

Ночь в библиотеке, 2015, Робер Лепаж, Канада
Рубрикатор:
• Концепция • Съемка • Саунд-арт • Технологии VR • Гаджеты вместо актеров • Видеоинсталяции • Дополненная реальность • Видеомэппинг • Заключение • Библиография • Источники изображений
Концепция
Сегодня медиа технологии становятся постоянным спутником перформанса и театра. Такие постановки могут быть не только массовыми и вызывать wow-эффект, но и задавать глубоки вопросы с помощью технологий о времени, пространстве и идентичности человека. Визуальное исследование посвящено трансформации театрального перфоманса под влиянием медиаискусства, через рассмотрение используемых видеотехнологий, начиная с их появления в руках режиссеров-драматургов. Выбор темы обусловлен тем, что технологии стремительно развиваются и активно проникают в сферу искусства в сферу искусства, что неизбежно приводит к переосмыслению традиционных форм и методов художественного выражения. Театр, всегда чутко реагирующий на социальные и технологические изменения, не является исключением. Изучение взаимодействия театра и медиаискусства позволяет понять не только эволюцию сценических технологий, но и изменения в восприятии зрителя, в постановке драматургических задач и способах художественной интерпретации.
Материал для исследования отобран на основе анализа известных постановок и перформансов, демонстрирующих новаторское использование медиатехнологий в театре. Принцип отбора ориентирован на репрезентативность — включены примеры, иллюстрирующие различные подходы к интеграции видео, саунд-арта, виртуальной и дополненной реальности, видеоинсталляций и видеомэппинга. Исследование структурировано по типу использованных медиатехнологий: видео в театре (включая крупный план, кинематографические павильоны, расширение сценического пространства с помощью проекции), саунд-арт, виртуальная реальность, дополненная реальность, видеоинсталляции и видеомэппинг. Такая рубрикация позволяет системно анализировать влияние каждой технологии на художественные решения и зрительский опыт.
Текстовые источники для анализа отбирались из доступных обзоров, рецензий и описаний спектаклей. Анализ текстов ориентирован на выявление ключевых художественных приемов, особенностей режиссерской постановки и влияния технологий на восприятие спектакля. Ключевой вопрос исследования: каким образом интеграция медиаискусства трансформирует театральный перфоманс и зрительский опыт? Гипотеза исследования состоит в том, что интеграция медиаискусства приводит к расширению выразительных средств театра, изменению взаимоотношений между актером и зрителем, а также к созданию новых форм погружения и взаимодействия. Исследование нацелено на подтверждение или опровержение этой гипотезы путем анализа выбранных примеров и выявления общих тенденций в использовании медиаискусства в современном театре.
Съемка
На сегодняшний день видео является естественной частью театральной жизни. Первый режиссер, который интегрировал медиа в свои постановки — это Франк Касторф. Он изобрел новое выразительное средство для театра — крупный план. В его спектаклях помимо артистов стала присутствовать съемочная группа, которая снимала артистов с самых разных ракурсов. Это стало переломным моментом в театральной индустрии, так как за счет крупного плана стало меняется восприятие зрителя и игра актеров.
Мастер и Маргарита, 2004, Франк Касторф, Германия
Похожий опыт, но с большим масштабом делает Кэти Митчелл. Она создает огромные кинематографические павильоны на сцене театра с большим количеством локаций и закоулков, где актеров так же снимает съемочная команда и транслирует результат на зрителя.
Запретная зона, 2010, Кэти Митчелл, Германия
Запретная зона, 2010, Кэти Митчелл, Германия
Запретная зона, 2010, Кэти Митчелл, Германия
Еще один хороший пример использования экрана — это спектакль Хайнера Геббельса «Eraritjaritjaka». В начале постановки зритель видит оркестр и главного героя, который устраивает скандал и яростно уходит на улицу, а за ним и оператор с камерой. Перед зрителями представлен проектор, где видно, что актер уезжает на такси, заходит в квартиру, занимается домашними делами. Затем происходит главный фокус: музыканты пропадают со сцены и оказываются на экране проектора.
Eraritjaritjaka, 2004, Хайнер Геббельс Германия
Eraritjaritjaka, 2004, Хайнер Геббельс Германия
Саунд-арт
В отличие от большинства театральных постановок, где саунд-арт и видеоарт выполняют вспомогательную функцию, в спектакле «Встреча» звук становится центральным элементом, определяющим художественное решение. Спектакль, начинающийся как стендап ведет сам режиссер — Саймон Макберни. Зрители надевают наушники и со сцены, им передает звук пластмассовая голова, в которую встроен бинауральный микрофон, передающий звук в наушники к зрителям. Макберни, делая шорохи, звуки и даже дыхание в микрофон, создает у зрителей эффект дикой природы.
Встреча, 2015, Саймон Макберни, Англия
Технологии VR
Один из известнейших спектаклей-перформансов «Ночь в библиотеке» поставил Робер Лепаж. Зрители с помощью vr-очков путешествуют по самым знаменитым библиотекам мира: Александрия, Вашингтон, Копенгаген, Париж и библиотеки средних веков.
