
В данном исследовании я рассматриваю творчество трёх современных художников конца XX — начала XXI века: Джереми Липкинга, Даниэля Герхартца и Дэвида Грея. Мой выбор обусловлен их общей принадлежностью к реалистической живописи, благодаря чему указанные мастера используют похожий стиль повествования в своих картинах. Основные черты этого жанра — фигуративность, эмоциональная выразительность и тонкая работа со светом.
Однако в этом сходстве кроется главное различие, вызывающее интерес: каждый художник решает задачу «передать историю средствами изображения» по-своему. Их картины различаются в подходе построения форм и вариаций мазков, ведь каждый из мастеров имеет собственное видение того, как свет, цвет и даже его оттенки должны работать на холстах. Всё это становится не просто средством выразительности, а инструментом визуального повествования. Сравнивая художников, я исследую то, как живопись, оставаясь явлением визуального повествования, при этом может выполнять и литературные функции: рассказывать историю, создавать драматургию, вызывать эмоциональный отклик.
В исследовании я анализирую, как Джереми Липкинг, Даниэль Герхартц и Дэвид Грей формируют образы и строят композиции, закладывая при этом смыслы. Я опиралась не только на визуальный анализ, но и на интервью с художниками, в которых раскрываются их взгляды на искусство и подход к созданию образов.
Так, узнаваемость визуального повествования Джереми Липкинга заключается в сдержанности и камерности. Художник часто изображает на своих холстах моменты, которые бывают быстротечными или даже неуловимыми для взгляда обывателя.
Даниэль Герхартц использует яркую палитру и динамичную композицию, умело передавая живость момента и его настроение. Его стилистическая особенность — в умении точно передавать человеческие чувства на холсте.
Дэвид Грей работает в более сдержанной манере, стремясь к визуальной ясности и почти академической завершенности образа. В его творчестве прослеживается классический и сдержанный подход к созданию картин. Так, мастер склонен к ясной композиции и мягкой драматургии.
В данном исследовании я постаралась расширить представление о роли художника-рассказчика в контексте постмодернизма, в рамках которого, термин «современное искусство» у многих ассоциируется с чем-то более абстрактным и оторванным от привычного глазу восприятия. Таким образом, обращение к реалистической живописи как к форме повествования напоминает, что этот жанр не только сохранился, но и адаптировался к современным условиям. Он позволяет по-новому взглянуть на передачу образов в живописи, а также показать, как классические формы могут быть наполнены новым содержанием.
Джереми Липкинг
Джереми Липкинг, автопортрет «At Home», 2013
Джереми Липкинг выстраивает свой стиль на основе традиций реализма XIX века, вдохновляясь такими художниками, как Жюль Бастьен-Лепаж, Джон Сингер Сарджент и Томас Икинс. Мастер не стремится копировать или имитировать, он привносит в жанр свое видение, таким образом не только сохраняя узнаваемость и индивидуальность визуального повествования, но и придавая ему современное художественное прочтение.


слева направо: Джереми Липкинг «Fall Aspens», 2017 / «Golden Woodland», год неизвестен
В визуальном повествовани Джереми Липкинга особенно заметно его внимание к деталям. На холстах мастера часто изображены женские фигуры, переданные с тончайшей проработкой: художник детально выписывает кожу, волосы, свет и окружение не так, как их фиксирует камера, а так, как воспринимает человеческий глаз — с сохранением живости. Именно в таком детальном изображении и кроется весь смысл выбранного Джереми стиля: он дает зрителю поверить в реальность происходящего на холсте.
По мнению Липкинга, живописное повествование может существовать без чётко выраженного сюжета. Это раскрывает основной подход художника к созданию своих картин: в них зачастую нет действия, зато есть настроение, состояние, атмосферность.


