
КОНЦЕПЦИЯ
ОТ ФОРМАТВОРЧЕСТВА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ДИЗАЙНУ Развитие в мировых тенденциях лаконичного индустриального дизайна: от Бидермейер, Де Стейл, Баухаус до появления IKEA.
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРЕДМЕТНОГО ДИЗАЙНА: БАЛАНС ЭСТЕТИКИ И СТОИМОСТИ Баланс низкой стоимости изделия и его эстетической наполненности, как основополагающий элемент в формировании вкуса массового потребителя.
ПРЕДПОСЫЛКИ IKEA В РОССИИ, XX ВЕК Советский и западный интерьерный дизайн: сходства, различия, взаимосвязи-заимствования.
СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ЗАРЕ НУЛЕВЫХ: НА СМЕНУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ РОМАНТИЗМУ Капиталистический романтизм, как отражение души нового русского и почему IKEA победила безвкусицу.
ВЫВОД
Всё, что нас окружает — в той или иной степени можно назвать «дизайном», ведь любой предмет в нашем быту — рукотворный, а значит является продуктом человеческой мысли. С древнейших времен именно дизайн формирует восприятие человека действительности, создаёт культуру в повседневности, служит проводником, связующим звеном между индивидом и материальным миром. Грубо говоря, дизайн — это и творчество, и научный замысел одновременно, благодаря которому можно спланировать основополагающие тенденции в конструировании и производстве предметов интерьера и экстерьера. Основное отличие дизайна от формотворчества — это бесконечный процесс оптимизации, редко дизайнер изобретает радикально «новое», как правило, основная его задача — это улучшить уже имеющееся, свести набор разрозненных функций и опций к одной точке для наиболее удобного их использования. Появление колеса — это огромная веха в истории человечества, определившая его дальнейшее развитие, долгий процесс оптимизаций благодаря которому из простейших предметов появился один рукотворный, приведённой к простой, но искусственной форме — кругу.
Появление цемента в 18-м веке, оказало огромное влияние на облик наших городов: широкие проспекты, многоэтажки, мосты и другая инфраструктура.
И все-таки важный аспект дизайна, который отличает его от других научных сфер — творческая составляющая. Да, дизайн — это наша повседневность, а дизайнер — человек, чья деятельность напрямую связана с материальными объектами. Но в этом и вся «фишка» данной профессии, необходимо максимально ёмко внести своё творческое озарение в условиях ограниченности задачи, не уходя в форматворчество. Дизайнеры работают, исходя из социальных, экономических, культурных условий эпохи. Здесь может возникнуть некий диссонанс: дизайнеры творят в рамках определённых условий, трендов и одновременно смотрят в будущее, определяют его. Здесь важно отметить, что настоящий «дизайн», постоянно развиваясь, лишь ориентируется на опыт и примеры прошлого и создаёт преображённый оптимизированный продукт, ставя во главу функциональность и красоту, как её производную. Работа дизайнера — это работа с будущим и его обликом, где важное место отводится эстетике.
Ведь использовать, например, «красивую» кофеварку приятнее, чем грубый набор механизмов в его первозданном виде. Можно сказать, что дизайн — формирует вкус целых поколений, а промышленный дизайн — продукты массового производства, доступные большим слоям населения, создают образ окружающего нас мира, напрямую влияют на наше мышление и стиль жизни.
Исходя из вышеперечисленного, в своём визуальном исследовании я бы хотел рассмотреть яркий пример победы функционального дизайна над пошлостью, а именно: феномен появления IKEA в России XXI века, как знаковый аспект в формировании вкуса массового потребителя после упаднических тенденций в развитии культурной среды и дизайна 90-х. — 2000-х. На заре нулевых «новые русские» — социальный класс, сделавший финансовое состояние в «Лихие девяностые» после распада СССР, стремятся очень экспрессивно подчеркнуть свой социальный статус, из-за чего в моду входят гротескные интерьеры с неоклассическим аглидизайном и аляпистым декором.
