Original size 2480x3500

Нетипичные ракурсы съемки и движения камеры в кинематографе

315

I. Концепция

Братья Луи и Огюст Люмьер в конце 19 века открыли широкой публике мир движущихся изображений. С тех пор режиссеры и операторы находятся в постоянном поиске средств визуальной выразительности, способных усилить образ картины и повлиять на эмоциональный опыт зрителя. Сами братья Люмьер любили экспериментировать, и даже простые операторские ухищрения помогали добавить материалу экспрессивности. Так, например, они запечатлели Венецию с плавно движущейся гондолы — что предвосхитило появление тревеллинга, работали со средними и крупными планами, использовали глубинную мизансцену, увеличивали скорость вращения ручки камеры, добавляя создаваемому сюжету комичности или драматизма.

Работа с камерой и сегодня продолжает играть важную роль в кинопроизводственном процессе, а у любого известного режиссера найдется свой уникальный набор операторских приемов и техник, определяющих фирменный стиль автора. Безусловно, на финальный образ картины оказывает влияние множество нюансов производственного процесса, однако мне показалось интересным, что простые движения камеры и угол ее наклона во многом могут определить характер и интонацию повествования, придать событиям, происходящим на экране, новый семантический смыл.

Так, угол или ракурс съемки может сделать персонажей более уязвимыми или напротив — сильными, отразить состояние замешательства, напряжения или тревоги и заставить самого зрителя физически присоединиться к эмоциям, транслируемым с экрана. Движение камеры в пространстве, относительно героев или сцены манипулирует вниманием зрителя и расставляет акценты на важных этапах повествования. Режиссеры часто изменяют положение камеры в пространстве для создания более драматичного или комедийного эффекта, для поддержания динамики происходящих в кадре событий. Нередко движение камеры является своеобразным «переводом» состояния или действий героев на киноязык.

Некоторые приемы и операторские техники, хотя и несущие выразительную функцию, могут восприниматься людьми, мало погруженными в мир кинематографа, как «базовые», другие — просто не могут остаться незамеченными ввиду своей крайней степени нетипичности, а оттого заметности даже любительскому взгляду.

Именно поэтому в рамках данного исследования были рассмотрены наиболее нетипичные ракурсы съемки и движения камеры, проанализированы их особенности с точки зрения формирования зрительского опыта. Материалом для анализа послужили популярные у массового зрителя картины различных жанров кинематографа 20-21 веков. В ряде случаев в работе приводятся отсылки к кинокартинам, в которых впервые был применен тот или иной операторский прием.

Материал визуального исследования включает в себя текст концепции, основную содержательную часть, заключение и список источников. Средства киновыразительности — ракурсы съемки и движения камеры — образуют две отдельные главы, в рамках каждой из которых последовательно рассматриваются операторские приемы, от более «незаметных» к более выразительным и эффектным.

I. Концепция

II. Ракурсы камеры 1. Низкий ракурс (low angle) 2. Высокий ракурс (high angle) 3. Голландский угол (dutch angle)

III. Движение камеры 1. Зуммирование (zoom) 2. Долли-зум (dolly zoom) 3. Сопровождающая съемка (tracking) 4. Вращение камеры (camera roll) 5. Движение камеры вокруг героя (arc movement) 6. Быстрое панорамирование (whip pan) 7. Сноррикам (snorricam)

IV. Заключение

Список источников

II. Ракурсы камеры

Ракурс или угол съемки — это определенное положение камеры в пространстве, ее уровень и наклон относительно снимаемых объектов или объекта.

1. Низкий ракурс (low angle)

Низкий ракурс (low angle) предполагает, что объект съемки находится ниже уровня глаз, и зритель как бы смотрит на объекты снизу вверх. Чем ниже расположена камера, тем более экстремальной и нетипичной выглядит картинка.

Как правило, низкоугольная съемка используется для того, чтобы продемонстрировать мощь, силу героя, его властное или иное преимущество по сравнению с другими героями сцены, что хорошо заметно на кадрах из фильма «Печать зла» (1958 г.).

Original size 5168x1415

«Печать зла», 1958 г., реж. Орсон Уэллс

Для создания гнетущей атмосферы, достижения эффекта саспенса низкий ракурс одними из первых начали использовать немецкие экспрессионисты еще в 1910-1920х гг., отличным примером может послужить канонический фильм эпохи немецкого экспрессионизма «Носферату, симфония ужаса» (1922 г.).

