Original size 1140x1548

Скульптура сознания: Дмитрий Каварга

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Дмитрий Каварга — художник, чьи работы представляют собой завораживающее переплетение противоположностей: материального и нематериального, звука и тишины, живого и механического, органического и искусственного. Его скульптуры, созданные из полимеров, — это не просто статичные объекты, это пульсирующие, дышащие, вибрирующие соединения, издающие звуки, которые меняются в зависимости от окружающего пространства и взаимодействия со зрителем. Они реагируют на присутствие человека и малейшие колебания его сознания — создавая впечатление живого, хотя и искусственного, организма. Это ощущение призрачной жизненности, этой своеобразной искусственной жизни в холодном полимере, и составляет основу художественного послания Каварги.

Каждая скульптура Каварги — это не просто объект, а миниатюрный, завершенный внутренний внутренний мир человека, реализованный в материале. Это своеобразный разум, где переплетаются сложные эмоции, мысли, воспоминания. Биоморфные формы скульптур, напоминающие причудливые органические образования, инопланетные растения или фантастических существ, парадоксально созданы из холодного, искусственного полимера. Это создание напряжения, парадокса между органической пластикой и искусственностью материала, лежит в основе художественного замысла.

Звуковое сопровождение играет ключевую роль, усиливая эффект двойственности и загадочности. Звуки, издаваемые скульптурами, варьируются от мягких, почти незаметных шепотов до резких, диссонирующих звуков, отражая внутреннее напряжение и динамику каждого конкретного объекта. Это не просто фоновое сопровождение, а интегральная часть работы, формирующая наше восприятие и влияющая на эмоциональное состояние.

Как искусственные формы могут выражать органическую жизнь? Как звук может расширять и изменять наше восприятие визуальных образов? Как взаимодействуют материал, форма и звук, создавая уникальный художественный язык?

Визуальное исследование творчества Каварги сосредоточено на анализе этой двойственности, на противоречиях, заложенных в основе его работ. Мы стремимся понять, как художнику удается выражать органическую жизнь через искусственные формы, как звук может трансформировать наше восприятие визуального, и как взаимодействуют материал, форма и звук, создавая уникальный, неповторимый художественный язык.

Исследование включает в себя анализ форм, структур, материалов, используемых Каваргой, а также разбор звуковых композиций, сопровождающих его скульптуры.

В результате исследования мы получим понимание творчества Дмитрия Каварги, его уникального художественного почерка. Мы стремимся раскрыть не только красоту и уникальность его работ, но и их глубинные философские и метафорические смыслы, продемонстрировать, как он использует современные технологии и материалы для выражения глубоко человеческих идей и переживаний. Мы рассмотрим его работы как синтез искусства, технологий и философии, как попытку понять саму сущность жизни и человеческого сознания.

Содержание:

1. Распад вовлеченности 2. Остаточные мыслепотоки 3. Модель биполярной активности 4. Вхождение в тему 5. Модель биометрических отражений 6. Путь. Имитация. 7. Заключение

1. Распад вовлеченности

Original size 1202x1400

2007 г.

Первая инсталляция представляет собой дефрагментированную реальность, разбитую на отдельные, отдаляющиеся друг от друга фрагменты, подобно дрейфующим айсбергам. Между ними открывается видение более масштабной картины.

0

В одном из фрагментов установлены датчики, позволяющие зрителю установить физический контакт с произведением. Прикосновение к специальной поверхности запускает фотоплетизмографию, отображая ритм кровотока в виде пульсаций на черной жидкости и сопровождающих его звуков. Таким образом, зритель не просто наблюдает, но и становится участником метафизического диалога с распавшейся целостностью, когда-то представлявшей собой единую картину мира автора.

*Фотоплетизмография — метод регистрации пульса через просвечивание пальца инфракрасным лучом. Регистрирует изменение просвета за счёт отражения луча от клеток крови.

0

Звук, издаваемый объектом, нельзя назвать приятным или привычным для простого обывателя. В этом и заключается особенность всех работ художника — аудио эффекты не стремятся сгладить впечатление от визуальной составляющей объектов, напротив, дополняют экстравагантные инсталляции из полимеров.

Loading...

2. Остаточные мыслепотоки

Original size 1600x324
Original size 1600x534
Original size 1600x282

Интерактивная инсталляция «Мыслепоток» использует электроэнцефалографию (ЭЭГ) для анализа мозговой активности зрителя. Считывая данные о мозговых волнах, которые в свою очередь открыл Ганс Бергер в 1929 году, система определяет состояние зрителя по их частоте и амплитуде — альфа- и бета-волнам.

Обработанные данные запускают воспроизведение фрагментов аудиобиблиотеки, состоящей из коротких звуков — разных шумов, тресков, пищания. Получаемый в режиме реального времени звуковой поток отражает текущую мозговую активность зрителя. В отсутствие мозговой активности воспроизводится фоновый трек, созданный музыкантом Kryptogen Rundfunk.

Original size 1100x826
Loading...

3. Модель биполярной активности

Original size 1000x601

Фото экспозиции в музее Эрарта

Эта инсталляция реагирует на вашу мозговую активность, усиливая звук в правой, экспрессивной, или левой, конструктивной, части в зависимости от того, какое полушарие доминирует.

