Original size 1148x1600

Эволюция и философия стиля горпкор: походная одежда в городе

145
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Одежда, предназначенная для походов на природу, до определенного момента существовала далеко от городской моды. Ткани для нее разрабатывались одновременно со снаряжением, и несмотря на свой успех в экстремальных условиях, в городе походная форма была неуместна как с точки зрения культурного контекста, так и практичности. Основной ее функцией была защита от суровой погоды, и до второй половины XX века материалы, из которых изготавливалась одежда, «либо сильно впитывали влагу, […] либо были слишком тяжелыми и не дышащими»1.

Эволюция в сторону большей утилитарности материалов началась уже в конце 50-х годов, когда норвежский дизайнер Жак Якобсен создал прототип сетчатой ткани из хлопка вместо шерсти. Она справлялась со всеми предыдущими проблемами сразу: была легкой, согревала и не впитывала влагу. Именно в таких кофтах под верхней громоздкой одеждой впервые было совершено восхождение на вершину Эвереста альпинистами Тенцингом Норгеем и Эдмундом Хиллари2,3.

big
Original size 2480x956

Эдмунд Хиллари в сетчатой кофте из хлопка во время похода / 1953

Со временем походная одежда стала все более доступной, чему во многом способствовало появление текстильной технологии Gore-tex. Ее история повторяет судьбу сетчатой хлопковой ткани: одним из первых выходов Gore-tex на свет было восхождение на Эверест ​​Райнхольдом Месснером в 1978 году, чья походная палатка была сделана при использовании этого материала4. В 1981 году материал оказался в крайне экстремальной среде — в космосе. Внутренняя часть скафандров астронавтов NASA во время миссии «Спейс Шаттл Колумбия» были сшиты из модифицированного под космические условия Gore-tex5. Оба события принесли Gore-tex репутацию прочной и надежной ткани для выходов на природу.

big
Original size 2480x1848

Реклама GORE-TEX

Следующим открытием, моментально вышедшим на массовый модный рынок, стал флис, в особенности флис Synchilla от Patagonia. По словам вице-президента Patagonia по маркетингу Роба Бондуранта, «много-много лет Synchilla была Kleenex’ом от мира флиса»6. Флис легче в уходе, чем шерсть (и к тому же не колется), обладает большей яркостью цвета, стоит дешевле, и при этом все еще согревает. Такая формула сделала флис одним из самых распространенных материалов одежды для активного образа жизни конца XX века, найдя особое место в горнолыжном популярном и профессиональном спорте, который был крайне популярен на тот момент.

Original size 2480x1070

Современные флисовые кофты Patagonia из флиса Synchilla

Флисовые кофты Patagonia как и куртки Gore-tex от Arc’teryx встречаются в обзорной статье The Cut 2017 года в качестве атрибутов стиля «горпкор», появившегося примерно в то же время, что и текст. Джейсон Чен, автор статьи, иронизирует над трендом и пишет, что городские модные подростки на деле наверняка не приспособлены к экстремальным природным условиям, но все равно внедряют походное снаряжение в свои гардеробы, состоящие из «свитшотов от COS и джинсов от 3×1»7. Чен также спекулирует на тему появления тренда как отклика на растущую любовь массовой культуры ко всему здоровому, природному и комфортному, ставя горпкор в один ряд с философией «хюгге» и боулами. Хотя с 10-х годов горпкор остался в «природном» контексте, о чем свидетельствуют как съемки брендов, так и сама одежда, изобилующая карабинами и другими хайкинг-атрибутами, от городской среды он вобрал в себя футуристичность и технологичность сродни теквиру (techwear).

Более свежая статья Vice 2021 года описывает горпкор как более сложное явление, вбирающее в себя также эстетику стритвира 90-х годов8 с ботинками Timberland и оверсайз пуховиками. Его философия настолько же универсальна, насколько и сама одежда: распространенность и дешевизна делают его более доступным, чем стритвир с показов, а практичность не требует второго отдела в гардеробе под природные вылазки, при этом оставаясь актуальной и в городской среде.

