
Концепция
Готическая архитектура является одним из самых ярких и влиятельных художественных стилей Средневековья. Ее наследие до сих пор олицетворяет собой духовность, величие и инновации, которые изменили облик европейских городов в период с XII по XVI века. Изучение готической архитектуры важно не только для понимания развития строительных технологий, но и для осознания роли искусства в формировании визуальной культуры Средневековья.
Кроме того, готическая архитектура продолжает оказывать влияние на современное искусство и архитектуру, что делает изучение ее особенностей актуальным и в наши дни. Визуальное исследование позволит глубже понять эстетические принципы и символику готических сооружений, а также выделить основные характерные черты стиля, такие как вертикализм, стремление к свету, использование витражей и сложных конструкций.
Для визуального исследования были отобраны как архитектурные памятники, так и изображения элементов готической архитектуры, которые помогут проанализировать её ключевые особенности. Материал будет включать знаковые примеры готической архитектуры: Кельнский собор, Нотр-Дам в Париже, Шартрский собор, Миланский собор.
Исследование структурировано по следующим ключевым особенностям готической архитектуры: стрельчатые арки, контрфорсы, аркбутаны, пинакли, витражи, порталы, готическая роза и гаргульи.
Ключевой вопрос: В чем новаторство архитектуры готического стиля, и что отличает ее от классических и романских построек?
Гипотеза: Готическая архитектура является результатом синтеза новых строительных технологий и стремления выразить божественное через архитектурную форму. Инновации, такие как летящие арки и контрфорсы, позволили создавать величественные и светлые пространства, которые символизировали небесное и божественное присутствие, а также отвечали запросам растущего урбанистического общества. Строительные элементы готических соборов имели не только функциональную, но и глубоко символическую нагрузку, выражая идеалы христианского миропонимания и стремление к духовному просветлению.
При отборе материала я опиралась на интернет-источники и статьи, что помогло мне тщательно разобраться в изучаемой теме и изучить особенности готической архитектуры.
Принцип рубрикации визуального исследования основан на изучении сначала внутренних особенностей архитектуры готического стиля, таких как каркас, аркбутаны и контрфорсы, а затем выход к внешним характеристикам зданий и соборов, их визуальных составляющих, таких как витражи, готическая роза и гаргульи.
Каркасная система
Первая, бросающаяся в глаза, особенность готической архитектуры — вертикальная направленность, устремление элементов вверх. В конструкции вертикализм достигался с помощью стрельчатых арок и высоких башен. Симовлически вертикализм означал стремление к Богу.
Кёльнский собор
Каркасная система готической архитектуры основывалась на использовании перекрещивающихся сводчатых конструкций из камня, которые обеспечивали большую прочность и устойчивость зданиям. Опорные колонны не требовались, весь вес лежит на арочных каркасах. Это позволяло возводить более высокие и легкие строения, чем традиционные романские соборы. Такие соборы получались элегантными и изящными.
Кёльнский собор
Стрельчатые арки
Стрельчатые арки — это системы внешних поддерживающих арок. Они передают вес и давление сводов от центральной части здания на внешние контрфорсы, расположенные на значительном расстоянии от основного здания. Арки уходят наружу, и упираются в стены здания перенаправляя нагрузку на контрфорсы, что позволяет значительно уменьшить толщину внутренних стен и освободить пространство для окон.
Стрельчатые акри Собора Парижской Богоматери
В традиционной архитектуре стены часто использовались как опорные структуры, и окна были маленькими или вовсе отсутствовали. Стрельчатые арки позволили архитектурным конструкциям поддерживать массивные своды, освободив при этом стены для создания высоких и широких окон. Это способствовало появлению знаменитых витражей, которые стали важнейшим элементом готических соборов.
Стрельчатые арки Уэльского Собора
Ориентированность готического стиля на вертикаль достигалась благодаря использованию стрельчатых арок. Высокие своды и тонкие стены создавали ощущение легкости и воздушности, проникающий через витражи свет становился метафорой божественного присутствия.
Стрельчатый арки Кёльнского Собора
Стрельчатые арки способствовали созданию больших, открытых внутренних пространств. Благодаря переносу нагрузки с центральной части здания на внешние контрфорсы, соборы становились выше.
Аркбутаны
Аркбутан — полуарка, расположенная снаружи здания и передающая боковой распор внутренних сводов на контрфорсы. Аркбутаны позволяли облегчить нагрузку на несущие стены и внутренние опоры.
