Original size 640x960

Природные материалы как главный медиум в арт-пратике современных художников

16

Содержание 1. Концепция кураторского проекта 2. Обоснование выбора темы визуального исследования 3. Локация для кураторского проекта 4. Схема экспонирования 5. Критерии выбора художников и работ 6. Состав художников 7. Параллельная программа

Концепция кураторского проекта

Этот проект о том, как природные материалы становятся связующими звеньями между поколениями, ретрансляторами контекстов, связанных с памятью и преемственностью.

Человечество, находясь на заре своего становления, использовало жир, воск, глину не только для того, чтобы выжить, но и в эстетических целях — например, для нанесения наскальных рисунков использовали охру, смешанную с жиром.

Некоторые современные художники в своей арт-практике уделяют предельное внимание именно природным материалам, создавая архаические унифицированные формы, которые чем-то напоминают объекты древнейших культур.

Проект интервенции подчеркивает то, как несмотря на большую историческую дистанцию мы все же обращаемся к истокам, чтобы осознать себя настоящих и исцелиться от травм, нанесенных вихрем современной жизни.

Обоснование выбора темы визуального исследования

Обоснование выбора темы: Многие художники постмодерна активно обращались к использованию природных материалов. И происходило это во время новых витков индустриализации и технологизации. Визуальным исследованием хочется ответить на вопрос, какую роль играет выбор материала, а в особенности природного, в творчестве художников постмодернизма, и какие смыслы это транслирует.

Разделы: 1. Арте повера: Яннис Куннелис — уголь, Джузеппе Пеноне — древесина. 2. Йозеф Бойс: Стул с жиром, Медовый насос, 7000 дубов 3. Земельное искусство: Роберт Смитсон и Уолтер Де Мария — сайт-спецефические инсталляции и интеграция природы к пространство белого куба.

Локация для кураторского проекта

post

Локацией был выбран Неандертальский музей в Дюссельдорфе, во многом благодаря связи этого города с Йозефом Бойсом. Музей в долине Неандерталь посвящен ископаемым останкам неандертальца и культуре неандертальцев в целом. В музее представлены экспонаты древней истории человека, прежде всего, предметы из быта неандертальцев.

Интересно выстроить диалог между артефактами далекого прошлого и современными художниками, которые используют все те же материалы для своих работ (жир, воск, глину). Насколько широкий шаг сделало искусство от неандертальцев до нашего времени? Хочется изучить также, как мы проносим через века осколки коллективной памяти.

Схема экспонирования

post

В Неандертальском музее три этажа, на которых достаточно плотно расположены экспонаты постоянной коллекции. Однако в музее под одной из лестниц есть укромный угол, где могут располагаться временные экспозиции.

Критерии выбора художников и работ

1. использование природных материалов: животный жир, пчелиный воск, глина, мед. 2. в работах должна интериоризироваться тема возврата к природному, к истоку — как попытка понять себя сегодняшнего. 3. в работах может прослеживаться связь с бойсовскими сценариями: шаманизм, рождение = рана, от хаоса к форме, тепловые процессы как отражение любви и т. д. 4. работы должны рифмоваться с пространством и экспонатами — в идеале они должны сильно походить на продукты неандертальского сознания — так раскроется идея преемственности и общности человеческого существования вне зависимости от временных рамок.

Состав художников

post

Жир

Элпида Хадзи-Василева — современная художница, родившаяся в 1971 году в Македонии. Она известна своими инсталляциями и скульптурными работами, которые исследуют темы, связанные с природой, антропологией и экологией.

Элпида активно использует природные материалы в своих инсталляциях, включая такие элементы как животный жир, мед, земля и растительные волокна.

В своей работе художница исследует связи между человеком и природой, поднимая вопросы экологического сознания и устойчивости. Её проекты затрагивают темы потери и преемственности, а также взаимодействия человека и окружающей среды.

Original size 1000x565

Beauty Exposed I beauty, Элпида Хадзи-Васильева 2016

post

Создавая скульптуры и инсталляции из жира кулачка (ткани, которая покрывает желудки и кишки свиней) и других органов животных, художница привлекает внимание к тому, что кажется неприглядным.

