Original size 1140x1600

Уникальная Эйлин и её дом на утёсе

101
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Рубрикатор

1. Концепция 2. E-1027 3. «Дом — это не машина» 4. Личное пространство 5. Адаптивность интерьера 7. Другие шедевры Эйлин Грей 8. Заключение

Концепция

Летом 1938 года известный архитектор Ле Корбюзье создал 8 росписей-сграфито на стенах виллы E-1027 в Кап-Мартене. Фрески имели ощутимое сходство со стилем Пикассо, возможно, вдохновлены Герникой. Кричащая роспись была выполнена в кубистической манере и содержала неприкрытые намеки на секс. По словам Корбюзье, фреска не украшала стену, но предназначалась для того, чтобы лишить стену монументальности и ее разрушить. Эта короткая историческая сводка не вызывает противоречивых эмоций до того момента, пока мы не узнаем о судьбе Эйлин Грей. Она спроектировала виллу Е-1027, а самовольный поступок Корбюзье сочла надругательством и вандализмом. Обоснованное негодование Эйлин не получило огласки в обществе. С такой же легкостью долгие годы игнорировался ее талант. Его просто не замечали за прославленной мужской фигурой.

Раздумывая над судьбой Эйлин Грей, в частности ее произведения, виллы Е-1027, я испытываю злость и выраженное чувство несправедливости. Поэтому целью своего визуального исследования ставлю доказательство превосходства некоторых интерьерных и архитектурных решений Эйлин над таковыми у Ле Корбюзье. И стремлюсь показать ее оригинальность, отходя от сравнения.

big
Original size 2480x1350

1. Lucien Hervé / Фото: Ле Корбюзье расписывает стену виллы Е-1027 / 1939 год / Франция 2. Jean Broniarski / Фото: копия мурала Ле Корбюзье / 1977 год / Франция

Original size 2480x1350

1. Manuel Bougot / Фото: фреска Ле Корбюзье в гостиной / Август 1929 2. Tim Benton / Фото: фреска Ле Корбюзье в барной зоне / Август 1939 3. Manuel Bougot / Фото: фреска Ле Корбюзье в гостиной / Апрель 1938

Е-1027

В 1926 началось строительство виллы в Рокбрюн-Кап-Мартен (над Средиземным морем), занявшее 3 года. Эйлин Грей до этого момента занималась преимущественно дизайном мебели. Тем не менее, она спроектировала дом самостоятельно, не считая редкого вмешательства ее возлюбленного, Жана Бадовичи. Название виллы кажется обезличенным и будто бы взятым из каталога с пронумерованными товарами. Однако в нем зашифрованы инициалы возлюбленных: E — Эйлин, 10 — Ж (J — десятая буква латинского алфавита), 2 — Б и 7 — Г (G на латинице). Творение Эйлин было подарком Жану, материальным воплощением их любви.

Original size 2480x2000

1. Manuel Bougot / Фото: вилла Е-1027 после реконструкции / 2021 год

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: южная сторона виллы E-1027 / 2019 год

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: вилла Е-1027 после реконструкции / 2021 год

«Дом — это не машина»

Уже в названии, выбранном Эйлин для виллы, мы видим ключевое отличие от философии Ле Корбюзье. Его лозунг «дом — это машина для жилья», система математически просчитанных типовых модулей и грубая функциональность противопоставляются отношению Эйлин. Для нее дом — это не машина, а «раковина», вместилище для человеческих чувств, продолжение человека. Поэтому вилла Е-1027 является не просто архитектурным сооружением, но обителью двух возлюбленных: Эйлин и Жана.

Original size 2480x2000

Bernard Touillon / Фото: крыша над винтовой лестницей в вилле Е-1027

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: сад на северной стороне виллы Е-1027 / 2019 год

Изящная вилла расположена на утесе и напоминает выброшенный на берег лайнер. На стене над диваном Грей повесила морскую карту с надписью «L’invitation au voyage» («Приглашение к путешествию») — названием стихотворения Бодлера.

Original size 2480x1350

1. Manuel Bougot / Фото: современная реконструкция морской карты в виле Е-1027 2. Manuel Bougot / Фото: гостиная в виле Е-1027 после реконструкции

Личное пространство

Вилла воплощает в себе знаменитые «пять пунктов» архитектуры Ле Корбюзье: бетонные сваи, открытую планировку, сад на крыше, единое ленточное окно и ненесущий фасад. Тем не менее, особенностью виллы становится уважение к личному пространству, возможность уединения. Эйлин была скрытной и даже загадочной, она ценила приватность. Так, снаружи окна, выходящие на Средиземное море, занавешены полотнами рулонных штор, защищающими от яркого света и чужого любопытства. Виллу окружает сад, создающий приятную тень.

