Original size 912x1280

От клише до многогранности: эволюция образа Ники Чайкиной

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Предупреждение! В визуальном исследовании некоторые эпизоды могут показаться некомфортными и неприятными из-за наличия жестокости, селфхарма, крови и обнаженных сцен.

Рубрикатор

1. Концепция 2. Ранняя Ника Чайкина: роковая красотка (2012-2014) 3. Фаза перехода (2015-2016) 4. Поздняя Ника Чайкина: трансформация через травму (2017-2020) 5. Заключение 6. Источники

Концепция

big
Original size 2048x1580

Альтернативная обложка к книге «В поисках Грааля». 2017 год

Современная российская индустрия комиксов представляет собой большой спектр различных произведений: начиная от незамысловатых приключенческих боевиков и заканчивая авторскими работами на узкую аудиторию. Несмотря на это, по большей части комиксы ассоциируются с супергеройскими сюжетами, где главный или несколько главных героев спасают мир от катастроф и злых врагов. В России лидером массового коммерческого комикса является компания Bubble Comics, основанная в 2011 году. Компания создает собственные авторские истории с оригинальными и запоминающимися героями. Одной из известных шести линеек комиксов является «Красная фурия», о которой сегодня пойдет речь.

Сюжет данного комикса нельзя назвать упорядоченным. Он, скорее всего, был хаотичным из-за большого количества врагов в виде неонацистов, зомби, динозавров, киборгов и других персонажей, и сама история превращалась в бесконечный экшн. «Красная фурия» приковывала внимание читателей за счет обилия фансервиса, а точнее привлекающего образа главной героини, который позже был перезагружен и изменен кардинально.

Ника Чайкина — главная героиня «Красной фурии», в прошлом является воровкой, бывшим агентом поисковой команды «МАК», а с момента запуска «Союзников» — лидером союзников.

Выбор этого персонажа основан на эволюции образа, который кардинально меняется за все 8 лет существования данной истории. В своем визуальном исследовании я хотела бы рассмотреть, как за такой большой промежуток времени Ника Чайкина претерпевала трансформацию из образа привлекающей и неуловимой красотки в независимую и многогранную героиню, пережившую тяжелую травму, потерю друзей, и событий, которые сильно меняют ее жизнь.

В качестве исследуемого материала были выбраны серия комиксов «Красная фурия», несколько выпусков из кроссоверов «Время ворона» и «Крестовый поход», и перезагрузка «Красной фурии» в рамках проекта «Второго дыхания» — «Союзники». Я обращалась к эпизодам, которые показывают трансформацию главной героини, и анализировала их с точки зрения сюжета и визуальных приемов. Также дополнительным материалом послужили официальная информация со страниц сайта Bubble Comics, интервью с художниками и самими сценаристами и анализ вселенной «Красной фурии».

Рубрикатор визуального исследования структурирован по хронологическому порядку выпуска комиксов. Отмечу, что «фаза перехода» Ники Чайкиной касается конца 2014 года. По этой причине второй этап начинается с 2015 года.

В период 2012–2014 годов я рассмотрю первые выпуски, в которых образ Ники Чайкиной не сильно менялся и был создан для привлечения аудитории. Второй этап — «фаза перехода» начинается с 2015 года и заканчивается 2016, то есть последним выпуском «Красной фурии» до перезагрузки. Также к этой фазе будут включены эпизоды из кроссовера «Время ворона» для отслеживания эволюции героини не в ее вселенной. Последний этап трансформации приходится на 2017 год, который длится до окончания линейки комикса «Союзники». Помимо этого, будет привлечен другой кроссовер «Крестовый поход» для анализа образа героини в рамках другой работы.

Ранняя Ника Чайкина: роковая красотка (2012-2014)

Original size 2480x1350

Страницы и обложка из 1 выпуска «Красной фурии». 2012 год

Как упоминалось выше, первые номера «Красной фурии» были легкими и незамысловатыми приключениями с элементом экшена и боевика. Сюжет не отличается оригинальностью, он схож на комиксы из 00-х годов, в которых тоже изображались перестрелки, захватывающие передряги, и, несомненно, привлекающие женские персонажи. Таким образом, первая серия комиксов успела показать все шаблонные типы приключенческих боевиков, но клише коснулось не только сюжетов, но и героев, в особенности Нику Чайкину.

История главной героини довольно трагична: сиротой ее подбирают в местный цирк, и учат акробатическим трюкам. Благодаря им Ника попадает в Братство воров. Однако, спустя время она инициирует свою смерть, выходя из секты. Вместе со своим другом-хакером Джонни Ника начинает грабить места, в которых можно найти ценные артефакты. Позднее на Чайкину выходит организация «МАК», которая отвечает за предотвращение международных конфликтов, и она вступает в их ряды. Здесь и начинается отправная точка развития главной героини.