слева направо: Джереми Липкинг «Skylar at 5», год неизвестен / «Sofie at Dusk», 2013
Джереми Липкинг специализируется на портретной и фигурной живописи. Работы художника узнаваемы своими естественными цветами, мягкими оттенками и мастерской техникой изображения рефлексии. Своих моделей Липкинг иллюстрирует в естественных позах, что позволяет зрителю полностью погрузиться в атмосферу картины.
Джереми Липкинг «The Last Light Eastern Sierra», 2017
Джереми Липкинг подчеркивает, что композиция для него является ключевым аспектом в живописи. По мнению художника, любая некачественная работа может выглядеть выигрышно за счет хорошо выстроенной на ней сцены. Ведь правильное расположение объектов на картине, независимо от качества их исполнения, способно привлечь внимание зрителя.
Липкинг отмечает, что многие в погоне за идеальной картинкой упускают работу над самым начальным этапом построения работы. Это создает риск потерять ключевые элементы сцены, поскольку они могут слиться с второстепенными деталями.
Джереми Липкинг «The Turning», год неизвестен
Несмотря на детализированность своих работ, художник не стремится к академическому стилю изображения. Его цель — сохранить чувства и эмоции запечатленного момента. В таком подходе фон и окружение могут оставаться незавершенными, поскольку для Джереми важнее композиционная целостность. Для подобного требуется умение сочетать точечно прописанные детали с элементами, которые остаются без конкретики в иллюстрации.


слева направо: Джереми Липкинг «Silence and Sagebrush», 2014 / «Twilight Trail», год неизвестен
В работах Джереми Липкинга основное внимание уделяется светотени. В изображении художник сосредотачивается не на самой форме или объёме внутри освещённой области, а на переходах между оттенками цветов— особенно на краевых участках: «То, что внутри, не так важно… главное — это края… Я могу затемнить их немного, прямо у границы тени»¹
¹Jeremy Lipking. «Painting Skylar — Part 1» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KrbgOD3VFj0


слева направо: Джереми Липкинг «Sagebrush Shepherdess», год неизвестен / «Sonya», 2013
В работах художника часто повторяется палитра приглушенных, пастельных цветов и их оттенков. В одном из своих обучающих видео Липкинг указывает на важность градаций и мягкости переходов между плоскостями. Например, на подбородке — края не лишены жёсткости, но и не размыты: «Я смягчил это просто за счёт перехода… эту тёмную плоскость можно смягчить ещё сильнее… почти не замечаешь, как всё темнеет… градация настолько тонкая и плавная.»²
²Jeremy Lipking. «Painting Skylar — Part 1» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=KrbgOD3VFj0
Джереми Липкинг «LeAnn», 2016
Джереми Липкинг подчеркивает, что в женских и детских портретах часто преобладают мягкие формы. Контрастом в такой композиции выступают украшения. За счёт своей резкости в краях и переходах они используются как акцентные элементы: «Нельзя, чтобы всё в картине было мягким… украшения — это отличный декоративный элемент, который можно изобразить с очень жёсткими краями или с контрастом между светлым и тёмным».³
Художник указывает, что украшения являются «изюминкой» портрета: они притягивают взгляд и делают изображение сбалансированным.
³Jeremy Lipking. «Alla Prima Portrait Start» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2cK7tTtI80k


слева направо: Джереми Липкинг «Adrift», 2013 / «Spring Aspens», год неизвестен
Творчество Джереми Липкинга является ярким примером современного подхода к реалистической живописи, в котором важнейшими аспектами становятся внимание к деталям, светотень и композиция. Художник не стремится к академической строгости, предпочитая передавать атмосферу и эмоции, что позволяет его работам быть живыми и наполненными глубоким смыслом. Липкинг делает акцент на том, что важно не только мастерски изображать объекты, но и уметь передавать их внутреннюю суть через тщательно выстроенные композиции и внимательное отношение к деталям.
Джереми Липкинг «Interlude», 2013 / «Little Red», год неизвестен / «Minarets», 2013 / «October Aspens», 2013
Дэвид Грей
Дэвид Грей, фотография, 2023
Сегодня Дэвид Грей — один из самых ярких представителей классического реализма. Главными учителями, на книгах которых он учился своей реалистической технике и философии, выступают Джульетта Аристидис и Джейкоб Коллинз. Стиль Дэвида сочетает в себе техники старых мастеров, проходящие через современное авторское видение.


