
Художник, граффити-райтер, значимое лицо уличного искусства
— Стирает границы между граффити, технологиями и философскими вопросами о будущем. — Сознательно скрывает частную жизнь. — Создал рекордный гобелен. — Технологии не убьют творчество, а станут его новым языком. — Был, есть и будет искусным провокатором.
Кто же это?
Миша Most — ключевая фигура российского уличного искусства, чьё творчество стирает границы между граффити, технологиями и философскими вопросами о будущем.
Родившись в 1981-м, он стал свидетелем зарождения российского стрит-арта — того самого «детства» культуры, где граффити ещё не было товаром, а исключительно языком улицы. Путь художника начинается в 1997-м, когда Москва только-только впитывает в себя первые теги. Здесь Миша оставляет следы — прокладывает некие маршруты для тех, кто придёт позже.
Анонимность — второе «Я»

Most сознательно скрывает частную жизнь, что говорит в интервью с Александром Генерозовым: «Я ревностно охраняю эту сторону жизни». Однако, нельзя не отметить, что в данной реальности технологий это сделать в разы сложнее. Он держит в тайне даже фамилию, называя попытки сохранить анонимность «приятным внутренним спокойствием».
О детстве Миши также известно немногое, лишь какие-то вырезки фактов. К примеру, что он любил рисовать на последних страницах тетради во время уроков, а позже на лекциях в институте. Художник отмечает, что переход от школьных рисунков к уличному искусству стал естественным продолжением творческой практики. Несмотря на отсутствие формального художественного образования, он считает важным изучение искусств и не пренебрегает самостоятельному ознакомлению с классическими техниками (масло, акварель, уголь). Основное формирование его навыков проходит через постоянную практику, участие в первых московских граффити-командах и самостоятельное изучение современного искусства.
Должен быть интерес к работам, а не к их автору
Также художник отчасти скрывает лицо. На всех немногочисленных фотографиях Мишу можно увидеть исключительно в очках. Как говорит сам, он желает внимания не к своей личности, а к своему творчеству, которое точно сможет рассказать больше.
Общепризнанные проекты художника

Most начал писать будущее обыкновенными баллончиками. Его творчество можно назвать настоящей хроникой цивилизации, где технологии и человек сталкиваются, как титаны в греческой мифологии. Он смелый и, грубо говоря, не боится слова.
Миша даже был номинирован на Премию Кандинского в 2008 году за серию «Диалоги», где использовал тексты из Конституции РФ. Конкретно в 2009 году в рамках этой серии фигурировала 29-я статья Конституции о свободе слова. Но это далеко не единственное его достижение.
Международная слава или как Most побивает рекорды
Миша Most, г. Выкса
В 2016 году в Бронксе он создал 300-метровую фреску, что казалось практически нереальным масштабом, а уже через год в Выксе на заводском фасаде появился рекордный мурал — 10800 квадратных метров. В его проектах промышленный пейзаж растворяется в геометрии. Эти гигантские работы, как диалоги с эпохой: «Что останется, когда мы исчезнем?» — спрашивает художник, рисуя на стенах, которые могут стать последними свидетелями цивилизации.
Лаборатория уличного искусства

В 2017 году на Винзаводе Most представил дрона-художника — машину, которая сама оживляет стены. Эта заурядная техника несет за собой некую метафору: искусство, освобождённое от человеческих ограничений. Миша будто программирует пространство. Проекты на Винзаводе несомненно стали лабораторией уличного искусства Москвы, где художники, как учёные, экспериментировали с формами и смыслами.
Знания и опыт передаются последователям
Говоря о лекциях художника об уличном искусстве, можно подметить, что они — самые настоящие манифесты, где стрит-арт сравнивается с революцией, а граффити — с поэзией. Most, как провидец, предсказывает будущее, что технологии не убьют творчество, а станут его новым языком.
Осмысление увиденного
Работы некогда обычного граффитиста представляют из себя симбиоз между новаторством и традиционными художественными практиками, акцентируя внимание на современности и ее влиянии на общество. Миша видит в стрит-арте способ экспериментировать с новыми форматами, не ограничиваясь масштабами пространства. Художник не ставит задачу пропагандировать своё творчество, а скорее призывает к диалогу через свои проекты и эксперименты, оставляя интерпретацию зрителям. Most был, есть и будет искусным провокатором, сочетая райтерство с прогрессом и поднимая важный вопрос о том, что нас ждет завтра.
Достижения, сочетающие масштаб, технологии и философский подтекст, закрепили его статус как одного из ведущих художников стрит-арта