Original size 2480x3500

Шины и женщины

PROTECT STATUS: not protected
23
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
big
Original size 3500x1924

Итан Джеймс Грин, модель: Падма Лакшми, календарь Pirelli 2025 (фрагмент)

«В своей традиционной эксгибиционистской роли женщины одновременно рассматриваются и демонстрируются, при этом их внешность кодируется для сильного визуального и эротического воздействия, так что можно сказать, что они подразумевают „быть рассматриваемыми“…» — Лора Малви [1]

Концепция

В первооснове исследования лежит ретроспектива из метаморфоз образа женщины, которая удивительно показательно развернулась на листах календаря Pirelli, породивший специфический жанр художественной и коммерческой фотографии. Созданная как рекламная наживка для клиентов шинной компании, в частности для дальнобойщиков, календарь Pirelli неизбежно начинает отражать мужской взгляд и его трансформацию на протяжении более полувека, что делает его символическим явлением визуальной культуры и фотографического искусства в целом. На глазах потребителей откровенно эротическиц проект оборачивает настоящей территорией художественного самовыражения, в которой разворачиваются проекты фотографов с мировым именем, рождаются их лучшие высказывания, а модели представляют собой все чаще не только объекты мужского желания, но и субъекты ценности.

Акцент делается на то, как художественная фотография захватила зону коммерческой продукции и как Pirelli становится пространством для модернизации традиционного визуального алгоритма — от вычурной сексуальности 70-х годов до гендерных постмодернистских деконструкций в XXI веке.

В современном гуманитарном дискурсе тема репрезентации женщины в искусстве, в частности в фотографии, остается одной из основных в свете феминистской оценки визуальной культуры. Являясь продуктом масс-медиа, календарь Pirelli становится так называемым художественным артефактом и материалом для изучения пересечений между гендерными конструкциями, искусством и массовостью. Его планомерный отказ от сексуализированного показа женского образа ради художественной составляющей, его историческая ценности и участие знаковых фотографов и моделей делают его крайне актуальным маркетинговым инструментом переосмысления женского образа до сих пор.

Original size 3500x663

Итан Джеймс Грин, модели: Чон Хоен и Мартина Гутьеррес, календарь Pirelli 2025 (фрагменты)

Рассмотрим подробнее то, почему рекламный, маскулинно ориентированный сборник от крупнейшего производителя шин в мире важен сейчас не только в качестве продающего продукта:

1. Пост-#MeToo эпоха и реинтеграция сексуализированных образов Хэштег MeToo, впервые введенный Тараной Берк, отражает современный этап общественного осуждения сексуального насилия и домогательств. В этапе, в котором порицается любая сексуализация женского тела и курс прокладывается в сторону нейтрализации этого шаблона восприятия, происходит внезапное возвращение к попытке переосмысления сексуальности и возвращение к стереотипам прошлого. В 2025 календарь Pirelli представляют работы исполненные фотографом Итаном Джеймсом Грином, которые отсылают к откровенному стилю 1990-х годов. Такой исход наблюдается впервые за несколько лет публикации календаря, в которые он стремился презентовать женщин в нефетишизированном свете. Возникают два противоречивых вопроса: если календарь имеет тенденцию отображения моды и характера эпохи, то значит ли это, что сексуализация циклически возвращается в массы? Или зритель наконец-то сталкивается с актом сопротивления общепринятому дискурсу?

2. Женская репрезентация и феминистская критика Календарь Pirelli, все еще как продукт массовой культуры, является наполненным материалом о конструирование женского образа и его восприятия в обществе. Он предлагает и отображение феминистской теории, например высказывание Лоры Малви о «мужском взгляде», через работы женщин-фотографов. Таких, как Сара Мун, которая предложила альтернативный взгляд на женскую сексуальность и тело.

3. Давление социальных медиа и цифровой культуры Вопрос восприятия женщины приобретает еще более острый характер в эпоху социальных медиа. Несмотря на узкий тираж, календарь Pirelli имеет широкое распространение в онлайн среде, что усиливает его влияние на массовое представление о красоте и женственности.

4. Развитие интерсекциональности Несмотря на длительную тенденцию представлять в календаре только женщин, проект разворачивает шире свои гендерные и этнические обхваты в последних выпусках. Так современные выпуски показывают более разнообразные образы женщин из разных профессиональных и возрастных групп. Это оказывает поддержку движению за инклюзивность и дает признание многообразию женских идентичностей.