Позднее, с формированием стабильного среднего класса, эту моду перенимают архитекторы и дизайнеры «средней руки», огласив своими работами новый стиль: «Капиталистический романтизм», отражающий запрос на перемены надоевшего советского образа жизни и романтизацию досоветской имперской России. По прошествии лет, кампром был заклеймлён безвкусным: здания и интерьеры в этом стиле диссонировали своей вызывающей дороговизной с массовой бедностью россиян в начале века. В это же время 22-го марта 2000 г. в России открывается первый гипермаркет IKEA, предлагающий минималистичные и функциональные предметы интерьера доступные массовому потребителю. В течении нескольких лет IKEA захватывает рынок и становится основным поставщиком «хорошего вкуса» на пространстве СНГ, параллельно с этим меняется социально-культурный фон, люди по-другому — более осознанно — начинают смотреть на жилую среду, в моду возвращается лаконичный дизайн.
Чтобы отследить влияние IKEA на формирование общественного вкуса в России, я хочу рассмотреть развитие индустриального дизайна в целом, а также инструменты воздействия, которыми он располагает, обратиться к историческим источникам и сформировать облик жилой среды в России до появления IKEA и после.
ОТ ФОРМАТВОРЧЕСТВА К ИНДУСТРИАЛЬНОМУ ДИЗАЙНУ
Появление «промышленного дизайна», хоть этот термин и ввели гораздо позже, напрямую связан с промышленной революцией в Англии. Тогда, с возникновением паровых двигателей и станков, вошли в моду, в отличии от декоративных стилей предыдущих периодов неоклассицизма, изящные предметы, созданные по классическим правилам пропорций, но с упрощённой функциональностью.
Древнегреческий стул клисмос / Стул клисмос, Николай Абрагам Абильдгор, 1790 г.
Фрагмент фронтисписа Ульяма Хогарта «Анализ красоты», 1753 г.
Одним из первых манифестов функциональной эстетики стала книга Ульяма Хогарта «Анализ красоты». В ней автор рассматриваете появление потребительских товаров, и заявляет, что «эстетическая красота предмета достигается его функциональной целесообразность».
Хогарт выдвигает в основу эстетической целесообразности волнистую линию, построенную по строго определённым правилам, заключив в ней принцип непреходящей красоты.
Литой чугунок, Абрахам дерби, 1710 г. / Первый паровоз Ричарда Тревитика, 1801 г.
Однако урбанизация и увеличение численности городского среднего класса порождают стиль, уничижительно названный — Biedermeier, от немецкого bieder — обывательская ограниченность, и Meier — распространенная немецкая фамилия. Он также наследовал традиции неоклассицизма в своём визуальном облике, однако с большой долей упрощения, как внешнего, так и производственного, благодаря технологии ламинирования, из-за которой появилась возможность производить мебель серийно, большими партиями. Визуальный образы этого стиля заметны и в современном дизайне.
Письменный сто эрцгерцогини Софии, 1825 г. / Жак Адне, полукруглый стол из красного дерева, около 1936 г.
Стул Джозефа Уриха, конец 1825 г. / Стул Арне Якобсона, 1952 г.
Тем не менее, именно Михаэль Тонет, довел стиль Бидермейер до максимального упрощения формы и высокого уровня воспроизводства, ознаменовав начало модерна. В основе производства «венского» стула лежит технология гнутья цельного деревянного элемента паром без дополнительных проклеек отдельных слоев.
Пожалуй, мебель фабрики братьев Тонет, поистине, первый серийный продукт массового производства. Простота её конструкции позволяла добавлять различные декоративные элементы, сохраняя при этом начальную лёгкость и силуэт. В каталогах Тонет мебель по своему вкусу мог подобрать почти любой желающий. Организация такой фабричной системы производства оказала огромное влияние на всю социальную систему.
Важным событием для развитие промышленного дизайна стало образование Немецкого Веркубунда. Идея этой организации была заключена в реформировании дизайна: создании тесных связей между дизайнером и производителем. В специально разработанной учебной программе Веркбунда восхвалялся механизированный труд, описывались технологические процессы и применяемые к ним требования для создания различных изделей.
Карманные часы и дуговая лампа Петера Беренса для AEG
К максимальному упрощению формы пришли Нидерландские художники, организовав группу «Де стиль», в основе их творчества лежали строгие вертикальные и горизонтальные линии, а также цвета определённого спектра. Модернисты этой группы призывали к формированию международного единства в жизни, культуре и искусстве.
