Original size 929x1200

Методы воздействия на зрителя в плакатах и графике А. Дейнеки

PROTECT STATUS: not protected
84
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

КОНЦЕПЦИЯ

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

История творческого пути художника, ранние работы и идеологическая основа.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ, ОТ ГРАФИКИ К ЖИВОПИСИ

Технические приёмы в работах А. Дейнеки, как основа его визуального стиля.

ЦВЕТОВЫЕ АКЦЕНТЫ, ОТ «ПЯТНА» К ДЕТАЛЯМ

Цвет, как вспомогательный элемент в формировании образов.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ХАРАКТЕРЫНЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОТЕН А. ДЕЙНЕКИ

Движение и ритм, характеры и персонажи, контраст «добра» и «зла» с идеологической подоплёкой.

ВЫВОД

С приходом к власти большевиков в результате октябрьской революции, радикально меняется вся идеологическая политика государства. В основе нового «мироустройства» лежат утопические идеи всеобщего равенства, освобождения и развития производительных сил, ликвидация эксплуатации и поляризации, достижение счастья и благоденствия. У «руля» — во главе государственного аппарата теперь рабочий класс — вчерашние заводские рабочие и крестьяне. Искусство начала ХХ века, серебряный век признано декадентским и буржуазным, ведь необразованному большинству — рабочему классу — не понять абстрактное и беспредметное, им нужны четкие визуальные инструкции, которые можно разобрать, даже без навыков чтения, а ведь тогда грамотой владели лишь 8% населения. В этот момент остро встаёт вопрос создания нового течения идеологического искусства, отвечающего всем запросам государственной внутренней политики — нужно донести до масс, что социализм — это хорошо. Оно должно быть предельно ясным, с четкими образами, однозначностью интерпретации, приукрашенной окружающей действительностью, с принципами народности, идейности и конкретности.

Необходимо было воспевать торжество социалистического строя в противопоставлении капитализму. Казалось бы, вот искусство и потеряло свою самоценность, теперь оно лишь инструмент пропаганды, подчиненный жестким правилам и цензуре. Существует даже устное ироническое определение соцреализма: «это искусство, прославляющее начальство в доступных начальству формах». Однако во многом, это слишком утрировано, и даже среди тысяч по сути своей безыдейных работ, выполненных ремесленниками, а не художниками, попадаются настоящие жемчужины. И здесь, пожалуй, мы сразу вспоминаем имя Александра Дейнеки — одного из ярчайших представителей творчества социалистического реализма — монументалиста, графика, скульптора, педагог, выпускника знаменитой русской школы конструктивизма, конкурировавшей с немецким Баухаусом — ВХУТЕМАС, автора одних из самых знаменитых картин, плакатов, иллюстраций раннего советского периода. Он с помощью соцреалистической живописи воспевал сильных, здоровых, крепких телом и духом людей, готовых к трудовым и спортивным свершениям и даже подвигам.

Его работы: яркие, динамичные, фактурные — сразу притягивают взгляд. Они, безусловно, отвечали запросом современного общества, своей афористичность обращались в самую суть, которую легко мог уловить даже безграмотный человек — рабочий или крестьянин. В своем исследовании я бы хотел проанализировать художественные методы А. Дейнеки, благодаря которым его картины производили такой эффект на зрителя.

Original size 1255x2000

Автопортрет

А. Дейнека, 1948 г.

АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Александр Дейнека родился в семье рабочих, он рос волевым, спортивным, физически крепким, с ранних лет увлекался изобразительным искусством. Молодого художника больше привлекала графика, чем живопись: масляные краски тогда были дорогими, и он с детства привык работать карандашом. Дейнека служил в армии, где рисовал агитплакаты и листовки, именно там его заметят и направят в командировку в одно из лучших училищ в стране — ВХУТЕМАС — знаменитую советскую школу конструктивизма, конкурировавшую с немецким Баухаусом, где его учителем становится известнейший график — Владимир Фаворский, чья визуальная стилистика оказала на Дейнеку большое влияние.

