
Рубрикатор
— Концепция исследования — Что такое гротеск? — Гротеск как декоративный мотив в Древнем Риме — Гротеск как декоративный мотив в Ренессансе — Гротеск как декоративный мотив в Новое время — Вывод Список визуальных источников Список использованной литературы
Концепция
Гротеск — это декоративный мотив, который был популярен в архитектуре и живописи Древнего Рима, Ренессанса и Нового Времени. Этот мотив был широко известен во времена, когда искусство стремилось к поиску новых идей и форм.
Первая часть моего визуального исследования посвящена гротеску и в Древнем Риме, вторая — гротеск в эпоху Ренессанса, а третья — в Новое Время. Мне было интересно проследить видоизменения гротеска сквозь эпохи, увидеть разницу его применения и схожесть, а также узнать почему гротеск возникал в мире искусства вновь и вновь.
В Древнем Риме гротеск использовали для декора во фресках и мозаиках. Отличительные черты этого стиля: причудливое изображение животных, цветы, растения и мифологические существа. Все было изображено в ярких цветах и дополнялось геометрическими узорами. Гротеск также можно было встретить в огромном количестве орнаментов, например на разных вазах.
В эпоху Ренессанса этот декоративный мотив стал становиться более сложным. Активно использовался для декора фасадов зданий, мебели и даже тканей. Теперь гротеск это символом роскоши и изысканности, ведь его можно встретить в интерьерах дворцов и замков.
В Новое Время гротеск более экспрессивный и слегка абстрактный. Он все еще продолжает фигурировать в живописи, графике и скульптуре, появляться в виде фантастических существ, абстрактных форм и ярких цветов.
Гротеск — это не только декоративный мотив, но и символический элемент. В разных эпохах он был использован для передачи различных идей и концепций. В Древнем Риме он символизировал богатство и изобилие, в Ренессансе — изысканность и роскошь, а в Новое Время — свободу и экспрессию.
Получается, что гротеск — это универсальный декоративный мотив, который на протяжении веков использовался в различных формах и стилях. Он отражает дух времени и является символом культуры и искусства.
Что такое гротеск?
Гротеск (Grotesque) — это вид некоторого художественного образа, которое является контрастным взаимодействием реальности и выдумки. Стоит отметить, что гротеску в искусстве весьма свойственны метаморфозы и несоответствия.
Древний Рим
(1) Гротеск. Фрагмент росписи Дома Веттиев, I век
Впервые выражение «гротеск» (фр. Grotesque) было услышано в 15-м веке. Археологи копали в пещерах под Древнем Римом и совершенно случайно натолкнулась на помещение с необычно росписью на стенах, которая придавала окружению определенное богатство. Декоративные мотивы выглядели как композиция из фантастических гибридов животных и растений. Впоследствии оказалось, что эти помещения являются дворцом «Золотой дом Нерона». Он оказался не достроен, но раньше считалось, что дворец был утерян из-за пожара в 70-90-х годах н. э.
(2,3) Фрески из Помпей. Италия
Как мне кажется, гротески в Древнем Риме прекрасно дополняли атмосферу комнаты/ зала. Они были выполнены весьма детально и скрупулезно, их хочется рассматривать, задумываться над тем, какой образ настоящий, а какой придуманный.
(4) Фрески из Помпей. Италия
(5) Росписи подземных залов Золотого дома Нерона в Риме, 60-е годы до н. э.
Можно заметить, что гротески имеют строгую композицию, которой придерживается художник. Есть какой-то центральный элемент, от которого отходят все последующие элементы. Также гротескам очень свойственна зеркальность: левая часть декора может отзеркаливаться в правой. В глаза бросается количество мелких элементов на протяжении всех настенных изображенй.
(7) Росписи подземных залов Золотого дома Нерона в Риме, 60-е годы до н. э.
Ренессанс
(8) Гротеск. Керамическая бутылка с гротескным оформлением, Конец XVI века
Орнамент гротеск продолжил свое существование и в искусстве итальянского Возрождения. Он все также содержит в себе причудливые переплетения фантастических животных, растений, людей и других образов.
