

Галина Севрук «Дух предков», 1965
Рубрикатор
1. Концепция 2. «Сычик+Хрущик» 3. «Под аркой» 4. Группа «Время» 5. Алла Горская 6. Заключение
Концепция
Современный мир отличается огромным разнообразием искусства. Оно может иметь разные формы и стили, и каждое из них имеет право на существование и публичную демонстрацию. Любитель творчества может найти много различных выставок, которые станут интересными и полезными. Инсталляции могут быть посвящены как работам известных мастеров, так и творчеству начинающих художников. Каждый день проходит множество экспозиций, и все без исключения музеи всегда рады новым гостям, предлагая им открыть удивительный мир искусства.
К сожалению, в некоторых странах существует практика запретов на свободное творчество. Часто репрессии были связаны с личными взглядами правительства на искусство, доказательством этого является запрет на произведения, вызывающие негативные эмоции у политических деятелей.
Некоторые типы искусства считаются оскорбительными или неприемлемыми для общества, и в таких случаях они могут быть запрещены или подвергнуты цензуре. Однако, многие люди, включая художников и искусствоведов, считают, что такие вмешательства противоречат свободе творчества и свободе слова, которые считаются неотъемлемыми правами в любом демократическом обществе.
В СССР жесткая цензура искусства была обычной практикой в течение многих лет. Государство строго контролировало все формы творчества, обращая особое внимание на критикующие и сатирические работы, которые могли оскорбить идеологию режима. В течение периода сталинской эпохи, эта практика достигла своего апогея, искусство открыто преследовалось и многие работы были уничтожены.
Украинская Советская Социалистическая Республика была одним из наиболее строго регулируемых регионов СССР, что повлияло и на сферу культуры. Идеологический контроль был особенно сильным, что сказалось на свободе и толерантности к оппозиционному творчеству, в отличие от более либеральных мест в метрополии.
Тем не менее это дало толчок для развития «тихого искусства», которое демонстрировало различные жанры и стили, от абстрактного и экспрессионистского до графического дизайна и видеоискусства. Выставки были неофициальными и считались площадкой для свободного и беспристрастного творчества.
Сами экспозиции были время от времени запрещены и разгромлены властями во время их проведения. Тем не менее, они стали значимым явлением в истории искусства, которое изменило отношение к свободе и независимости творческих выражений. Так как культурная жизнь Украины, как и остальных советских республик, протекала под пристальным вниманием, все же было интересно рассмотреть, что из себя представляли мастера и их подпольные выставки, и по каким они причинам запрещались.
«Сычик+Хрущик»
Украинское подполье — андеграундное движение, существовавшее с конца 1950-х до начала 1990-х, также называвшееся «второй волной авангарда», было запрещено в Советском Союзе. Деятели искусства в то время проводили подпольные выставки, которые были неофициальными, так как не подвергались цензуре со стороны советских властей, которые отвергали творчество, не соответствующее официальной идеологии партии.
Квартирные выставки были самой первой формой неофициального искусства. Художники проводили их в своих жилых помещениях, чтобы показать свои работы друзьям и коллегам. С течением времени неофициальное искусство стало более поощряемым зрителями, и художники начали организовывать выставки на более крупных площадках, в том числе на улицах и в концертных залах.
Одесские нонконфрмисты, Валентин Хрущ в нижнем ряду посередине, 1960-е
Валентин Хрущ и Станислав Сычёв
Известность андеграундного движения получила новый толчок после выставки «Сычик+Хрущик», организованной Станиславом Сычёвым и Валентином Хрущем в 1967 году.
«Заборная выставка» у Оперного театра, Одесса, 1967
Художники решили выразить свой протест против политики выставочных комитетов и установили свои картины на уличном заборе, что привлекло большую аудиторию. Однако выставка продлилась всего три часа, после чего ее разогнала милиция. Этот инцидент стал исторической «Заборной выставкой».
«Заборная выставка» у Оперного театра, Одесса, 1967
Выставки в квартире-мастерской художника Олега Соколова, Одесса, 1970-е
Простая потребность в показе своих работ стала причиной проведения «Заборной выставки». В результате возникла традиция на показ экспозиций в квартирах художников: в 70-х годах в Одессе они проходили каждую неделю в квартирах Олега Соколова, Александра Ануфриева, Маргариты Жарковой, Виктора Маринюка и Людмилы Ястреб. Также выставки проводились в квартире коллекционера Владимира Асриева, расположенной между офисами КГБ и МВД.
