Original size 1750x2480

Иммерсивные выставки как инструмент взаимодействия зрителей и искусства

13
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

Концепция Основная часть - Анализ успешных выставок - Влияние на восприятие искусства - Изменение роли зрителя, эмоциональный отклик: от наблюдателя к участнику Заключение Библиография Источники изображений

Концепция

В последние десятилетия мир искусства претерпел значительные изменения благодаря внедрению иммерсивных технологий, которые открывают новые горизонты для взаимодействия зрителей с произведениями искусства. С помощью таких технологий, как виртуальная и дополненная реальность, интерактивные инсталляции и мультимедийные презентации, можно создавать уникальные и захватывающие впечатления, к

Иммерсивные технологии не просто меняют то, как мы воспринимаем искусство, они также преобразуют сам процесс его создания и демонстрации творчества. Современные выставки становятся не просто местом для демонстрации произведений, а интерактивными пространствами, где зрители могут активно участвовать в художественном процессе, исследовать и взаимодействовать с искусством на новом уровне. Это помогает людям более глубоко сопереживать и находить личную связь с произведениями, что, в свою очередь, увеличивает количество зрителей и привлекает новые поколения. Это взаимодействие способствует более глубокому осознанию себя и своих эмоций, позволяя каждому участнику находить личные смыслы и интерпретации.

Развитие технологий становится ключевым элементом этого процесса, поскольку оно расширяет возможности для диалога между искусством и аудиторией. В мире, где самоопределение через искусство становится всё более значимым, создание иммерсивных инсталляций — это действенный инструмент для углубления этого диалога. С учетом всех этих факторов, выставочные пространства, которые активно используют технологический прогресс, становятся важными центрами культурного обмена и самосознания. Они не только представляют искусство, но и создают условия для его осмысления и переживания, что делает их актуальными и необходимыми в современном обществе.

В исследовании рассматриваются такие технологии как проекции, которые могут превращать поверхности в динамичные экраны, создавая эффект присутствия («Van Gogh: The Immersive Experience» — выставка, где картины Ван Гога проецируются на стены и пол, создавая эффект погружения в его мир.), интерактивные установки, с помощью сенсоров и интерактивного программного обеспечения зрители могут влиять на происходящее.

В данном исследовании рассмотрено, как иммерсивные технологии используются в современных выставках искусства, их влияние на восприятие зрителей и роль, которую они играют в формировании новых форм художественного выражения. Проанализированы примеры успешных выставок и потенциальные вызовы, перспективы, связанные с их использованием в будущем, где технологии стали ключевым элементом взаимодействия.

Иммерсивные инсталляции

Иммерсивные инсталляции — это интерактивные экспозиции, которые позволяют погрузиться в мир визуальных образов и задействуют сразу несколько органов чувств. Это не просто декорация, а место, где человек может использовать свои органы чувств: видеть, слышать, осязать. Он может управлять инсталляцией с помощью специальных датчиков и своих действий. Таким образом, он становится не просто наблюдателем, а активным участником процесса.

Original size 1083x543

Демонстрация сенсорной интеграции в Еврейском центре и музее толерантности

С помощью искусственного интеллекта ребёнок может создавать рисунки. В это время психолог наблюдает за тем, какие цвета и предметы выбирает ребёнок, а также за их расположением на рисунке. Это простое упражнение позволяет оценить эмоциональное состояние ребёнка и помочь ему справиться с напряжением, а также получить положительные эмоции.

TeamLab Borderless

Пожалуй, одним из самых значимых аспектов выставки TeamLab Borderless является интерактивность экспонатов. Зрители могут влиять на динамику произведений — их движения, звуки и цвета меняются в зависимости от действий людей.

Reversible Rotation: One Stroke teamLab, 2019-, Digital Installation, Sound: Hideaki Takahashi

Эта активная роль зрителей превращает пассивное восприятие искусства в активное участие, позволяя каждому индивидуально интерпретировать и переживать произведения, что создает более глубокую эмоциональную связь. Пожалуй, одним из самых значимых аспектов TeamLab Borderless является интерактивность экспонатов. Зрители могут влиять на динамику произведений — их движения, звуки и цвета меняются в зависимости от действий людей. Эта активная роль зрителей превращает пассивное восприятие искусства в активное участие, позволяя каждому индивидуально интерпретировать и переживать произведения, что создает более глубокую эмоциональную связь.

teamLab Borderless: MORI Building DIGITAL ART MUSEUM Azabudai Hills, Tokyo

Original size 1209x494

Flowers and People, Cannot be Controlled but Live Together — A Whole Year per Hour teamLab, 2014 /People Create Space and Time, at the Confluence of their Spacetime New Space and Time is Born 2019

Использование технологий, таких как проекции, сенсорные экраны и цифровая графика, расширяет возможности художественного выражения и создает новые языки визуального искусства. Технологии позволяют создавать сложные визуальные эффекты, которые невозможно было бы реализовать традиционными средствами. Это вдохновляет как зрителей, так и художников на новые подходы к созданию и восприятию искусства.

