
КОНЦЕПЦИЯ
Сегодня многие художники, режиссеры, дизайнеры и тд. обращаются к теме репрезентации травматического опыта и феномену коллективной памяти. Но почему они исследуют память, время? Некоторые даже не проходили через эти испытания, но делают высказывания словно жили в эти времена. Всё, потому что у памяти нет времени все что происходило, это осталось и передаются через истории и рассказы из поколения в поколения, что заставляет нас помнить и всегда возвращаться к этим историям. Например, после официального распада Советского союза советский дух остался. Памятник Ленина стоит в каждом городе страны, он стал призраком города, который проник в каждый дом, в каждого человека. И до сих пор творческие деятели обращаются к этому образу с разных сторон, кто-то как подражание, кто-то как высмеивание. Сейчас молодые художники в инсталляциях делятся своим прочтением, осмыслением чей-то истории и судьбы, тем самым исследуют проблематику репрезентацию прошлого, коллективной памяти. Именно это я и хочу исследовать в своей работе.
Как художница Маяна Насыбуллова с помощью художественных практик исследует «механизмы личной и коллективной памяти, а также проблематику репрезентации травмы». Я хочу углубиться в эту тему с помощью анализа нарратива двух экспозиций, которые раскрывают поставленную проблематику художницы. Почему же важно на сегодняшний день в 2023 году обращаться к теме репрезентации травматического опыта и к феномену коллективной памяти? Масштабные катастрофические происшествия оказывают значительное влияние на общество, оставляют глубокий след, вызывая появление новых страхов, тревог. Искусство помогает выстроить связь между субъектом и событием, помогая воссоздать все в деталях происшествия, зафиксировать в формах боль, ужас, страдание, чтобы осознать, принять и трансформировать травму в опыт.
Память дана нам для того, чтобы помнить травматический опыт и избежать его повторения в будущем. Но фактически, количество тех, кто искренне помнит, резко уменьшается. Они исчезают, уходят, исчезают так же, как и множество керамических фигур Маяны, (рассмотрим это по подробнее в анализе инсталляции) застывших в процессе своего ухода. Опыт человеческой цивилизации показывает, что государство создает искусственные структуры памяти — игнорирует реальное, оставляя воспоминания на обочине истории, или придумывает свои собственные версии истории. Но важно понимать: никто не в силах выбирать, стоит ли помнить травму. Это невозможно забыть. Она остается в нас, и никакие формы забвения не могут ее уничтожить. Это своего рода «темная память», которая, несмотря на все усилия, оказывает влияние на наше настоящее и, зачастую, формирует его.
МАЯНА НАСЫБУЛЛОВА
«Мой янтарь — это язык истории и памяти, через который я доношу проблемы ее избирательности» (Маяна)
МАЯНА НАСЫБУЛЛОВА
Маяна Насыбуллова родилась в 1989 году и пропустила советский период. «Но в своих работах исследует механизмы личной и коллективной памяти, а также проблематику репрезентации травмы советского общества с помощью художественных практик в искусстве» (из публикации галереи «Anna Nova»).
Вопрос исторической памяти занимает центральное место в ее работах. Художница считает, что после подписания документов о распаде Советского союза, этот период не закончился. Эта память принадлежит народу и является частью его. Это наследие и мировоззрение, которое сейчас передаётся от старшего младшему поколению через семейные рассказы, фотографии.
ВЫСТАВКА «EVERYTHING IS TERRIBLE» С 9 ИЮНЯ ПО 7 АВГУСТА 2022
С 9 июня по 7 августа в музее Вадима Сидура открылась персональная выставка «everything is terrible» Маяны Насыбулловой, куратор проекта Ольга Турчина. Выставка посвящена «феномену катастрофы как повторяющемуся процессу, разрушающий глобальную историю цивилизации».
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. 2022 г. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Выставка является современным прочтением Маяны и переосмыслением судьбы и творчества Вадима Сидура — художник, который вопреки советской системе, стал модернистским скульптором, он рефлексировал в своих работах на темы последствий войны, насилия и человеческой трагедии, так как был участником Второй Мировой Войны, так же художница в выставке говорит об образе войны и задаётся вопросом «Как вы делаете выставки, когда знаете, что происходит очень близко, где падают бомбы и ракеты, а люди умирают?» Ответом является экспонаты, которые объединяет образ катастрофы цивилизации и личной травмы. Маяна Насыбуллова объединяет контрастные текстуры и различные найденные объекты.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. «Война», 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Художница уточняет, что в центре экспозиции стоит скульптура молодого человека, тело с его несовершенствами, бессилие тела против разрывающей стали, героизма и сопротивления это усиливает и делает акцент на образе войны, катастрофы. Керамические изделия будто бы в немом крике, которые обычно рассматриваются как декоративно-прикладное искусство, внезапно в новом контексте становятся скульптурами. Следы пальцев остаются отпечатанными в теле глиняных фигур, что делает их участниками выставки со своим уникальным и неповторимым кодом идентичности, как и отпечаток пальца. Эти фигуры показывают, как каждый непродуманный жест может привести к катастрофе, которая может исказить, изменить и разрушить хрупкую жизнь.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. Разгневанные женщины, 2022 г. Керамика. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
Но затем в следующей комнате, появляется образ недостижимого рая, Райского сада. Однако выхода из этого рая нет. Все, что можете сделать посетитель выставки, это пройти по опасной тропинке из досок, чтобы вернуться в пространство разворачивающейся катастрофы, которая никогда не заканчивается. «Все это усиливает парадоксальность единовременного существования благополучного мира и разворачивающейся катастроф» (из публикации журнала «Объединение»). И только белые флаги из марли, медицинские повязки, выставленные снаружи, указывают на место травмы и заживления.