Реконструкция «Заборной выставки», Музей современного искусства, Одесса
В мемориальном зале Музея современного искусства Одессы выставлены экспонаты «Заборной выставки», в том числе есть реконструкция самой выставки и даже надписи на заборе.
«Под аркой»
В 1965 году состоялась выставка нонконформистского искусства под названием «Под аркой» в Харькове. Среди участников были такие авторы, как Вагрич Бахчанян, Анатолий Крынский, Борис Михайлов, Геннадий Тубалев, Михаил Басов и другие. Часть из них училась у популярных авангардистских художников, действующих в Харькове, в числе которых Алексей Щеглов, Василий Ермилов и Борис Косарев.
Фотографии Геннадия Тубалева и Бориса Михайлова
Свое название выставка получила по причине того, что художники прятались от КГБ в глубине двора на Сумской улице.
Юрий Милославский, Эдуард Лимонов, Вагрич Бахчанян, 1966
Также очень туманно, в духе конспирологии тех лет, адрес андеграундной выставки в глубине дворов на Сумской в своем романе «Молодой негодяй» описал харьковский хулиган Эдуард Лимонов:
«Где-то после кафе „Пингвин“ и еще до улицы, пересекающей Сумскую у границы сквера „Зеркальной струи“, нарядно одетые (Эд в болотного цвета свитере до колен, Анна в платье цвета опавших листьев и плаще-болонья), они свернули во двор. Пересекши его, замечательно освежаемый сушащимся бельем обитателей, они прошли во второй двор, более пустынный. Совсем темный и узкий туннель вел в третий двор. В месте, более подходящем для прогулки заключенных, чем для выставки, действо уже было в полном разгаре… На Сумской, у входа в первый двор, Мотрич поставил на ветру и солнце несколько „левых“ хулиганов, которые подозрительными глазами оглядывали прибывающих на выставку интеллигентов, пытаясь выявить кагебешников».
Группа «Время»
Понятие «харьковской фотографии» часто связывают с периодом 1970-1980-х годов, который считается ключевым моментом для этого направления. Основу Харьковской школы фотографии составляет группа «Время», созданная в 1971 году и в которую входили Борис Михайлов, Олег Малеваный, Юрий Рупин, Евгений Павлов, Александр Супрун, Александр Ситниченко, Геннадий Тубалев и Анатолий Макиенко.
Харьковский Дом ученых, городской особняк, построенный арх. А. Бекетовым 1897 (при участии В. Кричевского) для своей семьи, первоначальный вид
Группа «Время», начиная с момента основания, была известна только в узких кругах. Но накопила достаточно, чтобы впервые проявиться в 1983 году в ходе проведения показа в городском Доме ученых. Этот выставочный проект, стал первым официальным для группы и получил широкий резонанс в обществе.
Проведенный в 1983 году ивент стал «точкой невозврата» и началом для всей обновленной культурной сферы. Фотография сыграла ключевую роль в этом процессе, выступая генератором новых смыслов и форм художественного общения.
Борис Михайлов «Наложение» (Вчерашний бутерброд), 1965-1981, экспозиция выставки «Запрещенное изображение», Киев, 2019
Борис Михайлов «Наложение» (Вчерашний бутерброд), реконструкция слайд-шоу с музыкой Pink Floyd 1960-1970-х, экспозиция выставки «Запрещенное изображение», Киев, 2019
Евгений Павлов, из серии «Скрипка», серебряно-желатиновая печать, 1972
Евгений Павлов, из серии «Скрипка», серебряно-желатиновая печать, 1972
Принимая во внимание объем работы, который уже был выполнен коллективом «Время», можно сказать, что выбранные для выставочного проекта произведения не были особо резкими, за исключением инсталляции «Наложений» в презентации Михайлова и «опасной» павловской «Скрипки», отображающая персонажей в их полной наготе. Тем не менее, коллектив подтверждал свою эстетическую платформу, входя в зону общественного конфликта и защищая свое право на индивидуальность, свободу художественного выражения, таким образом контролируя вмешательства в область фотографии.
Геннадий Тубалев, «Без названия» и «Привидение матриархата», серебряно-желатиновая печать, 1970-е
Александр Супрун, «Дары осени», фотоколлаж, серебряно-желатиновая печать, 1975; «Бакенник», из серии «Монтажи», фотомонтаж, серебряно-желатиновая печать, 1977
Александр Супрун, «Весна в лесу», фотоколлаж, серебряно-желатиновая печать, 1975
Снимки Геннадия Тубалева представляли собой другой тип точки зрения, содержащей скрытые подтексты, иронические коды. Среди всех авторов Александр Супрун был наиболее лояльным, но его работы также содержали скрытую деформацию. Техника коллажа, основанная на энергии деконструкции, была распознаваема в работе «Весна в лесу», наполненная огромной внушающей силой и напоминающая галлюцинацию.