В обеих статьях горпкор изображается как преимущественно вне-городское явление само по себе, даже само его название, данное Джейсоном Ченом, происходит от сухих походных снеков (gorp — «Good Ol’ Raisins and Peanuts»). Хотя с 10-х годов горпкор остался в «природном» контексте, о чем свидетельствуют как съемки брендов, так и сама одежда, изобилующая карабинами и другими хайкинг-атрибутами, от городской среды он вобрал в себя футуристичность и технологичность сродни теквиру (techwear). Цель исследования — отследить, как горпкор изменился за последний десяток лет, и как городская среда повлияла на его становление и философию.

Рубрикатор

1. Смена ролей города и природы 2. Фланер как пилигрим 3. Униформа и комфорт 4. Приватность и городское камуфлирование 5. Гротеск и футуристичность

Смена ролей города и природы

Original size 2480x1218

A-Cold-Wall слева направо: SS22 / SS20 / FW22

«В качестве метафоры дизайнер использовал цвета цемента и глины, чтобы продемонстрировать, как базовый стритвир гардероб — худи, спортивные брюки, парка — может быть преобразован в строительные блоки более утонченного модернизма. На полу была заметна грязь, в воздухе летела пыль, а наряды напоминали о металле, электрических проводах, бетоне и промышленных трубах»9

На место природного пейзажа приходит городской, под который адаптируется не столько функционал одежды, сколько ее форма. Практичность уходит на второй план и становится стилеобразующим фактором, оставляет после себя атрибуты, которые переходят в область декора и аксессуаров.

Original size 2480x1218

слева направо: TOMBOGO FW22 / UNIFORME Paris' FW20 / Lacoste SS22

Original size 2480x1440

Коллаборация Gentle Monster и Ambush

Декоративность горпкора прямолинейна: она не столько вдохновляется альпинистским снаряжением, сколько апроприирует его и лишает своей первоначальной функции. Веревки рифмуются с модой на апсайкл, в которой свисающие нити, пряжа и лоскуты ткани — как следы истории предмета одежды. Карабины — брутальное тяжелое украшение, противоположность ювелирным изделиям и драгоценным металлам. Он все еще имеет свой функционал, несмотря на заимствование — например, его используют как связку для ключей.

Доступность одежды для активного образа жизни способствует устранению роскоши из расписания горожанина мегаполиса: для нее просто не хватает времени ни с позиции наблюдателя, ни с позиции носителя. Современный город переменчив как погодные условия в природе, и эта динамика требует от одежды многофункциональности, подстраиваемости под неоднородное и хаотичное существование.

Original size 2480x1765

UMAMIISM SS21 / Craig Green FW20

Стили деловой и повседневной, повседневной и спортивной одежды смешиваются. Аутфиты из коллекций Umamiism и Крейга Грина — как аллюзии на постмодернистский распорядок дня и устройство среды. Линейное повествование дом→работа→дом (+досуг) все менее применимо к современной форме труда, в которой эти переменные меняются значениями или вовсе суммируются.

Фланер как пилигрим

«Кроме новых форм труда и существования, мобильный образ жизни современных городских номадов (кочевников) также требует соответствующей одежды и снаряжения. Многофункциональная линейка Instant Housing Dresscode позволяет носить легкий багаж и предметы оборудования непосредственно на теле, она предназначена для жизни на улице»10

Original size 2480x1202

Urban Nomads / Winfried Baumann / 2010

Original size 2480x2476

Urban Nomads Pilgrim — Walker / Winfried Baumann / 2015

Винфрид Бауманн — современный художник, который незадолго до появления горпкора в медиа создал несколько линеек работ, будто предсказывающих будущую моду. Бауманн действует как активист, критикуя проблемы нео-кочевничества. Среди них: низкая доступность жилья и как следствие гипермобильность, нестабильность рабочих мест, стирание культурной идентичности и другие11. Метафорический поход — не досуг и не вид спорта, а единственный способ существования, постоянный пере-ход с места на место, бродяжничество без конечной цели.

Original size 2480x1836

UMAMIISM SS19

Более оптимистичный и эскапистский взгляд на тенденцию нео-кочевничества можно встретить в весенней коллекции Umamiism 2019 года. Она вдохновлена хиппи-культурой12, которой также свойственно постоянное перемещение. Движущая ее сила — поиск любви и мира.