Для подробного анализа отбираются знаковые, демонстрирующие трансформацию концептуального и визуального направления, выпуски календаря. Среди которых работы: Сары Мун, Теренса Донована, Ричарда Аведон, Инеса& Винуда и др. Поддержкой визуальному материалу выступят интерпретации из феминистской критики и философских изысканий.

Original size 3500x650

Итан Джеймс Грин, модель: Мартина Гутьеррес, календарь Pirelli 2025 (фрагмент)

В качестве теоретического обоснования визуального контента лежит интердисциплинарный подход с фокусом на философию образа и феминистскую теорию. Основной метод анализа делится на дискурсивный и визуальный, рассматриваются не только изображение, но и его восприятие и культурный контекст.

Ключевой вопрос: как репрезентация женщины в календаре Pirelli отражается в массовом взгляде на женскую телесность и субъектность или влияет на него?

Введение: зеркало Pirelli

Зародивший в 1964 году в шинной компании как рекламный продукт, календарь Pirelli или известный, как «The Cal», преобразовывается в культурную, отражающую массовое представление о сексуальности и женственности, реликвию. Коммерческий и просто визуально удовлетворяющий проект невольно становиться зеркалом роли женщины в визуальной культуре и эпохи в целом. От эротического сувенира до амбициозного художественного журнала — такая эволюция открывает доступ к ретроспективе освоения коммерческой фотографии языка репрезентации и его последующее украшение и превращение в искусство. Развиваясь в поле мужского взгляда, проект приобретает свойства плодородного пространства для переосмысления женских тела и субъективности.

Original size 1280x882

Сара Мун, Календарь Пирелли 1972

«The Cal» стремился стать знаком перемен. [3]

Механика желания: мужской взгляд

Original size 2242x419

Гарри Печчинотти, календарь Pirelli 1969 (фрагменты)

Original size 1633x743

Гарри Печчинотти, календарь Pirelli 1968

Ранние выпуски календаря представляли женскую репрезентацию через концепцию мужского взгляда, представленной Лорой Малви. Создавался искусственный культ девушки-соседки, предназначенный для визуального удовлетворения и закрывающий потребность мужских созерцания и веры в доступность женщины рядом с собой. Такая тенденция отражает перевес в сторону патриархальных норм и стремление к угождению клиентов мужчин: масс-медиа идет на поводу у общества, как религия потакающая выдуманным верованиям своих прихожан, она дает им то, что они так желают.

Фотографы намеренно занимались фетишизацией женского тела, например, работы Гарри Печчинотти были представлены в выпусках календарей 1968 и 1969 годов. Они грешили акцентом на деталях и близкими планами: губы, шея, все, что усиливало эротический подтекст без прямой порнографии шло в дело и одобрялось. Пускай прямой порнографии не допускалось, но намеки порождали вожделение и ненужное желание таких, на самом деле несуществующих, женщин. Создавая образ доступной и красивой соседки, компания не подозревая своей пропаганды женской объективизации активно поощряла такое мышление, что взращивало некорректное отношение мужского населения к женской.

Продемонстрированные стратегии визуального контента несомненно соответствуют мнению Малви, где женщина преподносится как «объект, предназначенный для визуального и эротического воздействия», что подсвечивает ее место в патриархальной культуре как пассивного объекта.

Original size 0x0

Гарри Печчинотти, календарь Pirelli 1969

«То, что мы знаем или во что верим, влияет на то, как мы видим окружающие нас вещи.» — Джон Бергер [2]

Так, ранние календари Pirelli демонстрирует, как коммерческая фотография поддерживает и усиливает гендерные стереотипы, доступно изображая превалирующие культурные стандарты своего времени.

Автор и образ: перевес художественного

Original size 2480x1649

Херб Ритц, модель: Кейт Мосс, календарь Pirelli 1994

В 1994 году с легкой руки Херба Риттса в календарь внедряется мотив естественной красоты моделей, например Кейт Мосс. Акцент в изображениях шел на индивидуальные особенности каждой женщины, а съемка подчеркивала эту сакральность своей уединенной локацией на одном из островов Багам. В этом проекте Риттс избегает постановочности и ретуширования, делая упор на случайность и действительное отображение моделей здесь и сейчас. Такой жест отклоняет заданный ранее курс календаря и начинает стирать образ доступной и очаровательной девушки-соседки.

