
Концепция исследования
«Относительно короткий — примерно с 1890-го по 1914-й год — период, который благодаря интенсивности, идейному богатству и разнообразию явлений художественной культуры получил название в советском искусствознании „эпохи модерна“, в последние годы стал одним из важнейших объектов исследований по истории архитектуры и изобразительного искусства как отечественных, так и зарубежных.» [1]
Архитекторы эпохи модерна стремились к отказу от прямых линий и углов, сделав выбор в пользу асимметрии и органики. Природные мотивы стали ключевыми, именно они прослеживаются в плавных изгибах и динамичных формах, пронизывающих все уровни декора от мозаик и панно до кованых решеток и лепнины. Произошло некое сплетение архитектуры и живописи с декоративно-прикладным творчеством. «Язык искусства модерна — это абстрактные формы, но живые, органические, дышащие и растущие.» [2]
«Модерн должен был стать стилем жизни нового общества, создать вокруг человека цельную эстетически насыщенную пространственную и предметную среду, выразить духовное содержание эпохи с помощью синтеза искусств, новых, нетрадиционных форм и приемов, современных материалов и конструкций.» [3]

Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди

Отель «Old England». 1898–1899. Брюссель. Архитектор П. Сентенуа
Дом Пола Ханкара, Брюссель. Архитектор Пол Ханкар
Однако, несмотря на высокую декоративность и некую «сказочность», здания эпохи модерна отличаются своей функциональностью, которая стояла у архитекторов на первом плане. Смело использовались такие материалы как бетон, керамика, сталь и многие другие. Модерн смог совместить в себе практичность и эстетику, что делает каждое здание того времени уникальным и индивидуальным.
Хоть слово «модерн» и переводится как «современный», архитекторы той эпохи не стремились совсем отказаться от прошлого, скорее наоборот: обращались к народному творчеству и искусству средневековья. Это прослеживается в многочисленных изображениях фольклорных существ — драконов, химер и грифонов, — которые смотрят на прохожих с панно, мозаик и барельефов.
Химера на Доходном доме страхового общества «Россия». Архитектор Н. М. Проскурнин
Отель «Метрополь», Москва. Художник Михаил Врубель
Особняк Зинаиды Морозовой, Москва. Архитектор Фёдор Шехтель.
И всё же, несмотря на активное использование образов различных существ, архитектура модерна ассоциируется у меня в первую очередь с флорой, а не фауной. Плавные витиеватые линии напоминают лозы, мозаики часто складываются в изображение цветов, а кованые решётки сплетаются, подобно растущим стеблям.
Именно поэтому в данном визуальном исследовании я хотела бы затронуть именно растительные мотивы в архитектуре модерна. Своей целью я ставлю изучение того, в каких формах нашла своё воплощение тема фауны в ту эпоху, какой смысл она в себе несёт. На мой взгляд, модерн уникален своей гармонией с природой, и мне бы хотелось рассмотреть эту особенность в деталях.
При подборе визуального материала я обращала своё внимание не только на экстерьер зданий, но и на интерьер, так как не всегда всё самое красивое выносилось на фасад. Само визуальное исследование будет поделено на следующие части:
1. Мозаика 2. Витраж 3. Барельефы и лепнины 4. Кованые изделия
Часть 1. Мозаика
«Мозаика — это узор или изображение, выполненное из небольших правильных или неровных кусочков цветного камня, стекла или керамики, удерживаемых на месте с помощью штукатурки / строительного раствора и покрывающих поверхность. Мозаика часто использовалась в качестве украшения пола и стен и была особенно популярна в Древнем Риме.» [4]
Именно мозаика позволяет создать уникальные долговечные узоры и картины, на которых может быть изображено что угодно. Рамки создаёт лишь фантазия автора.
Casa Batlló
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Каса Бальо (или же Дом Бальо) является, пожалуй, самым ярким представителем эпохи модерна. Своим дизайном он напоминает дракона — одни балконы в виде костей и чешуйчатая крыша чего стоят, — однако это делает его не устрашающим, а ещё более привлекательным.
