
«Художник может показать то, что другие люди боятся выражать» — Луиз Буржуа
Цели и задачи:
• сравнение выставок «Великая пустота» и «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки».
• рассмотреть экспозицию: какие произведения представлены на выставках, как они организованы и как взаимодействуют друг с другом. Важным моментом будет исследование того, как групповая выставка объединяет разные голоса повествования, в то время как персональная выставка позволяет углубиться в индивидуальное творчество.
• сравнение дополнительной программы.
• проведение исследования концептуальных различий между групповой и персональной выставками женского искусства, а также то, как они раскрывают тему личных травм и переживаний.
Выставка «Великая пустота» в фонде Ruarts

Пространство Ruarts
В декабре 2022 года Фонд Ruarts представил коллективную выставку, где собраны работы художниц разных поколений и взглядов, объединенных общей темой — пустотой. Множество художниц исследуют феномен пустоты с различных углов: от протеста и страха до потери и непонимания, но также до утешения и бесконечности. Большое количество различных техник на выставке подчеркивает важность и необходимость разных взглядов, сценариев и их концовок. Такой же принцип лежит в основе общего плана выставки: каждый этаж предлагает свою интерпретацию пустоты, создавая уникальную топографию проекта.
Участницы выставки: Елена Артеменко, Татьяна Ахметгалиева, Лиза Бобкова, Вита Буйвид, Алиса Горшенина, Аня Желудь, Катя Исаева, Таисия Короткова, Оля Кройтор, Анна Лапшинова, Таус Махачева, Катя Муромцева, Ирина Нахова, Александра Паперно, Айдан Салахова, Мария Сафронова, Ольга Тобрелутс, Наталия Турнова.
Куратор: Анна Журба
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» в музее «Гараж»
Пространство музея «Гараж»
Выставка Луиз Буржуа создавалась благодаря сотрудничеству музея «Гараж» и Дома искусства Мюнхена в сентябре 2015 года. В экспозиции были собраны инсталляции, и картины, которые были оформлены в виде восьмидесяти экспонатов, рассказывающих о жизни художницы, о ее личной жизни и ее искусстве в полном объеме и деталях, аналогично записям в ее дневнике. Искусство стало для нее средством выражения и материализации ее воспоминаний, а также связанных с ними страхов.
Автор работ: Луиз Буржуа
Куратор «Гаража»: Кейт Фаул
Ассистент Луиз Буржуа и президент фонда ее имени: Джерри Горов
Кураторы
Кураторы Анна Журба и Кейт Фаул
Экспозиция выставки «Великая Пустота»
Выставка расположилась на 4 этажах фонда и, по задумке, посетитель должен проходить экспозицию, начиная с последнего, постепенно спускаясь вниз. В исследовании показаны работы, которое оказали наибольшее влияние на зрителя.
Одним из самых запоминающихся является проект Елены Артёменко «Вещи, которые имеют вес». Чтобы посетители не повредили экспонат, его переложили на «подиум» в виде обычного стула, что дополняет концепцию автора.
Елена Артёменко, «Вещи, которые имеют вес»
Елена Артёменко, «Вещи, которые имеют вес»
Далее, на третьем этаже проект Кати Исаевой под названием «Утренний хор». Захватывающая вещь в этом проекте заключается в том, что в девятнадцати выставленных клетках нет никого. Все, что осталось от редких вымерших видов — это их изображения, аудиозаписи и пустые клетки.
Катя Исаева, «Утренний хор»
При прохождении экспозиции 4 и 3 этажей зритель может почувствовать себя некомфортно от поглощающей пустоты и ощущения одиночества, но второй этаж призван смягчить это ощущение, и представить его как возможность для чего-то нового в жизни.
Спуск на второй этаж по лестнице сопровождается музыкой — аудиоинсталляцией Ирины Петраковой и Дмитрия Скопинцева «Знать, такая моя долюшка».
Просмотр работ здесь проходит в сопровождении криков, доносящихся из-за занавеса. Это видеоарт Лизы Бобковой «Я здесь». В бесконечном пространстве снежного карьера она кричит в никуда, обращаясь к кому-то, кого нельзя увидеть.
Открывает и закрывает выставку работа Тани Ахметгалиевой «Клото» — вышивка, которая всегда остается незавершенной.
Таня Ахметгалиева, «Клото»
Экспозиция выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»
На двух этажах «Гаража» представлено всего 26 скульптур из цикла, включающего в себя 60 экспонатов, созданных художницей Луиз Буржуа. Наиболее впечатляющей частью выставки являются инсталляция «Клетки». Она открывает дверь в сознание Луиз и позволяет зрителю заглянуть внутрь созданного ею мира, помогая ей освободиться от страхов.
Луиз Буржуа, «Паук»
Произведение «Разрушение отца» изображает жестокое возмездие: Луиз и ее семья разрывают отца на части. Важным символом в работах Луиз Буржуа является паук. Для художницы паук стал образом матери, и он нашел свое воплощение в 9-метровой скульптуре «Maman» (1999), расположенной перед входом в музей и присутствие в «Клетке VII» (1998).
Луиз Буржуа, «Разрушение отца»
Луиз Буржуа, «Maman»
Сравнение экспозиций
Выставка «Великая пустота»:
• оригинальная идея спуска по этажам, что создает особую атмосферу и позволяет посетителю погрузиться в мир выставки постепенно.
• использование дополнительных предметов в качестве подиума для экспонатов — интересная концепция, которая дополняет идею автора.
