Original size 1140x1600

Трендбук SS'25: ретрофутуризм

PROTECT STATUS: not protected
14

Рубрикатор

Концепция;

Ретрофутуризм «Космической эпохи»: - Андре Курреж; - Пьер Карден; - Пако Рабан; - «Космический» ретрофутуризм в сезоне SS'25.

Ретрофутуризм киберпанка на примере персонажей фильма «Бегущий по лезвию»: - Рик Деккард (Харрисон Форд); - Рейчел (Шон Янг); - Прис (Дэрил Ханна); - Рой Батти (Рутгер Хауэр); - Образы второстепенных персонажей.

Заключение.

Концепция

Фантазии о будущем — довольно устойчивое явление, свойственное человеку. В начале 20 века в Италии появился художественный стиль «футуризм», стремящийся предвосхитить грядущее. Но если футуризм стремится предвидеть, то ретрофутуризм — это воспоминание об этом предвидении.

Рассматриваемый трендбук посвящен именно этому феномену — как современный дизайнер смотрит в будущее через призму прошлого.

Трендбук условно разделен на оптимистический и пессимистический взгляды.

Оптимизм «космической эпохи» 1960-х и дистопический пессимизм киберпанка 1980-х.

Ретрофутуризм «Космической эпохи»

big
Original size 4302x1594

Полет Юрия Гагарина 12 апреля 1961 г. — своеобразная точка отсчета, с которой начнется большая космическая гонка. Два десятилетия планета будет по-настоящему бредить космосом, превращая его покорение в объект культа: в книгах, фильмах, дизайне, архитектуре и конечно же в моде — везде будет уделено большое внимание космической теме.

Пионерами нового космического стиля в моде стали три великих дизайнера: Андре Курреж, Пьер Карден и Пако Рабан. Каждый из них отличался своим подходом и каждый из них сильно повлиял на развитие моды.

Андре Курреж

«В 1964 году, Андре Курреж выпустил коллекцию вещей и аксессуаров, выполненных из пластика и металлизированных тканей. Каждый образ он создавал для так называемой „лунной девушки“, которую сам и придумал.

Девушка, по задумке Куррежа, должна была ходить по Луне в лаконичных платьях мини, узких брюках, коротких куртках и туниках. Космический портрет завершали шляпы-шлемы, огромные солнцезащитные очки и ботинки с пластиковыми вставками на плоской подошве.

Цвета коллекции — белый, бледно-розовый, голубой — напоминали о космическом холоде и звездных туманностях, а контрастный оранжевый отсылал к скафандру Юрия Гагарина».[1]

Полина Лысакова для The Blueprint

Original size 2016x1040
Original size 3574x1594
Original size 3574x1436
Original size 3248x1438

«Самая известная коллекция Куррежа Space Age вышла в 1968 году. Правда, она больше напоминала о спорте, чем о космосе, поскольку была полна трикотажных костюмов и комбинезонов, не сковывающих движений.

Ветровки, платья и свитера, которые дизайнер показал на подиуме, тоже были не столько футуристичны, сколько просто более практичны для жизни.

Так Курреж пытался сблизить далекий космос с земными людьми, сделав идею об одежде для освоения космических просторов доступнее и функционально, и визуально».[1]

Полина Лысакова для The Blueprint

Original size 2167x2108
Original size 3213x1436
Original size 2325x1600

Courrèges Spring-Summer 2025

Пьер Карден

«Пьер Карден произвел особый фурор со своей коллекцией Cosmocorps 1964 года. Сам дизайнер говорил, что на создание этой коллекции его особенно вдохновил полет Валентины Терешковой, с которой в дальнейшем его связывала крепкая дружба.

В той коллекции Карден показал свои представления о том, что будут носить люди, когда отправятся в космос. С особой щедростью дизайнер использовал промышленные молнии и металлические украшения, серебристую ткань и пластик.

Карден работал с одеждой как с архитектурной формой, оттого в серии активно использовались геометрические фигуры: детали в виде ромбов, кругов и прямоугольников».

Полина Лысакова для The Blueprint

Original size 3091x1436
Original size 2325x1597

Pierre Cardin Spring-Summer 2025

Пако Раббан

«С первых коллекций бренда Paco Rabanne — основанного в 1966-м — стало ясно, что баскского дизайнера тема космоса тоже волнует.