Аркбутаны Собора Парижской Богоматери
Контрфорсы
Контрфорсы — это внешние поддерживающие конструкции, которые обеспечивают дополнительную поддержку здания и помогают удерживать его вертикаль. Контрфорсы часто являются важной частью системы стрельчатых арок. Эти конструкции также способствуют улучшению устойчивости здания, предотвращая его деформацию под действием веса.
Аркбутаны и контрфорсы Собора Парижской Богоматери
Контрфорсы в готической архитектуре становились не только функциональными, но и важными эстетическими элементами, подчеркивающими вертикальность и силу соборов. Они могли быть украшены различными скульптурными элементами, такими как фигуры святых, ангелов или религиозных символов. Если контрфорсы были выполнены в виде колонн или шпилей, то становились акцентами на фасаде собора, создавая игру света и тени.
Пинакли
Пинкали — это высокие вытянутые башни. Они играли важную роль в эстетике и символике готического стиля. Пинакли не только украшали здания, но и выполняли несколько инженерных и конструктивных функций, поддерживая архитектурную целостность и добавляя вертикальности структурам.
Пинакли Кёльнского Собора
Пинакли часто украшаются скульптурными элементами, такими как фигуры святых или ангелов, и становятся частью общей композиции, усиливая вертикальное направление и стремление к небесному. Пинакли подчеркивают величие и возвышенность собора, создавая иллюзию его «приподнятости» и духовного стремления.
Пинакли Миланского Собора, украшенные скульптурными элементами
В сочетании с контрфорсами и аркбутанами пинакли помогают стабилизировать структуру, уменьшая давление на стены и способствуя равномерному распределению нагрузки, особенно в высоких зданиях с обширными сводами. Таким образом, пинакли помогают поддерживать целостность здания, выполняя роль дополнительного распределителя веса.
Пинакли Собора Парижской Богоматери
Пинкали активно использовались для создания визуальных акцентов, которые завершали общую композицию фасада, особенно на угловых частях зданий и вокруг окон. Они также помогали усилить динамику и ритм вертикальных линий, характерных для готического стиля.
Витражи
Готика была глубоко связана с религией и церковной жизнью, и мозаика использовалась для иллюстрации библейских сюжетов и для визуального выражения духовных тем. Мозаики, выполненные из камня, стекла, золота и других материалов, часто изображали сцены из Ветхого и Нового Завета, фигуры святых, ангелов и других религиозных символов.
Выполненные мозаикой витражи Кёльнского Собора
В готической архитектуре мозаика была особенно важна в интерьерах крупных соборов и церквей, где она служила не только декоративной, но и образовательной целью, помогая верующим воспринимать сложные религиозные идеи через визуальные образы. Мозаики символизировали вечные истины христианства и помогали сосредоточить внимание на божественном.
Мозаика Собора Парижской Богоматери с изображением религиозных мотивов
Элементы мозаики можно найти в витражах. Витражи стали отличительным элементом готической архитектуры.
Витражи Шартрского Собора
Витражи, наполненные библейскими сценами и христианской символикой, создавали световые эффекты, которые усиливали духовный и эмоциональный эффект от архитектуры собора.
Свет проникает через витражи в Соборе святого Вита
Порталы
Порталы в готической архитектуре — это не просто входные двери или проемы, а важнейшие элементы, которые выполняют как конструктивные, так и символические функции. Они стали важной частью архитектурного оформления готических соборов и церквей, и, в отличие от более простых и функциональных порталов в романском стиле, готические порталы отличались декоративностью и сложностью.
Портал Кёльнского Собора
Готический портал не только служил для доступа в храм, но и представлял собой средство для передачи религиозных и символических идей, подготавливая верующего ко входу в священное пространство. Готические порталы часто становились основными элементами фасадов соборов, оказывая значительное влияние на внешний облик зданий.
Верхняя часть портала оформляется в виде заострённой арки. Остриё арки символизировало стремление к высоте и небесам, отражая стремление человека к божественному.
Портал Собора Парижской Богоматери
Рамка портала часто украшалась скульптурными деталями, такими как изображения святых, сцены из Библии, гербы или орнаменты. Эти элементы служили не только украшением, но и подчеркивали значение входа в храм.
На стороне портала часто располагались колонны или пилястры, которые поддерживали арку и были украшены фигурами святых или библейскими персонажами. Эти колонны создавали структуру портала.
Готическая роза
Готическая роза — это большое круглое окно, которое располагается в центре главного фасада готического храма. Иногда розами украшали также боковые фасады. Располагались такие окна достаточно высоко и способствовали дополнительному освещению внутреннего пространства собора.
