
Венеция, расположенная на северо-востоке Италии, считалась одним из ведущих центров итальянской культуры, привнося великий вклад в мировое искусство своими выдающимися художественными деятелями.
В период с XV–XVI века этот город получил свое наибольшее развитие благодаря Венецианской школе живописи и ее художников, таких как Беллини, Джорджоне, Веронезе, Тинторетто и, конечно же, Тициану.
Традиции венецианской школы сочетали в себе богатство цветовой палитры, выявление всех возможных техник масляной живописи, а также гармонию светотени. Данные традиции повлияли в большой степени на мировое искусство и оказали огромное влияние на будущие эпохи живописи.
В данном исследовании я хочу определить, какой след оставила Венецианская школа живописи для последующих поколений в истории мирового искусства.
У венецианцев краска — это главный предмет их художественного языка. С помощью нее невесомыми, прозрачными мазками они возвращают пластичность в свои работы. Колорит — одно из самых главных решений, что отличает венецианцев от других школ.
«Типичным для школ венецианской живописи является чувственная игра форм, большое значение цвета и необыкновенное чувство света, которое придает пейзажам нечто поэтическое и элегическое». — Мишлен: венецианская живопись: мир света и цвета

Тициан, «Венера и Адонис», ок. 1553 г.
Венецианские художники старались передать красоту персонажей, изображенных на полотне, соответственно, передавали их более театрально и драматично. Одновременно с этим фактором картины начинают отдаляться от чисто религиозного настроения и переходят к более светским сюжетам. Именно в это время появляются новые жанры живописи, такие как изображения мифологических сюжетов и обнаженная женская фигура.
Тициан, «Венера перед зеркалом», ок. 1555 г.
Расцвет Венецианской живописи отмечается в 16 веке. Основными художниками этого времени являются Тициан и Джорджоне. Во второй половине 16 века становятся известны преемнеки Тициана, а именно Я. Тинторетто и П. Веронезе.
Джорджо Барбарелли да Кастельфранко; Джорджоне, 1477/1478-1510
Мастер религиозного, портретного и пейзажного жанров — Джорджоне знаменит своим уникальным сочетанием гармонии природы и человека. Пейзаж на его работах был не просто фоном, как было раньше до него, он играет важную роль в впечатлении от картины, работает в гармонии с основными сюжетами картины, помогает передать глубину пространства.
В более поздних произведениях Джорджоне все также писал гармонию человека с природой. В соответствием с этим, он открыл новые приемы в живописи. Джорджоне писал мягкими полупрозрачными мазками и добивался слияния фигуры и пейзажа. Поэтому, начиная с Джорджоне, полотна живописи приобретали гармонию и целостность картины, которой не было раньше.
Джорджоне, «Буря»/«Гроза», ок. 1508 г.
Создавая свой шедевр «Спящая Венера», Джорджоне и представить не мог, какое влияние окажет на последующих авторов в живописи. Так вышло, что он не смог закончить работу, он скончался от чумы, поэтому Тициан дописал полотно за него, а именно пейзаж и драпировки, а также Купидона, который до наших дней не сохранился. Неудивительно, что спустя время Тициан сам обращается к данному сюжету.
Джорджоне, «Спящая Венера», 1508–1510 гг.
Тициан, «Венера Урбинская», 1538 г.
«искусство Джорджоне и „джорджонистов“ оказало огромное влияние… Оно означало в венецианской школе живописи поворот к идеалам Высокого Возрождения и, в известной мере, можно утверждать, что Джорджоне сыграл такую же роль в расцвете венецианской живописи, какая в искусстве Средней Италии принадлежала Леонардо да Винчи… Это было созерцательное и философское искусство, выражающее глубокие пантеистические идеи… А как живописцу Джорджоне вообще не было равных» — Писал Б. Р. Виппер
Тициан Вечеллио; Тициан, 1488/1490-1576
Один из самых известных художников мира и крупнейший представитель Венецианской школы живописи — Тициан стал примером для будущих поколений. Он писал церковные и мифологические сюжеты. Многие художники ставили себе цель подражать его виртуозному колориту.
Благодаря своему великому навыку в использовании цвета, Тициан мог очень тонко писать и душевные состояния и драматические сцены. Точность прорисовки, мягкие переходы света и тени, яркий контраст цветовых пятен помогают Тициану воплощать точные, правдоподобные образы.
Тициан, «Любовь небесная и Любовь земная», фрагмент, 1514 г.
В период жизни Тициана произошел важный этап перехода художников на холст и масло с деревянной доски и темперы.
Многие картины строятся по диагональной композиции, что вызывает ощущение динамизма и правдоподобности сюжета. В каждой картине Тициан выбирает оригинальные композиции, позы и эмоции и, конечно же, колористическое решение. Особую любовь можно наблюдать в написании тканей и драпировок. Тициан также в огромной мере повлиял на будущую эпоху живописи, на его картины создавались не одни десятки копий.
Тициан, «Даная», 1553–1554 гг.