Он интерпретировал Space Age по-своему, представив для себя технологическое будущее как эпоху не только продвинутых технологий, но и взглядов. В результате родился образ эмансипированных амазонок, бороздящих космические просторы.

Их наряды в исполнении Paco Rabanne напоминали кольчуги, только собранные не из металла, а из пластиковых пластин».[1]

Полина Лысакова для The Blueprint

Original size 3287x1594
Original size 3308x1594
Original size 3800x2534
Original size 3378x1436
Original size 2237x1536

Rabanne Spring-Summer 2025

«Космический» ретрофутуризм Spring-Summer 2025

В сезоне Spring-Summer 2025 многие дизайнеры и бренды обратились к эстетике «космического» ретрофутуризма, интерпретируя образы Куррежа, Кардена и Раббана в своих коллекциях.

Original size 2240x1536

Marcia Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Paul Costelloe Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Emilia Wickstead Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

JW Anderson Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

JW Anderson Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Gucci Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Gucci Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Prada Spring-Summer 2025

Original size 2240x1530

Kiko Kostadinov Spring-Summer 2025

Original size 2240x1530

Kiko Kostadinov Spring-Summer 2025

Original size 2240x1536

Anrealage Spring-Summer 2025

Коллажи на тему «Космического» ретрофутуризма

Original size 2540x1536

Ретрофутуризм киберпанка

Original size 3901x1341

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

В отличие от оптимистического настроя «космического» ретрофутуризма, жанр «киберпанк» предлагает более мрачный и антиутопический взгляд на будущее.

Фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», вышедший на экраны в 1982 году, считается первой визуализацией киберпанка, сильно повлиявшей не только на будущее жанра, но и на мир моды.

Рик Декард (Харрисон Форд)

Original size 4266x1436

«Прочитав сценарий, мы сразу поняли, что „Бегущий по лезвию“ относится к жанру нуар, и в поисках вдохновения обратились к фильмам 1940-х годов. Декард был таким же сыщиком, как и Сэм Спейд (главный герой „Мальтийского сокола“)».[2]

Майкл Каплан, художник по костюмам

Рейчел (Шон Янг)

Original size 3174x1436

«Что касается персонажа Рейчел, то нас больше всего вдохновили костюмы, которые шил Гилберт Эдриан в конце 1930-х — начале 1940-х годов. Я хотел создать футуристическую героиню, которая была бы правдоподобной в будущем, но при этом прочно стояла в прошлом нуара».[2]

Майкл Каплан, художник по костюмам

Original size 2979x1438

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

Original size 2936x1456

Givenchy Fall-Winter 1998

Original size 3024x1456

Bottega Veneta Fall-Winter 2017

Original size 2240x1536

Alexander McQueen | Mugler | Dries Van Noten Spring-Summer 2025

Прис (Дэрил Ханна)

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

«Однажды я нашла блондинистый парик в мусорной корзине, он мне понравился, и с этого парика я начала выстраивать образ своей героини. Я вспомнила фильм „Носферату“ Вернера Херцога и как были накрашены глаза у Клауса Кински, это стало для меня вдохновением. Я взяла черные тени и накрасила свои глаза так же, надела парик, туфли на платформе и порванные колготки. Я была как из фрик-шоу, очень отличалась от остальных пробующихся на эту роль актрис».[2]

Дэрил Ханна

Original size 3026x1457

Jean Paul Gaultier (Fall Couture 2009) | Junya Watanabe (Fall-Winter 2020) Saint Laurent (Spring-Summer 2017)

Original size 2237x1536

Dolce & Gabbana | Balenciaga | Nina Ricci Spring-Summer 2025

Рой Батти (Рутгер Хауэр)

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

«Как бы то ни было, Каплан уловил тонкий вкус Хауэра и умение носить нестандартные вещи, благодаря этому союзу художника и актера родился образ, который впоследствии повлияет как на солиста группы Prodigy и всю рейв-культуру, так и на всех последующих героев фильмов в стиле киберпанк»[2]

Анна Баштовая для The Blueprint

Original size 3031x1457

Balenciaga Fall-Winter 2019

Original size 3025x1457

Saint Laurent (Fall-Winter 2023) | Richard Quinn (Fall-Winter 2020) Mugler (Fall-Winter 2017)

Original size 2237x1536

Proenza Schouler | Luar | Gabriela Hearst Spring-Summer 2025

Второстепенные персонажи

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

Original size 2669x1280

Aitor Throup «New Object Research» Collection 2013

Original size 2242x1536

Alainpaul | Alexander McQueen | Prada Spring-Summer 2025

Кадры из фильма «Бегущий по лезвию», Ридли Скотт, 1982 г.

