Original size 2120x3000

Репрезентация сна в живописи: от Античности до Барокко.

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Тема сна в живописи — феномен, который интересует людей на протяжении всей истории. Сон издавна воспринимается не только как физиологическое явление, но и как глубокий философский и культурный феномен. Он символизирует переходные состояния между сознанием и бессознательным, жизнью и смертью, земным и божественным. Репрезентация сна в искусстве менялась в зависимости от эпохи, отражая особенности мировоззрения и культурные контексты. В рамках данного исследования я рассмотрю, как различные периоды — Античность, Средневековье, Ренессанс и Барокко — трактовали сон и как художники передавали его смысл через образы и символы.

«Это, очевидно, другое состояние. Мы не совсем понимаем, почему мы спим. Есть, конечно, много теорий, но мы не знаем наверняка. А тут весь другой вопрос сновидения… » — Фридрих Карлович Крюгер

В античности сон чаще всего связывался с мифологическими сюжетами и фигурами, такими как Гипнос — бог сна, олицетворяющий мягкость перехода из мира живых в мир мертвых. Этот период характеризуется сакральным восприятием сна, где он выступает медиатором между мирами. Примеры сновидений героев в греческой и римской культуре подчеркивали влияние богов на человеческие судьбы. Образы сна здесь кажутся величественными и одухотворенными, что отражает общее отношение античности к мифологическим процессам как к форме познания вселенной. Средневековье переосмыслило сон. В этот период он становится не только физиологическим процессом, но и состоянием души, в котором возможны откровения от Бога. Средневековая живопись представляет сон как духовное переживание, часто в контексте борьбы добра и зла. Сны святых, символические видения и ангельские откровения занимают центральное место в религиозных росписях, фресках и миниатюрах. Например, сны Иосифа из Нового Завета часто иллюстрировались как моменты, где человеческая жизнь находится под божественным руководством.

«…Младенцы, похоже, спят со сновидениями еще до того, как они рождаются. Вопрос заключается в том, о чем же они мечтают?» — Фридрих Карлович Крюгер

Эпоха Ренессанса отмечается рождением индивидуализма в искусстве. Сон в это время начинает рассматриваться не только как божественное или мистическое, но и как личное, чувственное состояние. Работы эпохи Ренессанса демонстрируют спокойствие и гармонию сна, часто изображая его как часть повседневной жизни человека. Примером может служить картина Джорджоне «Спящая Венера», где сон символизирует не только физический покой, но и внутреннюю гармонию. Художники обращаются к человеческому телу и эмоциям, что делает изображения сна более приземленными и реалистичными. В период барокко сон начинает отражать и эмоциональную насыщенность, сложные внутренние переживания, философские размышления о смерти, бессознательном и смысле жизни. Это время метафор, аллегорий и яркой визуальной экспрессии. Художники барокко, такие как Караваджо и Рубенс, изображают сон как событие, наполненное напряжением, внутренним конфликтом и тайной. Здесь сон уже не является просто состоянием покоя, он становится театром человеческой души.

«Мне снится моя картина, и я рисую свою мечту» — Винсент Ван Гог

В ходе исследования я проведу анализ ключевых этапов репрезентации сна в живописи. Я начну с античности, где сон воспринимался как сакральный процесс и часто олицетворялся через мифологические образы. Далее перейду к Средневековью, Ренессансу, когда изображения сна приобретают чувственность и индивидуальность, и, Барокко, где сон обретает драматизм и философскую глубину. Визуальный ряд своего исследования я строю хронологически, чтобы показать, как изменялись символика и техника изображения сна. Я планирую включить анализ ключевых произведений, начиная с античных фресок и заканчивая барочными полотнами. Это позволит проследить эволюцию художественных подходов и понять, как культурные и религиозные изменения влияли на репрезентацию сна.

Сон в античном искусстве

В античном искусстве сон изображался не просто как физиологический процесс, а как мистический акт, связывающий два мира — земной и божественный. В эту эпоху границы между реальностью и сверхъестественным были гораздо более размытыми, и сновидения воспринимались как важнейший способ общения с высшими силами.