(9) Гротеск. Роспись потолка Сиенского собора, XVI век
В период Ренессанса гротеск можно встретить теперь не только как настенное изображение (фреска), но и на потолке. Гротеск прекрасно там прижился и декоративно дополнял обстановку помещения даже сверху. Можно сказать, что теперь композиция приобрела немного мозаичный характер, ведь этот декоративный мотив может быть вписан в разные геометрические фигуры. Однако заметно, что все имеет свою строгую структуру, которой придерживается автор в работе.
(10) Гротеск. Роспись свода Палаццо Веккьо с элементами гротеска, XVI век
(11) Гротеск. Фрагмент росписи Вилла д’Эсте, XVI век
Можно заметить что художники все больше и больше стали экспериментировать в создании гротеска. Они добавляют все больше новых мифических существ. животных и растений, умело все переплетая в единую композицию.
(12, 13) Гротеск. Фрагмент росписи лоджий Рафаэля в Ватикане, XVI век
(31) Masséot Abaquesne, ваза, 1544
(32) «Ликвидация из двух рогов» Лукаса Килиана, 1607
(14) Росписи Лож Рафаэля в Ватикане
(15, 16) Фрагменты Лоджий Рафаэля. Копии. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
(17, 18) Фрагменты Лоджий Рафаэля. Копии. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
(19) Гротеск. Фрагмент росписи потолка Вилла Мадама, XVI век
(20) Д. Хопфер. Гротеск. Ок. 1520 г. Офорт
(21) Микеланджело. Гротескные наброски. Бумага, сангина. 35×25,5. 1530. Британский музей.
Новое Время
(22) Гротеск. Фаянсовая посуда Мустье с элементами гротеска. XVIII век
(23) Гротеск. Французский неоклассический декор, конец XVIII века
Мы видим, что в Новое время гротеск стал больше использоваться в архитектуре и декоративном искусстве. Гротеск применялся для создания удивительных декоративных элементов на лепнине, для резьбы по разным материалам (дерево и мрамор), для мозаики и фрески. Такое применение мотива помогало добиться эффекта глубины и объема, который в разы усиливался при помощи контрастных цветов и необычных форм, свойственных гротеску Нового времени.
(24) Томас Тиндалл Уайлдридж. Гротеск. Бумага, гравюра. 1890-е. Университет Торонто
(25) Роспись дворца Бельведер. Вена. Австрия
(26) Образец орнаментов из книги «L' ORNAMENT POLYCHROME"(Paris, 1888)под редакцией Огюста Расинэ
(27) Образец орнаментов из книги «L' ORNAMENT POLYCHROME"(Paris, 1888)под редакцией Огюста Расинэ
(28) Титульный лист к «Житейским воззрениям кота Мурра», предположительно, рисунок самого Гофмана
Этот декоративный мотив также теперь использовался в книжной графике. Гротеск широко применялся в качестве элемента декора на обложках книг, иллюстрациях. С ним страницы книг выглядели привлекательно, их хотелось рассматривать, изучать.
Благодаря такому приему, как гротеск, художник мог рассказать целую историю, подчеркивающую содержание книги. Таким образом, гротеск стал чем-то большим, чем просто декоративный мотив.
(29) Иллюстрация Гофмана к «Житейским воззрениям кота Мурра»
(30) Иллюстрация к роману «Гаргантюа и Пантагрюэль», гравюра Гюстава Доре
Вывод
Декоративный мотив, гротеск, существует на земле приблизительно уже более двух тысяч лет. На протяжении этого времени мотив остается актуальным и востребованным для искусства. Толкование гротеска, как и его развитие постоянно развивалось и менялось. Сейчас можно сказать, что гротеск символизирует богатство, роскошь, социальные/политические идеи и, конечно, современность, которая выражается через необычайные формы и узоры. С помощью гротеска художник мог выражать свою индивидуальность, он развивал сам мотив через особенный творческий подход к созданию работы (что и прослеживается на протяжении времен: деятельность в Древнем Риме отличается от эпохи Ренессанса и Нового времени), в которой показывал самого себя. Этим гротеск продолжает вдохновлять художников на создание произведений, поэтому мотив остается актуальным и востребованным по сей день.