Фасад здания облицован красочной мозаикой, которая напоминает картины импрессионистов. Здание будто оплели морские лилии, которые заманчиво поблёскивают в свете дня.
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Если немного подняться над крышей, можно увидеть мозаику на дымоходах, которая изображает минималистичные цветы.
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Интересная особенность заключается в том, что Дом Бальо каждый год украшают красными розами в честь Праздника Святого Георгия, что ещё больше связывает дизайн здания с природой.
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Особняк Рябушинского
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Особняк Рябушинского является представителем раннего модерна в русской архитектуре. «Это трехэтажный особняк с очень сложной скульптурной композицией и лаконичными фасадами, в верхней части украшенными майоликовым фризом с изображением ирисов.» [5]
Да, пожалуй, именно мозаика с ирисами бросается в глаза в первую очередь. Она украшает дом со всех сторон и выделяет его среди соседних зданий. Особенно хорошо ирисы выглядят летом, когда едва-едва проглядывают через зелёную листву.
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Часть 2. Витраж
«Витра́ж (фр. vitrage — застекление, от лат. vitrum — стекло) — в общем значении: застеклённая поверхность стен, оконных или дверных проёмов; остеклённые ограждающие конструкции; в том числе с применением стёкол с картинами или цветными узорами. В истории искусства — общее название картин из стекла, воспринимаемых на просвет и выполненных в разных техниках.» [6]
Gran Hotel Ciudad De Mexico
Gran Hotel Ciudad de Mexico. Архитектор Жак Грюбер.
Это здание в историческом центре Мехико настолько популярно своим интерьером, что фотографии фасада отсутствуют даже на официальном сайте отеля. Само здание было построено в 1899 году, однако известность ему принёс впечатляющий своей красотой витраж, установленный чуть позже уже в 20 веке. Буйство красок захватывает дух, как и искусно выполненные цветочные узоры.
Gran Hotel Ciudad de Mexico. Архитектор Жак Грюбер.
Gran Hotel Ciudad de Mexico. Архитектор Жак Грюбер.
Casa Batlló
Говоря про витражи, нельзя не вернуться к дому Бальо. Окно на первом этаже украшено восхитительной работой мастера, напоминающей плавающие на поверхности воды цветы кувшинок.
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Casa Batlló, Барселона, Архитектор Антонио Гауди
Часть 3. Барельефы и лепнины
Дом 29 на улице Avenue Rapp
Дом 29 на улице Avenue Rapp, Париж. Архитектор Жюль Эме Лавиротт
Великолепной красоты здание притаилось в центре Парижа, совсем недалеко от Эйфелевой башни. Дом Жюля Лавиротта, прозванный так в честь архитектора, является одним из самых известных зданий эпохи модерна (во Франции «ар-нуво»). Фасад, полный растительных узоров и изящных скульптур, отдаёт чем-то сказочным, почти нереальным.
Особенное внимание стоит уделить парадному входу, который является средоточием красоты всего здания. Мы снова сталкиваемся с природными мотивами в виде растительных лепнин, которые живописно оплетают скульптуры Адама и Евы.
Дом 29 на улице Avenue Rapp, Париж. Архитектор Жюль Эме Лавиротт
Дом 29 на улице Avenue Rapp, Париж. Архитектор Жюль Эме Лавиротт
Помимо парадного входа, растительные орнаменты украшают также и балконы здания. Они особенно выделяются приятным зелёным цветом, который является акцентным на фасаде дома.
Дом 29 на улице Avenue Rapp, Париж. Архитектор Жюль Эме Лавиротт
Дом 29 на улице Avenue Rapp, Париж. Архитектор Жюль Эме Лавиротт
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Казалось бы, такое далёкое от природы место, как вокзал, не может содержать в себе ничего, касающегося флоры или фауны, однако это не так. Технический прогресс неминуем, но даже он не в силах искоренить в людях тягу к чему-то живому, природному. Это хорошо видно в архитектуре Ярославского вокзала: растительные мотивы пробиваются через общую функциональность и «серьёзность» здания, занимая важное место в декоре вокзала, добавляя ему торжественности.