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1. рис. — 2 выпуск (2012), 2. рис. — 3 выпуск (2012)

Original size 2480x1350

Обложки серии «Красной фурии». 1. рис. −3 выпуск (2012), 2. рис. — 6 выпуск (2013), 3. рис. — 9 выпуск (2013)

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1. рис. — 5 выпуск (2013), 2. рис. — 6 выпуск (2013).

Первоначальный образ Ники Чайкиной слишком акцентирует внимание на ее фигуристости. На обложках первой волны и в самих выпусках героиня изображена в обтягивающий одежде в пикантных и динамичных позах. В некоторых эпизодах героиня слишком пластична и изворотлива, что выглядит довольно неестественно, и создается ощущение нарушения анатомии. В основном Ника Чайкина изображается в красном костюме, однако в некоторых эпизодах она может быть полураздетой или быть без одежды.

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1. рис. — 9 выпуск, 2,3. рис. — 10 выпуск. 2013 год

Original size 2480x1350

Обложки серии «Красная фурия». 1. рис. — 10 выпуск, 2. рис. — 11 выпуск, 3. рис. — 12 выпуск. 2013 год

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1. рис. — 11 выпуск, 2,3. рис. — 15 выпуск. 2013 год

Нельзя сказать, что образ сильно влияет на сюжет или отличается оригинальностью. Он больше был создан для привлечения внимания мужской аудитории и позаимствован с образов женских персонажей в виде тайных агентов со временем комиксов Marvel. Можно сказать, что образ Ники Чайкиной чересчур сексуализирован — она изображается как роковая красотка, за которой хочется наблюдать с точки зрения визуала, а не сюжета.

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1,2. рис. — 17 выпуск, 3,4. рис. — 18 выпуск, 5,6. рис. — 19 выпуск, 7,8. рис. — 21 выпуск. 2014 год

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1. рис. — 17 выпуск, 2. рис. — 18 выпуск, 3. рис. — 19 выпуск. 2014 год

Героиня не представляет большого интереса как личность из-за своего визуального решения. Она довольно легко достигает своих целей, ее очень сложно поймать, и даже из самых тяжелых передряг она выходит живой. В визуальном решении она не оригинальна, чувствуется, что ее стиль еще не сформирован и находится в поиске. Однако, большие перемены начинаются с фазой перехода, которая приходится на выпуски 2015–2016 годов и кроссоверы.

Фаза перехода (2015-2016)

Original size 2480x1350

Разворот из 22 выпуска «Красной фурии». 2014 год

С выпуском серий 2015–2016 годов и большого кроссовера «Время ворона» Ника перестает быть объектом воздыхания и сексуальности. Она становится более настоящей и близкой к читателям, ее личность начинает медленно раскрываться.

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1,3. рис. — 27 выпуск (конец 2014), 2. рис. — 30 выпуск (2015)

Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1,3. рис. — 36 выпуск, 2. рис. — 33 выпуск. 2015 год

Original size 2480x1350

Страницы из 37 выпуска «Красной фурии». 2015 год

Чайкина претерпевает изменения не только в сюжетном, но и в визуальном плане. Некогда открытые яркие обтягивающие костюмы сменяются на закрытую одежду с более глубоким сложным цветом; пластичные и невозможные движения, в которых показывалась вся фигуристость героини заменяется на отточенные и профессиональные трюки, использующиеся в нужных моментах комикса. Ника как будто становится более проработанной в рисовке, стойкой и завершенной, нежели прошлая версия.

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350

«Красная фурия». 1,2. рис. — 37 выпуск, 3,4. рис. — 39 выпуск. 2015 год

Original size 2480x1350

Страницы из 46 выпуска «Красной фурии». 2016 год

Original size 2480x1350

Страницы из 2 выпуска кроссовера «Время ворона». 2015 год

Хочется затронуть кроссовер «Время ворона», так как в нем большое количество времени уделили именно линейке «Красной фурии». В нем можно найти отголоски прошлой версии Чайкиной — обтягивающий костюм, динамичные позы и ракурсы, однако вместе с тем у героини сохраняются анатомические пропорции, эпизоды не наполнены всеми возможными положениями Ники, а используются лишь в тех моментах, где это нужно.