За работами Риттса приходит серия кадров от Ричарда Аведона, который вдохновлялся классическим искусством, представляя моделей в образах, отсылающих к античным изваяниям. Отсылки к истории искусств делают эти фотографии изысканными и более концептуальными, чем лежащее в основе идеи простое «желание».

Естественность и эмоциональность возвращаются еще раз гораздо позже под объективом Питера Линдберга. Он также отказывается от каких-либо цифровых изменений тел моделей и макияжа, выказывая стремление показать реальность живой, а не нарисованной мужским воображением, женщины. Показать ее в совершенстве несовершенного.

Original size 0x0

Ричард Аведон, модель: Фарах Саммерфорд, календарь Pirelli 1995 (фрагмент)

Original size 2242x1350

Ричард Аведон, модель: Надя Ауэрманн, календарь Pirelli 1995

«Если фотографы несут ответственность за создание или отражение образа женщины в обществе… тогда, я должен сказать, есть только один путь для будущего, и это определение женщин как сильных и независимых. Это должно быть обязанностью фотографов сегодня: освободить женщин и, наконец, всех от ужаса молодости и совершенства.» — Питер Линдберг [4]

Как доказывает годовая статистика, начатый Риттсом отказ от искусственности и наигранности вызывает цепную волну перемен в подходе к съемкам, что демонстрирует массовые культурные сдвиги в восприятие роли женщины в обществе. «The Cal» переформатируется в пространство для исследования женской идентичности: фотографы отходя от рассмотрения женщины как объекта визуального наслаждения, возвращая им черты индивидуальности, внутренней силы и истории. Каждая фотография начинает раздвигать рамки коммерческого потакания потребителю и становиться самостоятельным произведением искусства.

Женщина больше не изображение — она реальна.

Original size 1726x1152

Питер Линдберг, модель: Ума Турман, календаря Pirelli 2017

Вальтер Беньямин утверждал, что особую ценность произведению искусства придают его уникальность и неповторимость. Его концепция «ауры» находит свое воспроизведение в календаре, участники которого стремятся показать именно такой след женского образа — глубокий и неповторимый.

От отсуствия до субъекта: новое женское сообщество

Original size 0x0

Энни Лейбовиц, модель: Тави Гэвинсон, календарь Pirelli 2016 (фрагмент)

Как было отмечено ранее фотографы календаря Pirelli начали отходить от привычного изображения женщины как объекта мужского желания. Окончательно такая тенденция укрепилась примерно с 2010 года. Фокус смещается на индивидуальность и достижения женщин. Так в 2016 году появляются значимые портреты великих женщин, сошедшие с руки Энни Лейбовиц. На кадрах, подсвечивающих силу характера женщины для новорожденных и еще не прозревших масс, появляются личности Эми Шумер и Серены Уильямс. Двух смелых женщин, которые не страшатся демонстрировать себя настоящих даже под объективом, несмотря на заявленные стандарты общества.

В концепции феноменологии телесности Мерло-Понти тело показывается как активный участник понимания мира, что соответствует подходам новых выпусков календаря «The Cal». Зритель получает возможность воспринимать женщин на снимках не только визуально, но и эмпатически, посредством их представления как субъектов с историей, опытом и дыханием жизни.

Кроме нового видения тела и его красоты, начинают проявляться акты политической репрезентации идей Стюарта Холла. Календарь бросает вызов стереотипам прошлого, позволяя фотографам являть миру женщину в разных контекстах и ролях. Это в свою очень начинает способствовать развитию принятия инклюзивности в обществе.

Original size 0x0

Энни Лейбовиц, модели: Эми Шумер и Серены Уильямс, календарь Pirelli 2016

Возникает очевидный вопрос: что же поспособствовало активизации всех этих философских изысканий именно в этот временной период?

Ответом является упомянутое ранее движение #MeToo, которое начало свое существование как раз с октября 2017 года. В основе протеста лежат обвинения в сторону продюсера Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах. Разросшийся из этого события активизм привлек внимание общества, особенно женщин, к проблемам дискриминации и стал катализатором для глобальной перестройки роли женщины в медиа и следом в мире. В январе этого же года происходит не менее важная группа массовых женских маршей, акцентирующих важность права голоса представительницам разных расовых и других инклюзивных групп. Марши стали символом стремления к солидарности и равенству, чем и спровоцировали индустрию развлечений предпринять поддерживающие данный активизм шаги.

