Original size 1140x1600

Реальность и воображение: синтез поп-арта и сюрреализма в работах Юни Ёсиды

PROTECT STATUS: not protected
19
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Искусство — это попытка упорядочить хаос.» — Жан Кокто

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2016 г. Источник: yuni-yoshida.com

Введение

В произведениях искусства ХХ века неоднократно возникали сюжеты, в которых границы между реальным и воображаемым размывались. Новый взгляд на действительность и процесс её интерпретации в новых формах нашёл отражение в новаторских художественных течениях — от дерзкого сюрреализма, исследующего подсознательное и иллюзорные миры, до яркого, игривого поп-арта, выведшего на авансцену обыденные предметы и символы массовой культуры.

В наше время именно на стыке этих двух направлений и рождаются уникальные творческие практики, позволяющие взглянуть на привычную реальность под неожиданным углом.

big
Original size 1800x2355

«Прыжок», Филипп Халсман, 1959 г. Источник: deziiign.com

Юни Ёсида — японская художница, искусство которой воплощает диалог между воображаемым и действительным. В её произведениях обыденные вещи меняют свой смысл, а границы между фантазией и повседневностью становятся зыбкими. Смешивая визуальные коды сюрреализма и поп-арта, Ёсида создает особое художественное пространство, где зритель одновременно узнает привычное и сталкивается с новым, незнакомым опытом восприятия.

Original size 1920x593

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: yuni-yoshida.com

Моё исследование посвящено анализу этого синтеза в творчестве Юни Ёсиды. В рамках работы мы рассмотрим, каким образом художница объединяет приёмы сюрреалистической трансформации и эстетику поп-арта, переосмысляя знакомые образы и насыщая их новыми смыслами. Особое внимание уделим символике, композиционным решениям, работе с цветом, а также особенностям взаимодействия произведений с эмоциональным опытом зрителя.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2024 г. Источник: instagram.com, Креативная фотография, Филипп Халсман, Жан Кокто с актрисой Рики Сома и танцором Лео Коулманом, 1949 г.

Через исследование творчества Юни Ёсиды я предлагаю вам по-новому взглянуть на процессы взаимовлияния художественных традиций, а также пропустить через себя диалог между реальностью и воображением в визуальной культуре нашего времени.

Original size 1440x1127

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2023 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Чтобы понять глубину и истоки современного художественного языка Юни Ёсиды, прежде всего стоит совершить своего рода путешествие во времени — мысленно вернуться на сто лет назад. Именно тогда в мировой культуре начали формироваться две яркие и самобытные ветви — сюрреализм и поп-арт, которые не просто изменили представление о границах искусства, но и заложили фундамент для множества новых художественных поисков.

Обратившись к истории этих течений, мы сможем яснее увидеть, как их идеи и художественные приемы нашли отклик и переосмысление в работах японской художницы, наполнили их особой глубиной, многослойностью и визуальным разнообразием.

Original size 3043x2205

«Постоянство Памяти», Сальвадор Дали, 1931 г. Источник: dzen.ru

Отражение сюрреализма в творчестве Юни Ёсиды

Сюрреализм — это художественное движение, возникшее во Франции в начале 1920-х годов, целью которого было выйти за рамки рационального мышления и запечатлеть скрытые, бессознательные стороны человеческого восприятия мира. Формирование сюрреализма связано прежде всего с Андре Бретоном, опубликовавшим первый «Манифест сюрреализма» в 1924 году. Сюрреалисты стремились перенести на холст внутренние переживания, сны и видения, создавая пространство, где логика и обыденность заменяются парадоксом и неожиданностью.

Слева направо: «Вспаханное поле», Жоан Миро, 1924 г. Источник: thesketchline.com, «Каталонский пейзаж», Жоан Миро, 1924 г. Источник: artchive.ru

Одной из главных особенностей сюрреализма стала опора на автоматизм — способ создания произведений без логического контроля, при полной свободе ассоциаций и спонтанных образов. Сюрреалисты искали вдохновение в сновидениях, галлюцинациях, мистике и психических экспериментах, считая, что истинная реальность возникает на стыке снов и яви.