0

Система использует биологическую обратную связь, считывая кожно-гальваническую реакцию (КГР*), чтобы связать вашу активность, логическое или образное мышление, с изменением звукового ландшафта. Взаимодействуя с объектом, можно сознательно уравновесить работу правого и левого полушарий, чтобы усилить то или иное звучание, например, сосредоточившись на решении какой-либо задачи или представлении и описании мифического пейзажа.

*Метод, применённый в проекте, называется регистрацией КГР (кожно-гальванической реакции). В основе метода лежит феномен сильной корреляционной связи изменения электрической проводимости (сопротивления) биологической ткани организма с уровнем эмоциональной активации.

Loading...

4. Вхождение в тему

Original size 882x1200

Эта интерактивная аудиовизуальная инсталляция, состоящая из нескольких биоморфных полимерных объектов, приглашает зрителя к диалогу с внутренним миром художника. Объекты представляют собой материализацию призрачных образов, связанных с потерями и болезнями питомцев. Инсталляция исследует противоречие между индивидуальностью художника и актуальным художественным дискурсом.

0

Подключившись к датчикам биологической обратной связи и сосредоточившись на одном из объектов, зритель, в медитативном состоянии, наблюдает, как обычный свет сменяется ультрафиолетом, открывая на стенах цитаты известных искусствоведов — Дёготь, Аронсон, Гройс и др. о современном искусстве. Одновременно, абстрактные звуки инсталляции трансформируются в фрагменты этих текстов. Полное «понимание» инсталляции, достигаемое чтением цитат и погружением в звуковое поле, символизирует попытку найти баланс между личным опытом и установленными художественными контекстами. Успех этого непростого процесса отражает постоянную борьбу художника за самовыражение в рамках существующих норм.

Loading...

5. Модель биометрических отражений

Эта инсталляция, часть серии «Моделирование сознания», стремится материализовать механизмы человеческого сознания и мозговой активности. Взаимодействие с инсталляцией позволяет участникам установить прямую связь со своими психофизиологическими процессами посредством биологической обратной связи.

Original size 1600x1270

Интерактивной составляющей объекта являются сразу несколько функций: измерение активности того или иного полушария, с помощью закрепления на кистях рук браслетов и проведения определенных мозговых операций; измерение электропроводимости кожи, успокоив мысли и эмоции, и держась за металлические спицы, вы активируете их вибрацию; фотоплетизмография, которая позволяет определить количество света в инфракрасном диапазоне при взаимодействии с кольцом с датчиком излучателя; музыка мозга, та же активность альфа- и бета-волн; термоизмерение.

0

Главные задача и идея объекта — взаимодействие с эмоциональным составляющим человека, в его физическом проявлении. Интересно, что чаще всего звуки, которые издают инсталляции очень похожи на электронные, что позволяет нам больше сравнивать человека с компьютером.

Loading...

6. Путь. Имитация.

Original size 1600x1068

На интерактивной инсталляции посетитель, шагая на беговой дорожке, управляет движением камеры внутри сложной геометрической структуры. Изображение с камеры, показывающее череду абстрактных мини-инсталляций, транслируется на монитор. Дойдя до конца пути, камера показывает посетителю его собственное отражение, после чего возвращается к началу, давая возможность повторного просмотра.

Движение камеры нельзя обратить вспять; пропущенные фрагменты можно увидеть лишь пройдя весь цикл заново, что делает поиск конкретных элементов инсталляции своего рода задачей-головоломкой.

Original size 1200x1594
Loading...

Заключение

Творчество Дмитрия Каварги представляет собой уникальный синтез искусства, технологии и философии. Его полимерные скульптуры, излучающие звук и реагирующие на взаимодействие непосредственно с объектом изучения, зрителем, мастерски воплощают противоречие между искусственным и органическим, материальным и нематериальным. Через биоморфные формы и динамичные звуковые ландшафты Каварга выражает глубинные человеческие переживания. Его работы — это попытка понять саму сущность жизни и человеческого сознания.

Bibliography
1.

Каварга. Биография. // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/index.htm (дата обращения: 24.11.2024).

2.

Художник Дмитрий Каварга // Picaso-3d URL: https://picaso-3d.ru/ru/applying/stories/artist-dmitriy-kavarga/ (дата обращения: 24.11.2024).

Image sources
Show
1.

Распад вовлеченности // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/2007/Raspad/GL.htm (дата обращения: 24.11.2024).

2.

Остаточные мыслепотоки // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/interactiv/sterj.htm (дата обращения: 24.11.2024).

3.

Модель биполярной активности // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/Mozgi/Glav.htm (дата обращения: 24.11.2024).

4.

Вхождение в тему // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/vistawki/tema-2009.htm (дата обращения: 24.11.2024).

5.

Модель биометрических отражений // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/life/L.htm (дата обращения: 24.11.2024).

6.

Имитация. // KAWARGA URL: http://www.kawarga.ru/2013/Way/Road.htm (дата обращения: 24.11.2024).

Скульптура сознания: Дмитрий Каварга
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more