слева направо: Дэвид Грей «Alla Prima Portrait Study», год неизвестен / «Cameron», год неизвестен
Художник подчеркивает, что в первую очередь на холстах стремится раскрыть характер и чувства модели. Его стиль — это повествование, где важна не столько сценичность, сколько состояние: «Я хочу, чтобы зритель чувствовал умиротворение и тишину, глядя на мои картины… Главное — передать душу, а не поверхность.»¹
В интервью для Southwest Art, Грей указывает, что в своем творчестве он хочет передать чувство тишины: «В моих работах присутствует спокойствие. Всё — о тишине, о неподвижности.»²
¹David Gray. Интервью «Tone Poems» // Southwest Art Magazine. URL: https://www.southwestart.com/featured/david-gray-tone-poems ²David Gray. Интервью «Tone Poems» // Southwest Art Magazine. URL: https://www.southwestart.com/featured/david-gray-tone-poems


слева направо: Дэвид Грей «an Alla Prima study», год неизвестен / «Boy», год неизвестен
Геометрическая композиция и сдержанная палитра — отличительная черта стилистики Дэвида Грея. Его визуальное повествование — это рассказ, построенный с архитектурной точностью.
Работы Грея сделаны не ради вызова или эпатажности, его подход к созданию холстов тихий. В этом и кроется сила мастера: он создает образы, которые не требуют дополнительного контекста, чтобы быть убедительными. Все, что нужно, Дэвид Грей иллюстрирует в силуэте, в повороте головы, в том, как ложатся тени на предметы и фигуры.
Дэвид Грей «Tous les gens dans ma tête (All the People in My Head)», год неизвестен
Начиная с конца 2017 года, Дэвид Грей, вдохновляясь французским импрессионизмом конца XIX века, особенно работами Моне, начал углубляться в эмоциональную наполненность живописи. В результате стиль художника претерпел изменения, хоть и сохранил мастерство в построении работы. На холстах Дэвида появились более свободные и живые мазки, ставшие видимыми и не скрывающимися под полировкой. Сам художник говорит: «Я добавляю в картину больше текстуры и энергии. Важно доверять процессу.»³
³David Gray. Биография // Официальный сайт David Gray Fine Art. URL: https://www.davidgrayfineart.com/bio


слева направо: Дэвид Грей «Abstract I», год неизвестен / «Abstract II», год неизвестен
Художник подчеркивает, что абстракция помогает ему избегать ловушки сухого реализма, где стиль превращается в пресное и механическое перенесение модели на холст. По словам Грея, более свободное и живое письмо ставит перед ним сложную задачу, требующую обязательного решения. Это не дает мастеру регрессировать и открывает двери для самосовершенствования. Художник также сравнивает абстрактное искусство с инструментальной музыкой, в которой каждая нота живая, несмотря на риск погрешности.


слева направо: Дэвид Грей «Dance in Blue», год неизвестен / «Leila», год неизвестен
Композиция Дэвида Грея — основной элемент его визуального повествования. Художник указывает, что и реализм, и абстракция, вопреки расхожему мнению, связаны между собой. Мастер мыслит не только как реалист, но и как формалист, внимательно выстраивающий связи, акценты и визуальные ритмы. Именно это наполняет его холсты живостью и атмосферностью: за внешней простотой скрывается сложная система приоритетов.


слева направо: Дэвид Грей «December 31st», год неизвестен / «Still Here», год неизвестен
Грей подчеркивает: «Я делаю несколько мазков, останавливаюсь, смотрю… не тороплюсь. Сначала нужно сосредоточиться на крупных формах, а детали приходят в конце.»⁴ В этой фразе проявляется видение и философия мастера: Дэвид не нарративный художник. В технике визуального повествования его не привлекает общая история; он заинтересован в деталях, которые часто остаются незамеченными. Они отображаются в складках ткани, нюансах анатомии, мазках самого художника.
Однако, несмотря на эту философию, его подход к созданию картин несколько иной. В одном из обучающих видео Дэвид подчеркивает: «Я делаю несколько мазков, затем останавливаюсь, чтобы посмотреть… Я просто не спешу. Нужно сосредоточиться на больших формах, а детали добавлять в последнюю очередь.»⁵ — он работает медленно и осознанно, выстраивая большие формы, не спеша переходить в мелкие детали. В этом проявляется классический академизм, когда художник намеренно делает паузы, чтобы осмыслить увиденное.
⁴David Gray. «Alla Prima Demonstration» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-XGA7RZtTYE ⁵David Gray. «Alla Prima Demonstration» // YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=-XGA7RZtTYE


