
КОНЦЕПЦИЯ
НАЧАЛО 20 ВЕКА — Как уйти от классического искусства?
СЕРЕДИНА 20 ВЕКА — Закрытие границ — открытие новых горизонтов
КОНЕЦ 20 ВЕКА-НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ — Политика, иммиграция и новое искусство
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интересуясь искусством Азии, нельзя не заметить особую историю развития китайской живописи в 20 веке.
Конечно, искусство Китая всегда подвергалось вмешательству со стороны политики, общественного мнения и природных особенностей. Тем не менее именно 20 век для Китая стал одним из переломных моментов не только в искусстве, но и в жизни самой страны. Многочисленные войны, смены власти не обошлись для китайского искусства без потерь, но долгое время находившаяся в упадке культура не потеряла свое значение даже под влиянием западных стран, а только укрепляла свои традиции.
Интересно, что для китайцев традиции — это важнейшая вещь в их миропонимании. Именно поэтому долгое время живопись находилась в мертвой точке. И тем не менее 20 век изменяет привычный мир китайского сообщества, предавая его симбиозу с европейским искусством.
Именно 20 век открыл для нас искусство китайского ремесла, которое постоянно меняло свой облик, в отличие от предыдущих эпох.
Классическая живопись, которой придерживались китайцы, на протяжение долгих столетий эволюционировала, вобрав в себя западные техники и новые веяния теперь уже не только в китайском, но и в глобальном мире искусства. Наконец, художники отходят от привычных им форм выражения чувств, классических пейзажей, что не может не привлекать мое внимание, как любителя китайского искусства.
Поэтому моё исследование ставит перед собой первостепенный вопрос — менялся ли привычный, классический жанр горы и воды в течение целого века? Ведь этот жанр один из ключевых символов китайского классического пейзажного искусства. Какова же стала его трансформация и была ли она вообще?
Исследование разделено на три раздела, по хронологии особенно сильных изменений в политике, что кажется мне наиболее правильным, так как обычно, это один из самых влияющих факторов для перемен в искусстве.
В начале 20 века произошла революция, открылись европейские техники, художники стали учиться в западных университетах.
А вот середина 20 века наоборот, страна закрылась от внешнего мира, и несмотря на то, что художники подстраивались под коммунистическую идеологию, они продолжали поддерживать и развивать не только традиционную живопись, но и западный опыт живописи полученный в начале века. Тем не менее, были и те, кто уехал, но продолжал китайские традиции уже в совокупности с западными направлениями искусства.
Конец 20 века дарует китайским художникам совершенствование их классического искусства и рождает новые техники, которые включают в себя западные живописные решения.
Визуальное исследование раскрывает вопросы того, как китайская пейзажная живопись жанра «Горы и воды» искала свое воплощение в мировом искусстве, под гнетом политических изменений, и то, как художники раскрывали свои возможности, несмотря на ограничение традициями и коммунистическими идеологиями.
Исследование опирается на ведущих специалистов в китайском искусстве, которые многие годы издают свои работы, но сейчас их материалы можно найти и в электронном доступе.
НАЧАЛО 20 ВЕКА
В начале 20 века доживает свое время феодальное искусство, и с революцией ситуация в стране кардинально меняется. Китайская культура находится в поиске новых решений, выходя за рамки собственных традиций, отправляя художников на обучение заграницу. Оттуда они в будущем привезут множество новых идей, техник.
Тем не менее, знаменитый художник Ци Байши, несмотря на то, что не бывал за границей, мастерски использует форму и цвет. Возможно поэтому его мастерство оценивается и часто сравнивается с искусством эпохи модерна, характеризующимся упрощением форм и многообразием палитры.
Ци Байши, «Двенадцать пейзажей» 1925 г
Ци Байши, «Деревья возле студии» 1933 г
Ци Байши, слева пейзаж «Гохуа», справа «Холодная ночь» около 30х годов 20 века
Другой не менее известный пейзажист — Сюй Бэй-Хун, изучая искусство во Франции, он подарил китайской пейзажной живописи новую технику монохромных пейзажей «от пятна». Эта техника напоминает мне европейский импрессионизм, что выделяет его из ряда других китайских художников. А так же, я выделила немного пейзажей в европейском стиле.