Original size 2480x1534

Коллекция High Point / RAINS SS22

Горпкор-коллекции зачастую сопровождают лукбуки, в которых фон для фотографии — некое абстрактное или виртуальное пространство. Сет-дизайн High Point, формирующий искусственное окружение, имитирует природные ландшафты. Также и одежда бренда Rains имитирует одежду для походов в горы, на деле переходя в раздел модной повседневной одежды.

Униформа и комфорт

Original size 2480x3379

Обложка лукбука бренда OJOS / 2020

Original size 2480x1765

Портативная ветровка OJOS / 2020

Некоторые функциональные элементы горпкор-одежды напоминают карманы-обманки: покупатель ожидает от одежды-конструктора утилитарности, мобильности и многозадачности, а одежда-конструктор на деле деконструирует свой же фасон. Например, в комплекте двойной ветровки OJOS — складывается в мешочек не куртка, как в случае бренда ᴁ sʏɴᴄᴛx, а юбка. Это может быть практично в том случае, если под комплектом есть еще один слой одежды, но модель в лукбуке изображена без него. С самой идеей функциональности происходит метаморфоза: трансформируемость предмета одежды — еще один стилевой прием, и работу над фасоном как актор производит не только дизайнер, но и пользователь.

Original size 2480x819

Складываемая ветровка от ᴁ sʏɴᴄᴛx / 2022

Original size 2480x1190

Hyein Seo FW20

Как фасон в горпкоре доминирует нечто среднее между чрезвычайным оверсайзом и обтягивающей одеждой. Горпкор как наследник удобного снаряжения все еще стремится к телесному комфорту, когда движения уже свободные, но еще не отягощаются излишним объемом одежды.

Original size 2480x1440

Водонепроницаемые рюкзаки из коллекции Rains SS23

Из аксессуаров — то, что освобождает руки и вместительно, например рюкзаки и наплечные сумки большого объема. Как правило, они сделаны из водоотталкивающих тканей. Другой важный элемент — наличие глубоких карманов как на аксессуарах, так и на самой одежде.

Приватность и городское камуфлирование

Original size 2480x1862

Дебютная коллекция Colleen Allen / 2020

«В капиталистическом обществе, где доминирует корпоративная амбициозность, мужчины в костюмах шагают по безымянным городским пейзажам. Под руководством правительства и крупных корпораций граждане становятся жертвами кибернаблюдения и контроля, незаметного для глаза. Это порождает недоверие к обществу и тем, кто его контролирует»13

Original size 2480x1218

Капсульная коллекция Vexed Generation / 2019

Камеры слежения и нескончаемые толпы людей — новые объекты паранойи и страха в мегаполисе. Укрытие — защитная реакция, транслируемая через капюшоны и маски. Высокие воротники и широкие очки, прежде предназначавшиеся для защиты нежной кожи лица от ветра, холода и пыли, в горпкоре — атрибут анонимности. Подобно работам Винфрида Бауманна, одежда становится вторым домом, безопасной зоной, которая как кокон всегда прикреплена к телу. Бренд Vexed Generation еще с 90-х годов исследует тему нахождения под постоянной слежкой14. Маскировка в коллекции — еще и как средство стирания идентичности под тенью тотал-блэк одежды.

Original size 2480x1250

ARCHIVAL REINVENT FW21

Original size 2480x1473

Лукбук roa SS23

В мегаполисе есть два основных способа смешаться со средой: внедриться в толпу или в архитектуру. Любой паттерн или цвет, не образующий с общей массой единое полотно, будет выделяться. В горпкоре редко можно заметить яркие цвета или четкие узоры, что было популярно во времена флисовых курток или горнолыжной одежды 80-х годов, и на их место приходит color-blocking (монохромные аутфиты) и работа с текстурой и прозрачностью самой ткани. Узоры ветровки roa напоминают скульптурный рельеф, они рисуются из мелких складок и вставок другого материала похожего цвета.

Original size 2480x1218

GALL / Murk / FW22

Маскировка под природные землистые и органические тона — ностальгия по оливковым и песочным туристическим одеяниям начала XX века. Эти цвета будут выделяться в городе в любое время года. Коллекция Murk не попытка спрятаться, а открытый жест и историческая отсылка к первоначальной роли утилитарной загородной одежды и современное ее осмысление, отличное от массового горпкора.