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Также в вестибюле присутствует интересная композиция на четырёх симметричных столбах. Снова, казалось бы, неуместная лесная тема посреди строгого вокзала, однако этот союз выглядит на удивление гармонично.
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Ярославский вокзал, Москва. Архитекторы Роман Кузьмин, Фёдор Шехтель
Часть 4. Кованые изделия
Особняк Рябушинского
В этой части хочется снова вернуться к особняку С. П. Рябушинского. Архитектура этого здания удивительно гармонирует с природой, даже решётки на окнах не просто решётки, а настоящие витиеватые деревья и растения. Их отчётливо видно на эскизе здания, но и в реальности они радуют глаз.
Особняк С. П. Рябушинского. Эскиз. Архитектор Фёдор Шехтель
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Особняк С. П. Рябушинского. Архитектор Фёдор Шехтель
Hôtel Tassel
Hôtel Tassel, Брюссель. Архитектор Виктор Орта
«Особняк Тассель считается первым примером стиля модерн в архитектуре.Особняк стал вехой в истории архитектуры по причине инновационной для своего времени планировки, внимания архитектора к оформлению интерьеров и применению новаторских материалов для строительства и отделки: на фасаде видны частично обнажённые металлические притолоки и проёмы арочных окон» [7]
Особняк имеет уникальный вид как снаружи, так и внутри. Можно сказать, что он успешно совмещает в себе все части данного визуального исследования: изящные витиеватые перила гармонируют с растительным узором на мозаичном полу, а свет пробивается в помещение через цветочный орнамент витража.
Hôtel Tassel, Брюссель. Архитектор Виктор Орта
Hôtel Tassel, Брюссель. Архитектор Виктор Орта
Заключение
Исходя из изученного мной материала, я могу сделать вывод, что растительные мотивы нашли совершенно разное воплощение в архитектуре модерна. Я думаю, что они имеют прямое отношение к философии данного направления. Несмотря на стремительно развивающийся мир и технологический прогресс, нельзя отказываться от истоков. Даже в самом функциональном и практичном здании может найтись место для красивого витража или витиеватых перил. Будущее — это не протест человека против природы, а гармония с ней.
В. С. Горюнов, М. П. Тубли АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ МОДЕРНА. — 2-e изд. — СПб.: СТРОЙИЗДАТ СПб, 94. — 358с.
Модерн / [Электронный ресурс] // historicus.media: [сайт]. — URL: https://historicus.media/modern
Модерн / [Электронный ресурс] // historicus.media: [сайт]. — URL: https://historicus.media/modern
Мозаика / [Электронный ресурс] // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мозаика
Особняк Рябушинского / [Электронный ресурс] // Arzamas: [сайт]. — URL: https://arzamas.academy/materials/2361
Особняк Тассель / [Электронный ресурс] // Wikipedia: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Особняк_Тассель
Wikimedia commons / [Электронный ресурс] // commons.wikimedia.org: [сайт]. — URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/Main_Page
Статьи и посты от любимых авторов / [Электронный ресурс] // Дзен: [сайт]. — URL: https://dzen.ru/articles
Медиа / [Электронный ресурс] // Живой Журнал: [сайт]. — URL: https://www.livejournal.com
Dragon Iconography: Guide To Gaudí’s Casa Batlló In Barcelona / [Электронный ресурс] // The Geographical Cure: [сайт]. — URL: https://www.thegeographicalcure.com/post/dragon-iconography-gaudi-s-casa-batllo
IMMEUBLE LAVIROTTE: ART NOUVEAU JEWEL ON AVENUE RAPP IN PARIS / [Электронный ресурс] // Sortir a Paris: [сайт]. — URL: https://www.sortiraparis.com/en/what-to-visit-in-paris/history-heritage/articles/301263-immeuble-lavirotte-art-nouveau-jewel-on-avenue-rapp-in-paris