Олег Малеваный, «Предчувствие», из серии «Гравитация», фотоколлаж, серебряно-желатиновая печать, 1976; «Фреска», фотомонтаж, 1973
Работы Олега Малеваного, включая в них его символичную серию монтажей «Гравитация» с сюрреалистическими апокалиптическими подтекстами, тоже были представлены на выставке коллажных экспериментов. В экспозиции были показаны его цветные шедевры. Особенной выразительностью отличалась «Фреска», отражающая результаты экспериментов с цветом. Участие Михайлова в качестве модели придавало небывалую остроту и эмоциональность.
Олег Малеваный, «Акт III», композиция, многослойная, пигментная, 8-цветная печать, 1972; «Ожидание», техника цветной изогелии, 1971
На выставке, которая включала в себя работы Малеваного, Рупина и Павлова, была заявлена телесная тема, наиболее ярко выраженная в мужских и женских нюдах. Рупин даже выражал свое недовольство тем, что ему пришлось зацензурить части некоторых работ, чтобы избежать запрета на их публичное демонстрирование. Тем не менее, на выставке агрессивное обнажение было вызовом, который, казалось, отвергал репрессивные нормы советского общества вместе с одеждой.
Юрий Рупин, «Ночь», серебряно-желатиновая печать, 1974; «Баня», фотографика, 1972
Неординарное событие собрало огромную толпу зрителей. По факту выставка стала шагом для развития, следуя после уличных выставок в Харькове середины 1960-х.
Конференция на выставке группы «Время» в Харьковском доме ученых, фото Виктора Кочетова, 1983
Снимок с Юрием Рупиным, символически бросающим вызов ленинскому барельефу, придала событию сюрреалистический оттенок. Конференция в зале стала осознанным проявлением мощности фотографии как нового медиума коммуникации. Но в разгар мероприятия директор ХДУ пыталась вызвать КГБ, тем не менее активисты и заместитель директора помешали ей, а неизвестные «под шумок» сняли фотографии со стен и унесли в автомобиль, оставив директора и КГБ ни с чем.
Юрий Рупин выступает на конференции на выставке группы «Время» в Харьковском доме ученых, фото Виктора Кочетова, 1983
Как итог, событие продемонстрировало ключевые направления нонконформистской группы, включая новые поэтику «плохого качества», огрубленную реальность в снимках и закодированную иронию. Анализ состава выставки показал, что авторы отдавали себе отчет в вызывающем характере своих работ. В целом экспозиция стала основой для создания субкультурного стиля и получила название «харьковская школа фотографии».
Алла Горская
Алла Горская, ученица Киевской художественной средней школы им. Т. Г. Шевченко, 1947; Алла Горская, 1945, Алла Горская пишет портрет Людмилы Семикиной, середина 1960-х
Помимо выставок и объединений интересно ознакомиться с украинскими художниками, которые работали вне идеологических канонов и часто подвергались гонениям со стороны властей.
Алла Горская одна из самых ярких представительниц, которая творила тайно и вне системы. В начале она имела перспективный путь художницы СССР. Сразу после окончания художественного института принимала участие во всесоюзных и международных выставках, получала заказы от Министерства культуры, и была членом Союза художников. Однако, ее отношения с властью стали ухудшаться из-за общения с украинской интеллигенцией, которую режим считал «буржуазными националистами».
Алла Горская, «Автопортрет в синем», 1955; «Автопортрет», 1958
Со слов сына художницы Алексея Зарецкого: «Именно с 1960 года, работая в Чернобыльском районе, она полностью нашла свой художественный язык — не только художественный, но и жизненную эмоциональную составляющую».
Алла Горская, слева «Портрет колхозницы», сверху «Припять. Паром», снизу «Гуси», 1961
Горская вместе с украинской интеллигенцией создали Клуб творческой молодежи «Современник», где проводились литературные вечера, на которых были открыты произведения, запрещенные в то время. Была создана экспериментальная театральная студия и готовы постановки по произведениям Михаила Стельмаха и Николая Кулиша, которые также были запрещены.
