

«…всякий раз возникает ощущение, что разрушение и хаос неизбежны, но именно сбои и исключения из правил не позволяют системе остановиться»
Ханс Ульрих Обрист
В основе концепции — сопоставление двух циклических структур: 360 градусов круга как отражения идеальной, универсальной системы и 365 дней года как повседневной системы, которая присутствует в жизни каждого человека и воспринимается как естественная норма.
Однако в этом «естественном» цикле содержится 5 «лишних» единиц, которые выбиваются из идеальной схемы. Эти отклонения можно было бы игнорировать, подстроив систему под ровный 360-дневный цикл — такие попытки предпринимались в истории. Но именно эти 5 дней сохраняют нашу систему времени работоспособной — и одновременно подсвечивают её искусственность, неполноту, подвижность. Благодаря этим 5 единицам становится очевидным, что даже такие привычные и, на первый взгляд, «естественные» системы, как календарь, на самом деле созданы человеком. Они не идеальны и не универсальны — в них есть зазоры, несовпадения, остатки.
Эти 5 единиц служат свидетельством того, что система — это всегда конструкция, а не нечто неизменное. Они как бы подсвечивают условность тех норм, к которым мы привыкли.
На выставке мы предлагаем подумать: а что ещё может выполнять такую роль? Какие ещё элементы помогают нам заметить, что порядок вокруг нас — это что-то подвижное, неоднозначное и поддающееся пересборке?

3D-визуализация пространства
Пространство выставки разделено на пять тематических зон — каждая из них исследует один из способов, с помощью которого можно увидеть разрыв в привычной системе, заметить её условность и подвижность. Зоны плавно перетекают одна в другую, создавая единое пространство, где каждая работа выходит за пределы классификации и может относиться сразу к нескольким темам.
Пространство
Этот блок посвящён пространственным искажениям: работы меняют восприятие пространства через визуальные образы, заменяют реальность виртуальным пространством, ставя действительность под сомнение — и в этом нарушении появляется возможность пересмотра.
Так, например, Зармина Куропатова в своей работе «Трофей» обращается к пространственным искажениям, разрушая привычные границы между объектом и его отражением, что ставит под вопрос стабильность восприятия пространства. Видео-работа Дианы Нармании «Цирк» погружает зрителя в виртуальную реальность, где ирония и абсурд, как форма эскапизма, становятся неотъемлемыми аспектами человеческого существования, несмотря на свою кажущуюся нелепость и несовершенство.
Время
Работы в этой зоне осмысляют время как конструкт — не как объективную данность, а как систему, с которой мы взаимодействуем и которую воспринимаем через культурные, социальные и личные призмы. Работы исследуеют вопросы о возможности изменения восприятия прошлого. Прошлое рассматривается не как зафиксированная реальность, а как подвижная конструкция, постоянно пересобираемая через опыт настоящего.
Ксения Андреева в своей работе «t» материализует время через взаимодействие пространства, скорости и математических формул, показывая, что оно не является абстрактным понятием, а может быть воспринято через определённые условия и контексты. В её проекте время становится осязаемым, физически присутствующим и поддающимся визуализации.
Тело
Тело — это условие возможности восприятия. Мир не существует для нас как абстрактная схема — он всегда даётся нам через телесный опыт: через то, как мы его ощущаем, как движемся в нём, как на нас воздействуют свет, звук, температура, гравитация. Работы, которые изменяют восприятие тела или создают непривычные ощущения — нарушают нашу встроенность в систему. Такой опыт становится способом заметить сконструированность реальности.
Работа Елены Тормышевой «Сортировщик» (2024) предлагает зрителю пройти насквозь через куб, в стенах которого вырезаны формы человека, и проверить, насколько они «вписываются» в привычные рамки системы, и как часто создают остатки — те части, которые кажутся не подходящими или лишними. В этом контексте тело становится объектом сортировки и разделения.
В работе Жени Стариковой человек превращается в пустое означающее — не более чем функциональный элемент, лишённый рефлексии. Художница утверждает, что важным актом сопротивления является возвращение агентности человеку.
Знак
Эта зона посвящена языку, знакам и смыслам, которые структурируют наше мышление, но одновременно подвержены разрывам и двусмысленностям. Работы исследуют несоответствие формы и содержания, показывая, как в таких сбоях открываются новые возможности для переосмысления этих систем.
Так Арина Смирнова в работе «Decode me gently» исследует, как мысли, переходя в знаковую систему, теряют свою полноту и изменяют восприятие реальности.
Знание
Зона, в которой народные знания, мифы, символические практики рассматриваются наравне с научными и рациональными системами. Работы здесь показывают, что магическое мышление — не противоположность знания, а альтернативный способ описания мира, столь же действенный. Эта зона ставит под вопрос универсальность научного языка, демонстрируя, что и он — социальный конструкт, встроенный в конкретную культурную систему.
Алина Матвеева и Саша Куриленко ставят под сомнение универсальность научных и рациональных систем. Алина Матвеева через инсталляцию мифологических структур обращается к альтернативным способы познания, в то время как Саша Куриленко в проекте «Альтернативные клавиатуры» исследует, как технологические системы могут адаптироваться под специфические нужды пользователей. Художница предлагает новые взгляды на то, как могли бы выглядеть клавиатуры, отражающие эти изменения.
Это выставка о том, как лишнее и «ненужное» может быть ключевым, как несовпадения и остатки делают структуру живой. И о том, что внимание к этим разрывам — это шаг к переосмыслению, к свободе, к возможности увидеть реальность иначе.
Выставка реализуется в подземном пространстве галереи «Бомба» — месте, которое само по себе становится частью высказывания. Скрытое, полуподвальное, неочевидное — но фундаментальное. Такой контекст подчёркивает идею о том, что самое важное в системе может быть незаметным, существующим «в тени», за пределами нормы.
КУРАТОРСКАЯ ГРУППА
Рената Шарипова и Ульяна Сорокина, студентки 3 курса Школы Дизайна НИУ ВШЭ направления «Дизайн и современное искусство».
УЧАСТНИКИ

