
Предупреждение! В визуальном исследовании некоторые эпизоды могут показаться некомфортными и неприятными из-за наличия жестокости, селфхарма, крови и обнаженных сцен.
Рубрикатор
1. Концепция 2. Ранняя Ника Чайкина: роковая красотка (2012-2014) 3. Фаза перехода (2015-2016) 4. Поздняя Ника Чайкина: трансформация через травму (2017-2020) 5. Заключение 6. Источники
Концепция

Альтернативная обложка к книге «В поисках Грааля». 2017 год
Современная российская индустрия комиксов представляет собой большой спектр различных произведений: начиная от незамысловатых приключенческих боевиков и заканчивая авторскими работами на узкую аудиторию. Несмотря на это, по большей части комиксы ассоциируются с супергеройскими сюжетами, где главный или несколько главных героев спасают мир от катастроф и злых врагов. В России лидером массового коммерческого комикса является компания Bubble Comics, основанная в 2011 году. Компания создает собственные авторские истории с оригинальными и запоминающимися героями. Одной из известных шести линеек комиксов является «Красная фурия», о которой сегодня пойдет речь.
Сюжет данного комикса нельзя назвать упорядоченным. Он, скорее всего, был хаотичным из-за большого количества врагов в виде неонацистов, зомби, динозавров, киборгов и других персонажей, и сама история превращалась в бесконечный экшн. «Красная фурия» приковывала внимание читателей за счет обилия фансервиса, а точнее привлекающего образа главной героини, который позже был перезагружен и изменен кардинально.
Ника Чайкина — главная героиня «Красной фурии», в прошлом является воровкой, бывшим агентом поисковой команды «МАК», а с момента запуска «Союзников» — лидером союзников.
Выбор этого персонажа основан на эволюции образа, который кардинально меняется за все 8 лет существования данной истории. В своем визуальном исследовании я хотела бы рассмотреть, как за такой большой промежуток времени Ника Чайкина претерпевала трансформацию из образа привлекающей и неуловимой красотки в независимую и многогранную героиню, пережившую тяжелую травму, потерю друзей, и событий, которые сильно меняют ее жизнь.
В качестве исследуемого материала были выбраны серия комиксов «Красная фурия», несколько выпусков из кроссоверов «Время ворона» и «Крестовый поход», и перезагрузка «Красной фурии» в рамках проекта «Второго дыхания» — «Союзники». Я обращалась к эпизодам, которые показывают трансформацию главной героини, и анализировала их с точки зрения сюжета и визуальных приемов. Также дополнительным материалом послужили официальная информация со страниц сайта Bubble Comics, интервью с художниками и самими сценаристами и анализ вселенной «Красной фурии».
Рубрикатор визуального исследования структурирован по хронологическому порядку выпуска комиксов. Отмечу, что «фаза перехода» Ники Чайкиной касается конца 2014 года. По этой причине второй этап начинается с 2015 года.
В период 2012–2014 годов я рассмотрю первые выпуски, в которых образ Ники Чайкиной не сильно менялся и был создан для привлечения аудитории. Второй этап — «фаза перехода» начинается с 2015 года и заканчивается 2016, то есть последним выпуском «Красной фурии» до перезагрузки. Также к этой фазе будут включены эпизоды из кроссовера «Время ворона» для отслеживания эволюции героини не в ее вселенной. Последний этап трансформации приходится на 2017 год, который длится до окончания линейки комикса «Союзники». Помимо этого, будет привлечен другой кроссовер «Крестовый поход» для анализа образа героини в рамках другой работы.
Ранняя Ника Чайкина: роковая красотка (2012-2014)
Страницы и обложка из 1 выпуска «Красной фурии». 2012 год
Как упоминалось выше, первые номера «Красной фурии» были легкими и незамысловатыми приключениями с элементом экшена и боевика. Сюжет не отличается оригинальностью, он схож на комиксы из 00-х годов, в которых тоже изображались перестрелки, захватывающие передряги, и, несомненно, привлекающие женские персонажи. Таким образом, первая серия комиксов успела показать все шаблонные типы приключенческих боевиков, но клише коснулось не только сюжетов, но и героев, в особенности Нику Чайкину.
