
Мрачные настроения сеттинга фильма, игра света и тени, оптические иллюзии, неустойчивая реальность и двойники –– все это характеризует жанр немецкого киноэкспрессионизма, который стал прародителем новых жанров мирового кино и побудил режиссеров на характерные приемы в фильмах, актуальных и в наши дни. Феномен двойника можно встретить и в современных хорророрах, которые, по своей сути, повторяют механику немецкого экспрессионизма.
В данном визуальном исследовании, опираясь на историю возникновения жанра немецкого киноэкспрессионизма и его признаки, будет проанализирован феномен двойника в фильмах: кто он, для чего он появляется и почему так значим для сюжета. Кроме того, важно рассмотреть, как эта механика перекочевала в современный жанр хоррора, каким образом репрезентируется в нем и изменила ли она свои функции со временем.

«Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu: A Symphony of Horror, реж. Ф. В. Мурнау, 1922)
Рубрикатор:
1. Немецкий киноэкспрессионизм 1.2 Особенности повествования и мизансцена 2. Феномен доппельгангера 2.2 Двойничество в немецком экспрессионизме 2.5 Двойничество в современных хоррорах 3. Киноэкспрессионизм в современности 4. Заключение
1. Немецкий киноэкспрессионизм
Первая мировая война стала точкой преткновения в настроениях народа Германии. Общая депрессия, отсутствие производственных предприятий и еды, покалеченные после войны люди и падение экономики –– все это разрушило жизнь страны и привело к всеобщей стагнации. В то время как Голливуд пестрил яркими и жизнерадостными комедиями, немцы решили показать сюрреалистическую картину мира, создав революционный жанр в киноискусстве.
Падение экономики и отсутствие бюджета на создание качественных фильмов не останавливало берлинские киностудии. Ежегодно они ставили более ста фильмов, транслируя зрителям переживания, тревогу, возмущения и социальные проблемы того времени. И эти фильмы были крайне востребованы, так как люди нуждались в доступных развлечениях, чтобы отвлечься от ситуации страны. Такими и стали фильмы немецкого киноэкспрессионизма, которые смогли затмить собой интерес людей к классическому искусству.
Photographs on Movie Theater in Berlin // Сайт Deutsche Kinemathek. (URL: https://www.deutsche-kinemathek.de/en/collections-archives/photographs-on-movie-theater-history-in-berlin)
Отсутствие декораций как в голливудском кино не стало сильным препятствием для режиссеров–экспрессионистов. Их новшеством киноязыка стали технические особенности производства, среди которых иллюзорность кадра, ритмичность сторителлинга и световой контраст.
Кроме того, зрители стали идентифицировать себя с сюжетами фильмов немецкого киноэкспрессионизма благодаря его жутким депрессивным настроениям, мистическим социальным темам, например, экономический кризис и преступность, а также острым декорациям и экспериментам в актерской игре, которые делали киноязык более гротескным и загадочным.
Одними из значимых представителей киноэкспрессионизма в кино можно назвать Роберта Вине, Фрица Ланг, Фридриха Вильгельма Мурнау и Пауля Вегенера.
1.2 Особенности повествования и мизансцена
Конечно, стоит также выделить более детально те аспекты, которые делают немецкий киноэкспрессионизм отличительным среди остальных жанров. Как было сказано ранее, мрачные образы и депрессивные настроения направления ярко выражены в повествовании фильмов. Но за счет каких приемов и техник получается достичь того самого мистического и в какой-то степени «криминального» эффекта?
«Генуине» (A Tale of a Vampire, реж. Р. Вине, 1920)
Во-первых, стоит обратить внимание на повествовательные аспекты жанра. Среди них самой яркой особенностью является прием галлюцинаций и сна, которая достигается путем сюрреалистического отображения действительности. В этом также помогают различные демонические герои и отсылки на фантастические миры, например, фольклорные образы и сновидения. И, конечно, двойничество, которое тоже в своем роде является литературным заимствованием и одним из основных прообразов фильмов немецкого экспрессионизма, так как отображает злого двойника, темную сторону героя.
«Метрополис» (Metropolis, реж. Ф. Ланг, 1927)
Во-вторых, говоря об особенностях выстраивания кадра, стоит выделить искажение пространства и асимметрию, что является отсылкой на галлюцинации и сон. Кроме того, игра света и тени, ритмичность действий и крупные планы являются своеобразным скримером или подготовкой к нему. Вообще многое в фильмах немецкого киноэкспрессионизма подчиняется внешним факторам: будь то герой и его марионетка или сеттинг мира и его герой, который подчиняется выстроенной сцене.