Зармина Куропатова Трофей, 2024 Инсталляция
Зеркало, масло
Серия работ на зеркалах искажает пространство: на зеркальных поверхностях изображены трофеи — рога, оторванные от своего природного контекста. Их отражения множатся, перекликаются друг с другом, создавая эффект рекурсивной последовательности, где границы между объектом и его отражением стираются. Зеркало становится не просто отражающей поверхностью, а средой для слома пространства, фиксации множественных состояний и ракурсов одновременно. Зритель оказывается внутри системы смещений, зазоров и отражений, которые подчеркивают условность любой конструкции пространства.

Диана Нармания Цирк, 2024 Видео-арт
Видео 360°, VR-очки
Видео-арт «Цирк» исследует двойственность и абсурдность человеческого существования, где отверженные персонажи становятся героями, а ирония и нелепость защищают нас от страха перед неизбежным концом. Используя формат 360°, работа создаёт гипнотическое восприятие, где реальность и фантазия переплетаются. Тема обращается к скрытым, незамечаемым элементам системы, выявляя их как основу существования, несмотря на их абсурдность и несовершенство.

Екатерина Сенацкая Детали, 2023 Скульптурная серия
Керамика
«Детали» — олицетворение остатка как смыслообразующей части целого. Увеличенные керамические фрагменты крепежей из мануалов IKEA, вырванные из своего функционального контекста, становятся символами несовершенства, встроенного в структуру любой системы.

Екатерина Сенацкая Воспоминания о детстве, 2025 Интерактивная инсталляция
120 керамических плиток, роспись ангобами 140×74см
Интерактивная инсталляция представляет собой 120 керамических плиток. Все плитки будут снабжены магнитами на обратной стороне, за счет чего смогут крепиться к магнитной доске, позволяя зрителям самостоятельно переставлять их и собирать новые композиции. От перестановки меняется не только рисунок, но и восприятие образа, словно воспоминания, которые меняют очертания при каждом новом взгляде на прошлое. Здесь у каждого зрителя есть возможность стать соавтором, воссоздавая или разрушая узоры из воспоминаний.

Арина Смирнова Decode me gently, 2025 Видео-арт
Видео 02'00
Decode me gently — видео-арт, где женский голос читает стихотворение на английском языке, о том, что остаётся вырезанным из измерения мысли в момент расшифровки мысли в некой знаковой системе слов и смыслов.

Алина Матвеева Без названия, 2025 Инсталляция
Фанера, краска, ткань
Инсталляция будет выстроена в формате театральных декораций и станет основой для пространственного исследования мифологических структур. В процессе подготовки планируется собрать материалы: тексты, фрагменты интервью с носителями ритуальных практик и визуальные наблюдения. Собранный материал будет осмыслен через художественные методы и интегрирован в инсталляцию как часть единого высказывания.