слева направо: Дэвид Грей «Audrey», год неизвестен / «Leila», год неизвестен
Он начинает с четкого подмалевка, затем наращивает прозрачные слои, добиваясь глубины и мягкости. В своих интервью Грей говорит: «Мои картины строятся на тщательно продуманных тональных соотношениях и контроле краёв.»⁶ Чтобы достичь гармонии в своих картинах, художник использует ограниченную палитру.
Он уделяет особое внимание свету и тени, создавая глубину и объем с помощью переходов между ними. Подход Дэвида Грея включает в себя тщательное планирование композиции и последовательное нанесение слоев краски.
⁶David Gray. Интервью «Tone Poems» // Southwest Art Magazine. URL: https://www.southwestart.com/featured/david-gray-tone-poems


слева направо: Дэвид Грей «Blue Gloves for an Autumn Day», год неизвестен / «Mystery-II», год неизвестен
Творчество Дэвида Грея представляет собой сложную и многослойную систему, где каждая деталь важна и наполнена смыслом. В своей работе он не только сохраняет традиции старых мастеров, но и привносит в них своё видение, создавая живопись, которая говорит о внутреннем состоянии и эмоциях, а не просто о внешней реальности. Это позволяет его картинам не только быть визуально привлекательными, но и наполненными глубоким смыслом, который находит отклик у каждого зрителя.
Дэвид Грей «The Sleeping Muse», год неизвестен
Даниэль Герхартц
Дэниэль Герхартц, фотография, год неизвестен
В визуальное повествование Даниэль Герхартц привносит множество символики. Его картины позволяют зрителю прочувствовать эмоции, заложенные художником в образах на холстах. Мастеру удается вкладывать и передавать чувства при помощи особого подхода к построению композиции. Немалую роль также играет понимание значимости расположения человеческой фигуры на холсте.
Художник в интервью подчеркивает, что «История становится сильнее, когда остаётся незавершённой.»¹ Эта фраза определяет весь подход Герхартца в создании картин: на его холстах недосказанность становится источником передачи краткосрочности и живости момента, что и придает работам эмоциональную наполненность.
¹Daniel Gerhartz. Интервью «Visual Inspiration» // Facebook. URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=375019993985534&id=100044326094783&set=a.276605587160309


слева направо: Дэниэль Герхартц «Swallowtail», год неизвестен / «Girl with a cat at sunset», год неизвестен
Композиции художника выстроены так, чтобы между человеческой фигурой и окружающими ее предметами всегда сохранялось пространство. Это избавляет картину от лишних деталей, что позволяет зрителю улавливать заложенное без помех.
Дополняют и завершают композицию мягкие линии, естественный свет, который создается Даниэлем с помощью сложных, но ненавязчивых цветовых решений. Такой подход строится из стремления художника запечатлеть такие простые, но знакомые каждому чувства, как радость и печаль, надежду и отчаяние.


слева направо: Дэниэль Герхартц «Waiting for him to return», год неизвестен / «A still small voice», год неизвестен
Герхартц не стремится к чему-то возвышенному, он остается на уровне быта, вдохновляясь окружающим его природным миром и людьми. Художник отмечает: «Моя цель — эффективно запечатлеть богатство человеческого опыта, контрасты между жизнью и смертью, танцем и плачем, прекрасным и обыденным, радостью и печалью, надеждой и отчаянием, при этом в конечном итоге предлагая послание надежды.»²
Для Даниэля живопись — это способ выразить размышления о людских переживаниях. Он передает контрасты жизни и изображает мир, к которому стремится человек: «Я хочу, чтобы мои картины отражали тот мир, к которому стремятся люди — даже если он на самом деле не существует.»³
²Daniel Gerhartz. Блог // Oil Painters of America. URL: https://www.oilpaintersofamerica.com/about-opa/bloggers/daniel-gerhartz-opam/ ³Daniel Gerhartz. Интервью // CanvasRebel Magazine. URL: https://canvasrebel.com/meet-dan-gerhartz/