Как говорилось ранее, произведение «Венера Урбинская» писалось на примере картины Джорджоне. Но имеет совершенно другую цель и смысл.
Полотно было написано по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Есть разные трактовки: картина — символ уз брака, другая версия, что Тициан пишет портрет куртизанки, которая показывает себя зрителю.
Но вероятнее всего, на данной картине показан идеал красоты, человеческого тела.
«…пышная нагота у Тициана так же закономерно сменяет девственно-целомудренную наготу Джорджоне, как цветущее лето сменяет робкую весну». — Алпатов, 1979, с. 56, 67.
Букет цветов олицетворяет любовь и чувственность. По еще одному мнению считается, что данная картина свадебный подарок, поэтому собачка символизирует верность в браке.
Тициан, «Венера Урбинская», 1538 г.
Но не только Эдуард Мане был вдохновлен данной картиной Тициана.
Франсуа Буше, известный французский художник эпохи Рококо, тоже вдохновляется его «Венерой Урбинской» спустя 200 лет.
Франсуа Буше
На картине Лорана Пешё «Венера и Минерва» можно наблюдать точную копию позы женщины с картины Тициана.
Лоран Пешё, «Венера и Минерва», 1794 год.
Самая главная картина, написанная по работе Тициана, полотно «Олимпия» Эдуарда Мане. В отличие от «Венеры Урбинской», написанной по образу «Спящая Венера», картина Мане полностью исказила смысл сюжета.
Эдуард Мане, «Олимпия», 1863 г.
Поза с данной картины скопирована с «Венеры Урбинской», но Мане изображает не богиню античности, а свою современницу — куртизанку. Эту информацию подтверждает название картины и ее символы: орхидея в волосах, браслет, черное колье, туфли и жемчужные серьги. Кошка, как и собачка у Тициана, также имеет смысл. Только в этот раз это символ свободы нравов. Олимпия смотрит на зрителя, как бы не стесняясь ничего.
На этом великие копии не заканчиваются, есть еще один художник, который копировал Тициана еще смелее и без стеснения.
Картина Тициана «Адам и Ева» описывает всем знакомый сюжет срывания запретного плода. Может быть, что это довольно банальная и знаменитая тема, картины на данную тематику могут совпадать. Но не в этом случае. Художник Питер Пауль Рубенс, нидерландский художник барокко, обожал творчество Тициана и вовсю ему подражал, если даже не копировал.
Тициан, «Адам и Ева», 1550 г.
Рубенс, «Адам и Ева», 1628–1629 гг.
Эти две картины практически одинаковые, к тому же и выставлены они рядом, в музее Прадо, в Мадриде.
Рубенс копировал и подражал без какого либо стеснения. Он даже «забирал» у Тициана названия картин. Тем не менее Рубенс — прекрасный художник, который попал под влияние не менее прекрасного таланта Тициана.
Диего Веласкес — знаменитый испанский живописец, крупнейший представитель золотого века испанской живописи, также попал под влияние Венецианской школы. Но он лишь вдохновлялся их качествами, не копировал работы точь-в-точь.
Картина Веласкеса «Венера с зеркалом» написана в его стиле и манере. На полотне изображена Венера спиной к нам, которая смотрит в зеркало, его отличительным знаком, с помощью которого мы можем увидеть ее лицо. Мы точно можем сказать, что композиция навеяна художниками Венецианской школы, а именно Джорджоне и Тицианом. Веласкес пользовался двумя позами, лежащей и перед зеркалом.
Д. Веласкес, «Венера с зеркалом», ок. 1647–1651 гг.
У Рубенса есть также похожий сюжет, он тоже просто навеян Венецианскими художниками, в этот раз он не стал копировать досконально. Но все равно есть многие схожести с картиной Тициана «Венера перед зеркалом». Но название все же полностью повторяется.
Рубенс, «Венера перед зеркалом», ок. 1612–1615 гг.
Возвращаясь к дуэту Тициана и Эдуарда Мане можно проследить еще одну связь. Картина Тициана «Сельский концерт», которую некоторое время приписывали к Джорджоне, вдохновила Мане на новое полотно.
«Завтрак на траве» — скандально известная картина Эдуарда Мане, за основу композиции взято произведение «Сельский концерт».
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863 г.
Некую связь проследить можно, но Мане опять перевернул сюжет в свою манеру. Он изобразил женщину, которая не понятно почему сидит полностью обнаженная среди двух одетых мужчин. Скандал также был вызван тем, что персонажи были узнаваемыми лицами.
Джорджоне-Тициан, «Сельский концерт», ок. 1509 г.
Конечно, полностью списанных под копию картин еще очень много, перечислять их будет невозможно, но еще больше картин, которые были навеяны и вдохновлены творчеством Венецианской школы живописи.
Вывод
Венецианская школа живописи была одним из важнейших этапов в истории мирового искусства. Она оказала огромное влияние на последующих мастеров, начиная от холста заканчивая техникой и манерой письма.