Сюй Бэй-Хун, «Весенний дождь на реке Ли», 1937 год
Сюй Бэй-Хун «ВИд на Гималаи» 1940 год
Сюй Бэй-Хун «Пейзаж Цзяошань (гора Цзяо) с высоты птичьего полета» 1934 год
Сюй Бэй-Хун «Утренняя сцена Гималаев» 1940 год
Сюй Бэй-Хун «Двор храма на Цзизушане (гора Цзизу)» 1943 год
СЕРЕДИНА 20 ВЕКА
Середина 20 века ознаменовало установление Китайской Народной Республики и началом правления Мао Цзэдуна. Из-за политических разногласий многие художники решили иммигрировать на запад, отчего в пейзажной живописи происходит раскол. Первые художники — иммигранты, которые встраивали европейские стили в свой классический китайский пейзаж.
Одним из таких был Чжан Да Цянь — художник, который совмещал в своем творчестве как классический китайский пейзаж, так и европейское искусство. Необычно, что Чжан Да Цянь перенес новейшие веяния модерна в свои пейзажи, экспериментируя с применением европейской абстракции в своих работах.
Чжан Да Цянь «Зеленый пейзаж» около 60х годов 20 века
Чжан Да Цянь «Весна приходит на Западную вершину» около 60х годов 20 века
Чжан Да Цянь «Туман на рассвете» 1968 год
Чжан Да Цянь «Весенний дождь» около 60х годов 20 века
Примерно в тоже время творит художник Хонг Леунг — американский живописец китайского происхождения. Его картины заставили абсолютно по другому посмотреть на живопись жанра «Горы и воды» в стиле неоклассицизма.
Хонг Леунг «Горы и воды» и «Рыбаки» 60-70 годы 20 века
Хонг Леунг «Горы и воды» около 60-70 годов 20 века
Другие художники — те, что остались и смирились с новым политическим режимом, поэтому в привычный китайский жанр пейзажа «Горы и воды» включились электростанции, дороги, пионеры, рабочие и сам великий вождь.
Фу Бао-Цзи «Готвальдов» 1957 год
Ли Кэжань «Шаошань уезда Сянтань» около 60х годов 20 века
Ли Кэжань «Шаошань уезда Сянтань» около 60х годов 20 века
Фу Баоши, по мотивам книги Мао Цзэдуна «Прощание с богом болезней (I)», 1958 год
Фу Баоши, по мотивам книги Мао Цзэдуна «Прощание с богом болезней (II)», 1958 год
Фу Баоши «Чанша: поэтические мысли Мао Цзэдуна», 1965 год
КОНЕЦ 20 ВЕКА — НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
Искусство пейзажа жанра «Горы и воды» в конце 20 века разделилось на множество техник, приемов и стилей. Художники не только смогли преодолеть многовековой барьер традиционной живописи, но и политические влияния на искусство, оставляя за собой право выражения чувств и эмоций. Эксперименты начинались от акрила и масляных красок, заканчивая колористическими решениями или вообще уходом в монохромные тона, что не могло не придавать особенности жанру пейзажа «Горы и воды».
Почти все представители, которые творили в конце 20 века, до сих пор продолжают свою работу, продавая картины на заказ и выставляясь на выставках.
Например, художник Лю Маошань, известный своими пейзажами в городском-европейском стиле. В конце 20 века можно по-доброму шутить на тему того, что горы заменились многоэтажными высотками.
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Лю Маошань «Избранные картины. Подборка» 1970–2000 годы
Переосмысливает жанр гор и вод художник современник 王自修 (Ван Цзы Сю), даруя миру зимние монохромные пейзажи, которые отчетливо выделяются среди других работ.
