big
Original size 2480x497

Ощущение легкости и простора на станции создается за счет максимального освещения: на потолке в круглых белых кессонах разместили 282 светильника.

big
Original size 2480x1647

Центральный зал станции «Электрозаводская»

Дата открытия: 15 мая 1944 года Архитекторы станции: В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин; при участии П. Г. Капланского, Л. А. Шагуриной Архитекторы вестибюля: В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин Скульптор: Г. И. Мотовилов

Яркий свет заставляет сиять светлый мрамор «лопота», которым облицованы пилоны центрального зала, и шахматный пол из серого гранита и розово-желтого мрамора «биюк-янкой».

Станция Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена, которую открыли для пассажиров 15 мая 1944 года, первоначально называлась «Электрозавод» — в честь расположенного поблизости знаменитого предприятия. Один из архитекторов станции Игорь Евгеньевич Рожин рассказывал, что сохранившиеся в наземном зале портреты основоположников электротехники — Михаила Ломоносова, Павла Яблочкова, Александра Попова, Майкла Фарадея и других — остались от предвоенного проекта Владимира Алексеевича Щуко и Владимира Георгиевича Гельфрейха. С началом Великой Отечественной войны все работы были заморожены и возобновились только в 1943 году.

Original size 2480x1617

«Авиастроители»

Original size 2480x1591

«Оружейники»

Кровопролитная битва с нацистской Германией предопределила смену художественного оформления станции. На пилонах центрального зала и на путевых стенах расположились горельефы, прославляющие героизм работников советского тыла в годы Великой Отечественной войны.

Original size 3758x2456

«Танкостроители»

Горельефы-метопы из прохоро-баландинского мрамора, расположенные по обе стороны перонного зала, были заказаны Георгию Ивановичу Мотовилову. Маститый скульптор изобразил на них строителей танков, собирающих грозные машины; литейщиков, снабжающих фронт и тыл металлом; автостроителей и текстильщиков; нефтяников и путейцев. Два горельефа посвящены труженикам колхозных полей, на трех изображены «Электрозавод», его люди и продукция.

Original size 2480x1538

«Скотоводы»

Original size 2480x1552

«Хлеборобы»

Архитектор Игорь Рожин считает, что скульптор блистательно справился с поставленной перед ним задачей — сохранить соразмерность фигур людей самим пилонам. Кроме того Мотовилов добился, чтобы «каждая выступающая деталь скульптуры, будь то воротник или локоть», не вступала в противоречие с вертикалью пилона. Специалисты отмечали, что, несмотря на относительно небольшие размеры, работы Мотовилова хорошо видны сразу с нескольких точек зрения, а в общей перспективе зала гармонично вписались в единый архитектурный ансамбль.

Original size 0x0

«Работницы Электрозавода»

В оформлении подземных помещений «Электрозаводской» используется несколько сортов мрамора. Розово-желтый крымский «биюк-янкой» эффектно обрамляет рисунчатый гранитный пол. Черный армянский «давалу» украшает цоколи и плинтусы станции. Белый уральский камень «лопота» центрального зала великолепно оттеняет терракотово-красный грузинский минерал «салиэти», которым выложены путевые стены.

Original size 0x0

«Прокладчицы дорог»

На своде центрального зала в шесть рядов смонтированы 318 оригинальных светильников с матовой внутренней отражающей поверхностью, напоминающие иллюминаторы. Идея подобного оформления принадлежала архитектору Щуко, к сожалению, так и не увидевшему ее реализацию, — он скончался в январе 1939 года. Проект чуть было не забраковал первый секретарь МГК ВКП (б) Александр Сергеевич Щербаков, посетивший стройку и назвавший еще не законченный потолок «посудной лавкой». С трудом его удалось убедить в том, что в итоге зал будет выглядеть иначе.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more