Original size 2480x1750

Иллюстрация к «Пиру во время чумы» А. С. Пушкина В. Фаворский

«Футбол» — фрагмент А. Дейнека

Original size 2480x1750

Иллюстрации к «Слову о полке Игореве» В. А. Фаворский

«Перед спуском в шахту» А. Дейнека

Original size 1280x720

Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»

В. А. Фаворский

Original size 3164x1600

«Оборона Севастополя»

А. Дейнека

Сопоставив работы учителя — В. Фаворского, и ученика — А. Дейнеки, мы видим явное сходство в построение анатомической композиции. Фигура человека в работах двух мастеров выгляди натуралистично, с преувеличенной материальностью, обладает «тяжеловесными» чертами, статична и одновременно в движении. Мы предполагаем, что герой картины сейчас совершит действие, однако статичность его позы создаёт эффект заморозки, схожий с ощущением, когда мы смотрим древние статуи.

Если говорить о мотивах творчества, то и здесь угадывается влияние В. Фаворского. Он выбирал для иллюстрации преимущественно народные сюжеты. Дейнека также стремился отразить красоту простых людей — крестьян и рабочих.

Благодаря стараниям Фаворского, Дейнека попадает в редакцию Московских журналов, где занимается созданием иллюстраций для статей, посвященных социалистическим будням.

Original size 1200x808

Разворот журнала «Безбожник у станка»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

Обложка / иллюстрация журнала «Безбожник у станка»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

Обложки журнала «Даёшь» / «Красная нива»

А. Дейнека

Мы видим, что отличительная черта работ графика — их идеологическая составляющая и экспрессивность её выражения. Автору явно симпатичны выбранные сюжеты, так как они соответствуют его позиции.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ, ОТ ГРАФИКИ К ЖИВОПИСИ

Основа любого произведения, созданного «на бумаге» — это техника его исполнения. От разных материалов зависит эффект и восприятие работы в последующем. А. Дейнека, в первую очередь, — график. С одной стороны, это связано с банальным дефицитом красок, с другой — графическим методом можно наиболее емко, карикатурно создать злободневный шарж или иллюстрацию. Графика строится на контрасте, балансе белого и чёрного, благодаря чему воспринимать её проще, человеческий глаз сразу «цепляется» за главное — информационную составляющую.

Original size 2480x1750
Original size 2480x1750
Original size 2480x1750

Фрагменты иллюстраций 1920-40 г.

А. Дейнека

Однако, по мере развития своего творческого пути А. Дейнека все больше обращается к живописным средствам — благодаря большим возможностям самовыражения за счёт цветовых акцентов он создаёт свои фундаментальные работы, большинство из которых сейчас находятся в Третьяковской галерее.

Original size 2016x1600

«Будущие летчики»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

«На стройках новых цехов» «Покорители космоса»

А. Дейнека

Original size 1000x750

«Донбасс»

А. Дейнека

Анализируя работы в цвете, мы можем отметить большую осознанность и серьёзность в творчестве автора. Это больше не карикатуры, а полноценные картины с широким идеологическим содержанием, построенные на четко сформированном образе идеалистического советского будущего.

ЦВЕТОВЫЕ АКЦЕНТЫ, ОТ «ПЯТНА» К ДЕТАЛЯМ

Соцреализм поощряет изобильность, богатство в изображении нового строя, в технике — богатство фактур. Это касается и изображенных персонажей, и самой живописной манеры. Отличительная черта цветовых акцентов это сосредоточенность на материальном — тяжесть и плотность красочного слоя, активность фактуры — необходимо было сдвинуть цвет в сторону колористической натурности, создать акценты на важных деталях. В колорите предполагалось странное соединение пестроты с землистостью, где пестрота должна соответствовать реальным цветам, а землистость — скорее демонстрировать «скромность» автора.

А. Дейнека использовал жесткие контрасты для создания ярких цветовых акцентов в своих графических работах, как правило это были одни из базовых цветов: красный, синий, желтый, и совсем реже дополнительные. Благодаря использованию этих цветов удавалось создать необходимую для восприятия простоту. Все важные детали сразу подсвечивались, из-за чего создавался четкий недвусмысленный образ.

Original size 2480x1750

«Спортплощадка» / «Первое мая»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

Обложки журналов «Vanity faire» и «Красная Нива» А. Дейнека

Original size 2480x1750

Обложки журнала «Безбожник у станка» / иллюстрация «Красная пятилетка» А. Дейнека

Я попробовал составить основную цветовую палитру графических работ А. Дейнеки, предположив их назначение и функцию в восприятии.

Original size 3164x2000

Если говорить о живописных полотнах, то, как я уже писал выше, мы видим колористическую натурность, соединение пестроты изображения и цвета с землистостью. Тем не менее, пестрота соответсвует реальным цветам.