Original size 1920x1280

Paul Raftery / Фото: вилла Е-1027 / 2018 год

Original size 2480x2000

Cerise Doucède / Фото: вилла Е-1027 / 2015 год

В интерьере Эйлин так же воздерживается от безусловного следования принципу открытой планировки. «Цивилизованный человек, — писала она, — понимает интимность некоторых действий; ему нужно уединение». Пространство внутри виллы меняется и становится адаптивным за счет ширм, зеркал и подвижной мебели.

Original size 2480x2000

Paul Raftery / Фото: гостиная в вилле Е-1027 / 2018 год

Original size 2480x1350

1. Manuel Bougot / Фото: выдвижное зеркало в ванной комнате в вилле Е-1027 2. Tim Benton / Фото: ниша в гостиной со встроенным шкафом и поворачивающимся столом в вилле Е-1027 3. Manuel Bougot / Фото: встроенный шкаф в гостиной в вилле Е-1027

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: ширма в гостевой комнате виллы Е-1027 после реставрации

К ширмам у Эйлин было особое отношение. Они не изолируют и не мешают простору, но создают необходимую интимность. Хорошим примером служит ширма Brick Screen, созданная в 1922–1925 годах. Она повторяет рисунок кирпичной кладки, блоки вращаются. Человек сам выбирает степень своей приватности.

Original size 2480x2000

Эйлин Грей / Ширма Brick Screen / 1922–1925 гг.

Адаптивность интерьера

Назначение комнаты не задано строго, оно может меняться в зависимости от потребностей и желаний жителей. Софа в открытом будуаре превращается в кровать, гардероб встроен в стену, зеркала выдвигаются. Эйлин развивает идею дома-продолжения человека, при этом умело работает с ограниченным пространством.

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: вилла Е-1027

Выразительным примером служит столик «Е-1027». Он предназначался для сестры Эйлин, которая любила завтракать в постели. Столик регулируется по высоте и может поворачиваться. Сделанный из хромированных стальных трубок, он идеально встраивается в интерьер, возвышаясь над кроватью. Стоит отметить, что тут Эйлин опередила Ле Корбюзье: ее первые эксперименты с полыми металлическими трубками датированы 1918 годом. Кресло-шезлонг LC4, спроектированное Ле Корбюзье вместе с Пьером Жаннере и Шарлот­той Перьен, было выставлено только в 1929 году.

Original size 2480x2000

Эйлин Грей / Регулируемый столик Е-1027 / 1927 год

Original size 2480x2000

Ле Корбюзье, Шарлотта Перриан и Пьер Жаннере / LC4 / 1929 год

Другие шедевры Эйлин Грей

В вилле Е-1027 можно найти и другие знаковые предметы мебели. Например, ящики, которые выдвигаются не вперед, а вбок по дуге. Шезлонг Transat, вторящий метафоре океанического лайнера. Кресло Bibendum, вдохновленное шинами Michlein и ставшее одним из самых узнаваемых предметов мебели в мире. Ковер Centimetre с сантиметровой шкалой и цифрой 10, обозначающей десятую букву в английском алфавите: J, т. е. Jean, Жан Бадовичи. В гостевой комнате находится знаменитое круглое настенное зеркало Satellite с шарнирным рычагом. Оно было запатентовано Жаном Бадовичем.

Original size 2480x2000

Tim Benton / Фото: выдвигающиеся по дуге ящики в вилле Е-1027

Original size 2480x2000

Manuel Bougot / Фото: гостиная виллы Е-1027

Справа мы видим черный шезлонг Transat, слева кресло Bibendum

Original size 2480x2000

Paul Raftery / Фото: зеркало Спутник в вилле Е-1027 / 2018 год

Заключение

Подводя итог, архитектурные и дизайнерские решения Эйлин Грей, продемонстрированные в вилле Е-1027, заслуживают внимания и признания. Большое сожаление вызывает тот факт, что виденье и талант Эйлин на долгие годы были забыты. Ее философия существенно отличалась от принципов Ле Корбюзье как минимум по трем пунктам: 1)Эйлин отвергала концепцию «дом — это машина для жилья», предпочитая холодному функционализму и обезличенности персонализацию и гуманность, 2)Для нее важна была интимность и приватность, пространство дома не может быть полностью открытым, 3)Декоративность не исключает функциональность и удобство, но может быть уместной. Я считаю, что этих тезисов достаточно для того, чтобы назвать подход Эйлин более гибким, а потому превосходящим философию, сформированную Ле Корбюзье.

We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more