Ритм — одно из главных понятий в любой сфере графического дизайна. Особенно важно понимать как работает ритм в типографике, потому что это помогает создавать выразительные проекты минимальными средствами.

Hrvoje Grubisic, Aleksei Iakovlev, Franko Komljenović, CoType® Foundry, cotypefoundry.com Website Redesign
Знаем ритм в музыке, а в дизайне он какой?

Pentgram, ‘1,000 Marks by Pentagram’
Когда мы сочетаем много разноуровневых элементов, мы получаем сложную насыщенную композицию, которая звучит практически как целый оркестр
Практически такой же. Если мы возьмем любую песню или просто музыку и постараемся представить ее себе на бумаге, то получим хорошую графическую композицию. В ней будут крупные громкие акценты, маленькие формы, острые и круглые и многие другие. Такое разнообразие создает контраст и помогает слушателю или читателю не уставать от восприятия.
Jeremías Martínez, words.01 personal project
Попробуйте пролистать эти буквы (думаю это очень быстро вам надоест):
А вот этот? В сравнении с предыдущим он выглядит гораздо живее и не так быстро надоедает
Как и у любой дирижер, дизайнер управляет очень большим количеством инструментов. Здесь играет роль и форма, и цвет, и размер, и множество других элементов. Давайте поподробнее рассмотрим, из чего же мы можем создать разнообразую по ритму композицию.
Rafael Serra, Lettering Series LXXXVIII
На чем может строиться ритм?
Цвет
Made Up Studio, MAGAZINE COVERS: SPRING 2024
Используя разные фоны, чередуя цвета букв, мы может создать динамичный ритм, даже не прибегая к изменениям композиции. Когда листаем несколько страниц подряд, мы гораздо лучше воспринимаем информацию, если она нам не надоедает.
Самое главное не переборщить с разнообразием цветов. Лучше помнить о законах колористики и подбирать цветую гамму, используя схемы. Часто стоит ограничиться черным, белым, и двумя-тремя дополнительными цветами.
Rus Khasanov, Typography set VII
Пятно/линия
Anna Matuella, 36 Hours of Type
Пятно и линия — одни из главных инструментов в арсенале графического дизайнера. Они помогают создать контраст и добиться хорошего разнообразного ритма. Когда мы говорим о пятне и линии, мы имеем в виду не только иллюстративные элементы как на картинке ниже (черно-белое пятно и линейная детализация), но и, например, о толщине шрифта, когда узкое начертание (например regular) выполняет роль линии, а широкое (например bold) — пятна.
Csaba Szőke, dobcucc — (drumgear)
Пятно и линия могут встречаться и на классическом топографическом развороте — пятно в этом случае это крупный активный заголовок, а линия — более деликатные нейтральные тексты.
Evelyn Abril Larragueta, Mira.mov Festival | Editorial Zine
Alexander Wright, Rodrigo Fuenzalida, frag TYPE, Michu Benaim S., Favora: A Typeface to Spell Better Futures
Когда друг за другом идут развороты, отличающиеся по массе, и сочетающие между собой пятно и линию — мы получаем гармоничный результат
Eva Brunetton, CALENDAR ZINE, https://www.behance.net/gallery/218972943/CALENDAR-ZINE?tracking_source=search_projects|zine+editorial& l=23
Динамика/статика
Динамика и статика — базовые понятия не только в графическом дизайне, но и в любом произведении искусства. Когда друг с другом соседствуют изображения, которые строятся на этих противоположных понятиях, нам проще воспринимать информацию. В примере сверху левый разворот более статичный, потому что основной акцент располагается в оптическом центре. Правый более динамичный за счет своей композиции и цвета.
luana lloyd, zine, ethereal statement of memories — 2021
Olivia Kingma, Layouts 2022
В этом примере очень удачно используются горизонтальная и вертикальная ось, добавляющие левой странице статике. Как будто на пьедестале стоит фотография, удерживая весь лист целиком. В противоположность ей, формы справа активно выталкивают друг друга и добавляют необходимый нам контраст.
Заполненность/пустота
Macarena Blanco, Zine Mockup
Заполненность и пустота — это два ключевых элемента композиции в графическом дизайне, которые играют важную роль в создании визуально привлекательных и эффективных работ. Их правильное использование может значительно повлиять на восприятие дизайна и его сообщение.
Ning Ong, Internship Zine
Использование заполненности и пустоты в графическом дизайне — это искусство нахождения баланса между элементами и пространством
Santiago Mendez, Editorial Typezine
Заполненные участки могут служить акцентами, привлекая внимание к важным элементам дизайна. Например, яркий цвет или крупный шрифт могут выделяться на фоне более спокойных и нейтральных элементов.
Какое задание мы будем делать?
Цель занятия сегодня — потренироваться в навыке ритма в типографике. Мы будем делать с вами маленькую книжку-гармошку, в которой попробуем передать атмосферу абстрактного слова средствами типографики
Этап 1
Выберите пожалуйста любое слово, желательно абстрактное, атмосфера которого будет вам понятна (например эфир, барабанная дробь, ледокол, оттепель). Подумайте о том, какую атмосферу это слово в себе несет и как ее можно передать ритмически (например усиление барабанной дроби к концу книжки-гармошки или переменчивые раскаты грома.
Этап 2

Теперь нужно постараться передать это ощущение с помощью типографики. Увеличивая и уменьшая кегль шрифта, меняя его начертание, меняя цвет фона. мы можем добиться разнообразного и интересного результата.
Этап 3

После того, как завершите работу над ритмической гармошкой, можно попробовать сделать один-два плаката на тему того же слово, все так же стараясь передать его атмосферу типографическими средствами.
Теперь, когда разобрались с ритмом, давайте попробуем сделать небольшой зин
Зин — это небольшая тетрадка-книжка, на любую интересную тему. Ее главное отличие — она состоит в основном из картинок/фотографий и небольших поясняющиз подписей, а иногда даже и без них. Это очень хорошая задача на развитие чувства ритма, поэтому я предлагаю вам выбрать интересную вам тему и попробовать сделать такую тетрадку, буквально на несколько разворотов
Grrrl Zine Fair
Этап 1
В первую очередь, как всегда, нужно выбрать близкую вам тему. Выбор довольно большой, это может быть зин о вашей поездке, о дороге от дома до школы, о вашей любимой группе или актере, о любимом фильме. Самое главное — тема должна быть вам интересна и вы должны быть уверены, что-либо у вас по ней уже есть фотографии, либо их будет легко найти в интернете.
Этап 2
На этом этапе главное собрать как можно больше информации, набрать фотографии и придумать коротенькие тексты, это поможет легче нащупать образ вашего зина и примерно по ритму определить какой объем фотографий будет включен в вашу книжку.
Этап 3
Теперь нужно придумать ритм — по какому принципу будет идти ваше повествование. Например, если вы делаете зин о дне в школе, подумайте — будете ли вы располагать фотографии по времени (первая страница про завтрак, вторая урок, третья про перерыв между уроками и т. д.) или по предметам (любимые/нелюбимые). Также нужно определиться с композицией — например, будут ли все фотографии стоять строго по центру или наоборот по краям — тут все зависит только от вашего желания или воображения.
Этап 4
Теперь, когда у нас есть наброски по композиции, мы можем собрать все оставшиеся странички и придумать обложку. Она должна быть тематически и визуально связана с остальным зином (с использованием таких же цветов, шрифтов, и других принципов). Попробуйте разместить обложку и развороты на мокапах, чтобы презентовать готовый проект.
Алексеев Эдвин, Жданова Дарья