Bubble Universe: Spherical Crystallized Light, Wobbling Light, and Environmental Light — One Stroke teamLab, 2023 (work in progress), Interactive Installation, LED, Endless, Sound: Hideaki Takahashi

Когда человек останавливается рядом со сферой, она начинает ярко светиться и издавать резонирующий звук. Свет от этой сферы распространяется к ближайшей сфере, а затем к следующей и так далее.

Свет от каждой сферы проходит через все остальные сферы только один раз, образуя единую траекторию. Свет, исходящий от человека, и свет, исходящий от других сфер, пересекаются.

Эта работа — прекрасный пример того, как свет рождается из взаимодействия людей со сферами в свободных пространствах.

Original size 1282x611

Bubble Universe: Spherical Crystallized Light, Wobbling Light, and Environmental Light — One Stroke teamLab, 2023

Universe of Water Particles on a Rock where People Gather teamLab, 2018 / Bubble Universe: Spherical Crystallized Light, Wobbling Light, and Environmental Light — One Stroke teamLab, 2023

Одной из характерных черт выставки является изменчивость экспонатов. Произведения искусства постоянно трансформируются в зависимости от взаимодействия зрителей и временных условий. Эта динамика может привести к осознанию того, что искусство не является статичным, а подвержено изменениям, что отражает основные аспекты жизни и жизни современных людей. Таким образом, посещение выставки каждый раз становится уникальным опытом.

Original size 1282x611

Universe of Water Particles on a Rock where People Gather teamLab, 2018-, Interactive Digital Installation

Original size 1083x482

Universe of Water Particles on a Rock where People Gather teamLab, 2018-, Interactive Digital Installation

Скала, которая привлекает людей, была создана как трёхмерная интерпретация произведения искусства. Затем была смоделирована вода, которая падает на скалу, чтобы показать движение воды по её поверхности. Вода представлена множеством крошечных частиц, и для них были рассчитаны траектории движения. В пространстве были нарисованы линии, соответствующие движению частиц воды.

Поскольку затем линии были сглажены с использованием того, что TeamLab называет ультрасубъективным пространством, в отличие от изображений, сглаженных линзами и перспективой, точка зрения человека не зафиксирована, и он может свободно перемещаться. Стены и пол, на которых изображён водопад, не являются границей между людьми и произведением искусства, и пространство с водопадом плавно переходит в пространство, где находятся люди.

Это полное погружение меняет восприятие искусства, выделяя его не как отдельный объект, а как многофункциональное переживание.

FRIDA KAHLO, AN IMMERSIVE BIOGRAPHY

В отличие от предыдущей иммерсивной выставки, в которой акцент поставлен на технологичность и отображение внутреннего состояния и мира в секвенции с прогрессом. В выставке о Фриде людям представляют возможность познакомиться с биографией сильного духом человека, прочувствовать жизнь и творчество художницы через совмещение с иммерсивностью — искусством в пространстве.

Installation view of «Immersive Frida Kahlo Biography, ” in DUMBO, Brooklyn. Image courtesy of The Frida Kahlo Corporation.

Original size 1282x611

Installation view of «Immersive Frida Kahlo Biography,» in DUMBO, Brooklyn. Image courtesy The Frida Kahlo Corporation

Проекции ее картин, фотографии и личные документы, сопровождаемые звуковыми эффектами и музыкой, создают многослойный рассказ, который позволяет зрителям лучше понять ее внутренний мир, страдания и вдохновение. Это делает биографию художницы более доступной и понятной.

Installation view of «Immersive Frida Kahlo Biography, ” in DUMBO, Brooklyn. Image courtesy of The Frida Kahlo Corporation.

Original size 1282x611

Installation view of «Immersive Frida Kahlo Biography, ” in DUMBO, Brooklyn. Image courtesy of The Frida Kahlo Corporation.

Выставка также выполняет образовательную функцию, предоставляя зрителям информацию о жизни и творчестве Фриды Кало в доступной и увлекательной форме. Технологии позволяют представить сложные концепции и исторические контексты, делая их понятными для широкой аудитории. Это способствует повышению интереса к искусству и культуре, а также к изучению жизни выдающихся личностей.

Original size 1209x494

Installation view of «Immersive Frida Kahlo Biography, ” in DUMBO, Brooklyn. Image courtesy of The Frida Kahlo Corporation.