История главной героини довольно трагична: сиротой ее подбирают в местный цирк, и учат акробатическим трюкам. Благодаря им Ника попадает в Братство воров. Однако, спустя время она инициирует свою смерть, выходя из секты. Вместе со своим другом-хакером Джонни Ника начинает грабить места, в которых можно найти ценные артефакты. Позднее на Чайкину выходит организация «МАК», которая отвечает за предотвращение международных конфликтов, и она вступает в их ряды. Здесь и начинается отправная точка развития главной героини.
«Красная фурия». 1. рис. — 2 выпуск (2012), 2. рис. — 3 выпуск (2012)
Обложки серии «Красной фурии». 1. рис. −3 выпуск (2012), 2. рис. — 6 выпуск (2013), 3. рис. — 9 выпуск (2013)
«Красная фурия». 1. рис. — 5 выпуск (2013), 2. рис. — 6 выпуск (2013).
Первоначальный образ Ники Чайкиной слишком акцентирует внимание на ее фигуристости. На обложках первой волны и в самих выпусках героиня изображена в обтягивающий одежде в пикантных и динамичных позах. В некоторых эпизодах героиня слишком пластична и изворотлива, что выглядит довольно неестественно, и создается ощущение нарушения анатомии. В основном Ника Чайкина изображается в красном костюме, однако в некоторых эпизодах она может быть полураздетой или быть без одежды.
«Красная фурия». 1. рис. — 9 выпуск, 2,3. рис. — 10 выпуск. 2013 год
Обложки серии «Красная фурия». 1. рис. — 10 выпуск, 2. рис. — 11 выпуск, 3. рис. — 12 выпуск. 2013 год
«Красная фурия». 1. рис. — 11 выпуск, 2,3. рис. — 15 выпуск. 2013 год
Нельзя сказать, что образ сильно влияет на сюжет или отличается оригинальностью. Он больше был создан для привлечения внимания мужской аудитории и позаимствован с образов женских персонажей в виде тайных агентов со временем комиксов Marvel. Можно сказать, что образ Ники Чайкиной чересчур сексуализирован — она изображается как роковая красотка, за которой хочется наблюдать с точки зрения визуала, а не сюжета.
«Красная фурия». 1,2. рис. — 17 выпуск, 3,4. рис. — 18 выпуск, 5,6. рис. — 19 выпуск, 7,8. рис. — 21 выпуск. 2014 год
«Красная фурия». 1. рис. — 17 выпуск, 2. рис. — 18 выпуск, 3. рис. — 19 выпуск. 2014 год
Героиня не представляет большого интереса как личность из-за своего визуального решения. Она довольно легко достигает своих целей, ее очень сложно поймать, и даже из самых тяжелых передряг она выходит живой. В визуальном решении она не оригинальна, чувствуется, что ее стиль еще не сформирован и находится в поиске. Однако, большие перемены начинаются с фазой перехода, которая приходится на выпуски 2015–2016 годов и кроссоверы.
Фаза перехода (2015-2016)
Разворот из 22 выпуска «Красной фурии». 2014 год
С выпуском серий 2015–2016 годов и большого кроссовера «Время ворона» Ника перестает быть объектом воздыхания и сексуальности. Она становится более настоящей и близкой к читателям, ее личность начинает медленно раскрываться.
«Красная фурия». 1,3. рис. — 27 выпуск (конец 2014), 2. рис. — 30 выпуск (2015)
«Красная фурия». 1,3. рис. — 36 выпуск, 2. рис. — 33 выпуск. 2015 год
Страницы из 37 выпуска «Красной фурии». 2015 год
Чайкина претерпевает изменения не только в сюжетном, но и в визуальном плане. Некогда открытые яркие обтягивающие костюмы сменяются на закрытую одежду с более глубоким сложным цветом; пластичные и невозможные движения, в которых показывалась вся фигуристость героини заменяется на отточенные и профессиональные трюки, использующиеся в нужных моментах комикса. Ника как будто становится более проработанной в рисовке, стойкой и завершенной, нежели прошлая версия.
«Красная фурия». 1,2. рис. — 37 выпуск, 3,4. рис. — 39 выпуск. 2015 год
Страницы из 46 выпуска «Красной фурии». 2016 год
Страницы из 2 выпуска кроссовера «Время ворона». 2015 год
Хочется затронуть кроссовер «Время ворона», так как в нем большое количество времени уделили именно линейке «Красной фурии». В нем можно найти отголоски прошлой версии Чайкиной — обтягивающий костюм, динамичные позы и ракурсы, однако вместе с тем у героини сохраняются анатомические пропорции, эпизоды не наполнены всеми возможными положениями Ники, а используются лишь в тех моментах, где это нужно.