Original size 5168x1831

«Носферату, симфония ужаса», 1922 г., реж. Фридрих Вильгельм Мурнау

Однако в фантастическом боевике «Темный рыцарь» (2012 г.) в разных сценах низким ракурсом снимается как Джокер, так и Бэтмен, что говорит о том, что низкий угол может в равной степени быть использован для демонстрации силы как положительных, так и отрицательных персонажей.

Original size 5168x1416

«Темный рыцарь», 2012 г., реж. Кристофер Нолан

Глядя на агентов из «Матрицы» (1999 г.) зритель ни капли не сомневается в их уверенности и полном контроле происходящего, что также достигается путем съемки с низкого угла.

Original size 5168x1416

«Матрица», 1999 г., реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Original size 614x260

«Матрица», 1999 г., реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Съемка с низкого ракурса — это излюбленный прием Квентина Тарантино. Он часто опускает камеру на экстремально низкий уровень.

Original size 5168x973

Примеры низкого ракурса в фильмах «Бесславные ублюдки», 2009 г., «Джеки Браун», 1997 г., «Убить Билла», 2003 г., реж. Квентин Тарантино

Или даже помещает ее в реальный или специально сконструированный для целей съемок багажник. К слову, такой ракурс имеет свой термин — trunk shot.

Original size 5168x973

Trunck shot в фильмах «Доказательство смерти», 2007 г., «Бешеные псы», 1992 г., «Криминальное чтиво», 1994 г., реж. Квентин Тарантино

2. Высокий ракурс (high angle)

В то время как низкий ракурс съемки буквально возвеличивает героя, камера, смотрящая на героя сверху вниз, напротив, делает его уязвимым и беспомощным. Подтверждение этому можно найти в фильмах «Выживший» (2015 г.), «Особое мнение» (2005 г.), «Матрица» (1999 г.) и др.

Original size 5168x973

Примеры высокого ракурса в фильмах «Выживший», 2015 г., реж. Алехандро Г. Иньярриту, «Особое мнение», 2005 г., реж. Стивен Спилберг, «Матрица», 1999 г., реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Original size 5168x974

Примеры высокого ракурса в фильмах «Дэдпул», 2016 г., реж. Тим Миллер, «Хороший, плохой, злой», 1966 г., реж. Серджио Леоне, «Мстители», 2012 г., реж. Джосс Уидон

Тем не менее некоторые режиссеры используют высокий ракурс съемки особым образом. Например, Альфред Хичкок использует его как некий маяк, возвещающий зрителя о том, что герои находятся в опасности и вот-вот с ними произойдет что-то неладное. Это хорошо прослеживается на примере культового триллера «Психо» (1960 г.).

Original size 5168x1415

«Психо», 1960 г., реж. Альфред Хичкок

Original size 5168x1415

«Психо», 1960 г., реж. Альфред Хичкок

Original size 1920x992

«Психо», 1960 г., реж. Альфред Хичкок

Также съемка с высокого ракурса часто используются для того, чтобы показать экстремальное положение героя в пространстве. Такой прием буквально физически заставляет зрителя присоединиться к происходящему на большом экране, вызывав чувство встревоженности или напряжения.

Original size 5168x973

Примеры высокого ракурса в фильмах «Наконец в безопасности!», 1923 г., реж. Фред С. Ньюмейер, Сэм Тейлор, «Титаник», 1997 г., реж. Джеймс Кэмерон, «Особое мнение», 2005 г., реж. Стивен Спилберг

Original size 1535x638

Пример высокого ракурса в фильме «Матрица», 1999 г., реж. Лана Вачовски, Лилли Вачовски

Нередко режиссеры прибегают к использованию высокого угла съемки, преследуя, как ни парадоксально, и более приземленные цели. Дело в том, что именно такой формат позволяет сообщить зрителю некую дополнительную нарративную информацию, представив, например, тот средовой бэкграунд, в котором действуют и существуют герои.