слева направо: Дэниэль Герхартц «Along the Way», год неизвестен / «Before the Sun Sets», год неизвестен
В работах Даниэля Герхартца акцент смещен на женскую фигуру. Мастер сосредотачивает взгляд зрителя на ней, размещая образ в центре композиции.
Художник изображает женщин в естественном состоянии, придавая глубину картине с помощью иллюстрирования через эти образы настроений тоски, нежности, покоя. В интервью художник отмечал: «Я хочу говорить прямо к сердцу зрителя — передавать что-то подлинное и вечное.»⁴
⁴Daniel Gerhartz. Интервью // The Epoch Times. URL: https://www.theepochtimes.com/bright/renowned-painter-daniel-gerhartz-shares-his-insights-inspirations-photos-740102
Дэниэль Герхартц «In the Footsteps of His Father», год неизвестен
Даниэль Герхартц выстраивает свои картины, начиная с поиска внутренней гармонии, вокруг которой подбирает модели и объекты, соответствующие теме.
Ключевым принципом для него остаётся стремление к естественности. Художник работает с людьми, которые могут выражать подлинные чувства, что позволяет мастеру лучше передать атмосферу.


слева направо: Дэниэль Герхартц «Hinds feet», год неизвестен / «Turquoise and velvet», год неизвестен
Герхартц избегает постановочных поз, стремясь иллюстрировать живые моменты, в которых отражаются искренние эмоции: «вдохновение я нахожу в естественных, искренних моментах, которые раскрывают настоящий характер.»⁵
⁵Daniel Gerhartz. Интервью // Workshops in France. URL: https://www.instagram.com/workshopsinfrance/p/DIpbMEkThgy/


слева направо: Дэниэль Герхартц «Encercling», год неизвестен / «What is left unsaid», год неизвестен
Для создания картин Даниэль Герхартц использует традиционные методы масляной живописи. Художник вдохновляется работами таких мастеров, как Николай Фешин, Исаак Левитан и Илья Репин, отмечая их умение сочетать легкость в построении композиции с точностью в передаче замысла посредством приемов живописи.
Герхартц стремится к подобному балансу в своих картинах, он объединяет легкость и мягкость мазков с четкой передачей формы и света.


слева направо: Дэниэль Герхартц «Least of These», год неизвестен / «When Hope Comes», год неизвестен
Даниэль считает, что мастерство художника проявляется не только в техническом исполнении, но и в способности передать атмосферу и настроение сцены. В процессе создания картины он не стремится к точному копированию модели, руководствуясь убеждением, что любая работа должна сохранять поэтичность: «Ближе к завершению я начинаю смотреть на картину более поэтически.»⁶
⁶Daniel Gerhartz. Интервью // The Epoch Times. URL: https://www.theepochtimes.com/bright/renowned-painter-daniel-gerhartz-shares-his-insights-inspirations-photos-740102
Дэниэль Герхартц «Holding on letting go», год неизвестен
Чтобы направить взгляд зрителя и задать композиционную динамику, художник использует диагонали и направляющие линии.
Так как атмосфера и настроение играют для Герхартца ключевую роль, мастер уделяет особое внимание свету и цвету в построении сцен на своих холстах. Художник знает, как отобразить формы и фигуры, оборачиваемые светом, и с помощь навыков умело придает объем и глубину своим работам. Понимание того, как сочетать оттенки и противоположные друг другу цвета, позволяет Даниэлю создавать гармоничные и выразительные композиции.