«Цель календаря — показать „настоящих женщин“.» — Питер Линдберг [8]

Original size 2480x821

Тим Уокер, модели: Даки Тот, Саха Лейн, Тандо Хопа, календарь Pirelli 2018

После всех событий выпуск 2018 года был посвящен исключительно чернокожим женщинам. Тим Уолкер, чьими глазами была подсвечена и чьим фотоаппаратом проявлена концепция черной идентичности, делает большой шаг в сторону этнического разнообразия в календаре, тем самым подчеркивая такую богатую и одинаково важную красоту всемирного сестринства.

Original size 1198x900

Тим Уокер, модель: Даки Тот, календарь Pirelli 2018

Постмодерн: гендер как перформанс

Original size 1000x562

Браян Адамс, модели: Игги Поп, календарь Pirelli 2022

Претерпевая весомые изменения в последние годы выпуска, «The Cal» начинает отражать смещение в культурном познании идентичности и гендера. Каледарь переходит к более многослойным и нетревиальным репрезентациям, пренебрегая «мужским взглядом», с которого все начиналось. На страницах календаря появляются перформативные практики связанные с гендером, который уже не является некоторым фиксированным понятием.

По мнению гендерного теоретика и философа Джудит Батлер, гендер конструируется через поведение и циклические действия, проходящие через «решето» социальных ожиданий. Накладывая на календарь Pirelli ее концепцию перформативного гендера, можно объяснить появление мужчин в раньше чисто женско-репрезентативном коммерческом продукте. До выпуска 2022 года мужчины появлялись на снимках в единичном порядке и вызывали лишь общую разрозненность. Браян Адамс же первый фотограф поставивший в центр календаря мужскую фигуру и объективизировавший ее.

Original size 2480x1350

Браян Адамс, модели: Сент-Винсент, Игги Поп, календарь Pirelli 2022

Original size 2782x2085

Браян Адамс, модели: Бохан Феникс, календарь Pirelli 2022

Какой же вклад могли внести мужчины на страницах календаря в становление и отображение женской идентичности?

Гендерный переворот порождает равенство и признание. Мужчины снимаются с той же ироничной дистанции, ранее привычной женским моделям. Дань уважения музыкантам Адамса случайной переписывает гендерный фокус, заставляя наблюдать за перформативной мужественностью, как за женственностью. Вместо гипермаскулинности, впереди, перед лицом зрителя, оказывается поза, ритмичность и сценичность. Гендер перестает считываться как «животно-естественное», а концептуализируется через музыку. Название календаря «В дороге» тоже звучит символически, словно указывая на весь пройденный путь «The Cal» и его гибкость контента.

Original size 0x0

Эмма Саммертон, модель: Кара Делевинь, календарь Pirelli 2023 (фрагмент)

Original size 1197x792

Эмма Саммертон, модель: Белла Хадид, календарь Pirelli 2023

Еще одним фотографом и игроком в архетипы на постмодернистской арене Pirelli становится Эмма Саммертон. В следующем календаре 2023 года она деконструирует традиционные бинарные концепции репрезентации через маски и образы женственности. Акцентируя театральность гендерной идентичности, ее работы направляют взгляд в коллективное бессознательное: женское тело уже не демонстрируется «как оно есть», оно превращается в медиатор между зрителем и мифом, предавая репрезентации аллюзивный характер.

0

Эмма Саммертон, модели: Эшли Грэм, Першес Ли, Лорен Вассер, календарь Pirelli 2023

«Я постоянно работаю с женщинами, редко снимаю мужчин, так что я привыкла к этому. Но в этом контексте мы говорим о том, кто они, чем занимаются, и даем им платформу для выражения их мира, а не только их красоты или платья. И я думаю, что это создает совершенно другую энергию, и, честно говоря, это было очень эмоционально.» — Эмма Саммертон [9]

Заключение

Original size 1280x880

Сара Мун, Календарь Пирелли 1972

«Женщины постоянно встречают взгляды, которые действуют как зеркала, напоминающие им о том, как они выглядят или как они должны выглядеть. За каждым взглядом стоит суждение. Иногда взгляд, который они встречают, является их собственным, отраженным от настоящего зеркала.» — Джон Бергер [11]

Календарь Pirelli смело можно назвать хроникой визуального развития взглядов и культурных норм. Переход от глянцевой эстетики для мужского удовольствия к глубокому художественному высказыванию о женском теле как о символе, знаке и образе показывает сложную трансформацию в структуре массового восприятия через меняющийся мир фотографии. В образах на страницах календаря отмечается четкое влияние ведущих парадигм культуры: от ауры до политики репрезентации. Женщина Pirelli становится архетипом эпохи, перестает быть вне контекста и идентифицироваться лишь как «тело» или продукт.