Фрагмент экспозиции проекта «Everything is terrible». Маяна Насыбуллова. «Райский сад» 2022 г. Фото: Иван Новиков-Двинский. Музей Вадима Сидура.
У этого проекта есть логическое продолжение. Выставка «Памятник памяти»
ВЫСТАВКА «ПАМЯТНИК ПАМЯТИ» 23 ДЕКАБРЯ 2022 — 12 МАРТА 2023
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
С 23 декабря 2022 по 12 марта 2023 год у Маяны Насыбулловой открылся новый персональный проект «Памятник Памяти» в галерее современного искусства «Anna Nova», куратор выставки Илья Крончев-Иванов. Художница продолжает исследовать «проблематику репрезентации травматического опыта и историчкой памяти». Этот проект — продолжение экспозиции в Музее Сидура.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Исходя из названия «память» — главное понятие исследования. Из него вытекают вопросы: как формируется коллективная память? что мы на самом деле помним? возможно ли высвобождение травмы? Тема осмысления наследия прошлого с оглядкой на современность и как прервать цикл страданий и избегать новые травмы. Становится центральной на выставке «Памятник памяти» художницы.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Проект начинается с экспозиции, которая переносит зрителей в пространство. Где на первый этаже галереи расположилась инсталляция «Исход», которая состоит из «антропоморфных» фигурок — керамических человечков, теряющие свою индивидуальность в волнообразном движении, совершают переход в неизвестность, тотальную миграцию или полное исчезновение — это уходящее общество. Это символизирует не людей, а призраков, чьи следы до сих пор хранят воспоминания о том, что произошло. Но там, где заканчивается общество, остаются только молчаливые свидетели — разрушенные и бесполезные памятники —хранители прошлого, которое больше никто не помнит.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Алексей Боголепов, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Алексей Боголепов, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
В галерее на втором этаже находится центральная инсталляция под названием «Памятник памяти». Небольшой мемориальный ансамбль. Он создает образ некого кладбища, но это скорее обратная сторона могилы братьев. Вместо скульптурных изображений воинов, здесь представлены плакальщицы. Вместо привычного вечного огня, в центре стоит колодец забвения, в который постоянно падают слёзы с ритмичным звуком «кап-кап».
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Алексей Боголепов, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Алексей Боголепов, 2022 г.
Монумент, созданный из белых пористых каменных блоков в память о прошлом, также отражает горе. Контуры, выбитые в камне, стекаются вниз, превращаясь в кровавые каменные слезы, которые остаются у его основания. Эти слезы, полные боли и отчаяния, безнадежно существуют, никому не нужны, подобно бесполезным камням. На обратной стороне памятника звучит заглушенный вопль, пронизывающий пространства.
Слезы одни из образов, подобно ранам, всегда хочется спрятать от глаз посторонних.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Алексей Боголепов, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Фрагменты экспозиции «Памятник памяти». Галерея Anna Nova. Фото: Дима Егоров, 2022 г.
Маяна Насыбуллова создает пространство скорби, где взаимодействие с «темными воспоминаниями» о советском прошлом помогает найти путь через горе и печаль к исцелению. Чтобы двигаться вперед, необходимо сначала осознать прошлое. Вдохновляясь «традициями мемориальных ансамблей как символами и источниками исторической памяти» (из статьи «Памятник Памяти» галереи «Anna Nova»), Насыбуллова видоизменяет ключевые элементы, сохраняя при этом присущую советскому монументализму эстетику и уникальность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Своей исследовательской работой Маяна Насыбуллова разбирается с понятием памяти и ее механизмами, раскрывая их сложности и фрагментированность. Она специально обращается к личным и коллективным историям, чтобы создать пространство для осознания и понимания прошлого и его влияния на настоящее. Ее работы часто содержат символические элементы, которые активируют эмоциональные источники, вызывая у зрителя сопереживание и эмпатию. Маяна Насыбуллова также рассматривает проблему репрезентацию травм в искусстве. Она исследует, каким образом можно визуализировать и передать сложные переживания и эмоции, связанные с травматическими событиями, чтобы вызвать у зрителя глубокое понимание и осознание происходящего. Ее работы отражают не только саму травму, но и пытаются показать ее воздействие на память и сознание, подчеркивая важность и необходимость диалога и осмысления прошлого.
[сайт]. — URL: https://www.annanova-gallery.ru/artists/318-/overview/
[сайт]. — URL: https://placeofart.ru/statja-24
[сайт]. — URL: https://artuzel.com/content/zhutkoe-otrazhenie-nastoyashchego-neskolko-slov-o-vystavke-mayany-nasybullovoy
[сайт]. — URL: https://obdn.ru/articles/horoshiy-primer-vystavka-mayany-nasybullovoy-pamyatnik-pamyati
[сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskaya-pamyat-i-samoidentifikatsiya-postsovetskogo-obschestva/viewer
Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика 2014 г. — 70 с.– 76с.
Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика 2014 г. — 2 с. — 5 с.
Avery F. Gordon. Ghostly Matters 1997 г. — 137 — 193 с.