Original size 2480x801

Балаклавы Fuzzzadelic

Мода на балаклавы явилась как необходимость в индивидуальности при сохранении анонимности. Маска в театральном контексте — новая идентичность, которая накладывается поверх и вымещает ту, что под ней. Закрывающие большую часть лица аксессуары в 20-х годах стали все больше похожи на манифестацию личности. Это объект, который прост по своей форме, и соответственно его легко персонализировать.

Гротеск и футуристичность

Original size 2480x1190

Craig Green FW20

«Ничего из коллекций Грина никогда не выглядит конкретным благодаря чистым цветам и абстрактным методам обработки материала в его работах. Тем не менее, намеки все же считываются: броня, бомбозащитные накидки, полевые шляпы, одежда, которая может служить и как палатка, и как спальная пенка на случай ЧП»15

Образы из осеннего показа Крейга Грина 20-го года похожи на сгенерированные нейросетью: в них читаются отголоски предметов, которые ассоциируются с походной и тактической одеждой, но они слипаются в единую абстрактную картину. Эта картина находится на временном стыке прошлого и будущего: формы старого снаряжения еще не успели покинуть подиум, но мутировали в некую массу, у которой нет определений и обозначений. Художественный метод Крейга в целом тесен с мутацией как феноменом: одежда, сконструированная им, несет в себе идею постоянно меняющегося эмоционального опыта и его оболочки вместе с ним15. В коллекции можно прочесть и идею неоформленного и непредсказуемого ближайшего будущего, к которому нужно быть всегда подготовленным, чтобы успеть развернуть свое место-палатку.

Original size 2480x1218

слева направо: Emporio Armani SS19 / Mame Kurogouchi SS19 / Nicholas K SS16

В более ранних коллекциях горпкор максималистичен — фасоны стремятся к удлинению и расширению, чего только стоит тренд на огромные пуховики. В более скромных подиумных версиях как, к примеру, полупрозрачных длинных женских плащах-дождевиках, он похож на утопичные сай-фай одеяния.

Original size 2480x1765

Kenzo SS16 / Afterwork FW19

Original size 2480x1218

Shuhan Zhou MA 22

Наслоение как фактур, так и самой одежды — принцип позднего горпкора. Стремление выразить как можно больше из формы, а не из цвета или эпатажной декоративности — одно из следствий оставшейся функциональности стиля. При создании походной одежды в XX веке дизайнерам так же приходилось работать в условиях ограничений физики материалов. Сегодняшнее облегчение материалов расширило экспериментальный потенциал ткани, ее сжимают и растягивают, складывают в несколько слоев так, что с виду образ кажется тяжелым и неудобным. На деле же гротескные «капусты» по плотности могут быть в разы легче пуховой зимней парки.

Original size 2480x1223

HAMCUS / FW22

И напоследок съемка для бренда Hamcus — возвращение к истории, с которой началась эпоха технологичных материалов, — к космосу. Белоснежный цвет и надутые элементы отсылают к скафандрам, а сет-дизайн фотографий похож на инопланетную уже обжитую среду. Здесь же и идея горпкора как чего-то кочевнического: человек сбегает за пределы Земли в поисках новых походов.

Заключение

Таким образом, горпкор культура, которая берет свое начало из походной одежды второй половины XX века, пройдя через этап массовой коммерциализации и поп-максималистичности со временем вышла в от-кутюр подиумную среду и параллельно стала реализовываться в более нишевых брендах вроде Hamcus, roa, Rains, Æ synctx, OJOS и других. Современный горпкор обладает более эфемерными формами и приемами работы с практичностью как с идеей походной одежды. Покинув природу ради города, горпкор стал также и стилевой платформой для реализации идеи анонимности, переносной зоны комфорта и постоянного передвижения (нео-кочевничества). При этом анонимность не лишает предметы одежды идентичности, и их потенциальность к кастомизации высока. Основные методы декорирования — наложение текстур, объемов и квази-функциональных деталей. Сама функциональность горпкора также в некоторой мере сохранилась: это крайне удобная и практичная одежда для быстрого непредсказуемого темпа мегаполиса, но для внегородской активности она может оказаться совсем неподходящей.

Эволюция и философия стиля горпкор: походная одежда в городе
145
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more