Рассмотрим эти особенности на примере нескольких значимых картин этого периода. Точкой становления художественного направления и отличным образцом для исследования стал фильм Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920). Сюжет фильма основан на истории о докторе Калигари, исследующем лунатизм, по-другому –– сомнамбулу, и проводящим эксперименты над сознанием.
Как и было сказано ранее, фильм является эталонным образцом направления, так как здесь можно найти все вышеперечисленные повествовательные элементы. Так, уже с первой сцены можно увидеть постоянное виньетирование разной степени: будь то затемнения по краям кадра или прямо в центре, обрамляя портрет актеров. Виньетка здесь –– своеобразная рамка, которая разделяет реальность с сюрреализмом происходящего на экране.
Те же функции выполняет и театральный декор и сценическая обстановка, в которой играют персонажи. В кадре все очень гиперболизировано, начиная от излишней геометрии окружающего мира и акцентных движений, заканчивая драматичным и контрастным макияжем героев.
Dr Caligari GIFs // GIPHY (URL: https://giphy.com/explore/dr-caligari)
Говоря о мотиве сна и дереализации, здесь это транслируется с помощью цветных пятен и размытий, возникающих в процессе повествования. Также важную роль играет и двойная экспозиция, которая будто погружает зрителя в неясность и сон. А игра света и тени репрезентирует тот самый киноязык направления, потому что через такое повествование раскрывается еще один сюжет, связанный с двойничеством и потусторонним миром.
Касаемо мизансцены, в «Докторе Калигари» можно заметить много переходов на крупные планы героев в моменты особой напряженности сцен. Кроме того, стоит выделить центральную композицию кадра, которую могут обрамлять либо другие герои, либо острые и выразительные декорации.
И, наконец, криминальные мотивы, как социальная проблема, затронутая в фильмах немецкого киноэкспрессионизма, выражены через кадры немой речи героя: «Убийство! Городской секретарь убит. Зарезан в бок странным заостренным предметом». Можно сказать, что кинокартина положила начало для развития главных жанров современности.
Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920) [фильм] // YouTube. 3 марта 2014. (URL: https://www.youtube.com/watch?v=rX_hSznxMU8)
Одним из таких фильмов является «Носферату, симфония ужаса» (1922) Фридриха Вильгельма Мурнау, ставший прототипом современного фильма ужасов. Фильм является экранизацией романа «Дракула» Брэма Стокера, однако режиссер сделал его в настроении направления киноэкспрессионизма. По сюжету фильма главный герой, агент по недвижимости, отправляется к графу Орлоку, который решает купить особняк в Германии. Однако вскоре он узнает, что граф –– это вампир с ядовитым укусом.
В целом, фильм принадлежит тому же направлению, что и картина Роберта Вине, поэтому в нем есть все те же черты, что и в «Кабинете доктора Калигари», однако есть то, что отличает его и делает референсом фильма ужасов.
Undead Nosferatu Vampire // tenor.com (URL: https://media.tenor.com/uHI__fz1nesAAAAC/undead-nosferatu.gif)
Например, помимо мрачных настроений и постоянного нарастания тревоги с помощью саспенса, режиссер вводит демонический образ вампира Носферату –– мрачного протагониста.
Dr Caligari GIFs // GIPHY (URL: https://giphy.com/explore/dr-caligari)
Еще одним фильмом, ставшим предвестником современного жанра фантастики и киберпанка, является «Метрополис» (1927) Фрица Ланга. Сюжет фильма повествует о герое, который начинает борьбу со злом из-за несправедливости в городе будущего и подземным монстром, пожирающем людей.
«Метрополис» стал эталонной футуристической антиутопией, повествующей о разделении бедного и привилегированного слоев общества и несправедливости. Сценические декорации фильма и гротескные костюмы контрастируют с технологическими возможностями и машинным оборудованием. Опять же, центральная композиция динамики в кадре обрамляется сеттингом из декораций и дыма.
Футуристический город с высотными зданиями, летающими машинами и роботами, созданными для разрушения мира –– все это стало предвестником актуальных стилей современного кинематографа. Ланг также играет на мотиве толпы, которая каждый раз будто заполняет весь кадр, создает эмоциональное напряжение и передает общую скорбь рабочего класса, навевает боязнь смерти.