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350

1,2. рис. — 4 выпуск кроссовера «Время ворона» (2015). 3,4. рис. — 50 выпуск «Красной фурии» (2016)

Конец серии «Красной фурии» отличается своей эпичностью: помимо обретения нового врага, команда Ники подвергается последствиям убийства бога Кутха, и многие обретают силы, но не Чайкина. Именно с заходом резких изменений и новой перезагрузкой всех и всего начинается второе дыхание линейки комикса — «Союзники».

Original size 2480x1350

Финальный эпизод 50 выпуска «Красной фурии». 2016 год

Поздняя Ника Чайкина: трансформация через травму (2017-2020)

Original size 2516x814
Original size 2516x814

Фрагменты из 1 выпуска «Союзников». 2017 год

Второе дыхание линейки «Красной фурии» начинается с резкого поворота сюжета — некогда энергичная неуловимая Ника Чайкина оказывается в палате, прикованной к постели. Она лишилась ног, многие ее друзья получили способности, которые могут быть опасными и разрушительными для других.

Original size 2480x1350

Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год

Original size 2480x1350

Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год

На протяжении всей серии «Союзников» Ника учится заново жить. Все геройские события, перестрелки, существа остались позади. Создается ощущение, что после постоянной беготни ты оказываешься в месте, где нет больше тревог, где не нужно никого спасать или за кого-то переживать. Так и Ника оказывается одна в палате, пытаясь свыкнуться с новыми реалиями.

Ее жизнь больше не пестрит яркими красками, они поблекли, как и сама героиня. Можно проследить, что постепенно палитра цветов меняется в визуальном решении Ники: сначала ярко-красный с рыжим, потом цвета становятся сложнее и грязнее, а в «Союзниках» они вовсе блекнут и становится спокойными и умеренными. Ее новое визуальное решение подчеркивает состояние потерянности — человек, которому нанесли травму, страдает не только физически, но и ментально — от фантомных болей.

Original size 2480x1350
Original size 2480x1350

Страницы из 4 выпуска «Союзников». 2017 год

Художникам удалось передать состояние Ники. С помощью небольшой прозрачности и холодного цвета изображаются фантомные боли, которые мучают героиню большую часть комикса. Сама фантомная боль ощущается на ментальном уровне, но в комиксе она граничится с реальностью и показана как неосязаемая, но видимая часть тела. Проживание травмы идет наравне с безумием, потому что мир словно переворачивается на 180 градусов. Героине снятся сны про лишение других конечностей, отрывании частей тела.

Original size 2480x1350

Страницы из 29 выпуска «Союзников». 2019 год

Original size 2480x1350

Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год

Original size 2480x1350

Коллаж из фрагментов 16 и 17 выпусков «Союзников». 2018 год

Теперь целью Ники является не перестрелки и грабежи, а помощь друзьям и «оперенным». Она учится сама, а потом также помогает своим друзьям пережить травмы — потерю рук Мики во время «Крестового похода».

Original size 2480x1350

Страницы из 23 номера «Союзников» с элементами событий кроссовера «Крестового похода». 2018 год

Original size 2480x1350

Кроссовер «Крестовый поход». 1. рис. — 1 выпуск, 2. рис. — 3 выпуск. 2018 год

Другими переломными моментами для героини является смерть подруги — Мики, и убийство своего заклятого врага Августа. Ника осознает ценность человеческой жизни и то, что своим бездействием она порождает больше смертей.

Original size 2480x1350

Обложка и страницы 33 выпуска «Союзников». 2019 год

Original size 2480x1350

Страницы из 40 выпуска «Союзников». 2020 год

К концу серии мы понимаем, что героиня полностью изменилась. Она осознает ценность чужих жизней, делает благо для других. Она смогла пережить страшные события, что с ней происходили. В ней нет старой Ники Чайкиной, нет капли сексуализации. Это перезагруженная версия героини с искренними и чистыми эмоциями, которая поражает своей глубинной и проницательностью. Она стала более уязвимой, но проживающей разный спектр эмоций по-настоящему. Она перестала быть обложкой.

Original size 2480x1350

Коллаж из фрагментов страниц 41 выпуска «Союзников». 2020 год

Original size 2480x1350

Коллаж из фрагментов страниц 41 выпуска «Союзников». 2020 год

Заключение

В своем визуальном исследовании я проследила, как с течением времени образ Ники Чайкиной менялся от стереотипной сексуализированной красотки до многогранной и сильной личности, пережившей большое количество травм.