Отпечаток прямой кишки коровы, свиной жир в качестве ламп, левитирующий коровий желудок — искусство Элпиды создано из часто выбрасываемых частей животных. Она отсылает к древней ритуалике жертвоприношений.

Воск

Андреа Бонфилс использует нетрадиционное оборудование — паяльную лампу, утюг и другие нагретые инструменты — вместе с воском, смолой и другими натуральными материалами. Большая часть вдохновения исходит из природного мира, фиксируется драма и сложность человеческого существования.

Художница использует то, что Ван Гог назвал «языком природы», особенно в ее сериях «Под водой», «Дикие лошади» и «Осины».

«Во всех моих исследованиях в области арт-практики меня в первую очередь привлекают чудеса природы и наша внутренняя человечность; ошеломляющие совершенства и несовершенства мира. Мои последние коллекции — это отпечатки природной памяти».

Original size 1128x1280

Wах Weave, Андреа Бонфилс 2022

post

Воск

До того, как стать художником, Вольфганг Лайб изучал медицину, но пришел к выводу, что эта область лечит тело за счет души.

Для Лайба искусство — это форма трансцендентного духовного исцеления и пропитания. Натуральные материалы важны для художника, который работает с пчелиным воском, молоком, пыльцой и рисом, создавая простые формы, которые стремятся общаться на универсальном уровне, выходя за рамки языка.

Вольфганг Лайб начал работать с пчелиным воском в 1987 году и создал первую восковую комнату в 1988 году для выставки Zeitlos в Гамбургском вокзале Берлина, куратором которой был Харальд Зееман.

Треугольники в работе Ohne titel (2006-2007) своей архаичной форме напоминают реликварии. Таким образом, Вольфганг Лайб берет традиционную «древнюю» форму, но отделяет ее от обычной функции, уводя в новое измерение.

post

Глина

Серия Clay Pressings Афанасиоса Аргианаса связана со структурой памяти и сознанием.

«Надавливания глины» фиксируют отпечатки действия, остаток, память об ударе или прикосновении. Это мой язык памяти».

Настенные рельефы создаются с помощью вдавливания предметов непосредственно в глину. Объекты отливаются из композитных смол и подвергаются электроформовке. Глина в сочетании с чуждыми для себя материалами, создает текстурный гибрид. Углубления отливаются в выступы, а царапины и порезы — в линии. Этот процесс предполагает тактильное рассмотрение, при котором объекты создают визуальные последовательности и формируют структуру. Художник вдохновляется древними формами письменности, клинописными табличками и окаменелостями, а также использует технику 3D печати.

«Clay, clay, clay» — это любовное письмо Ворамы Умпарайт (Мамо) своему любимому медиуму. Различные типы глиняных красок накладываются на глиняную плиту, а затем обжигаются при температуре 2200°F.

Мамо использует глину как материал и холст, демонстрируя универсальность и глубину этого медиума.

Ворама верит, что использование природных материалов помогает в отражении внутренних эмоций и помогает зафиксировать душевное состояние в конкретный момент времени. Ее работы живут своей жизнью: они сжимаются, трескаются и растекаются.

Original size 544x640

Clay, clay, clay Ворама Умпарайт 2020

Параллельная программа

1. Арт-терапия — мастер-класс по работе с природными материалами для людей с ПТСР при поддержке The Trauma Outpatient Center — центра психотерапевтической помощи при университете Франкфурта. Это поможет проработать с частью зрителей, которые страдают от ПТСР, тему памяти, тревожных воспоминаний, которые прилипли к стенкам сознания. Работа с природными материалами исцеляет, заземляет и позволяет эмоциям выйти наружу.

2. Мастер-классы по лепке глины, работе с воском и медом от художников. Эта программа будет доступна для широкого круга посетителей выставки. Некоторых художников-участников интервенции можно привлечь к взаимодействию с аудиторией.

Природные материалы как главный медиум в арт-пратике современных художников
16
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more