Женя Старикова Самый простой сюрреалистический акт, 2025 Инсталляция
Видео, проектор, деревянный объект
Дисциплинарная структура превращает человека в пустое означающее — механистичную функцию, лишённую рефлексии. Авторитарная система задаёт единственный вариант действия, редуцирует восприятие и создаёт искусственные оппозиции. Ответственность перекладывается на структуру, а исполнитель становится «мёртвым» элементом её логики. Самый радикальный жест — вернуть агентность человеку, превратив его из винтика структуры в катализатор события.

Саша Куриленко Альтернативные клавиатуры Книга
Исследование посвящено анализу существующих альтернативных клавиатур, которые решают специальные задачи и создаются в зависимости от функций и потребностей конкретной аудитории потребителей.

Елена Тормышева Сортировщик, 2024 Инсталляция
Инсталляция в форме куба, в стенах которого вырезаны формы человека, призывают пройти насквозь, проверить, насколько он списывается в привычную систему, сортирует и разделяет. Формирует остаток, который якобы не подходит под рамки определенной формы.

Ольга Махно POO-TEE-WEET, 2021 Объект
Дерево, картон, краска, дверные глазки
Замкнутый куб с лабиринтом из маленьких комнат, в которые можно подсмотреть, но не зайти. Там в углах памяти хранятся отпечатки того, что утрачено. Оставшаяся сережка, зачеркнутые дни, сожженные спички, дорога, по которой больше не проедешь, записи о ветрах, которые уже поменяли направление.

Анна Чапкина Без названия, 2025 Видео-арт
Видео, проектор, дым-машина, жидкость для генерации дыма
Видеоинсталляция о том, как покинутое пространство, продолжает существовать в памяти человека в виде воспоминания-грезы. Это своего рода остаток от места и прожитого в нем. Работа представляет из себя перемонтаж, в котором, я исследую дом как троп в кинематографе, пытаюсь собрать из фрагментов целостное воспоминание о доме, основанное на чувственном восприятии. Видео проецируется в пространство комнаты, заполненной дымовым облаком. Аудиальной частью инсталляция является прочтение поэтического эссе, основанное на воспоминаниях автора о доме.

Изабель Кажгалеева Может ли вчера стать лучше? , 2025
Работа исследует вопрос о возможности изменения восприятия прошлого. Прошлое рассматривается не как зафиксированная реальность, а как подвижная конструкция, постоянно пересобираемая через опыт настоящего. В проекте используется образ карты — метафоры памяти и её нестабильности. Карты представлены не как точные отражения местности, а как пластичные, изменяющиеся структуры, в которых исчезают старые границы и появляются новые маршруты. Эти сдвиги отражают процесс переработки личных и коллективных воспоминаний.

Ксения Андреева t, 2025 Саунд-арт
Время — эмпирический конструкт. Его влияние физически неощутимо, однако мы способные воспринимать его неоднородное течение. Но возможно ли почувствовать ход времени или услышать его? По известной математической формуле мы можем рассчитать показатель времени через деление расстрояния на скорость (t = S: V). В проекте я изучаю взаимодействие пространства, его полевых записей и скорости через темп и ритм, пытаясь получить из формулы искомый показатель — время. Записи помещены в сосуды, изолирующие звуки от внешнего мира и вакуумизирующие время.
ПРОСТРАНСТВО


