
Рубрикация
• Концепция • Очевидный • Скрывающий • Особенности • Заключение • Список источников
Концепция
Тайная вечеря — последняя трапеза Иисуса со своими учениками, двенадцатью апостолами, перед его распятием. Этот сюжет веками находил отражение в живописи, литературе, музыке и многих других видах искусства. Художники самых разных эпох и направлений, начиная с раннего христианства и заканчивая нашим временем, обращались к этой истории, добавляя в неё свои детали, переосмысляя её суть и смысл, используя разные техники и стили.
Одним из главных действующих лиц вечери, как принято считать, является Иуда Искариот, один из двенадцати апостолов. На Тайной вечере Иисус подаёт ему хлеб, говоря всем о том, что знает о предательстве. Он говорит Иуде поскорее свершить желаемое, и тот уходит прочь, продаёт Христа за 30 серебряников, обрекая на погибель.
Образ Иуды издревле считается очень неоднозначным и таинственным. Одни безапелляционно обвиняют его в грехе, что, в общем, не лишено здравого смысла; другие начинают рассуждать о том, что сам Искариот чувствовал, какие мысли были у него в голове, оправдывают и объясняют его действия, обсуждают саму суть такого явления, как предательство. Изображают его по-разному: мерзким, злостным и глупым; страдающим, непонятым и раскаявшимся; даже философским и мудрым.
И вот, казалось бы, столь конфликтный, яркий и запоминающийся образ, но порой найти Иуду на полотнах бывает нелегко, особенно непросвещённому зрителю. Лично мне было интересно узнать, как именно отличить Искариота от остальных апостолов, какие его черты художники выделяют как значимые и говорящие, а каким не уделяют внимания. И, думая об этом, я посчитала, что интересным будет взять одну концепцию, — концепцию, как раз, Тайной вечери, — и посмотреть, каким будет итог.

«Тайная Вечеря», фрагмент, Леонардо да Винчи, 1495–1498 гг.
В процессе поиска материалов я обнаружила, что картин о Тайной вечери великое множество, и решила взять несколько из каждого века, начиная с четырнадцатого и заканчивая девятнадцатым. Для себя я поделила этот отрезок времени на две части, до ренессанса и после. Так, в общем-то, и возникла, возможно, немного странная, но логичная для меня рубрикация: старое представление об Иуде, лишённое всего человеческого, просто дьявольское и подлое, и новое, задающее зрителю вопрос, заставляя даже сочувствовать, задумываться…
Да, образ Иуды за это время претерпел некоторые изменения, но моё исследование не об этом. Оно о том, какие детали выделяли и сопровождали его на протяжение всей истории, возникая часто или не очень, но, однако, неизбежно возникая. Так появился третий раздел — подытог просмотра и анализа материалов, вывод закономерностей, нахождение повторяющихся деталей и сбор их в коллажи. Таким образом, получилась словно «подсказка» зрителю о том, как отыскать Иуду на полотне.
Очевидный
В ранней живописи, а особенно в иконах, отличить Иуду от других апостолов не составляет труда: достаточно обратить внимание на несколько очень заметных признаков, которые будут обсуждаться далее.
«Тайная вечеря», Джотто, начало XIV века
Так, например, у него, в отличие от остальных апостолов, нет нимба. Сам он повёрнут к зрителю спиной, и, стоит отметить, сильнее своих товарищей — смотрящему почти не видно его глаз. Кроме того, сидит он вполне обособлено: не участвует в разговоре апостолов справа, но смотрит на Христа.
«Тайная вечеря», Уголино ди Нерио, около 1325 года
Следующая картина композиционно схожа с предыдущей; Иуда снова заметен тем, что у него нет нимба. Также добавляется новая деталь: он тянет руку к столу, а рядом лежит нож, что может являться неким символом его предательства, виновности в дальнейшей смерти Христа.
«Триптих Тайной Вечери», Дирк Баутс, 1464-1468
Здесь Иуда вновь оказывается изображён к зрителю спиной, а на столе рядом с ним снова лежит нож. Левая рука Искариота лежит у него на поясе, что достаточно странно, будто он прячет её, как прячут руки люди, совершившие преступление, у кого они «в крови». Сам Иуда словно с опаской оглядывается по сторонам, будто выжидает время для злодеяния или боится быть раскрытым.