Экстерьер / интерьер дома «Шредер» и «Красно-синий» стул Геррита Ритвельда
Ни чуть не преуменьшая, главной вехой в развитии мирового промышленного дизайна стала школа Баухаус, несмотря на её первоначальную идею — объединение ремесленных мастерских, очень быстро руководство школы пришло к концепции строгого функционализма с учётом крупномасштабного промышленного производства и эстетике машинного труда.
Детская колыбель, Питер Келер / Чайник Tea infuser, Марианна Брандт / Wassily, Марсель Бройер / Стул Brno, Людвиг Мис ван дер Роэ
Если говорить о истории IKEA, то нельзя опустить скандинавский модернзим и Алвара Аалто с его супругой Айно Аалто. Они успешно работали с техниками пригодными для массового производства: ламинированием и гнутьём древесины, а также со стеклом. В результате на свет появились множество работ, отвечающих запросам современности.
Кресло для туберкулезного санатория, 1932 г. / сервировочный столик для чая 1936 г.
Stool 60, Алвар Аалто
Каталог IKEA 1971 г.
Примечательно, что IKEA, появившаяся уже в 1942-м году долгое время оставалась лишь «маленьким» мебельным магазином. Своё производство им удалось запустить только к 1962-му году, и первые модели, выпускаемые компанией не отличались оригинальным дизайном, однако для выгоды производства они значительно оптимизировались. Тем не менее, «культовый дизайн» от проверенных авторов гарантировал эстетическую привлекательность товара, а дешевизна производства — потребительскую популярность.
Оригинальный стул THONET № 18 / Стул, производимый IKEA, — Olga.
le fauteuil № 401 Алвар Аалто, 1931 г. / Poeng IKEA armchair
Stool 60, Алвар Аалто / табурет Frosta IKEA
20-06 stacking chair, Norman Foster / a chairs meltrop IKEA
СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ: БАЛАНС ЭСТЕТИКИ И СТОИМОСТИ
Важный аспект в доступности предметов промышленного дизайна, а следственно и в последующем формировании коллективного вкуса потребителя — это низкая стоимость товара, достичь которой можно лишь максимально упростив производство продукта путем оптимизаций и улучшений. При этом изделие должно оставаться эстетически приятным в использовании. Ранний функционализм, в рамках которого архитекторы стремились к решению конкретных утилитарных задач, следуя условной формуле: функция — конструкция — форма — качество, например, оставался лишь концептуальным явлением, и на деле предметы, созданные в рамках этого стиля, стоили баснословно дорого, так что позволить себе их могли лишь единицы.
Так например проект виллы «Савой», созданный Ле Корбюзье мог позволить себе крупный промышленник –Пьер Савой, и речи о дизайне, доступном массам здесь речи не шло. Однако нельзя отрицать, что такие экспериментальные проекты были необходимостью, благодаря им в будущем схожие предметы интерьера будут производиться на конвейере огромными партиями, а бетонные панели для строительства зданий — на комбинатах.
Однако вернемся назад и посмотрим почему Михаэль Тонет, почти за 50 лет до появления раннего функционализма, смог создать мебель для крупномасштабного промышленного производства.
Технология производства стульев THONET была максимально проста. В мебели раннего периода — это склейка слоев древесины, гнутой паром, в специальных формах. Износостойкость формы и минимальное участие человека в производстве — больше не нужно было вытачивать детали вручную — позволили сделать производство такой мебели серийным, а расходы на него сократить.
Простота конструкции и легкость сборки позволили экспортировать мебель THONET в другие страны. Так, например, целых 36 стульев № 14 в разобранном виде помещались в контейнер объёмом три кубических метра.
Основатель IKEA Ингвар Кампрад со стулом Ögla (он же — модель 18 Thonet).
В начале своего существования IKEA попросту заимствовала технологии производства мебели: долгое время, например, после окончания патента семьи Тонет, выпускала стул № 18. Однако по прошествии лет появилась необходимость искать новые пути удешевления производства, тогда стали использовать пресованную древесину, а именно панели ДСП, материал, получаемый в результате прессовки стружки и опилок. Прочность оставалась та же, что и у массива дерева, однако цена такого материала — гораздо ниже.