Original size 1063x790

«Искажение», Андре Кертес, 1933. Источник: deziiign.com

Художественный язык сюрреализма отличался неожиданными сочетаниями предметов, парадоксальными композициями, деформацией форм и масштабов, а также использованием символики, спрятанной в визуальных метафорах. Среди наиболее узнаваемых образов — расплавленные часы, двусмысленные пространства, фантасмагорические существа и ироничная игра с привычными предметами.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2024 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Лампа философа», Рене Магритт, 1936 г. Источник: wikiart.org

Творчество Юни Ёсиды отчетливо пересекается с концепциями и образным рядом сюрреализма. Как и мастера этого направления, Ёсида активно обращается к внутреннему, фантазийному миру, выстраивая композиции, где границы между реальностью и сном стираются. Например, характерная для Юни Ёсиды пластика образов и особый способ соединения несовместимых на первый взгляд форм напоминают излюбленные артистические приемы Дали и Магритта. В ее работах можно обнаружить динамику сновидения — пространство словно смещено, предметы трансформированы, а мотивы часто наполнены экзистенциальной символикой.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2023 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, Креативная фотография, Филипп Халсман, Скальп Дали, 1951 г. Источник: deziiign.com

Ёсида, сохраняя индивидуальный стиль, одновременно экспериментирует с сюрреалистическим подходом к исследованию подсознания: ее визуальный язык воплощает атмосферу иррационального, приглушенной тревоги и поэтической двойственности. Таким образом, рефлексия на тему сюрреализма становится ключевым элементом авторского почерка художницы, обеспечивая как визуальное, так и смысловое родство с великими мастерами этого движения.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2021 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Женщина с цветком», Пабло Пикассо, 1932 г. Источник: losko.ru

Мотивы поп-арта в творчестве Юни Ёсиды

Поп-арт — это направление в визуальном искусстве, сформировавшееся позднее сюрреализма, в 1950–1960-х годах. Оно возникло, как реакция на бурное развитие массовой культуры и стремительный рост индустрии потребления. Истоки поп-арта связаны с творчеством британских художников, которые первыми начали исследовать парадоксальное противоречие между уникальностью искусства и массовой продукцией.

Уже в конце 1950-х, с появлением работ таких мастеров, как Ричард Гамильтон и Питер Блейк, было ясно: искусство стало не просто способом выражения, но и инструментом исследования окружающей среды, «насыщенной» рекламой, печатью, вещами повседневного быта.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2024 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Четыре Автопортрета — 05.3.81», Ричард Гамильтон, 1990 г. Источник: dzen.ru

В США движение получило мировое признание благодаря Энди Уорхолу и Рою Лихтенштейну. Их творчество отличала склонность к работе с узнаваемыми образами массовой культуры: знаменитыми упаковками, звёздами, комиксами, рекламными плакатами. Особенностью поп-арта стала ироничная игра с привычными символами, использование яркой декоративности, штампованных цветов, повторяемости и отличительных техник, таких как шелкография и фотоколлаж. Художники отказывались от идеи уникального, единственного произведения, предпочитая тиражность, серийность, работу на стыке дизайна и искусства.

Original size 1440x956

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Original size 1913x804

«Три Мэрилин», Энди Уорхолл, 1962 г. Источник: yamal-media.ru

Юни Ёсида, современная японская художница, в своём творчестве не просто возвратилась к визуальным кодам поп-арта, но и переосмыслила их с точки зрения актуальных проблем и культурных контекстов XXI века.

Креативные фотографии, Юни Ëсида, 2018–2019 гг. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Подобно Энди Уорхолу, который превращал в культ банку супа или портрет Мэрилин Монро, Ёсида использует в качестве основы образы повседневности — бытовые предметы, фрагменты городской среды, современные символы потребления.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: yuni-yoshida.com, «Банан», Энди Уорхол, 1967 г. Источник: muzei-mira.com

Её работы насыщены яркой палитрой, декоративностью, отчётливой графической структурой, вызывающей ассоциации с традиционными мотивами поп-арта.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: yuni-yoshida.com, «Мазок кисти», Рой Лихтенштейн, 1965 г. Источник: arthive.com

Юни Ёсида обращается к объектам потребительского мира, но наполняет их необычной нежностью и японской утончённостью, противопоставляя западной концепции массового производства собственные ассоциации и воспоминания. По примеру Роя Лихтенштейна, который переносил комиксовую стилистику на большие полотна, Ёсида не боится экспериментировать с масштабом и контекстом изображаемых форм. На ряде работ можно видеть характерные для поп-арта приёмы: повторяемость мотивов, яркие, нарочито контрастные цвета, стилизованные контуры и ироничную игру с «банальным».