Неожиданно, но коммерческий календарь шинной компании приобретает характер настоящей галереи искусства, до сих пор функционирующей и видимо-невидимо отражающей ситуацию репрезентации женщины в обществе: поднимаются вопросы феминистской критики, переосмысления телесности и движения за разнообразие.

Женщина Pirelli сегодня — это символ эстетического переосмысления и эманация смысла.

Она не декорация, она не продающий элемент, она не пассивна и она равна мужчине. Она может быть кем угодно и предстать под объективом фотографа, кем она действительно является или хочет быть. Рамки окончательно разрушаются, а хаос вседозволенности сеет плодородие творческой мысли. И каждая такая мысль — это вызов для зрителя, приглашение к столу дискурса и призыв обернутся на мир вокруг и внутри себя.

Original size 3500x306
Bibliography
Show
1.

Laura Mulvey Visual Pleasure and Narrative Cinema, Screen, vol. 16, no. 3, 1975 // screen.oxyfordjournals.org: University of Pennsylvania Library. 2025. URL: https://web.english.upenn.edu/~cavitch/pdf-library/Mulvey_%20Visual%20Pleasure.pdf (дата обращения: 20.04.2025)

2.

Бергер, Дж. Искусство видеть / Пер. с англ. Е. Шраги. — СПб.: Клаудберри, 2012. — 184 с.

3.

The four eras of «The Cal» History // pirellicalendar.pirelli.com: Pirelli & C. S.p.A. 2024. URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/about-the-cal/history (дата обращения: 21.05.2025)

4.

Питер Линдберг. 2023 // eurasia-photo.com: Assosiation of Photographers Eurasia. 2025. URL: https://eurasia-photo.com/16454-piter-lindberg (дата обращения: 21.05.2025)

5.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху технической воспроизводимости // Беньямин В. Краткая история фотографии / Пер. и примеч. С. А. Ромашко. М.: Ad Marginem, 2013. С. 60–113.

6.

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — М: «Ювента», «Наука», 1999. — 608 c.

7.

Hall, Stuart. «The Work of Representation». Representation: Cultural Representations and Signifying Practices, отредактировано Stuart Hall, Sage Publications в сотрудничестве с The Open University, 1997 // fotografiaeteoria.wordpress.com: Fotografia e Teoria. 2015. URL: https://fotografiaeteoria.wordpress.com/wp-content/uploads/2015/05/the_work_of_representation__stuart_hall.pdf (дата обращения: 21.05.2025)

8.

The Week Staff Is Pirelli’s 2017 calendar really a 'feminist statement'? 2016 // theweek.com: The Week. 2025. URL: https://theweek.com/79221/is-pirellis-2017-calendar-really-a-feminist-statement (дата обращения: 21.05.2025)

9.

Pirelli Calendar Behind the lens: Emma Summerton 2022 // pirelli.com: Pirelli & C. S.p.A. 2025. URL: https://www.pirelli.com/global/en-ww/life/pirelli-calendar/behind-the-lens-emma-summerton-53939/ (дата обращения: 21.05.2025)

10.

Батлер Д. Гендерное беспокойство. Феминизм и подрыв идентичности / Пер. с англ. К. Саркисов под редакцией Е. Шестовой: М. V-A-C Press, 2022. — 272 c.

11.

Elena Rossini Ways of Seeing & Ideal Women in Popular Culture 2010 // theillusionists.org: THE ILLUSIONISTS — a documentary about body image and globalization. 2025. URL: https://theillusionists.org/2010/07/ways-of-seeing-ideal-women-in-popular-culture (дата обращения: 21.05.2025)

Image sources
Show
1.

Итан Джеймс Грин, модель: Дженни Шимизу, календарь Pirelli 2025 // URL: https://ethanjamesgreen.com/pirelli/overview (дата обращения: 21.05.2025)

2.

Харри Печинотти, «Биг-Сур», календарь Pirelli 1969 // URL: https://www.mutualart.com/Artwork/Big-Sur/BD27590F80B38267 (дата обращения: 21.05.2025)

3.