Каталог IKEA за 1962 год с описание материалов производства и примерами изделий.
Уже в 2000-м году IKEA, чтобы снизить стоимость производства и уменьшить нагрузку на окружающую среду, начала использовать тамбурат. Это своего рода сэндвич, состоящий из трёх слоев. Два наружных слоя — ДСП или фанера — а между ними картон, выложенный в форме пчелиных сот. Такой материал обеспечивал снижение общего веса изделия для транспортировки, прочность, экологичность, устойчивость к нагрузкам при минимальных затратах.
Дизайнеры IKEA, как и в своё время THONET, стремятся создать максимально лёгкую в сборке конструкцию. Для этого используются простые элементы крепления с минимальным количеством деталей. Вся мебель поставляется в небольших коробках, и, как новшество, IKEA первой предложила покупателю полностью самостоятельную сборку, дополнив упаковку подробной инструкцией и набором необходимых инструментов. Такое решение позволило заказывать «Икеевскую» мебель даже в самые отдалённые места.
ПРЕДПОСЫЛКИ IKEA В РОССИИ, XX ВЕК
Если говорить о предпосылках появления IKEA в России, то неминуемо наш взгляд притягивают интерьеры 60-х — 70-х годов СССР. Советский союз на тот момент был весьма изолированным государством, однако специалисты-дизайнеры чутко ориентировались на тенденции в работах западных коллег. Так, например, в каталогах IKEA можно найти прообразы советской мебели. И более того, некоторые из дизайнеров соц.блока напрямую сотрудничали с западными корпорациями, обмениваясь производственным опытом.
Каталог мебели IKEA 1962 / Мебель производства ГДР, Советский интерьер.
Мы видим почти что схожие элементы: кресла, диван, стулья.
Каталог мебели IKEA 1962, гарнитур Lucas / Мебель производства TON Ligna ЧССР
Каталог мебели IKEA 1962, кровати / Тахта МОСМЕБЕЛЬПРОМ, СССР
Каталог мебели IKEA 1964 / Комод Раймонда Халласа, Польша / Стул, Югославия ок. 1965 г.
Каталог мебели IKEA 1964 / Кресло-качалка завода TON Ligna по чертежам THONET, ЧССР / Стулья завода TON Ligna, ЧССР 1965 г.
Однако, нельзя сказать, что все предметы чисто копировались и перепроизводились в СССР, так, например, первое время производство IKEA располагалось в Польше, и некоторые экземпляры выпускало совместно с польским мебельным комбинатом. Кресло «Стефан» неизвестного польского дизайнера таким образом в оригинальном виде попадало в СССР.
Кресло Stefan в каталоге IKEA за 1962 г. / Кресло стефан, 1962 г., Скванежская мебельная фабрика
Слева: каталог IKEA за 1962 г. / Справа: работы Иржи Ироутка для Interier Praha в конце 50-х — начале 60-х.
Иржи Ироутк — автор самых популярных моделей стульев в СССР — долгое время работал с Ингваром Кампрадом, нельзя точно определить какие именно предметы он создал для IKEA, однако влияние Иржа чувствуется весьма ощутимо.
СОИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ЗАРЕ НУЛЕВЫХ: НА СМЕНУ КАПИТАЛИСТИЧЕСКОМУ РОМАНТИЗМУ
Из проведённого выше анализа, мы можем заключить, что на пространстве СССР распространялись вполне близкие западным идеи. Советская мебель походила на каталоги IKEA и других мебельных компаний, некоторые из дизайнеров сотрудничали и обменивались знаниями с зарубежными партнёрами, активно перенимая их опыт. Так что же случилось? Почему в «нулевые» Россию захлестнула волна китча: однообразные, безвкусные интерьеры, нарочито роскошные и одновременно пластиковые. Предположу, что дело связано с низким уровнем образованности людей, выбившихся в высшие слои общества. Они, как выходцы из беднейших слоёв, не умели ценить прекрасное, советское наследие ассоциировалось с бедностью, а потому было ненавистно. По мере экономического роста и ротации в кругах элит, к 2010-15 году сформировался стабильный средний класс, как правило, из детей интеллигенции, страдавшей в «лихие» девяностые. Появилась возможность сознательного выбора «красивых» вещей в свои интерьеры, снова начали ценить минимализм и функциональность. IKEA стала, в своем роде, посредником хорошего вкуса. Она предлагала стильные дизайнерские предметы за низкую стоимость.