Original size 5167x973

Примеры высокого ракурса в фильмах «Темный рыцарь», 2008 г., реж. Кристофер Нолан, «К звездам», 2019 г., реж. Джеймс Грэй, «Интерстеллар», 2014 г., реж. Кристофер Нолан

3. Голландский угол (dutch angle)

Голландский угол (dutch angle) представляет собой ракурс съемки, при котором камера расположена под наклоном к линии горизонта. Голландский угол, как стилистический прием, родился в эпоху немецкого экспрессионизма. В таких фильмах часто поднималась тема душевного беспокойства, сумасшествия, а действие разворачивалось на фоне искаженной реальности.

Сцены, снятые голландским углом, вызывают чувство тревоги, обостряют напряжение или замешательство героев, в чем можно убедиться на примере фильма «Миссия невыполнима» (1996 г.).

Original size 5167x973

«Миссия невыполнима», 1996 г., реж. Брайан Де Пальма

Голландский угол часто можно заметить в сценах, демонстрирующих психические отклонения героев, как, например, в фильме «12 обезьян» (1995 г.); а также состояние алкогольного или наркотического опьянения, как в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998 г.). Таким образом режиссеры заставляют прочувствовать дискомфорт и дезориентацию в пространстве и самому зрителю.

Original size 5168x1415

«12 обезьян», 1995 г., реж. Терри Гиллиам

Original size 726x370

«12 обезьян», 1995 г., реж. Терри Гиллиам

Original size 5168x1416

«Страх и ненависть в Лас-Вегасе», 1998 г., реж. Терри Гиллиам

Стоит обратить внимание на то, как голландским ракурсом съемки воспользовался режиссер Бернардо Бертолуччи в своем фильме «Конформист» (1970 г.). В одной из сцен главного героя преследует машина, при этом камера сильно наклонена относительно линии горизонта. Однако позже выясняется, что преследователем оказывается союзник героя, и камера выравнивается, символизируя стабилизацию ситуации.

Original size 5168x973

«Конформист», 1970 г., реж. Бернардо Бертолуччи

Original size 690x388

«Конформист», 1970 г., реж. Бернардо Бертолуччи

Голландский угол является очень сильным визуальным средством выразительности. Обилие сцен, снятых подобным образом, может вызвать чувство физического отторжение у зрителя, поэтому использовать этот прием нужно «с осторожностью».

Удачным примером неудачного использования голландского угла может стать фильм режиссера Роджера Кристиана «Поле битвы: Земля» (2000 г.) — около 90% всех сцен в нем сняты именно таким способом, прием «заваленного горизонта» использован безотносительно его привязки к эмоционально-драматической составляющей повествования. Фантастическая лента фигурирует в списках худших фильмов в истории кино, и во многом это обусловлено характером ее визуального повествования.

Original size 5168x1416

«Поле битвы: Земля», 2000 г., реж. Роджер Кристиан

II. Движение камеры

Движение камеры является еще одним мощным инструментом визуальной выразительности. Изменяя положение камеры относительно объектов съемки, режиссеры обращают внимание зрителя на нюансы и детали сюжетного повествования, создают более впечатляющий и эмоционально сильный визуальный образ.

1. Зуммирование (zoom)

С технической точки зрения прием зуммирования (zoom) не является движением камеры, но представляет собой изменение фокусного расстояния объектива, что позволяет приближать или отдалять объекты съемки от зрителя. Такая операторская техника не имеет аналогов в человеческом организме, поскольку наш глаз не способен приближать или отдалять объекты без изменения положения тела относительно пространства — именно поэтому прием зуммирования является уникальным с точки зрения формирования зрительского опыта. В случае отдаления зуммирование позволяет раскрыть контекст происходящего, при приближении — может обратить внимание зрителя на какую-либо деталь в кадре.

Медленный зум любят использовать в фильмах ужасов и триллерах для создания ощущения тревожности или саспенса. И, безусловно, Стэнли Кубрик — настоящий мастер такой «пугающей» техники.

Original size 758x354

Пример медленного зума в фильме «Сияние», 1980 г., реж. Стэнли Кубрик

Однако наиболее нетипичным является прием так называемого экстремального зуммирования (crash zoom), когда камера совершает стремительное приближение или отдаление к объекту или от объекта съемки.

В фильме «Джанго освобожденный» (2012 г.) данный прием используется для создания комедийного эффекта.