Original size 1315x1071

Дионис и Ариадна, деталь античной фрески из Помпей, Национальный археологический музей Неаполя

Одним из ярких символов сна был Гипнос — греческий бог сна, который обычно изображался с крыльями, олицетворяя способность проникать в сознание людей. Сон был не только актом отдыха, но и моментом, через который человек мог пересечь грань между живыми и мертвыми, миром богов и миром людей. Примером такого восприятия является фреска из Помпей, где Ариадна спит рядом с Гипносом.

Original size 2800x3096

Дионис находит на Наксосе спящую Ариадну.Фреска IV

Original size 2876x2914

Тесей покидает Ариадну, Фреска из Помпей, Неаполь Национальный археологический музей

На этих примерах видно, как в античном искусстве сон становится переходом, через который человек может установить связь с богами или получить пророчества. В таких изображениях мифологические сцены подчеркивают важность сна как сакрального переживания.

Средневековые сны

В Средние века восприятие сна в искусстве претерпело значительные изменения. Сон, как и другие аспекты человеческого существования, начал рассматриваться через призму христианской теологии, что влиял на его изображение в искусстве. В отличие от античных времен, когда сон воспринимался как связующий элемент между мирами богов и людей, в Средневековье он стал символом духовных переживаний и борьбы со злом.

Original size 3941x2616

Мозаики Баптистерия Сан-Джованни, «Сон святого Иосифа.», VIII

Сон святого Иосифа — одно из самых известных изображений сна в христианском искусстве. Святой Иосиф, муж Марии, спит, и в это время ему является ангел, который сообщает о необходимости бежать в Египет, чтобы избежать угрозы для младенца Иисуса.

Original size 1800x1156

Торо Рослин, «Сон Иосифа», 1262

Original size 768x503

Сон Иосифа. Бегство в Вифлеем. Собор Святого Марка

Этот сюжет часто изображался в росписях и символизирует божественное вмешательство в реальность человека и считается актом духовного наставления.

Original size 0x0

Цикл фресок со сценами из жизни святого Мартина фон Тура, Часовня в Унтеркирхе Сан-Франческо в Ассизи, «Христос является во сне святому Мартину»

На фреске «Сон святого Мартина» изображен момент, когда святой Мартин во сне получает божественное откровение. Это видение связано с духовным просветлением и указаниями от Бога.Данный момент фрески подчеркивает святость сна как мистического опыта, а также важность сна как состояния, через которое святой может получить божественные наставления. Это отражает средневековое восприятие сна как связывающего элемента между человеком и Богом, через который можно получить руководство или пророчество.

Сон в искусстве Ренессанса

В период Ренессанса, восприятие сна начинает изменяться, отражая новое внимание к индивидуальности и психологии. Сон перестает восприниматься исключительно как божественное вмешательство или символ духовного мира. Вместо этого он становится более личным, что связано с развитием гуманизма и фокусом на человеческой душе.

Original size 2544x1006

Пьеро ди Козимо, «Венера, Марс и Амур», около 1505

Original size 2560x1023

Сандро Боттичелли, «Венера и Марс.», около 1483

Примером такой трансформации является картина Сандро Боттичелли Венера и Марс. На ней Марс изображён спящим, что символизирует победу любви. Спящий Марс, лишённый силы и контроля, лежащий рядом с оружием, подчёркивает бессилие войны перед силой любви. Этот образ сна как символа уязвимости и перехода от войны к покою начинает нести более личный характер.

Original size 1004x1002

Рафаэль Санти, «Сон рыцаря.», около 1504

Рафаэль, в картине «Сон рыцаря " изображает рыцаря, который переживает сновидение. Это произведение является ярким примером Ренессансного подхода к теме сна, где сон трактуется как метафора внутреннего переживания и личной борьбы. На картине рыцарь спит, а во сне ему являются две фигуры, олицетворяющие долг и любовь. Сюжет картины сочетает в себе элементы духовного и философского осмысления.

Original size 1200x748

Джорджоне, «Спящая Венера.», 1508—1510

В картине Джорджоне изображена Венера, лежащая в спокойном сне на природе. Этот образ сочетает символику красоты и покоя. Сон Венеры подчеркивает её связь с природой и чувственностью, придавая фигуре особую интимность и гармонию.