王自修 (Ван Цзы Сю) «Горные вершины» около 2000 года
王自修 (Ван Цзы Сю) «Зимние пейзажи. Подборка без названия» около 2000 года
王自修 (Ван Цзы Сю) «Зимние пейзажи. Подборка без названия» около 2000 года
Свое творчество продолжает уже известный нам Хонг Леунг, открывая мастерскую и продавая картины вместе со своими детьми. Сюжеты обретают новые художественные решения, хоть мы и видим классические китайские пейзажи — отчетливо проглядывает техника западного искусства.
К сожалению, его ранние работы трудно найти на достоверных сайтах, но свои современные он с удовольствием выкладывает на личный сайт галереи Леунг.
Хонг Леунг «Деревня возле гор» 2017 год
Хонг Леунг «Долина Уэснью» 2016 год
Томас Леунг «Магические горы» 2016 год
Ричард Леунг «Горный хребет» 2017 год
В дополнение к исследованию пейзажной живописи, 20 век преподносит художникам ещё одну форму выражения своих творческих замыслов — фотосъемку. Было бы неправильно не затронуть хоть немного фото искусство в жанре «Горы и воды».
Самыми известными фото художниками были Лан Цзиншань, Дон Хонг-оай и современник Ян Юнлян.
Лан Цзиншань «Фотографии Чжан Дацяня» около 80 годов 20 века
Дон Хонг-оай «Фотографии из коллекции» 80е года 20 века
Ян Юнлян «День вечной тьмы» 2012 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство пейзажной живописи китайского жанра «Горы и воды» преодолело множество испытаний в 20 веке. Несомненно на него влияли и политические разрозненности, и смена режима, и даже сами художники, привнося новые решения уже известному жанру.
Самое главное — китайская живопись вышла на мировой уровень, не утратив при этом своего собственного шарма, несмотря на то, что многие из творцов используют западные техники в своих работах — мы всегда сможем отличить китайскую живопись от западной.
Жанр «Горы и воды» действительно подвергся многим изменениям, что и доказало мое исследование.
Виноградова Н.А. «Горы — воды. Китайская пейзажная живопись.» — М.: Белый город
XX век в китайской пейзажной живописи // usinart.ru URL: http://usinart.ru/xx-vek-v-kitajskoj-pejzazhnoj-zhivopisi/ (дата обращения: 06.05.2023)
'Всеобщая история искусств. Том 6, книга вторая. Искусство 20 века'//Искусство Китая// под общей редакцией и Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского — Москва: Искусство, 1966 — с. 848
XX век в китайской пейзажной живописи // usinart.ru URL: http://usinart.ru/xx-vek-v-kitajskoj-pejzazhnoj-zhivopisi/ (дата обращения: 06.05.2023)
Коллекции многих художников // The Metropolitan Museum of Art URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search? (дата обращения: 06.05.2023).
Личная коллекция // Leung Art Gallery URL: https://leunggallery.com/en/originals (дата обращения: 06.05.2023).
Личная коллекция // Beihong China Arts URL: https://beihongchinaarts.com/xu-beihong/gallery/page/3/ (дата обращения: 06.05.2023).
Личная коллекция // Qi Baishi_Chinese URL: https://www.toperfect.com/pic/Oil%20Painting%20Masterpieces%20on%20Canvas/Qi%20Baishi_Chinese_1864-1957/?C=D;O=A (дата обращения: 06.05.2023).
PRESS RELEASE | A Distinguished Collection of Zhang Daqian’s Splashed Ink Masterpieces To Lead The Fine Chinese Modern Paintings Auction // Christies URL: https://www.christies.com/about-us/press-archive/details?PressReleaseID=9042&lid=1&mob-is-app=false (дата обращения: 06.05.2023).
Художник Liu Maoshan. Волшебный акварельный мир // Svistanet URL: https://svistanet.com/hudozhniki-i-art-proekty/kartini-i-zhivopis/akvarelnye-pejzazhi-liu-maoshan.html (дата обращения: 06.05.2023).
Лан Цзиншань — китайский мастер фотомонтажа // fotogora URL: https://fotogora.ru/lan-czinshan-kitayskiy-master-fotomontazha/ (дата обращения: 06.05.2023).