Место проведения выставки — галерея Бомба.
Галерея Бомба — выставочное пространство, расположенное в бомбоубежище ЦТИ Фабрика. Галерея функционирует по принципу artist run space, ориентирована на проведение выставок современного искусства и междисциплинарных художественных практик. Организация и проведение выставок проходит на базе коллегиального решения инициативной группы художников. В инициативную группу входят: Александр Баталов, Диана Галимзянова, Наташа Тимофеева, Таня Сушенкова.
Источник: сайт gallerybomba
Фото пространства галереи «Бомба» Источник: сайт gallerybomba
ПЛАН ЭКСПОЗИЦИИ
план пространства
1. Ксения Андреева 2. Изабель Кажгалеева 3. Саша Куриленко 4. Зармина Куропатова 5. Алина Матвеева 6. Ольга Махно 7. Диана Нармания 8. Екатерина Сенацкая 9. Арина Смирнова 10. Женя Старикова 11. Елена Тормышева 12. Анна Чапкина
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
СМЕТА
О НАС
CURATORIAL STATEMENT
В своей практике мы обращаемся к повседневности как к сконструированной системе. Нас интересуют знакомые всем структуры — социальные, культурные, пространственные — и как они могут быть трансформированы через художественный жест.
Мы пересматриваем и дестабилизируем повседневность, создаем моменты, когда она превращается в поле для переосмысления и художественного выражения, тем самым выявляя скрытые механизмы. В кураторском проекте «360 и 5» мы исследуем системы и их несовершенства, рассматриваем годовой цикл в 365 дней как искусственную конструкцию, устойчивость которой обеспечивают разрывы и остатки, ускользающие от прямого взгляда.
Время — важная часть фокуса в контексте повседневности, одна из самых привычных систем, сконструированность которой мы часто не осознаем. В наших проектах мы обращаемся к разным его формам. В выставке «Открыть через 100 лет» мы фиксируем реальность сквозь искусственную временную дистанцию, пытаясь предугадать, что сохранит свою значимость через столетие. В этом мы опираемся на концепцию «временного и пространственного сжатия», согласно которой границы времени и пространства размываются и меняют наше восприятие действительности.
Нам близко представление о выставке как о среде, которая дает зрителю ощущение сопричастности к масштабным категориям. Мы опираемся на принципы партиципаторности и стремимся вовлечь зрителя в процесс взаимодействия с искусством, превращая его из пассивного наблюдателя в соучастника происходящего. Так, в проекте «Городское бинго» участники прогулки становятся «читателями» и одновременно «авторами» городского текста, определяя, какие слова и сочетания зададут им дальнейший путь.
При создании экспозиции нам важен феноменологический взгляд, по которому пространство выступает не просто геометрической системой координат — его можно ощутить через движение и ситуации. Для нас выставка становится живым событием, где диалог строится не только между зрителем и произведением, но и между самими художниками.
Участники наших выставок — художники, работающие в разных медиумах и создающие экспериментальные формы высказывания. Они погружают зрителя в новую систему координат, где каждый может найти свою точку соприкосновения.
СОВМЕСТНАЯ ПРАКТИКА
ВЫСТАВКА «ОТКРЫТЬ ЧЕРЕЗ 100 ЛЕТ» Июнь 2024
Пространство выставки «Открыть через 100 лет» — это капсула времени, содержащая внутри себя работы современных художников. Экспозиция — письмо с ответом на вопросы о том, чем сейчас заполняется повседневность; какие мгновения уже стерты, какие — запомнятся в будущем. Художественные высказывания становятся запечатленными моментами времени и перемещают нас между пережитыми обстановками и ощущениями.
Групповая выставка «Открыть через 100 лет» Июнь 2024, галерея Si19
Мгновенность бытия зеркалится в бытовых предметах и виде из окна, воспоминаниях о детстве и мечтах об обретении дома. Эти события волнуют нас, потому что происходят прямо сейчас, а через столетие станут интересны тем, что случились так давно. В реальности будущего они обретут новое значение. Обыденные вещи окажутся особенными артефактами, повседневные занятия — таинственными ритуалами.
Групповая выставка «Открыть через 100 лет» Июнь 2024, галерея Si19
Групповая выставка «Открыть через 100 лет» Июнь 2024, галерея Si19
ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОГУЛКА «ИЗДАЛЕКА» Октябрь 2024
Проект визуальной прогулки в формате лонгрида приглашает зрителя познакомиться с городскими артефактами Бауманского района и взглянуть на них через призму уединённого диалога с городом. Маршрут был составлен на основе наших собственных наблюдений, сделанных во время прогулок в рамках вариатива «Войти и разрешить». Город говорит, и мы прислушиваемся к нему, чтобы стать по-настоящему внимательными наблюдателями.
ПРОЕКТ «ГОРОДСКОЕ БИНГО» Март 2025
Проект предлагает зрителям совершить прогулку по собственному району, однако ориентирами для построения маршрута станет поиск слов и фраз, разбросанных по городской среде. Уличные вывески, рекламные щиты и граффити становятся ориентирами для движения. Формат бинго подчеркивает универсальность городского пространства и объединяет людей в поиске одних и тех же слов на разных концах города.