Иммерсивный опыт, интерактивные элементы и эмоциональная нарративность создают уникальную атмосферу, в которой зрители могут глубже понять и прочувствовать творчество Фриды Кало. Такие выставки обогащают культурный опыт и расширяют горизонты представления о инструментах подачи о истории.

Immersive Van Gogh

Original size 1209x494

«Starry Night Over The Rhone» — The Immersive Van Gogh Exhibition

Проекции картин Ван Гога представляются в движении, что помогает передать динамику его художественного стиля. Использование анимации, эффектов света и цвета создает живое восприятие, которое подчеркивает характерные черты его творчества, такие как густые мазки кистью и яркие цвета. Это не только привлекает внимание, но и предоставляет зрителям возможность увидеть работы как бы в процессе создания, что может изменить их отношение к искусству.

Original size 1209x494

Sower With Setting Sun — The Immersive Van Gogh Exhibition

Image courtesy of Van Gogh Immersive

Несмотря на то, что «Immersive Van Gogh» в основном представляет собой односторонние проекции, некоторые выставки также включают интерактивные элементы, позволяющие зрителям взаимодействовать с произведениями искусства. Это может быть в форме сенсорных экранов или дополненной реальности, где зрители могут узнать больше о картине, художнике и его жизни. Это взаимодействие усиливает вовлеченность и позволяет зрителям выбирать, какую информацию они хотят узнать, что ведет к более индивидуальному и персонализированному опыту.

Original size 1077x534

The Immersive Van Gogh Exhibition

Это отличает эту выставку от других — однако цель в ней более образовательная (погружая зрителей в искусство благодаря использованию проекций, которые охватывают стены, пол и потолок выставочного пространства), чем психологически познавательная.

Original size 1209x494

Low-energy shadow play … the ‘immersive’ Van Gogh exhibition. Photograph: David Levene/The Guardian

Такой способ проецирования выставки упрощает усвоение информации и позволяет зрителям запомнить ключевые факты о художнике и его произведениях.

Изменение роли зрителя: от наблюдателя к участнику

Original size 1083x482

Black Waves: Flowing Beyond Borders teamLab, 2016/2024, Digital Installation, Continuous Loop, Sound: Hideaki Takahashi

Вместо традиционной роли наблюдателя, посетители выставок теперь приглашаются стать участниками, иммерсируясь в атмосферу медиа-экранов, которые предоставляют возможность исследовать творчество художника или осмыслить себя через искусство.

Original size 1282x611

Tunnel into the Mirror Universe teamLab, 2019-2024, Light Sculpture — Flow, Sound: Hideaki Takahashi

Chromatic Infinity teamLab, 2019/2024, Light Sculpture — Flow, Sound: Hideaki Takahashi / Entrapped Nucleus of Life teamLab, 2021/2024, Light Sculpture — Flow, Sound: Hideaki Takahashi

В таких выставках зрители могут взаимодействовать с инсталляциями, что позволяет им влиять на происходящее. Это может быть как физическое взаимодействие — например, изменение цвета или формы проекций, так и эмоциональное — через выбор, как воспринимать и интерпретировать увиденное. Это активное участие создает ощущение соавторства, где зритель не просто наблюдает, а становится частью процесса создания искусства.

Original size 1209x494

No vortex of despair … Meet Vincent van Gogh Experience. Photograph: David Levene/The Guardian

Эмоциональный отклик и вовлеченность

Original size 1083x543

Mori Building Digital Art Museum: teamLab Borderless Tokyo — ATHLETIC FOREST

Кроме того, иммерсивные выставки также предоставляют возможность зрителям осмыслить себя через искусство. Это достигается с помощью интерактивных элементов, которые заставляют зрителей задуматься о собственных эмоциях, мыслях и опытах. В результате, посетители выставки не только наслаждаются творчеством художника, но и получают ценный опыт самоосознания и самоанализа.

post

Это могут быть тактильные и сенсорные элементы, позволяющие взаимодействовать с искусством. С помощью сенсоров и интерактивного программного обеспечения зрители могут влиять на происходящее. - «Borderless» от группы TeamLab — инсталляция, где движущиеся фонарики реагируют на движение зрителей, создавая уникальный опыт в зависимости от взаимодействия каждого человека.