1,2. рис. — 4 выпуск кроссовера «Время ворона» (2015). 3,4. рис. — 50 выпуск «Красной фурии» (2016)
Конец серии «Красной фурии» отличается своей эпичностью: помимо обретения нового врага, команда Ники подвергается последствиям убийства бога Кутха, и многие обретают силы, но не Чайкина. Именно с заходом резких изменений и новой перезагрузкой всех и всего начинается второе дыхание линейки комикса — «Союзники».
Финальный эпизод 50 выпуска «Красной фурии». 2016 год
Поздняя Ника Чайкина: трансформация через травму (2017-2020)
Фрагменты из 1 выпуска «Союзников». 2017 год
Второе дыхание линейки «Красной фурии» начинается с резкого поворота сюжета — некогда энергичная неуловимая Ника Чайкина оказывается в палате, прикованной к постели. Она лишилась ног, многие ее друзья получили способности, которые могут быть опасными и разрушительными для других.
Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год
Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год
На протяжении всей серии «Союзников» Ника учится заново жить. Все геройские события, перестрелки, существа остались позади. Создается ощущение, что после постоянной беготни ты оказываешься в месте, где нет больше тревог, где не нужно никого спасать или за кого-то переживать. Так и Ника оказывается одна в палате, пытаясь свыкнуться с новыми реалиями.
Ее жизнь больше не пестрит яркими красками, они поблекли, как и сама героиня. Можно проследить, что постепенно палитра цветов меняется в визуальном решении Ники: сначала ярко-красный с рыжим, потом цвета становятся сложнее и грязнее, а в «Союзниках» они вовсе блекнут и становится спокойными и умеренными. Ее новое визуальное решение подчеркивает состояние потерянности — человек, которому нанесли травму, страдает не только физически, но и ментально — от фантомных болей.
Страницы из 4 выпуска «Союзников». 2017 год
Художникам удалось передать состояние Ники. С помощью небольшой прозрачности и холодного цвета изображаются фантомные боли, которые мучают героиню большую часть комикса. Сама фантомная боль ощущается на ментальном уровне, но в комиксе она граничится с реальностью и показана как неосязаемая, но видимая часть тела. Проживание травмы идет наравне с безумием, потому что мир словно переворачивается на 180 градусов. Героине снятся сны про лишение других конечностей, отрывании частей тела.
Страницы из 29 выпуска «Союзников». 2019 год
Коллаж из страниц 1 выпуска «Союзников». 2017 год
Коллаж из фрагментов 16 и 17 выпусков «Союзников». 2018 год
Теперь целью Ники является не перестрелки и грабежи, а помощь друзьям и «оперенным». Она учится сама, а потом также помогает своим друзьям пережить травмы — потерю рук Мики во время «Крестового похода».
Страницы из 23 номера «Союзников» с элементами событий кроссовера «Крестового похода». 2018 год
Кроссовер «Крестовый поход». 1. рис. — 1 выпуск, 2. рис. — 3 выпуск. 2018 год
Другими переломными моментами для героини является смерть подруги — Мики, и убийство своего заклятого врага Августа. Ника осознает ценность человеческой жизни и то, что своим бездействием она порождает больше смертей.
Обложка и страницы 33 выпуска «Союзников». 2019 год
Страницы из 40 выпуска «Союзников». 2020 год
К концу серии мы понимаем, что героиня полностью изменилась. Она осознает ценность чужих жизней, делает благо для других. Она смогла пережить страшные события, что с ней происходили. В ней нет старой Ники Чайкиной, нет капли сексуализации. Это перезагруженная версия героини с искренними и чистыми эмоциями, которая поражает своей глубинной и проницательностью. Она стала более уязвимой, но проживающей разный спектр эмоций по-настоящему. Она перестала быть обложкой.
Коллаж из фрагментов страниц 41 выпуска «Союзников». 2020 год
Коллаж из фрагментов страниц 41 выпуска «Союзников». 2020 год
Заключение
В своем визуальном исследовании я проследила, как с течением времени образ Ники Чайкиной менялся от стереотипной сексуализированной красотки до многогранной и сильной личности, пережившей большое количество травм.