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2021 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Микки Маус», Энди Уорхол, 1981 г. Источник: artchive.ru

Важной особенностью творчества Ёсиды становится её отношение к уникальности произведения искусства. Если лидеры поп-арта провозглашали серийность в качестве вызова вкусу общества, то Юни Ёсида, наоборот, пытается найти индивидуальность в каждом привычном предмете, объединяя традиции японского эстетизма с принципами массового искусства. Её картины демонстрируют, как «простое» и «обыденное» становится предметом созерцания — в этом читается прямая параллель с эстетикой Энди Уорхола и других знаковых представителей поп-арта.

Слева направо: «Торты», Уэйн Тибо, 1963 г. Источник: arzamas.academy, «Магазин: витрина с пирожными», Клас Олденбург, 1962 г. Источник: arzamas.academy

Original size 1440x1122

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Можно отметить, что мотивы поп-арта в творчестве Ёни Ёсиды приобретают многослойный смысл: она не только использует визуальные коды движения, но и актуализирует темы глобализации, диалога культур, проблемы различных идентичностей в эпоху массовых коммуникаций. Исследуя наследие поп-арта через призму современности, художница создаёт оригинальный синтез международных и национальных традиций, где каждый предмет становится знаком ироничного размышления о мире потребления и месте человека в этом мире.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Рождество — Нью-Йорк», Криста Дихганс, 1967 г. Источник: arzamas.academy

Детальный разбор работ Юни Ёсиды в контексте сюрреализма и поп-арта

Динамика

В работах Юни Ёсиды динамика часто выражена через смелые композиционные решения и взаимодействие объектов. Как и в поп-арте, элементы располагаются крупно, ощутимо, близко к зрителю, иногда с эффектом обрезки, что создаёт иллюзию движения.

Дополнительно, она применяет сюрреалистическое разложение предмета на части или комбинирование несопоставимых форм, нарушая законы физики и логики. Это делает композицию резкой, «ломаной», придает ей ощущение внутреннего вечного движения — словно изображённые предметы способны выйти за пределы холста.

Креативные фотографии, Юни Ëсида, 2016–2019 гг. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Символика

Юни Ёсида использует богатый понятийный ряд — от узнаваемых атрибутов массовой культуры до потаённых символов японской идентичности. В её полотнах не редкость парящие в воздухе предметы (например, разноцветные пластиковые игрушки, части бытовой техники, детали еды — чашки, палочки, рис), что можно трактовать как аллюзию на невесомость и абсурд бытового в мире переполненном вещами.

Часто встречаются глаза, зеркала, окна — сюрреалистические образы, наполненные смыслом поиска и самонаблюдения. Подобно поп-арту, эти символы узнаваемы и просты, но в трактовке Ёсиды они нагружены дополнительной глубиной и ироничным подтекстом.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Фальшивое зеркало», Рене Магритт, 1929. Источник: dzen.ru

Цвет

Цветовая палитра Юни Ёсиды яркая, насыщенная, местами «кислотная». Она явно заимствует традиции поп-арта — плоскостное распределение монохромных кусков цвета, контрастность, отсутствие полутона между светом и тенью. Однако частое появление нереалистичных сочетаний — зелёный с розовым, синий с лимонным, — уводит её от чистого поп-арта в сторону сюрреалистической фантастики.

Цвет становится не только средством передачи настроения, но и самостоятельным объектом анализа: он подчеркивает искусственность образа, акцентирует внимание на сдвиге восприятия.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2019 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Кот», Энди Уорхол, 1954 г. Источник: artchive.ru

Форма

Формы в работах Ёсиды часто искажённые, раздутые, вывернутые или, напротив, до предела упрощённые. Предметы могут быть одновременно узнаваемыми и абсурдными: например, чашка будто «растекается», а телефон приобретает нарочито комическую, мультяшную стилизацию. Здесь в полной мере проявляется влияние сюрреализма: вещи выходят за границы реального, теряют привычные пропорции и функции. Этим художница иронизирует над самодостаточностью предметов массовой культуры.