Metropolis (1927) — IMDb // www.imdb.com (URL: http://www.imdb.com/title/tt0017136/mediaindex)
2. Феномен доппельгангера
Сейчас кинокартина –– это не просто сюжетные видеоизображения со склейками, как это было у братьев Люмьер, отражающих техническую сторону производства. Кино стало зеркалом, транслирующим эмоции, чувства, переживания, что мы и можем проследить у экспрессионистов. Здесь также важно и то, что все настроения, заложенные режиссером в картину, перерабатываются героем, так как он смотрит произведение, прогоняя сюжет через собственную призму. Поэтому в центре любого фильма стоит человек и его психологические состояния. Для отражения внутреннего мира героя фильма зачастую может добавляться его двойник –– копия, дублирующая персонажа для раскрытия личности через чувства и рефлексию.
Doppelgänger // Wikipedia. 16 ноябрь 2023 г. (URL: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Doppelg%C3%A4nger&oldid=1185385095)
Двойника в кино принято считать доппельгангером. Понятие «доппельгангер» произошло из «литературной готики». Двойник встречается у многих известных писателей, таких как Федор Достоевский, Эдгар По, Оскар Уайлд и другие. Доппельгангер –– это точная копия живого человека, второе «я», которое является полной антитезой идентичности героя. Здесь происходит борьба сознательного, тело героя, и бессознательного, его внутреннее, проявляющееся через двойника-протагониста. Обычно доппельгангеры появляются в виде тени героя, его отражения в зеркале, реже –– становятся акусметрами (персонажами, которых мы можем только слышать). Двойник –– это персонаж, сопровождающий своего человека в загробный мир, так как в борьбе за неделимое «я» должен победить лишь один.
Среди рассмотренных ранее аспектов немецкого киноэкспрессионизма был выделен также феномен доппельгангера. В данной главе будет рассмотрен феномен двойничества в фильмах немецкого киноэкспрессионизма и в современных фильмах жанра хоррор. Следует рассмотреть сюжетные пересечения этих фильмов и то, как функции доппельгангера трансформировались через призму развития хоррора из направления киноэкспрессионизма.
2.2 Двойничество в немецком киноэкспрессионизме
Как было сказано ранее, в немецком киноэкспрессионизме двойник, как переходное состояние в мир мертвых, чаще всего изображался как тень, преследующая героя. Однако есть некоторые мотивы в направлении, которые переросли из тени героя и дали основу для заимствований форм доппельгангера многими известными мировыми шедеврами кино.
«Метрополис» (Metropolis, реж. Ф. Ланг, 1927)
Во-первых, доппельгангер может быть переходной фазой между жизнью и смертью, когда герой, путем эксперимента, получает абсолютно новую форму сознания.
Во-вторых, это может быть представление реальной смерти с косой, которая преследует героя. Либо же это может быть самостоятельный герой.
Наконец, в фильмах киноэкспрессионизма можно также найти «образ-фантом», который и создается эффектом двойной экспозиции и размытия, присущим направлению.
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, реж. Р. Вине, 1920)
«Метрополис» (Metropolis, реж. Ф. Ланг, 1927)
«Раскольников» (Raskolnikow, реж. Р. Вине, 1923)
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, реж. Р. Вине, 1920)
«Раскольников» (Raskolnikow, реж. Р. Вине, 1923)
2.3 Двойничество в современных хоррорах
Говоря о феномене доппельгангера в современных фильмах ужасов, стоит выделить несколько значимых картин, которые в своем сюжете продолжили тему двойничества. Важно рассмотреть, как в современных фильмах жанра хоррор изображена темная сторона героя и изменились ли ее сюжетные функции со времен направления немецкого киноэкспрессионизма.
Стоит начать с фильма-триллера Дэвида Линча «Малхолланд драйв» (2001), сеттинг и сюжет которого рассказывает о потустороннем мире путем «переходных героев» –– доппельгангеров. В течение фильма Линч изображает те самые демонические образы, которые и играют роль проводников в смертный мир. Сюжетно такие персонажи в фильме –– это образы прошлого главной героини. Важно отметить, что здесь двойник не является тенью или отражением, как это изображалось в фильмах экспрессионистов. Здесь они скорее играют роль «скримеров», которых мы видим в открытом пространстве.
Далее стоит рассмотреть фильм Мари Асато «Билокация» (2013), повествующий о художнице, которая попала в дом, где живет сообщество людей, ограждающих себя от двойников-билокаций. Здесь билокации и являются доппельгангерами –– прямыми прототипами героев. Доппельгангеры в фильме, как и положено в литературе, пугающие предвестники потустороннего мира, которые становятся копиями героев и хотят занять их место в этом мире, утвердить свою идентичность путем убийства двойника.