С первых выпусков до перезагрузки серии Нике удалось «сойти» с обложки и стать более близкой к читателям, дала по-настоящему переживать с ней эмоции. Чайкина стала осознанным персонажем со своим тернистым путем развития. Несомненно, этот путь нельзя назвать легким, так как до полной «перезагрузки» Нике пришлось лишиться буквально всего, начиная с физического состояния и заканчивая старой энергичной жизнью, друзьями и дорогим ей человеком. Однако, героиня смогла все пережить и стать тем фениксом, восставшим из пепла.

Стоит отметить, что трансформация, которую проходила Ника, является заслугой художников. Благодаря новому визуальному решению и стилю героиня обрела оригинальный образ, из обтягивающих костюмов она перешла к более свободной одежде, а также буйные яркие цвета стали спокойными и умеренными.

Original size 2480x1350

Фрагмент из 1 выпуска «Союзников». 2017 год

Bibliography
Show
1.

Р. Т. Садуов. Этнокультурные стереотипы в современном российском комиксе (на примере комикса «Красная фурия») // Вестник Челябинского государственного университета. М.: Филологические науки. 2018. С. 215 — 224.

2.

Канобу. Беседа со сценаристкой «Экслибриума» и «Союзников» Наталией Девовой // Сайт: kanobu.ru. 28 ноября 2018. (URL: https://kanobu.ru/articles/beseda-sostsenaristkoj-ekslibriuma-isoyuznikov-nataliej-devovoj-372942/) Просмотрено: 18.05.2023

3.

Комиксы Bubble. История создания «Красной фурии» // Сайт: bubble.ru. (URL: https://bubble.ru/catalog/51-krasnaya-furiya/about) Просмотрено: 10.05.2023

4.

Комиксы Bubble. Союзники // Сайт: bubble.ru. (URL: https://bubble.ru/catalog/52-souzniki/about) Просмотрено: 11.05.2023

5.

DFT. Как создаются комиксы: опыт студии Bubble // Сайт: dtf.ru. 10 августа 2018. (URL: https://dtf.ru/read/24621-kak-sozdayutsya-komiksy-opyt-studii-bubble) Просмотрено: 12.05.2023

Image sources
Show
1.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Том 1. В поисках Грааля. Книга 1 изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 15.05.2023)

2.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 1. В поисках Грааля. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)

3.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 2. В поисках Грааля. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)

4.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 3. В поисках Грааля. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)

5.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 5. В поисках Грааля. Часть 4. изд.- М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 15.05.2023)

6.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 6. В поисках Грааля. Часть 5. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

7.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 9. В поисках Грааля. Часть 8. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

8.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 10. В поисках Грааля: Эпилог. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

9.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 11. Джунгли зовут. Часть 1.изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

10.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 12. Джунгли зовут. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

11.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 15. День рождения. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)

12.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 17. Темное наследие. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 16.05.2023)

13.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 18. Темное наследие. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 16.05.2023)

14.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 19. Темное наследие. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)

15.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 21. Темное наследие. Часть 5. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)

16.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 22. Темное наследие. Часть 6. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)

17.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 27. Ничего личного, просто бизнес. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)

18.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 30. Сила мысли. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)

19.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 33. Отто и Лотта. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)

20.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 36. Башня ворона. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)

21.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 37. Апгрейд. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)

22.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 39. Отражение. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)

23.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 46. Сам себе враг. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2016. (дата обращения: 19.05.2023)

24.

Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 50. Финальный рывок. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2016. (дата обращения: 19.05.2023)

25.

Роман Котков, Евгений Федотов. Время ворона. Выпуск 2. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)

26.

Роман Котков, Евгений Федотов. Время ворона. Выпуск 4. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)

27.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 1. Перед рассветом. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)

28.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 4. Перед рассветом. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)

29.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 16. Без ума. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 20.05.2023)

30.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 17. Без ума. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 20.05.2023)

31.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 23. Оборотная сторона. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2018 (дата обращения: 20.05.2023)

32.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 29. Падение Голиафа. изд. — М.: Bubble, 2019. (дата обращения: 20.05.2023)

33.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 33. Цена прощения. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2019. (дата обращения: 20.05.2023)

34.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 40. Цепная реакция. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2020. (дата обращения: 20.05.2023)

35.

Наталья Девова. Союзники. Выпуск 41. Цепная реакция. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2020. (дата обращения: 20.05.2023)

36.

Наталья Девова. Союзники. Том 1. Перед рассветом. Части 1-4. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)

37.

Роман Котков, Евгений Федотов. Крестовый поход. Выпуск 1. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 23.05.2023)

38.

Роман Котков, Евгений Федотов. Крестовый поход. Выпуск 3. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 23.05.2023)

От клише до многогранности: эволюция образа Ники Чайкиной
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more