С первых выпусков до перезагрузки серии Нике удалось «сойти» с обложки и стать более близкой к читателям, дала по-настоящему переживать с ней эмоции. Чайкина стала осознанным персонажем со своим тернистым путем развития. Несомненно, этот путь нельзя назвать легким, так как до полной «перезагрузки» Нике пришлось лишиться буквально всего, начиная с физического состояния и заканчивая старой энергичной жизнью, друзьями и дорогим ей человеком. Однако, героиня смогла все пережить и стать тем фениксом, восставшим из пепла.
Стоит отметить, что трансформация, которую проходила Ника, является заслугой художников. Благодаря новому визуальному решению и стилю героиня обрела оригинальный образ, из обтягивающих костюмов она перешла к более свободной одежде, а также буйные яркие цвета стали спокойными и умеренными.
Фрагмент из 1 выпуска «Союзников». 2017 год
Р. Т. Садуов. Этнокультурные стереотипы в современном российском комиксе (на примере комикса «Красная фурия») // Вестник Челябинского государственного университета. М.: Филологические науки. 2018. С. 215 — 224.
Канобу. Беседа со сценаристкой «Экслибриума» и «Союзников» Наталией Девовой // Сайт: kanobu.ru. 28 ноября 2018. (URL: https://kanobu.ru/articles/beseda-sostsenaristkoj-ekslibriuma-isoyuznikov-nataliej-devovoj-372942/) Просмотрено: 18.05.2023
Комиксы Bubble. История создания «Красной фурии» // Сайт: bubble.ru. (URL: https://bubble.ru/catalog/51-krasnaya-furiya/about) Просмотрено: 10.05.2023
Комиксы Bubble. Союзники // Сайт: bubble.ru. (URL: https://bubble.ru/catalog/52-souzniki/about) Просмотрено: 11.05.2023
DFT. Как создаются комиксы: опыт студии Bubble // Сайт: dtf.ru. 10 августа 2018. (URL: https://dtf.ru/read/24621-kak-sozdayutsya-komiksy-opyt-studii-bubble) Просмотрено: 12.05.2023
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Том 1. В поисках Грааля. Книга 1 изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 15.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 1. В поисках Грааля. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 2. В поисках Грааля. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 3. В поисках Грааля. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2012. (дата обращения: 15.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 5. В поисках Грааля. Часть 4. изд.- М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 15.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 6. В поисках Грааля. Часть 5. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 9. В поисках Грааля. Часть 8. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 10. В поисках Грааля: Эпилог. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 11. Джунгли зовут. Часть 1.изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 12. Джунгли зовут. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 15. День рождения. изд. — М.: Bubble, 2013. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 17. Темное наследие. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 18. Темное наследие. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 16.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 19. Темное наследие. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 21. Темное наследие. Часть 5. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 22. Темное наследие. Часть 6. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 27. Ничего личного, просто бизнес. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2014. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 30. Сила мысли. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 33. Отто и Лотта. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 36. Башня ворона. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 37. Апгрейд. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 18.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 39. Отражение. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 46. Сам себе враг. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2016. (дата обращения: 19.05.2023)
Габрелянов, Волков. Красная Фурия. Выпуск 50. Финальный рывок. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2016. (дата обращения: 19.05.2023)
Роман Котков, Евгений Федотов. Время ворона. Выпуск 2. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)
Роман Котков, Евгений Федотов. Время ворона. Выпуск 4. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2015. (дата обращения: 19.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 1. Перед рассветом. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 4. Перед рассветом. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 16. Без ума. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 17. Без ума. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 23. Оборотная сторона. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2018 (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 29. Падение Голиафа. изд. — М.: Bubble, 2019. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 33. Цена прощения. Часть 2. изд. — М.: Bubble, 2019. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 40. Цепная реакция. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2020. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Выпуск 41. Цепная реакция. Часть 4. изд. — М.: Bubble, 2020. (дата обращения: 20.05.2023)
Наталья Девова. Союзники. Том 1. Перед рассветом. Части 1-4. изд. — М.: Bubble, 2017. (дата обращения: 20.05.2023)
Роман Котков, Евгений Федотов. Крестовый поход. Выпуск 1. Часть 1. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 23.05.2023)
Роман Котков, Евгений Федотов. Крестовый поход. Выпуск 3. Часть 3. изд. — М.: Bubble, 2018. (дата обращения: 23.05.2023)