«Билокация» (Bairokeshon, реж. М. Асато, 2013)
Также стоит обратиться к мультипликационному фильму ужасов «Коралина в стране кошмаров» (2009) режиссера Генри Селика. По сюжету главная героиня, Коралина, переезжает в новый дом, где находит тряпичную куклу –– полную копию себя. Эта кукла является двойником, но не физическим. Она будто играет роль проводника и зеркала, через которое за Коралиной следит главный протагонист мультфильма и заманивает к себе. Обычно она контролирует ее через сны, так как героиня засыпает с куклой. Эта же кукла в начале фильма летит в космос, что является отсылкой на переходный мир и задает тему жизни и смерти.
Таким образом, допельгангер в современном хорроре стал не просто тенью и отражением героя. Его сюжет эволюционировал до разных функций: теперь двойник в кино может быть как реальным физическим телом, так и проводником через вещь. Их функции и мотивы стали более яркими в сюжете, однако они оставили свои первоначальные корни, которые схожи с немецким экспрессионизмом.
3. Киноэкспрессионизм в современности
Стоит также отметить то, как современные фильмы ужасов унаследовали и видоизменили функции настроенческого и готического сеттинга киноэкспрессионизма. В целом, при просмотре фильмов немецкого киноэкспрессионизма можно провести параллель с современным хоррором, так как механика его повествования произошла именно из этого направления.
Сейчас хорроры, в целом, имеют общие особенности сюжета и технической составляющей. В них также присутствует светотеневые композиции и динамика в моментах триггеров и скримеров, крупные планы.
Скримеры –– это одна из особенностей, которая эволюционировала из киноэкспрессионизма и его внезапных крупных планов. Сейчас крупный план демонического образа сопровождается не только внезапным эффектом, но и музыкальной ритмически логичной кадровой сменой.
The Horror Genre Explained // StudioBinder. 24 май 2020 г. (URL: https://www.studiobinder.com/blog/what-is-horror-definition/)
Эволюционировала и музыка, которая стала не только задавать темп сюжетной линии и действиям актеров, но и предвещать события. Так, если в фильме затихает музыка после долгого нарастания, значит сейчас зрителя будут пугать.
Наконец, акусметры стали заменой немой речи в киноэкспрессионизме. Сейчас акусметр –– это телефонный звонок, голос из другой комнаты, громкоговоритель и подобные вещи. Тем самым, текст стал также более выразительным и визуально-звуковым средством, который задает эмоции сюжету и играет роль еще одного протагониста.
The 50 Best Horror Movies // Empire. 27 октябрь 2023 г. (URL: https://www.empireonline.com/movies/features/best-horror-movies/)
4. Заключение
Направление немецкого киноэкспрессионизма стало важным этапом в истории мирового кинематографа, так как оно задало отправную точку в развитии жанра хоррора и триллера. Сейчас современные кинорежиссеры активно наследуют те повествовательные и технические особенности, которые заложили режиссеры в период экономического упадка, тотального голода и отсутствия бюджета на производство кино.
Настроенческие сюжеты в готическом стиле стали не только спасением, поддержкой и развлечением для народа, но и современной интерпретацией шедевров в современном мире многими известными режиссерами. И даже через разруху и бедность направление смогло стать примером для голивудского кино спустя годы. Так, немецкий киноэкспрессионизм до сих пор является актуальным направлением в истории кино даже через сотню лет.
Осторожно, дальше скример…
Cat Gifs // We Love Cats and Kittens (URL: https://welovecatsandkittens.com/cat-gifs/)
Большакова А. С. Отражение проблем цифровой эры в кинематографической рефлексии: образ Двойника // Педагогика, психология, общество: от теории к практике, 2022. С. 26-28.
Васильева Н. В. Персонажи-двойники как объект (психо)ономастики // Вопросы психолингвистики, 2016. № 2 (28).
Время, место и кино: Германия, 1920-е. Экспрессионизм // TimeOut. 2 февраля 2021 г. (URL: https://www.timeout.ru/feature/vremya-mesto-i-kino-germaniya-1920-e-ekspressionizm)
Доппельгангер // Википедия. 12 ноябрь 2023 г. (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BF%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D1%80) Просмотрено: 16.11.2023.