В результате сформировался целый культ IKEA: с одной стороны, покупать в ней вещи стало модным из-за негласной любви к западу и всему «заграничному», с другой, IKEA закрывала все потребности в дизайне у современников и предоставляла качественный продукт.
Чтобы понять масштаб бедствия сравним две фотографии одного и того же номера «Люкс-апартамент» гостиницы «Космос» в 1983 г. (сверху) и сейчас (снизу). На первом фото мы видим культовые предметы дизайна: от Кастильони и Гуззини до Уоррена Платнера. На втором фото от былого величия не осталось ровным счётом ничего. Евроремонт 90-х уничтожил всю концепцию гостиницы «Космос», посвящённую эпохе космических открытий Space Age.
Слева: архивные фото интерьеров гостиницы «Космос» А. Расовского / Справа: современные фото этих же интерьеров с «утратами».
Чтобы продемонстрировать разницу попробую сравнить интерьеры в стиле «Капром», а именно интерьеры предлагаемые Сомовской мебельной фабрикой, с современными интерьерами российских дизайнеров, созданных при использовании каталогов IKEA.
Несмотря на уход IKEA из России, её наследие осталось и живёт до сих пор. В Москве и других регионах появилось множество мебельных мастерских и небольших производств, предлагающих стильные предметы интерьера за небольшие деньги. На фотографиях ниже, Вы можете видеть работы: ACWD furniture, Woodcraftstudio, SKOG CONSTRUCTOR, Somovwoodswork, LEOLoft.
И конечно, нельзя забывать о модном теперь «винтаже». Я считаю любовь к винтажной мебели важным показателем культурного роста населения: осознанности и экологичности. Об этом свидетельствует появление реставрационных мастерских и шоурумов, специализирующихся именно на дизайнерской мебели эпохи СССР, среди них: Мастерская Кати Гердт, Zanovo Studio, реставрационная мастерская Натальи Михайловой, Bauhaunted.
Читальный зал в «Новой Третьяковке», наполненный отреставрированной винтажной мебелью, среди которой есть также «Советско-Икеевское» кресло Stefan.
ВЫВОД
Таким образом, проанализировав историю развития лаконичного промышленного дизайна, его социальную функцию, а также, в частности, Советский интерьерный дизайн и социально-экономические условия в России на заре «нулевых», можно сделать вывод: корпорация IKEA, безусловно, сыграла огромную роль в формировании вкуса массового потребителя в России. Товары, доступные в гипермаркетах IKEA максимально отвечали запросу общества на эстетически приятные и одновременно дешёвые предметы интерьера. Эстетическую красоту продукции IKEA обеспечили именитые дизайнеры, с которыми руководство компании сотрудничало, низкую стоимость: материалы и технологии производства. Мы можем видеть, что некоторые разработки IKEA, проникали ещё в Советский Союз, однако не были по достоинству оценены обширным рабочим классом, выходцы из которого в 90-е и положили основу «капиталистическому романтизму». Тем не менее, сформировавшийся позже стабильный, хорошо образованный средний класс выработал запрос на минимализм и функциональность, которые могли обеспечить товары IKEA.
Начиная с интеллигенции, «икеевский» стиль, благодаря своей доступности, и в целом отсутствию конкурентов, всё шире распространялся в массах и обретал популярность. Более того, если смотреть шире, IKEA породила тренд среди других предпринимателей на минималистичную и недорогую мебель, а также любовь к винтажным предметам, не уступающим современным.
Шарлотта и Питер Филл «История дизайна»
Марк Таун «Современные стили интерьера»
Уилл Гомперц «Непонятное искусство»
Лекционные материалы Артёма Дежурко
ikeamuseum.com
interior.ru
keamuseum.com
Шарлотта и Питер Филл «История дизайна»
1stdibs.com
mydecor.ru
cosmosgroup.ru
Инстаграмм-аккаунты* мастерских и шоурумов (*Запрещённая социальная сеть)
Личный архив