Original size 3023x1457

Mugler (Spring-Summer 2017) | Maison Margiela (Spring Couture 2018) Balmain (Fall-Winter 2018)

Original size 2225x1536

Vaillant | Mugler | IFM PARIS  Spring-Summer 2025

Коллажи на тему ретрофутуризма киберпанка

Original size 2575x1536

Заключение

В сезоне SS'25 широко представлены и оптимизм «космического» ретрофутуризма и пессимизм киберпанка.

В одной коллекции мы можем увидеть и оммажи к кольчугам Пако Рабана, конструктивистскую геометрию Пьера Кардена и лаконичный дизайн Андре Куррежа.

Мрачная эстетика киберпанка, выраженная в глухих кожаных плащах, строгих формах и агрессивных элементах также присутствует во многих коллекциях.

Несмотря на разное настроение двух направлений, нельзя сказать что одна из них преобладает над другой.

Bibliography
1.

Статья «Космический дизайн — на Земле и на орбите», Полина Лысакова, The Blueprint, URL: https://theblueprint.ru/fashion/industry/pervyj-polet-v-kosmos, дата обращения 21.12.2024

2.

Статья «Стиль в фильме „Бегущий по лезвию“, Анна Баштовая, The Blueprint, URL: https://theblueprint.ru/fashion/cinema/blade-runner-style, дата обращения 21.12.2024

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.

https://artz.work/project/29d122ca463c48b9a262ac8805107e88 (дата обращения 22.12.2024)

12.13.

https://artz.work/project/29d122ca463c48b9a262ac8805107e88 (дата обращения 22.12.2024)

14.

http://wayoffashion.ru/dizainery/emanuel-ungaro.html (дата обращения 22.12.2024)

15.

http://wayoffashion.ru/dizainery/emanuel-ungaro.html (дата обращения 22.12.2024)

16.

http://wayoffashion.ru/dizainery/emanuel-ungaro.html (дата обращения 22.12.2024)

17.18.19.20.21.22.

https://pierrecardin.me/about (дата обращения 22.12.2024)

23.

https://www.gettyimages.se/fotografier/pierre-cardin-dresses (дата обращения 22.12.2024)

24.25.26.27.

https://bfbusiness.by/neprevzojdennyj-novator/ (дата обращения 22.12.2024)

28.

https://bfbusiness.by/neprevzojdennyj-novator/ (дата обращения 22.12.2024)

29.

http://www.faydreamscreations.com/patterns-for-sale.html (дата обращения 22.12.2024)

30.31.32.33.34.35.36.37.38.

https://www.vogue.com/article/paco-rabanne-link-dresses-inspire-designers-for-spring-2021? epik=dj0yJnU9LXhHUzlOakNaZzE0Y0xzbVRYVHJCUnE4WUxqNHZ3QkomcD0wJm49SmxIdWlwRC1OTHdhNk1PdlplNENmQSZ0PUFBQUFBR2RvSnlB (дата обращения 22.12.2024)

39.

https://www.vogue.com/article/paco-rabanne-link-dresses-inspire-designers-for-spring-2021? epik=dj0yJnU9LXhHUzlOakNaZzE0Y0xzbVRYVHJCUnE4WUxqNHZ3QkomcD0wJm49SmxIdWlwRC1OTHdhNk1PdlplNENmQSZ0PUFBQUFBR2RvSnlB (дата обращения 22.12.2024)

40.41.42.43.44.45.46.47.48.49.50.51.52.53.54.55.56.57.58.59.60.61.

https://www.firstview.com/collection_images.php?id=54845 (дата обращения 22.12.2024)

62.63.64.65.66.67.68.69.70.71.72.73.74.75.76.77.78.79.80.

https://hsedesign.ru/project/22c80616699945ed990cbb4f91111dcf (дата обращения 22.12.2024)

Трендбук SS'25: ретрофутуризм
14
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more