«Тайная Вечеря», фрагмент, Master of the House-Book, вторая половина XV века
Нож со стола перемещается предателю в руки. Он прячет его под стол, подальше от глаз апостолов и самого Христа, да и в целом снова прячет руки. Здесь у него, в отличие от остальных, снова нет нимба и он вновь сидит обособленно — не на скамье, как все в комнате, а на стуле. Появляется другая интересная деталь: мешочек с деньгами, ведь, как известно, Иуда «продал» Иисуса за 30 серебряников.
«Тайная Вечеря», Хайме Уге, около 1463–1470 гг.
Снова вид со спины и отсутствие нимба; рука, тянущаяся к столу, к еде, — намёк на то, что Искариота интересует лишь материальная выгода, а от духовного он далёк. Появляется новая деталь — кошка, символ зла, дьявола. Она находится у ног предателя, едва касается его одежды.
«Тайная Вечеря», Козимо Росселли, 1439–1507 гг.
И снова Иуда оказывается по иную сторону стола, спиной к зрителю. У него есть нимб, но он тёмный, не такой, как у остальных, лишённый света, праведности. За спиной у Искариота летает чёрт, шепчущий, видимо, злые речи. В противовес образу кошки появляется другой — образ собаки, символ верности, преданности и честности. Схватка добра и зла как бы вынесена на первый план, отражает душевные муки Иуды и намекает на нечистоту его намерений.
Скрывающий
Эпоха Ренессанса порождает интерес к личности, продвигает гуманистическую идею. Благодаря этому образ Иуды становится более «человечным» — становится менее очевидно, где именно на полотне он находится. Его приравнивают к апостолам, либо давая намёки о его тёмной душе, либо освещая именно драму его личности целиком.
«Тайная Вечеря», Леонардо да Винчи, 1495–1498 гг.
Бросив на картину быстрый взгляд, нельзя сразу сказать, где находится Иуда. Он сидит рядом с остальными апостолами, нимбы у них всех отсутствуют как таковые, нет животных… Однако Искариота всё-таки отличает несколько прежних деталей. Во-первых, его внешность: более смуглая кожа, тёмные волосы, — во-вторых, всё та же тянущаяся к столу рука, словно он хочет украсть хлеб; в-третьих, мешок для денег в правой руке, и, наконец, слегка беспокойный, оглядывающийся вид. Здесь идея его «инаковости» не подаётся «в лоб», а маскируется в деталях. Это придаёт картине особый шарм.
«Тайная Вечеря», Якопо Бассано, 1542 год
На картине выше вновь можно наблюдать противостояние добра и зла, верности и предательства, чести и бесчестия в образах собаки и кошки; пёс мирно вернулся у пустой миски посреди зала, открытый и беззащитный, кошка же, находящаяся в ногах предателя, мрачно скалится из-за угла. В левой руке Иуды снова видим кошель, правая вновь указывает на стол с яствами.
«Тайная Вечеря», Агостино Карраччи, 1557–1602 гг.
Данная картина также примечательна тем, что Искариот сидит наравне с другими апостолами, а не, как обычно, в отдалении. Его выдает мешок для денег, хлеб в руке и хитрая, недобрая улыбка, отведённые в сторону от Христа глаза. На переднем плане вновь видим схватку добра и зла, интенсивную и ожесточённую. В целом картина очень динамична, словно «шумит», что на контрасте подчёркивает попытки Иуды сокрыть тайну. Христос молча смотрит на него, что может быть символом того, что он знает о предательстве, но не пытается его предотвратить.
«Тайная Вечеря», Тинторетто, 1592 год
Полотно Тинторетто поражает своим масштабом и детализацией. Под столом, если присмотреться, виден пёс, внимательно наблюдающий за кошкой, словно пытается предотвратить исходящую от неё опасность. Иуда снова лишён нимба и отделён от остальных апостолов, выглядит очень неуместно и неловко.
«Тайная Вечеря», Питер-Пауль Рубенс, 1630–1631 гг.