Original size 1209x494

the Forest of Resonating Lamps — TeamLab Borderless

Original size 1282x611

Life is an Ephemeral Light that Blooms in the Dark teamLab, 2024, Interactive Digital Installation, Sound: Hideaki Takahashi

Растения демонстрируют более пышное цветение, когда люди находятся в состоянии покоя рядом с ними, и увядают, когда те начинают двигаться. С появлением других творений цветы увядают, но когда их не остаётся, они вновь оживают и начинают сиять в темноте. Тем самым демонстрируя, нерушимую связь между искусством и человеком. Когда есть создатель, тогда и творчество начинает возрождаться и оживать. Такие абстрактные инсталляции демонстрируют глубокие истины засчет наглядного взаимодействия со зрителем.

post

Когда замороженный зелёный чай помещают на стол, из него появляются чайные побеги. При перемещении замороженного чая побеги засыхают, но затем вновь оживают на новом месте. Когда чай тает, побеги увядают и исчезают. Бабочки порхают над произведением искусства, где цветы распускаются в Бесконечной Вселенной внутри чайной чашки. В этой вселенной цветы распускаются в чайных чашках людей.

Эти абстрактные произведения искусства ярко показывают глубокие идеи, вступая в диалог со зрителем.

Вывод

В итоге, иммерсивные технологии — это эффективный инструмент, который кардинально меняет подход к восприятию искусства на современных выставках. Благодаря использованию виртуальной и дополненной реальности, интера Эти технологии не только расширяют границы традиционного восприятия искусства, но и способствуют более глубокому эмоциональному отклику, позволяя зрителям стать активными участниками художественного процесса. Иммерсивные технологии также открывают новые возможности для инклюзивности и доступности, позволяя различным аудиториям взаимодействовать с искусством, независимо от их физического состояния или культурного фона. Однако, несмотря на все преимущества, важно учитывать и потенциальные вызовы, такие как необходимость сохранения оригинальности произведений и этические аспекты использования технологий.

Говоря о создании искусства, стоит отметить, что медиаэкраны открыли для художников новые горизонты для экспериментов с различными формами художественного выражения. Среди них: видеоролики, анимация и интерактивные инсталляции. Эти изобретения дали художникам множество возможностей для создания увлекательных историй и передачи эмоций.

Иммерсивные технологии не только расширяют границы художественного восприятия, но и определяют будущее выставочных пространств, создавая новые форматы взаимодействия между искусством и публикой. Необходимо продолжать изучать и развивать эти технологии, чтобы они стали не только инструментом для развлечения, но и средством глубокого понимания и анализа искусства.

Bibliography
Show
1.

Anita Louise Hummel. Immersive Van Gogh Exhibit — Taking Photos and Other Tips // Сайт anitalouiseart.com. March 12, 2024. (URL: https://anitalouiseart.com/immersive-van-gogh-exhibit-taking-photos-and-other-tips/) Просмотрено: 07.11.2024.

2.

Jillian Harbin. Photostory: Imagine Van Gogh exhibition// Сайт thegatewayonline.ca. September 25, 2021. (URL:https://thegatewayonline.ca/2021/09/photostory-explore-van-gogh-the-gateway/) Просмотрено: 07.11.2024.

3.

Leslie Livingston. Review Of The Original Immersive Van Gogh Exhibit// Сайт thegeographicalcure.com. December 12, 2021 (URL:https://www.thegeographicalcure.com/post/review-of-immersive-van-gogh) Просмотрено: 17.11.2024.

4.

Jonathan Jones. The Meet Vincent van Gogh Experience — 'Left me hungry enough to eat paint'// Сайт theguardian.com. Wed 12 Feb 2020. (URL:https://www.theguardian.com/artanddesign/2020/feb/12/meet-vincent-van-gogh-experience-review-south-bank-london) Просмотрено: 15.11.2024.

5.

Япономама. TeamLab Borderless: когда Искусство и Технологии Решили Раздвинуть Границы// Сайт dzen.ru. 20 августа 2024. (URL: https://dzen.ru/a/ZsShcmEvnncwIxH_) Просмотрено: 15.11.2024.

6.

Craig Nixon. TeamLab Borderless Tokyo: Explore Leading-Edge Digital Art// Сайт japantravelplanning.com. (URL: https://japantravelplanning.com/teamlab-borderless-tokyo/) Просмотрено: 15.11.2024.

7.

Interaction Design Foundation — IxDF. (2024, January 26). What is Immersive Media?. Interaction Design Foundation — IxDF. https://www.interaction-design.org/literature/topics/immersive-media Просмотрено: 18.11.2024.

8.

Павел Гриднев. Познавая мир: как сенсорная интеграция помогает развить чувства // Сайт vm.ru (URL: https://vm.ru/moscow/1154480-poznavaya-mir-kak-sensornaya-integraciya-pomogaet-razvit-chuvstva) Просмотрено: 23.11.2024.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.
Иммерсивные выставки как инструмент взаимодействия зрителей и искусства
13
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more