Алла Горская с коллегами у мозаики «Знамя Победы», музей «Молодая гвардия», Краснодон, зима 1969-1970; Алла Горская во время работы над мозаичным панно, Донецк, 1965
В 1960 году Алла Горская, Леся Танюк и Василий Симоненко, организаторы «Современника», серьезно взялись за украинскую культуру, что привело их к гражданскому активизму. Они предложили киевскому горсовету обнародовать то, какие жестокие меры предпринимал НКВД. Но непосредственно эта просьба и приведет к тому, что «Современник» закроют навсегда.
«Т. Г. Шевченко. Мать», эскиз витража, графика, 1964
В том же году Горской и ее коллегам было поручено создать витраж для фойе красного корпуса Киевского государственного университета. Они представили вариант, названный «Т. Г. Шевченко. Мать», который показывал поэта в архаическом иконообразном стиле. Тем не менее, администрация университета решила уничтожить эту «идеологически враждебную» работу и заодно исключить Горскую из состава Союза художников.
Алла Горская, Виктор Зарецкий, Борис Плаксий, панно «Ветер» в экстерьере бывшего ресторана «Ветряк», 2019
В 1961 году художницу возобновят в членстве, а до этого времени во второй половине 1960-х она принимала участие в создании нескольких монументальных работ, включающие в себя росписи в киевских ресторанах «Ветряк» и «Полтава». Однако в 1968 году ее вновь исключили из Союза художников из-за правозащитной деятельности и поддержки диссидентов.
Через два года после этого, в возрасте 41 года, Алла Горская умирает при неизвестных обстоятельствах. Друзья художницы подозревают, что ее смерть была подстроена КГБ. Несмотря ни на что, это событие продемонстрировало украинской интеллигенции безжалостность партийной власти. Гибель Аллы Горской поспособствовала усмирению многих «несогласных».
Заключение
Быть неофициальным художником, значит подвергать риску свое благосостояние и карьеру. Эксперименты в искусстве считались опасными и наказуемыми, так как они подразумевали пересечение запретных границ, не говоря уже о том, что происходило с активистами, пытавшимися в своих работах использовать искусство для политического оппозиционного движения.
История украинского искусства позднесоветского периода полна примеров не только резкой критикой, уничтожением работ, но и преследованиями мастеров со стороны властей. В конце 1970-х годов произошло неполное принятие неофициального искусства благодаря легкой либерализации социальной системы, что позволило подпольным художникам выставить свои работы на отдельных официальных выставках. Несмотря на это, художники продолжали создавать новаторские и необычные художественные работы в подпольных условиях, а позже с распадом Советского Союза и обретением независимости Украины в 1991 году, явление «тихого искусства» в Украине логично подошло к своему концу.
Украинский андерграунд — Ukrainian underground // qwerty.wiki URL: https://dev.abcdef.wiki/wiki/Ukrainian_underground (дата обращения: 23.05.23).
ХУДОЖНИКИ // Ukrainian Unofficial URL: http://www.archive-uu.com/ua/artworks (дата обращения: 23.05.23).
Украинская культура советской эпохи // Студопедия URL: https://studopedia.su/14_159322_VI-ukrainskaya-kultura-sovetskoy-epohi.html (дата обращения: 23.05.23).
История неофициального искусства Украины: Часть 1-я. Оттепель // L’Officiel URL: https://officiel-online.com/special-projects/the-ukrainian-unofficial-art-history/part-1/ (дата обращения: 23.05.23).
История неофициального искусства Украины: Часть 2-я. Застой // L’Officiel URL: https://officiel-online.com/special-projects/the-ukrainian-unofficial-art-history/part-2/ (дата обращения: 23.05.23).
Заборная выставка // GRAD.ua URL: https://grad.ua/ru/istoriya-odessy/75717-zabornaya-vystavka.html (дата обращения: 23.05.23).
Заборная выставка // Wikipedia URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Заборная_выставка (дата обращения: 23.05.23).
Валентин Хрущ. Одесское подполье эпохи застоя // Амнезія URL: https://amnesia.in.ua/valentin-hrusch (дата обращения: 23.05.23).
«Чтобы снимать выше третьего этажа, нужно было официальное разрешение»: Публикуем фрагмент из книги о Харьковской школе фотографии // Bird in Flight URL: https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/kharkiv-photo-forum-pavlova-book.html (дата обращения: 24.05.23).
ДНЕВНИК ФОТОГРАФА: ТРИДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ // ФОТОЖУРНАЛ URL: http://photo-element.ru/story/rupin-2/rupin-2.html (дата обращения: 24.05.23).