Ночь в библиотеке, 2015, Робер Лепаж, Канада
Ночь в библиотеке, 2015, Робер Лепаж, Канада
Гаджеты вместо актеров
В спектакле «33 оборота в минуту» медиа технологии становятся главными героями. На сцене вместо артистов экраны ноутбуков с открытыми социальными сетями, неумолкающий телефон с автоответчиком, граммофон и другие технические приспособления. Во время спектакля устройства живут своей жизнью, принтер присылает факсы, граммофон играет, приходят бесконечные уведомления. Из деятельности устройств складывается сюжет и зритель в конце узнает, что случилось с их хозяином.
33 оборота в минуту, 2012, Раби Мруэ и Лина Санех, Ливан
33 оборота в минуту, 2012, Раби Мруэ и Лина Санех, Ливан
33 оборота в минуту, 2012, Раби Мруэ и Лина Санех, Ливан
Видеоинсталяции
Сценография Билла Виолы к опере «Тристан и Изольда» представляет собой серию впечатляющих инсталляций, призванных визуально передать стихийность, драматический накал исполнения и ощущение погружения в глубины чувств.
Тристан и Изольда, 2013, Питер Селларс, США
Тристан и Изольда, 2013, Питер Селларс, США
В спектакле «Нос» анимация, размещенная на заднем плане, не просто служит фоном, а является полноценным участником действия, активно взаимодействуя с актерами на протяжении всего перфоманса.
Нос, 2010, Уильям кентридж, США
Дополненная реальность
В иммерсиовном перформансе Rimini Protokoll 20 участников с iPad и наушниками, следуя индивидуальным маршрутам, по одиночке исследуют 15 комнат и 20 историй о военных конфликтах, примеряя на себя роли разных участников событий. Например, участники перфоманса могут побываеть в роли военного фотографа, врача, сообщающего о смерти ребёнка, или человека, запускающего ракеты, испытывая на себе последствия войны с разных сторон: от яростного активиста до главы банка, отмывающего деньги на оружии.
Situation Rooms, 2018, Театр Rimini Protokol, Германия
Situation Rooms, 2018, Театр Rimini Protokol, Германия
Situation Rooms, 2018, Театр Rimini Protokol, Германия
Видеомэппинг
Танцевальная компания Adrian N & Clar B для номеров использует технологию 3D проекции на физический объект для замены декорации. Видеомэппинг может искусственно ускорить или замедлить время на сцене. Артисты могут сами изменять 3D рисунки или же графика может манипулировать ими.
Adrian N & Clar B, Мурада Миридзуки, 2018, США
Adrian N & Clar B, Мурада Миридзуки, 2018, США
Робер Лепаж использовал видеомэппинг для своего драматического спектакля «Гамлет/Коллаж». В этом проекте графика заменяет декорации. Сцена представляет собой вращающийся куб, стены которого проецируют разные локации пьесы.
Гамлет/Коллаж, 2013, Робер Лепаж, Канада
Заключение
В заключение можно сказать, медиаискусство имеет большое влияние на театральный перфоманс и зрительский опыт. Анализ представленных примеров показывает, как интеграция видео, саунд-арта, виртуальной и дополненной реальности, а также видеоинсталляций и видеомэппинга, расширяет выразительные возможности театра, создавая новые формы повествования, взаимодействия актера и зрителя, и визуальной коммуникации. Медиаискусство требует изобретательный подход к режиссуре, драматургии, и взаимодействию с зрителем.
https://ptj.spb.ru/archive/34/voyage-from-spb-34/vzglyad-na-supermarket/ (дата обращения 22.11.2024)
https://leonidluchkin.livejournal.com/44868.html?ysclid=m3w8hsxs6q933165850 (дата обращения 22.11.2024)
https://mamm-mdf.ru/exhibitions/noch-v-biblioteke/ (дата обращения 22.11.2024)
https://theatre-musique.com/spectacle/eraritjaritjaka/ (дата обращения 22.11.2024)
https://www.rimini-protokoll.de/website/de/text/situation-rooms-2 (дата обращения 22.11.2024)
https://oteatre.info/abonent-nedostupen/ (дата обращения 22.11.2024)
http://www.teterin.ru/index.php? (дата обращения 22.11.2024)option=com_content& task=blogcategory& id=24& Itemid=129& ysclid=m3t5tpry1w831207742 (дата обращения 22.11.2024)
https://dzen.ru/a/X62Fa9MZjzX3Z4Q0?ysclid=m3t5tmhldw395929474 (дата обращения 22.11.2024)
https://terrahumana.ru/arhiv/11_03/11_03_25.pdf (дата обращения 22.11.2024)
https://ptj.spb.ru/archive/34/voyage-from-spb-34/vzglyad-na-supermarket/ (дата обращения 22.11.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=NOdzJWssnjk&t=2s (дата обращения 22.11.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=cGYdoSq-7bk (дата обращения 22.11.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=jXj1ZkuHZOY&t=33s (дата обращения 22.11.2024)
https://www.am-cb.net/projets/pixel (дата обращения 22.11.2024)