Слева направо: Креативная фотография, Юни Ëсида, 2018 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ, «Искажение», Андре Кертес, 1933 г. Источник: deziiign.com

Масштаб

Масштаб — важный инструмент в арсенале Юни Ёсиды. Нередко объекты на её полотнах — например, фрагмент еды или игрушка — увеличены до характерных монументальных размеров, что роднит её с традициями поп-арта, в частности, с Энди Уорхолом. Но масштаб в работах Ёсиды часто нарушает привычное восприятие пространства: крошечные детали вдруг занимают половину холста, а персонажи становятся гигантами на фоне миниатюрных ландшафтов. Такой приём усиливает эффект отчуждения, абсурдности ситуации, что напрямую связано с философией сюрреализма.

Креативные фотографии, Юни Ëсида, 2017–2024 гг. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Настроение

Общая атмосфера произведений Ёсиды — ярко-ироничная, но при этом чуть загадочная, с нотками тревожного юмора. Столкновение воедино казалось бы несочетаемых деталей вызывает у зрителя одновременно улыбку и лёгкое ощущение дискомфорта. Это характерно для «весёлого» абсурда поп-арта и глубинной психологической интриги сюрреализма. Цвет и форма задают оптимистичный, энергичный посыл, но длительное всматривание приводит к мысли о зыбкости и неустойчивости мира, изображённого на холсте.

Original size 1080x736

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2024 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Вывод

Таким образом, в деталях работ Юни Ёсиды идентифицируется двойное влияние — с одной стороны, использование мотивов поп-арта (яркость, масштаб, ироничная стилизация), с другой — сюрреалистическая игра с восприятием реальности, превращение банального и обыденного в символы мимолётности и мечтательности.

Креативные фотографии, Юни Ëсида, 2024 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Юни Ёсиду можно назвать «голосом» поколения, живущего в эпоху перенасыщения визуальными образами и фрагментации культурных кодов. Ее творчество становится не просто отражением этого состояния, но и инструментом осмысления новой реальности.

Ёсида предлагает оригинальный визуальный язык, который помогает зрителю ориентироваться и находить смысл в запутанном и многослойном мире современных культурных феноменов. В своих работах она не только выявляет скрытые связи между поп-культурой, традициями и личной идентичностью, но и приглашает к глубокому диалогу о природе восприятия и ценностях нашего времени.

Original size 1440x1180

Креативная фотография, Юни Ëсида, 2023 г. Источник: instagram.com *Запрещён на территории РФ

Таким образом, её искусство становится своеобразной картой, позволяющей современному человеку не потеряться в хаосе бесконечных образов, а научиться видеть в этом хаосе новые смыслы и возможности для самовыражения.

Bibliography
Show
1.

Андреева, Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века [Текст] / Екатерина Андреева — 1. — Москва: Азбука-классика, 2007 — 488 c.

2.

Якимович, А. К. Сюрреализм [Текст] / А. К. Якимович // Вестник культурологии. — 2008. — № 9. — С. 76-86.

3.

Оксана Карсеко Сюрреализм — искусство как сон / Оксана Карсеко [Электронный ресурс] // artchive.ru: [сайт]. — URL: https://artchive.ru/encyclopedia/40~Surrealism (дата обращения: 22.05.2025).

4.

Арт Ревью Художественное движение сюрреализм / Арт Ревью [Электронный ресурс] // joseartgallery.com: [сайт]. — URL: https://joseartgallery.com/ru/articles/surrealism?srsltid=AfmBOorPbl2P4hzHQs7dY-GhAomx8J1hY3hUFF4wm2LWtgo-JLo25XDw (дата обращения: 22.05.2025).

5.

Афасижев, М. Н. Поп-арт как исторический феномен [Текст] / М. Н. Афасижев // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. — 2021. — № 2. — С. 112-138.

6.

Arzamas История поп-арта в предметах и продуктах / Arzamas [Электронный ресурс] // arzamas.academy: [сайт]. — URL: https://arzamas.academy/mag/589-pop-art (дата обращения: 22.05.2025).

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.30.31.32.33.34.35.36.37.
Реальность и воображение: синтез поп-арта и сюрреализма в работах Юни Ёсиды
19
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more