Харьковская школа фотографии: Евгений Павлов // ART UKRAINE URL: https://artukraine.com.ua/a/kharkovskaya-shkola-fotografii--evgeniy-pavlov#.ZG3ZrUzP07F (дата обращения: 24.05.23).
Тело «Времени» ХАРЬКОВСКАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА «ВРЕМЯ» (1971–1980-Е) // Research Platform Online Tool URL: https://archive.pinchukartcentre.org/reviews/telo-vremeni-harkovskaya-fotograficheskaya-gruppa-vremya-1971-1980-e-tekst-podgotovlen-i-vpervye-opublikovan-v-sztuka-europy-wschodniej-rasshirennaya-i-dopolnennaya-versiya-opublikovana-v-ramkah-sot (дата обращения: 24.05.23).
ОБ ОДНОДНЕВНОЙ ВЫСТАВКЕ ГРУППЫ «ВРЕМЯ» В ХАРЬКОВСКОМ ДОМЕ УЧЕНЫХ // Your Art URL: https://supportyourart.com/columns/vremya-vystavka/ (дата обращения: 24.05.23).
Олександр Супрун. Серія «Монтажі». Фотомонтаж. Срібно-желатиновий друк // Research Platform Online Tool URL: https://archive.pinchukartcentre.org/works/oleksandr-suprun-seriya-montazhi-fotomontazh-sribno-zhelatinovij-druk (дата обращения: 24.05.23).
ЄВГЕНІЙ ПАВЛОВ: «БЫЛА ОДНА ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИЛА — ПОТРЕБНОСТЬ СДЕЛАТЬ ФОТОГРАФИЮ В ГЛАЗАХ ДРУГИХ ИСКУССТВОМ» // Your Art URL: https://supportyourart.com/specialprojects/researchplatform/pavlov/ (дата обращения: 24.05.23).
История неофициального искусства Украины // Livejournal URL: https://vakin.livejournal.com/2520065.html (дата обращения: 24.05.23).
ИСТОРИЯ НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА УКРАИНЫ: 5 ХУДОЖНИКОВ, КОТОРЫХ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ // LiveInternet URL: https://www.liveinternet.ru/community/lj_vakin/post461419216/ (дата обращения: 24.05.23).
http://viknaodessa.od.ua/old-photo/?teatr_opernyj_posle_1944_goda (дата обращения: 23.05.23).
https://avatars.mds.yandex.net/get-entity_search/1540656/355849659/S122x183_2x (дата обращения: 23.05.23).
https://dev.abcdef.wiki/wiki/Valentin_Khrushch (дата обращения: 23.05.23).
https://grad.ua/ru/istoriya-odessy/75717-zabornaya-vystavka.html (дата обращения: 23.05.23).
https://ru.advisor.travel/poi/Muzey-sovremennogo-iskusstva-Odessy-21177/photos (дата обращения: 23.05.23).
https://grad.ua/ru/istoriya-odessy/75717-zabornaya-vystavka.html (дата обращения: 23.05.23).
https://ru.wikipedia.org/wiki/Заборная_выставка (дата обращения: 23.05.23).
https://amnesia.in.ua/valentin-hrusch (дата обращения: 23.05.23).
https://birdinflight.com/ru/vdohnovenie/kharkiv-photo-forum-pavlova-book.html (дата обращения: 24.05.23).
https://archive.pinchukartcentre.org/reviews/telo-vremeni-harkovskaya-fotograficheskaya-gruppa-vremya-1971-1980-e-tekst-podgotovlen-i-vpervye-opublikovan-v-sztuka-europy-wschodniej-rasshirennaya-i-dopolnennaya-versiya-opublikovana-v-ramkah-sot (дата обращения: 24.05.23).
https://archive.pinchukartcentre.org/works/oleksandr-suprun-seriya-montazhi-fotomontazh-sribno-zhelatinovij-druk (дата обращения: 24.05.23).
https://supportyourart.com/specialprojects/researchplatform/pavlov/ (дата обращения: 24.05.23).
https://arthive.com/uk/artists/67931~AGorskaja_AZalivakha_GSevruk_LSemykina_GZubchenko/works/383203~TG_Shevchenko_Mat'_Eskiz_vitrazha (дата обращения: 24.05.23).
https://uk.m.wikipedia.org/wiki/Файл: Панно_Вітер.jpg (дата обращения: 24.05.23).