Original size 1200x821

«Раздолье»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

«Стахановцы»

А. Дейнека

КОМПОЗИЦИОННЫЕ И ХАРАКТЕРЫНЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЛОТЕН А. ДЕЙНЕКИ

В центре повествования полотен А. Дейнеки, как и в работах других соцреалистов, рассматривается тема чудесной коммунистической утопии. На картинных пространствах широко раскинулись колхозные праздники, улыбающиеся люди, шествующие в демонстрациях, рабочие у станка, строящие новый социалистический мир, спортсмены, олицетворяющие собой здоровое тело и здоровый дух. В основе композиционного извода — схемы «чудесного явления», «преображения» или «вознесения».

А. Дейнека использовал строгие правила композиции, соответствующие золотому канону живописи — академизму. Художник выстраивает изображение в формате конкретного листа, в соответствии с элементарными правила размещения объектов на холсте. Однако, изображение часто выходит за созданные полотном рамки, не укладываясь в традиционные схемы композиции. Тем не менее, главное в композиции его картин — это персонажи, именно им автор уделяет особое внимание, а окружающая обстановка изображена зачастую совсем схематично. Также важно отметить размер полотен, все они грандиозно большие и порой доходят в размере до 2-3х метров. Такой размер должен был обескураживать смотрящего, внедрять в сознание величие социалистических идей.

Original size 1200x819

«Стахановцы»

А. Дейнека

Original size 1200x1044

«Оборона Петрограда»

А. Дейнека

Original size 1080x369

«Вратарь»

А. Дейнека

Original size 900x661

«После боя»

А. Дейнека

Original size 2480x1750

серия «В Севастополе»

А. Дейнека

Важная композиционная особенность творчества А. Дейнеки — это динамика. На примере одной картины «Оборона Севастополя» попробую её схематично разобрать.

Original size 3175x1990

В этой картине мы видим четкое разделение на положительных и негативных персонажей — как я уже писал выше, контраст добра и зла, это подчеркивают две точки схода. При этом есть главный положительный герой, обособленно изображенный на переднем плане. Полотно композиционно разделено на две части, при этом негативной стороне уделяется меньшая доля, создавая эффект вытеснения, ведь в социалистической утопии есть только победа и торжество над злом.

ВЫВОД

Проведя анализ работ А. Дейнеки, можно выделить основополагающие методы художника в воздействии на восприятие зрителя. Автор использует приёмы станковой живописи в монументально-декоративных работах — динамику, орнаменты и объемное изображение, нескольких точек схода, перспективные искажения, их ритм на холсте. Его творчество связано с развитием социалистических идей и сполна передаёт их суть. В основе работ лежит рисунок, передающий форму и её фактуру, при этом в меньшей степени уделяется внимание цвету, что создаёт четкий образ восприятия изображения. А Дейнека, в первую очередь, искал как изобразить форму при использовании минимальных художественных средств. Смело можно сказать, что именно в графике, благодаря школе Фаворского, сформировались его основные принципы построения художественных изображений. Если говорить о плакатном творчестве художника, мы видим, что раскрытие темы проходит на эмоциональном уровне, прямо влияя на чувства смотрящего. Интенсивное пластическое и ритмическое взаимодействие, динамика привлекают внимание и погружают зрителя в работу, при этом действуют напрямую, без скрытых смыслов.

Мы видим форму и минимальные цветовые акценты, пространство, выстроенное на игре масштабов и использования неожиданных точек зрения и ракурсов. Пожалуй, острота понимания функциональной природы смысла стала главным отличием творчества А. Дейнеки в сравнение с другими соцреалистами. Именно эта особенность наиболее полно отвечала запросам современной реальности, где главным было — донести до зрителя величие социалистических идей.

Original size 2480x1750

Фотопортрет Александра Дейнеки

Автор неизвестен

Bibliography
1.

arzamas.academy

2.

culture.ru

3.

Научная диссертация Пановой Натальи Генндьевны «Художественно-композиционные особенности творчества А. А. Дейнеки в контексте развития советского искусства 1920-1930-х гг.»

4.

Научная диссертация Губко Андрея Викторовича «Проблемы творческого поиска в графике А. А. Дейнеки: По материалам неопубликованного семейного архива художника»

Image sources
1.

artchive.ru

2.

artchallenge.ru

3.

arzamas.academy

4.

ar.culture.ru

5.

rusavangard.ru

6.

commons.wikimedia.org

7.

livejournal.com

Методы воздействия на зрителя в плакатах и графике А. Дейнеки
84
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more