• сложность понимания кураторского текста с первого раза может отпугнуть некоторых посетителей, особенно тех, кто предпочитает более доступное и понятное изложение информации.
Выставка «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»:
• запоминающиеся скульптуры художницы с множеством деталей позволяют зрителю заглянуть во внутренний мир автора и пережить его эмоции.
• недоступность интерактивности инсталляции «Клетки» может вызывать разочарование у посетителей, которые хотели бы более тесно взаимодействовать с представленными произведениями.
• использование внешнего пространство вне музея для выставки экспоната может привлечь больше посетителей и дать «спойлер» на выставку.
Итог
Обе выставки акцентируют внимание на внутренних переживаниях и личных травмах, а также связаны темой женского искусства, однако главное отличие между ними заключается в форме представления и контексте. «Великая пустота» представляет собой коллекцию работ многих художниц, которые вместе исследуют тему пустоты. Каждый автор имеет свой уникальный подход, используя разные подходы и стили. Групповые выставки создают возможность для диалога и сравнения разных творческих подходов и точек зрения на одну и ту же тему. Персональная выставка Луиз Буржуа представляет собой её путешествие и исследование своих личных травм. Такая выставка представляет собой своего рода автобиографию или даже сенас терапии, через которые художник передает свои эмоции и опыт. В обоих случаях степень вовлеченности художниц в представление своего внутреннего мира значительная. Однако «Великая пустота» может предоставить широкий спектр подходов к одной и той же теме, тогда как персональная выставка углубляется в уникальный личный опыт самой Луиз.
Дополнительная программа выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»
В Лектории Музея «Гараж» проводились регулярные кинопоказы фильма «Луиз Буржуа. Паук, любовница и мандарин», который снимали более десяти лет — с 1993 по 2007 год — в мастерской художницы. В фильме Буржуа показана за работой, рассказывающая о своих произведениях и истории их создания. По субботам и воскресеньям в рамках Открытых мастерских для детей и взрослых проходили серии мастер-классов, посвященных скульптуре, ее видам и формам. Специально разработанный квест-путеводитель для всей семьи рассказывал об основных принципах работы Луиз Буржуа. Также Музей «Гараж» разработал аудиогид, который рассказывал о ключевых работах, представленных в экспозиции.
Интерактивный объект на выставке Луиз Буржуа
Кинопоказ с Кейт Фаул и Джерри Горов
Дополнительная программа выставки «Великая пустота»
В фонде Ruarts проводились экскурсии с гидами, можно было пройти экспозицию как самому, так и попросить рассказать подробнее организаторов.
Концепция выставки «Великая Пустота»
Выставка предлагает зрителям рассмотреть различные тревожные и болезненные темы, связанные с утратой, травмой и пустотой в человеческой жизни.
Например, видеодокументация перформанса Таус Махачевой под названием «Пуля» исследует бессмысленность агрессии и невозможность понять её истоки. Через использование пистолета и поиск пули в песке, художница создает аллегорию к пустоте и бессмысленности насилия.
Работа Ирины Наховой под названием «Руководящий состав» представляет попытку понять, что происходит с Россией и ее историей. Художница утверждает, что миллионы людей были стерты из истории, и люди были настолько ослеплены и обездушены, что живут без памяти и истории.
Таус Махачева, «Пуля»
Ирина Нахова, «Руководящий состав»
Концепция выставки «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки»
Выставка предлагает зрителю окунуться в личные травмы Луиз Буржуа. Больные отношения с отцом вызвали эмоциональное насилие, низкую самооценку, депрессию и тревожность у девочки, а также развитие проблем социальной адаптации и недоверие к мужчинам.
Работы Буржуа вызывают различные реакции, такие как гнев, страх, печаль или смущение. Цикл скульптурных инсталляций под названием «Клетки» открывает дверь в сознание Луиз. Заставляя зрителя подглядывать между прутьями, художница выплескивает все свои фобии и страхи — прежде всего для того, чтобы освободиться от них самой, так как работа в студии стала для нее подобием сеанса психотерапии. В предметах, разбросанных по разным углам «дома» и собранных в сюжетные инсталляции, сквозит личная боль, не заметить которую невозможно.
Луиз Буржуа, «Клетки»
Вывод
На основании проведенного визуального исследования, можно увидеть, что искусство становится ключевым инструментом для трансформации и осмысления жизненных травм. Это позволяет определить функцию искусства как терапевтическое звено между индивидуумом и обществом, где визуальный контент становится голосом и во многом определяет дискурс.
Обе выставки демонстрируют, как художники переводят свои личные травматические опыты в универсальные образы, преображая болезненные воспоминания в искусство.
«Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» в основном освещает тему психологической детской травмы, и как она влияет на всю оставшуюся жизнь. В ее работах видна борьба между унижением и достоинством, между страданием и надеждой.
Художница используют свои произведения как способ трансформировать болезненный опыт в акт исцеления.
«Великая Пустота» так же концентрируется на эмоциональных травмах, фокусируясь на потерях и горе, страданиях и внутренней пустоте. В ней заметно, как художницы используют свое искусство для создания универсального языка, который позволяет зрителям прочувствовать их внутренний мир.
Каждая из этих выставок — это путешествие, посредством которого художники имеют возможность переосмыслить и трансцендировать свои личные травмы. Искусство здесь выступает как катарсис, способствующий личному исцелению и социальной связи, превращая личные переживания в общечеловеческие.