Картина Рубенса завораживает своей эмоциональной силой, захватывает дух и даже вызывает сочувствие. Здесь Иуда показан как простой человек — нервный, испуганный, не уверенный в том, правильно ли поступает: об этом ярко говорят его поза, выражение лица, взгляд. Он прячет что-то в левой руке — скорее всего, хлеб или кошель. Правая рука в нервном жесте поднесена ко рту — символ хранимой тайны. Он отворачивается от апостолов и Христа, глядя в сторону, словно обращаясь к зрителю и спрашивая: «Не совершаю ли я ошибку?» Символ верности под столом грызёт косточку и смотрит несколько хмуро, осуждающе. Примечательно и то, что ноги предателя не касаются пса.
«Тайная Вечеря», Николай Ге, 1863 год
Иуду часто изображают более приглушённо, чем остальных апостолов, показывая, что его душу поглотила тьма, но Николай Ге значительно усиливает этот эффект, обозначая лишь силуэт предателя; он уходит прочь, навек покидая «свет».
«Чёрное дело измены воплощает тёмная фигура освещённого со спины Иуды. Свет же объединяет группу единомышленников»
Верещагина А. Г., «Николай Николаевич Ге», 1988
Другие апостолы эмоционально задействованы в происходящем, например, Иоанн и Пётр обеспокоенно и непонимающе смотрят Искариоту вслед, не ожидая, видимо, такого исхода вечери. Присущих обычно Иуде атрибутов на данном холсте нет.
«Тайная Вечеря», Фриц фон Уде, 1886
Здесь Иуда снова обращён спиной к зрителю, совсем не видно его лица. Тёмное пятно его одежды на переднем плане создаёт ощущение, словно смотрящий в курсе о плане Искариота, видит его с «уязвимой» стороны. Однако, в целом, его образ выглядит вполне человечно.
«Тайная вечеря. Иуда окунает свою руку в блюдо», Джеймс Тиссо, 1886-1894
Здесь Иуда тоже выглядит человечно, однако снова сидит спиной к зрителю. Также выделяется его одежда, состоящая из жёлтой и красной ткани. Красный, цвет крови, намекает нам на, по сути, убийство Христа из-за предательства. Примечательно и то, что Иуда тянет руку не только к столу, но и к самому Иисусу. Этот грубый жест вызывает поразительное чувство небезопасности, тревоги, как у смотрящего, так и у остальных апостолов, судя по их позам и выражению лиц.
Особенности
Подытоживая анализ картин разных эпох, можно выделить детали образа Иуды, отличающие его от остальных и раскрывающие его как личность.
«Любопытный, лукавый и злой, как одноглазый бес»
«Иуда Искариот», Леонид Андреев, 1907
• Отсутствие нимба Символ греховности, схождения с пути Божьего, духовного падения.
• Альтернативный тёмный цвет нимба Символ осквернённости, нечистых помыслов.
• Рука, тянущаяся к столу Символ «приземлённости», заинтересованности в материальной выгоде, духовной бедности, намёк на воровство.
• Нож на столе либо в руках Символ опасности, агрессии и возможного покушения
• Кошель в руках либо на одежде Отсылка к факту «продажи» Христа за 30 серебряников, символ алчности, бесчестия
• Кошка рядом Символ дьявола, зла, обмана. Нередко противопоставляется собаке — символу верности и добра.
• Не видно лица и/или сидит спиной к зрителю Символ хранимой тайны, скрытности, недобрых намерений
• Жёлтый цвет одежды В средневековье жёлтый был цветом измены, лжи, трусости и отречения от веры.
• Смуглая кожа, тёмные либо рыжие волосы Иуда был единственным среди апостолов выходцем Иудеи. Неизвестно, насколько это действительно должно быть связано с его внешностью, но на многих картинах он визуально отличается от других участников вечери.
Заключение
Подытоживая, можно сказать, что у Иуды есть свои «опознавательные признаки» и «шаблоны» изображения, помогающие, с другой стороны, создать узнаваемый и говорящий образ. Многие из них были перечислены мною выше. Иконопись, как и принято, придерживается традиций строже, как и картины раннего христианства. Авторы Ренессанса и после добавляют в изображение больше свободы, показывают зрителю свою собственную интерпретацию персонажа.
«Иуда Искариот», Леонид Андреев, 1907
Верещагина А. Г., «Николай Николаевич Ге», 1988
https://gallerix.ru/ (дата обращения: 03.12.2023)
https://oranta.moscow/ (дата обращения: 04.12.2023)
https://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 04.12.2023)