Итан Джеймс Грин, модель: Мартина Гутьеррес, календарь Pirelli 2025 // URL: https://ethanjamesgreen.com/pirelli/overview (дата обращения: 21.05.2025)

4.

Итан Джеймс Грин, модель: Падма Лакшми, календарь Pirelli 2025 // URL: https://ethanjamesgreen.com/pirelli/overview (дата обращения: 21.05.2025)

5.

Итан Джеймс Грин, модели: Мартина Гутьеррес, календарь Pirelli 2025 // URL: https://ethanjamesgreen.com/pirelli/overview (дата обращения: 21.05.2025)

6.

Итан Джеймс Грин, модели: Чон Хоен, календарь Pirelli 2025 // URL: https://ethanjamesgreen.com/pirelli/overview (дата обращения: 21.05.2025)

7.

Эмма Саммертон, модель: Белла Хадид, календарь Pirelli 2023 // URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/2023/home (дата обращения: 21.05.2025)

8.

Эмма Саммертон, модели: Эшли Грэм, Першес Ли, Лорен Вассер, календарь Pirelli 2023 // URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/2023/home (дата обращения: 21.05.2025)

9.

Эмма Саммертон, модель: Кара Делевинь, календарь Pirelli 2023 // URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/2023/home (дата обращения: 21.05.2025)

10.

Браян Адамс, модели: Сент-Винсент, Игги Поп, календарь Pirelli 2022 // URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/2022/home (дата обращения: 21.05.2025)

11.

Браян Адамс, модели: Бохан Феникс, календарь Pirelli 2022 // URL: https://pirellicalendar.pirelli.com/en/2022/home (дата обращения: 21.05.2025)

12.

Тим Уокер, модель: Даки Тот, календарь Pirelli 2018 // URL: https://www.pirelli.com/global/en-ww/life/pirelli-calendar/calendar-archives/2018-pirelli-calendar-unveiled-82012/ (дата обращения: 21.05.2025)

13.

Тим Уокер, модели: Даки Тот, Саха Лейн, Тандо Хопа, календарь Pirelli 2018 // URL: https://www.mamm-mdf.ru/en/exhibitions/pirelli-calendar-2018/ (дата обращения: 21.05.2025)

14.

Энни Лейбовиц, модели: Эми Шумер и Серены Уильямс, календарь Pirelli 2016 // URL: https://www.mamm-mdf.ru/en/exhibitions/the-cal--pirelli-calendar-2016/ (дата обращения: 21.05.2025)

15.

Энни Лейбовиц, модель: Тави Гэвинсон, календарь Pirelli 2016 // URL: https://www.wmagazine.com/gallery/pirelli-calendar-2016-photographs (дата обращения: 21.05.2025)

16.

Херб Ритц, модель: Кейт Мосс, календарь Pirelli 1994 // URL: https://www.artsy.net/artwork/herb-ritts-kate-moss-3 (дата обращения: 21.05.2025)

17.

Херб Ритц, модель: Кейт Мосс, календарь Pirelli 1994 // URL: https://www.pirelli.com/global/en-ww/life/pirelli-calendar/calendar-archives/pirelli-calendar-1994-how-herb-ritts-made-a-modern-classic--53114/ (дата обращения: 21.05.2025)

18.

Ричард Аведон, модель: Фарах Саммерфорд, Фарах Саммерфорд, календарь Pirelli 1995 // URL: https://forums.thefashionspot.com/threads/the-1995-pirelli-calendar-by-richard-avedon.407861/ (дата обращения: 21.05.2025)

19.

Питер Линдберг, модель: Ума Турман, календаря Pirelli 2017 // URL: https://mamm-mdf.ru/exhibitions/2017-pirelli-calendar-by-peter-lindbergh-and-more/ (дата обращения: 21.05.2025)

20.

Гарри Печчинотти, календарь Pirelli 1969 // URL: https://pauza.de/Pirelli/1969/ (дата обращения: 21.05.2025)

21.

Гарри Печчинотти, календарь Pirelli 1968 // URL: https://pauza.de/Pirelli/1968/ (дата обращения: 21.05.2025)

22.

Сара Мун, Календарь Пирелли 1972 // URL: https://pauza.de/Pirelli/1972/ (дата обращения: 21.05.2025)

Шины и женщины
23
Confirm your ageProject contains information not suitable for individuals under the age of 18
I am already 18 years old
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more