: Light and Space// Archeyes URL: https://archeyes.com/chichu-art-museum-by-tadao-ando-light-and-space/ (дата обращения: 10.05.2025)

6.7.

Der Buddha mit dem Kopf im Freien// Vitra URL: https://www.vitra.com/de-at/magazine/details/the-hill-of-the-buddha (дата обращения: 10.05.2025)

8.

Artists take on space and sound at the Pulitzer Arts Foundation in St. Louis // Archpaper URL: https://www.archpaper.com/2019/10/st-louis-pulitzer-projects/ (дата обращения: 10.05.2025)

9.

20181005_FarFetched Presents Somi_Virginia Harold_01/ PulitzerartsURL: https://pulitzerarts.org/location/museum/20181005_farfetched-presents-somi_virginia-harold_01-2/(дата обращения: 10.05.2025)

10.

Tadao Ando. Benesse House: Light and Space// Dinzd URL: http://www.dinzd.com/works/Tadao-ando10.html (дата обращения: 10.05.2025)

11.

Tadao Ando. Water Temple/ Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/410742428534154621/ (дата обращения: 10.05.2025)

12.

Staff Blog// Kaede KoumutenURL: https://www.kaedekoumuten.jp/blog/design-supervision/21579/ (дата обращения: 10.05.2025)

13.

An Architect’s Guide to Awaji Island// Ben Richards URL: https://www.benrichards.co/blog/architect-guide-to-awaji-island (дата обращения: 10.05.2025)

14.

Η Μέκκα του μοντερνισμού και του Ταντάο Άντο σε έναν παράδεισο της αρχιτεκτονικής // Lifo URL: https://www.lifo.gr/culture/design/i-mekka-toy-monternismoy-kai-toy-tantao-anto-se-ena-paradeiso-tis-arhitektonikis (дата обращения: 10.05.2025)

15.

Church of the Light// Aroundus URL: https://aroundus.com/p/8302155-church-of-the-light (дата обращения: 10.05.2025)

16.

Не каждый архитектор сможет спроектировать храм// Design Mate URL: https://design-mate.ru/m/read/people/alexander-zusik (дата обращения: 10.05.2025)

17.

Meditation Space// Pinterest URL: https://kr.pinterest.com/pin/299419075204965993/ (дата обращения: 10.05.2025)

18.

Tadao Ando. Space for mediation // Pinterest URL: https://kr.pinterest.com/pin/7248049395565881/ (дата обращения: 10.05.2025)

19.

Meditation space// de zeen URL: https://www.dezeen.com/2020/04/27/tadao-ando-meditation-space-photos-simone-bossi/ (дата обращения: 10.05.2025)

20.

Музей искусств Титю от Тадао Андо// Architime URL: https://www.architime.ru/specarch/tadao_ando/chichu_art_museum.htm#1.jpg (дата обращения: 10.05.2025)

21.

Hyogo Prefectural Museum of Art// Architectuul URL: https://architectuul.com/architecture/hyogo-prefectural-museum-of-art (дата обращения: 10.05.2025)

22.

Дом 4×4// Lenta URL: https://lenta.ru/photo/2018/01/19/tadao/(дата обращения: 10.05.2025)

23.

Rokko Housing I, II, III, Kobe// Arquitectura Viva URL: https://arquitecturaviva.com/works/edificios-rokko-i-ii-iii-kobe (дата обращения: 10.05.2025)

24.

Row House (Azuma House)// Architravel URL: https://www.architravel.com/project/row-house-azuma-house/ (дата обращения: 10.05.2025)

25.

Azuma House// Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/652529433549159106/ (дата обращения: 10.05.2025)

26.

Tadao Ando. Casa Azuma // Pinterest URL: https://ru.pinterest.com/pin/197173289933810429/ (дата обращения: 10.05.2025)

27.

Sayamaike Museum// Osaka info: https://en.osaka-info.jp/spot/sayamaike-museum/ (дата обращения: 10.05.2025)

28.

Фонд Ланген в комплексе Музейного острова Хомбройх// Archi URL: https://archi.ru/projects/world/5940/fond-langen-v-komplekse-muzeinogo-ostrova-hombroikh (дата обращения: 10.05.2025)

29.

Художественный музей префектуры Хёго// Archi URL: https://archi.ru/projects/world/5937/hudozhestvennyi-muzei-prefektury-hogo (дата обращения: 10.05.2025)

30.

Die entschlüsselte DNA// UBM development URL: https://www.ubm-development.com/magazin/he-art-museum/ (дата обращения: 10.05.2025)

Влияние дзен-философии на японский брутализм Тадао Андо
7
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more