Original size 2947x4462

Антонелло да Корреджо, «Юпитер и Антиопа», 1524-1527

Спящий образ Антиопы на картине Антонелло да Корреджо символизирует природную и неуправляемую сторону любви и желаний. Образы выступают, как контрасты, подчеркивая различные аспекты мира любви и эротизма, а сам сон Антиопы как метафора бессознательного, неосознанного состояния, в котором проявляются глубинные желания.

Original size 3200x2290

Тициан, «Венера Урбинская.», 1538

Хотя Венера на картине Тициана не спит, но ее расслабленное и убаюкивающее положение можно интерпретировать как визуальное символизирование сна или бессознательного состояния. Такой подход был характерен для Ренессанса, когда образы тела и покоя часто ассоциировались с теми же состояниями, что и сон.

Сон в барокко

В период барокко, сон в искусстве продолжает развиваться и приобретает более драматичный и эмоциональный оттенок. Барокко, с его акцентом на движение, светотень и контрасты, подчеркивает внутренний конфликт, который часто связан с изображением сна. Картины этого времени, как правило, становятся более интенсивными, передавая психологическую глубину через эмоции и символику.

Original size 2120x3000

Доменико Фетти, «Сон Иакова.», около 1619

Сон, в отличие от более спокойных изображений в предыдущие эпохи, становится часто символом душевных мук, преходящих состояний и метафорой для человеческой борьбы.

Original size 1200x1556

Маратти, Карло, «Спящий Младенец Иисус с музыцирующими ангелами», 1625

Несмотря на разнообразие тем и подходов, характерные черты барокко остаются неизменными.Барокко известно богатством деталей и чувственностью, что находит отражение даже в изображении религиозных или мифологических тем.

Original size 1600x1125

Генрих Фюсли, «Сон пастуха из оперы „Потерянный рай“, 1793.

В картине Генриха Фюсли изображен момент сна, в котором пастух переживает мистическое и тревожное видение. В его сне переплетаются реальные и фантастические образы, создавая атмосферу неопределенности и ужаса.

Original size 2460x1908

Иоганн Генрих Фюссли, «Две спящие девушки просыпаются от кошмарного сна», 1793

На картине «Две спящие девушки просыпаются от кошмарного сна» изображены две женщины, которые находятся в тревожном сне. В их выражениях лиц можно увидеть признаки страха, словно они просыпаются от кошмара. Это произведение полно символизма, присущего Фюссли, особенно его интереса к ночным кошмарам и их влиянию на человеческое сознание. Художник мастерски передает атмосферу ночных страхов, которые нарушают покой и уводят в мир темных, подсознательных переживаний.

Original size 2000x3022

И. Г. Фюсли, «Сотворение Евы», 1793.

Original size 1500x1194

И. Г. Фюсли, «Кошмар навещает лапландских ведьм», 1796.

Original size 1200x973

И. Г. Фюсли, «Ночной кошмар», 1825.

Образ женщины в картине «Ночной кошмар» символизирует страх и ночные кошмары, при этом картина исследует темы беспокойства, бессознательных страхов и уязвимости человека во время сна. Фюсли использует элементы готического стиля, что делает эту работу одной из самых известных в рамках жанра изображений ночных видений.

Вывод

Сон в искусстве, как и многие другие культурные символы, претерпел значительные изменения с течением времени. В античности и Средневековье он воспринимался как связующее звено между мирами, через которое можно было получить божественное откровение. В Ренессансе сон стал более личным и психологическим, отражая внутренние переживания человека и его связь с окружающим миром. В эпоху барокко изображение сна стало более эмоционально насыщенным, акцентируя внимание на драматизме и внутреннем конфликте. Таким образом, с развитием искусства менялись не только способы репрезентации сна, но и само восприятие этого явления.

Bibliography
Show
1.2.3.4.5.6.

Мосс Р. Тайная история сновидений. Значение снов в различных культурах и жизни известных личностей.

7.

Воскобойников, А. Э. (2012) Бессознательное и сознательное в художественной культуре // Знание. Понимание. Умение.

8.
Репрезентация сна в живописи: от Античности до Барокко.
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more