Готическая роза Собора Парижской Богоматери снаружи
Главное украшение розы — витражи, носившие преимущественно религиозный характер. Проникающие сквозь витражные стекла солнечные лучи приобретали особые оттенки, что создавало игру света и тени внутри собора.
Готическая роза Собора Парижской Богоматери внутри Собора
Гаргульи
В архитектуре были предназначены для отвода воды с крыш здания и предохранения каменной укладки от разрушения дождевыми потоками.
Гаргулия на Миланском Соборе
Гаргульи использовались католической церковью для иллюстрации Священных Писаний наглядно, так как большинство людей были неграмотными.
Есть мнение, что гаргульи напоминают, что «даже если Бог рядом, зло никогда не дремлет» или о необходимости защищать свою церковь.
Гаргулия на Кёльнском Соборе
Заключение
Проанализировав изученный материал, можно прийти к заключению и ответить на ключевой вопрос визуального исследования: новаторство архитектуры готического стиля в том, что теперь, за счет распределения нагрузки не на центр постройки, как это было в постройках романского стиля, а на стены, аркбутаны и контрфорсы, здания возводились выше, стены становились тоньше, а пространство внутри — больше, благодаря чему появилась возможность строить высокие и большие окна, которые украшали мозаикой с религиозными мотивами. Само стремление готической архитектуры к вертикализму стало отличительной чертой данного стиля, символизируя приближение к Богу.
Александра Дудина, статья «Главные особенности готической архитектуры» // Media contented [онлайн]. URL: https://media.contented.ru/vdohnovenie/istoriya-dizajna/goticheskiy-stil-dizayn-osobennosti/ (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Аркбутан» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аркбутан (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Гаргулья» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаргулья (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Готическая архитектура» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Gothic_architecture (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Готическая роза» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Роза_(архитектура) (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Каркасная система готической архитектуры» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Каркасная_система_готической_архитектуры (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Контрфорс» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Контрфорс (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Пинакль» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Пинакль (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Портал (архитектура)» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Портал_(архитектура) (дата обращения: 14.11.2024);
Статья «Стрельчатая арка» // Википедия, свободная энциклопедия [онлайн]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Стрельчатая_арка (дата обращения: 14.11.2024);
Татьяна Волкова, статья «Готический стиль» // Skillbox Media [онлайн]. URL: https://skillbox.ru/media/design/gotika/ (дата обращения: 14.11.2024)
https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Dom_unterer_Teil_Juni_2015_(18930474670).jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://dommebely.ru/gallery/kamennyj-kontrfors (дата обращения: 14.11.2024), https://commons.m.wikimedia.org/wiki/File:Cologne_Cathedral_01_(5481511512).jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://frenchparis.ru/sobor-notr-dam-de-pari/ (дата обращения: 14.11.2024);
https://gse5550.wordpress.com/2009/10/09/even-more-pictures/img_0886/ (дата обращения: 14.11.2024);
https://es.pinterest.com/pin/567523990521498508/ (дата обращения: 14.11.2024);
https://en.wikipedia.org/wiki/File:Flying_buttresses_of_Cathédrale_Notre-Dame_de_Strasbourg.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
http://img.tourister.ru/files/2/1/7/7/6/8/5/1/original.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://mif-medyza.ru/wp-content/uploads/2016/11/11-148.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://images.stopgame.ru/uploads/users/2023/621290/00135.g0pL3kg.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://im3.turbina.ru/photos.4/2/5/9/4/8/2884952/big.photo/Kyolnskiy-sobor-Tchast-5.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://img.tourister.ru/files/2/5/7/5/2/7/1/0/original.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://img-fotki.yandex.ru/get/9229/145643084.59/0_bfd99_7ce886ab_XXL.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://ready2travel.ru/wp-content/uploads/2016/02/10709389153_0b3128322c_o.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://holidaygid.ru/wp-content/uploads/2010/06/Kolner-Dom11.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://mx.pinterest.com/pin/383087512053375950/ (дата обращения: 14.11.2024);
https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл: Notre_Dame_de_Paris_Rose.jpg (дата обращения: 14.11.2024);
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=129107c3222c2b3ca4158e382fac81e59fdb17f10cff62ca-4395455-images-thumbs&n=13 (дата обращения: 14.11.2024);
https://ru.pinterest.com/pin/400046379383505707/ (дата обращения: 14.11.2024);
https://i.pinimg.com/736x/e8/a2/7a/e8a27aa40063a23b31f4c071cee752dd.jpg (дата обращения: 14.11.2024)