слева направо: Дэниэль Герхартц «Dancing on air», год неизвестен / «Veiled in light», год неизвестен
Творчество Даниэля Герхартца выделяется глубоким вниманием к эмоциям и человеческим переживаниям. Художник использует традиционные методы живописи для создания гармоничных и выразительных композиций, где акцент сделан на естественности форм и глубине изображённых моментов. Его подход к свету, цвету и композиции, а также внимание к деталям и искренним эмоциям в образах создают визуальное повествование, которое затрагивает чувства зрителя.
Дэниэль Герхартц «Jennifer», год неизвестен / «Shelter», год неизвестен / «I will love you forever», год неизвестен / «Sunlight hostas and hydrangeas», год неизвестен
Источники
Книга Become a Great Artist // Google Books URL: https://www.google.com.ar/books/edition/Become_a_Great_Artist/KvjfEAAAQBAJ?hl=ru&gbpv=1&dq=The+Art+of+Jeremy+Lipking&pg=PT86&printsec=frontcover (дата обращения: 14.05.2025).
Статья «A Study of Classical Realism and Romanticism in the Works of Jeremy Lipking» // Middle East Journal of Applied Sciences URL: https://mjaf.journals.ekb.eg/article_136241_966b9e6a1eb574775554f96351c377d3.pdf?lang=en (дата обращения: 14.05.2025).
Биография Джереми Липкинга // WooArts URL: https://wooarts.com/jeremy-lipking/ (дата обращения: 14.05.2025).
Видеоинтервью с Джереми Липкингом // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=2cK7tTtI80k (дата обращения: 14.05.2025).
Видеообзор работ Джереми Липкинга // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=KrbgOD3VFj0 (дата обращения: 14.05.2025).
Статья «Figurative Art by Jeremy Lipking» // Realism Today URL: https://realismtoday.com/figurative-art-jeremy-lipking/?utm_source (дата обращения: 14.05.2025).
Официальный сайт David Gray Fine Art URL: https://www.davidgrayfineart.com (дата обращения: 14.05.2025).
Биография Дэвида Грея // Tutt’Art URL: https://www.tuttartpitturasculturapoesiamusica.com/2011/03/david-gray.html (дата обращения: 14.05.2025).
Видео «Alla Prima Demonstration» Дэвида Грея // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=-XGA7RZtTYE (дата обращения: 14.05.2025).
Видеоинтервью с Дэвидом Греем // YouTube URL: https://www.youtube.com/watch?v=oJxahuOldZM (дата обращения: 14.05.2025).
Статья о Даниэле Герхартце // Oil Painters of America URL: https://www.oilpaintersofamerica.com/about-opa/bloggers/daniel-gerhartz-opam/?utm_source (дата обращения: 14.05.2025).
Интервью с Даниэлем Герхартцем // The Epoch Times URL: https://www.theepochtimes.com/bright/renowned-painter-daniel-gerhartz-shares-his-insights-inspirations-photos-740102?utm_source (дата обращения: 14.05.2025).
Статья о Даниэле Герхартце // Artists Network URL: https://www.artistsnetwork.com/magazine/yes-an-artist-who-holds-nothing-back-painting-art/?utm_source (дата обращения: 14.05.2025).
Галерея работ Даниэля Герхартца // Ballard’s Fine Art URL: https://www.ballardsfineart.com/artists/daniel-gerhartz?utm_source (дата обращения: 14.05.2025).
Картины Джереми Липкинга // American Legacy Fine Arts URL: https://www.americanlegacyfinearts.com/artwork/interlude (дата обращения: 14.05.2025).
Картины Джереми Липкинга // Lipking.com URL: https://www.lipking.com/ (дата обращения: 14.05.2025).
Картины Даниэля Герхартца // Stydiai.ru URL: https://www.stydiai.ru/gallery/daniel-f-gerhartz/ (дата обращения: 14.05.2025).
Картины Даниэля Герхартца // Gallerix URL: https://gallerix.ru/storeroom/1198680759/ (дата обращения: 14.05.2025).
Статья «Tone Poems» о Дэвиде Грее // Southwest Art Magazine URL: https://www.southwestart.com/featured/david-gray-tone-p (дата обращения: 14.05.2025).
Картины Дэвида Грея // David Gray Fine Art URL: https://www.davidgrayfineart.com/ (дата обращения: 14.05.2025).
Instagram-аккаунт Дэвида Грея // Instagram URL: https://www.instagram.com/davidgrayart/?hl=en&utm_source (дата обращения: 14.05.2025).