
Выставка, посвящённая даче как социокультурному феномену и семейному архиву, состоит из тотальной инсталляции и серии графических работ. Инсталляция собрана из аутентичных предметов, отражающих дачную жизнь для разных поколений, а сюжеты графики строятся на основе фотографий, где происходят встречи этих поколений.

«Бессмертные на время» — строчка из стихотворения Бориса Пастернака «Сосны», которой можно описать ощущение от дачной жизни для многих людей. Личные воспоминания и семейные архивы, обретая публичность, отражают переживания целой страны в лицах того или иного поколения. У каждой культуры, даже очень маленькой, есть свой «золотой век» и переживание его утраты. Для меня с раннего детства таким «золотым веком» была жизнь на даче в посёлке Колосково в Ленинградской области.

Это была квинтэссенция всего, чем известны дачи: большая семья, творческие вечера, дружба с соседями, бабушкина клумба и теплица с огурцами. До моего рождения дачную писательскую нишу занимала печатная машинка Александра Житинского, а потом — ноутбук моего папы. Но чем дальше, тем больше утекало сквозь пальцы, и утрата личного рая в свою очередь родила рефлексию и ностальгию, которые год за годом побуждают меня возвращаться к этой теме.
Этот проект помогает разобраться в отношении разных поколений к феномену дачи, собирает воедино интерпретации — сегодня и сейчас. Об этом и графические работы, и инсталляция, объединившая вещи и воспоминания шести поколений моей семьи. Времена меняются, люди уходят, вещи теряются; никто не может предсказать, будет ли и дальше жить старая дача или навсегда превратится в потерянный рай и канет в архив. А сам архив, как известно, бессмертен лишь до тех пор, пока кто-то готов его хранить.
даты: 21.05.22 — 29.05.22
место проведения: городок писателей Переделкино, дом Геннадия Шпаликова
состав выставки: тотальная инсталляция из подвешенных аутентичных объектов, сопровождаемых историями, серия графических работ с элементами коллажа, инсталляция из оконных рам с фотографиями, проекция архивных видео
выставка проведена при поддержке Государственного Литературного Музея
Выставка проводилась в реставрируемой даче Геннадия Шпаликова. И во время монтажа, и в дни выставки там велись строительные работы, поэтому посетителей пускали группами в касках в согласованное время, чтобы строители не мешали экскурсиям.
фото с открытия: люди читают авторский текст на обоях перед началом экспозиции
пространство выставки менялось каждый день, за неделю строители снесли внутреннюю стену, на которой был проектор и одна графическая работа; они сами всё перевешивали, выставка жила своей жизнью
первая комната
начало экспозиции: графика «разделение» графика «неуловимое, как дым» предметы в «паутине» — радиоприёмник и туфли дополнительно: экспликации на обоях
фото с открытия
Графические работы из-за кривизны стен и торчащих гвоздей было невозможно повесить ровно, и было принято решение гиперболизировать эту особенность и сделать её фишкой экспонирования графики в пространстве. Для крепления на магниты были использованы те же гвозди, попадавшиеся в стенах в случайном порядке.
графика «разделение»
графика «неуловимое, как дым»
вторая комната (музыкальная)
графика «наблюдать лицо земли» графика «ноты-сосны-доски» предметы в «паутине» — книга «Белеет парус одинокий», ноты с упражнениями для фортепиано дополнительно: экспликации на обоях
фото с открытия
графика «наблюдать лицо земли»
графика «ноты-сосны-доски»
третья комната (каждое лето детства)
графика «тихая гавань» графика «спил» предметы в «паутине» — велосипед с детским сидением, детская меховая шапка, металлическая игрушечная пушка, модель самолёта, набор игрушечной посуды, фломастеры, кисточки, игрушечный динозавр, пластмассовая лягушка, кукольная кроватка дополнительно: экспликации на обоях
фото с открытия
фото с открытия
графика «тихая гавань»
графика «спил»
четвёртая комната (основатели)
графика «из того теста» предметы в «паутине» — медная ступка, чашка, серебряная ложка, шёлковое покрывало, блинная сковорода, подстаканник, кружевная салфетка, настольная лампа, почтовый ящик, военная фуражка, кружевная занавеска, облупившееся зеркало дополнительно: экспликации на обоях
фото с открытия
графика «из того теста»
Изменения пространства дачи, где выставлялся этот проект, добавило ему ещё больше сайт-специфичности: выставка переживала трансформацию так же, как и дачная жизнь, о которой она рассказывает.
пятая комната (из каждого окна)
инсталляция из шести окон, олицетворяющих шесть поколений, рассмотренных в визуальном исследовании; в каждом окне расставлены фотографии из семейного архива того времени, о котором идёт речь проекция видео из семейного архива 1970-х годов дополнительно: экспликации на обоях
видеопроекция семейного архива 1970-х годов
На открытии выставки был «дачный» фуршет и солнечная погода, приходили люди как знакомые и знающие, так и просто живущие и гуляющие в Переделкино, по-соседски.