Метрополис (1927) // Кинопоиск. 14 ноября 2023 г. (URL: https://www.kinopoisk.ru/film/417/)
Немецкий экспрессионизм // Кинопоиск. 14 ноября 2023 г. (URL: https://www.kinopoisk.ru/lists/movies/german_expressionism/?utm_referrer=www.google.com)
Носферату: Призрак ночи (1978) // Кинопоиск. 14 ноября 2023 г. (URL: https://www.kinopoisk.ru/film/22872/?utm_referrer=www.google.com)
Темная сторона силы: доппельгангеры в кино // Яндекс. Дзен. 26 февраля 2021 г. (URL: https://dzen.ru/media/kino_i_knigi/temnaia-storona-sily-doppelgangery-v-kino-6038b781dfc3fd7dc2e219fe)
Тени и свет: Краткая история немецкого киноэкспрессионизма // Яндекс. Дзен. 3 февраля 2023 г. (URL: https://dzen.ru/a/Y9wvdsMCww84TyKX)
Якимов, Андрей Евгеньевич. Особенности конструирования хронотопа в немецком киноэкспрессионизме 1920-х гг // Tempus et Memoria, т. 14, вып. 3/191, 2019. С. 72–85.
Brill O. (Ed.) Expressionism in the Cinema. Edinburgh University Press, 2016.
Coates P., The Gorgon’s gaze: German cinema, expressionism, and the image of horror. Cambridge University Press, 1991.
Meehan P. The Ghost of One’s Self: Doppelgangers in Mystery, Horror and Science Fiction Films, 2017.
«Билокация» (Bairokeshon, реж. М. Асато, 2013)
«Генуине» (A Tale of a Vampire, реж. Р. Вине, 1920)
«Кабинет доктора Калигари» // Портал Яндекс. Дзен (URL: https://dzen.ru/a/YVbIj85iZzbLPYDF) Просмотрено 21.11.2023
«Кабинет доктора Калигари» (Das Cabinet des Dr. Caligari, реж. Р. Вине, 1920)
Кабинет доктора Калигари / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920) [фильм] // YouTube. 3 марта 2014. (URL: https://www.youtube.com/watch?v=rX_hSznxMU8) Просмотрено: 19.11.2023 г.
«Коралина в Стране Кошмаров» (Coraline, реж. Г. Селик, 2008)
Ланг Фриц // Большая российская энциклопедия (URL:https://bigenc.ru/c/lang-frits-0ca488) Просмотрено: 21.11.2023
«Малхолланд Драйв» (Mulholland Drive, реж. Д. Линч, 2002)
«Метрополис» (Metropolis, реж. Ф. Ланг, 1927)
Мурнау, Фридрих Вильгельм // Википедия. 9 ноября 2023 г. (URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%83,%D0%A4%D1%80%D0%B8%D0%B4%D1%80%D0%B8%D1%85%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC) Просмотрено: 19.11.2023
«Носферату, симфония ужаса» (Nosferatu: A Symphony of Horror, реж. Ф. В. Мурнау, 1922)
Носферату, симфония ужаса (1922) [фильм] // YouTube. 21 февраля 2017. (URL: https://youtu.be/0S6e3xeGmgI) Просмотрено: 19.11.2023
Пауль Вегенер // Кинопоиск (URL: https://www.kinopoisk.ru/name/347902/) Просмотрено: 22.11.2023
«Раскольников» (Raskolnikow, реж. Р. Вине, 1923)
Cat Gifs // We Love Cats and Kittens (URL: https://welovecatsandkittens.com/cat-gifs/) Просмотрено: 22.11.2023
Doppelgänger // Wikipedia. 16 ноябрь 2023 г. (URL: https://en.wikipedia.org/w/index.php?title=Doppelg%C3%A4nger&oldid=1185385095) Просмотрено: 22.11.2023
Dr Caligari GIFs // GIPHY (URL: https://giphy.com/explore/dr-caligari) Просмотрено: 19.11.2023
Metropolis (1927) — IMDb // www.imdb.com (URL: http://www.imdb.com/title/tt0017136/mediaindex) Просмотрено: 21.11.2023
Metropolis (1927) FULL MOVIE [фильм] // YouTube. 1 сентября 2022. (URL: https://youtu.be/W_4no842TX8) Просмотрено: 19.11.2023
Photographs on Movie Theater in Berlin // Сайт Deutsche Kinemathek (URL: https://www.deutsche-kinemathek.de/en/collections-archives/photographs-on-movie-theater-history-in-berlin) Просмотрено: 19.11.2023
The Horror Genre Explained // StudioBinder. 24 май 2020 г. (URL: https://www.studiobinder.com/blog/what-is-horror-definition/) Просмотрено: 21.11.2023
Undead Nosferatu Vampire // tenor.com (URL: https://media.tenor.com/uHI__fz1nesAAAAC/undead-nosferatu.gif) Просмотрено: 23.11.2023