Original size 828x324

«Джанго освобожденный», 2012 г., реж. Квентин Тарантино

А в боевике Квентина Тарантино «Убить Билла» (2003 г.) — для достижения драматического эффекта.

Original size 826x324

«Убить Билла», 2003 г., реж. Квентин Тарантино

2. Долли зум (dolly zoom)

Еще одна разновидность зума — это эффект долли зум (dolly zoom). Так называется прием, при котором объектив камеры совершает зуммирование, а сама камера при этом движется в противоположном направлении. Таким образом, актер, помещенный в центр кадра, остается неподвижен, а пространство вокруг него будто бы разверзается, выставляя эмоции героя на первый план.

Original size 498x210

Пример долли зум в фильме «Челюсти», 1975 г., реж. Стивен Спилберг

Долли зум также именуют эффектом Вертиго — по названию киноленты Альфреда Хичкока Vertigo («Головокружение», 1958 г.), которая, хотя и не была первой, но популяризировала применение долли зум в кинематографе.

Original size 758x354

«Головокружение», 1958 г., реж. Альфред Хичкок

Альфред Хичкок в своей картине (1958 г.) при помощи операторского приема в действительности создал эффект головокружения, однако впоследствии режиссеры стали использовать долли зум не так буквально. Например, Сэм Рейми в сцене из вестерна «Быстрый и мертвый» (1995 г.) использует долли зум для усиления конфликтного противостояния героев. Стоит отметить, что режиссер в сцене противостояния также прибегает к использованию голландского угла.

Original size 770x348

«Быстрый и мертвый», 1995 г., реж. Сэм Рэйми

Однако чаще всего долли зум используется как способ передачи смотрящему состояния паранойи, беспокойства или всеобъемлющего ужаса. Чувство тревоги и напряжения, создаваемого долли зумом, можно хорошо прочувствовать на примере кадров из триллера Пола У. С. Андерсона «Сквозь горизонт» (1997 г.).

Original size 500x212

«Сквозь горизонт», 1997 г., реж. Пол У. С. Андерсон

3. Сопровождающая съемка (tracking)

Сопровождающая съемка (tracking) предполагает следование камеры за объектом или объектами съемки.

Original size 832x322

Пример сопровождающей съемки в фильме «Бойцовский клуб», 1999 г., реж. Дэвид Финчер

В зависимости от характера сцены сопровождающая камера может создавать различные эффекты. Например, поддержать и усилить динамичность сцены, как в драме Даррена Аронофски «Реквием по мечте» (2000 г.).

Original size 718x374

«Реквием по мечте», 2000 г., реж. Даррен Аронофски

Или вызвать ощущение саспенса, как в триллере Стэнли Кубрика «Сияние» (1980 г.).

Original size 718x374

«Сияние», 1980 г., реж. Стэнли Кубрик

Трекинговая съемка в сочетании с длинными дублями создает визуальный стиль, отсылающий к документальному жанру. Кажется, здесь прием сопровождения выглядит особенно эффектно, поскольку погружает зрителя в происходящее и заставляет задаваться вопросом: а что ждет героя в конце его маршрута?

Original size 822x326

Пример сопровождающей съемки в фильме «Криминальное чтиво», 1994 г., реж. Квентин Тарантино

4. Вращение камеры (camera roll)

Следующий операторский прием предполагает вращение камеры вокруг объектива. Такое визуальное решение буквально призвано испытать на прочность вестибулярный аппарат смотрящего.

Как правило, вращение камеры используется для акцентирования внимания на героя в кадре, определенном эпизоде картины или поворотной точке в ходе повествования.

Original size 812x330

Пример вращения камеры в фильме «Необратимость», 2002 г., реж. Гаспар Ноэ

В фильме «Форсаж 7» (2015 г.) вращение камеры сопровождает движения героев — многие режиссеры любят использовать данный прием при съемке боевых сцен.

Original size 826x324

«Форсаж 7», 2015 г., реж. Джеймс Ван

5. Движение камеры вокруг героя (arc movement)

Arc movement предполагает движение камеры вокруг объекта съемки (преимущественно горизонтальное, хотя возможен и вертикальный вариант). Сцены, снятые подобным образом, добавляют динамичности кадру, даже несмотря на то, что сами персонажи могут оставаться практически неподвижны, как, например, в ленте Майкла Бэя «Скала» (1996 г.).

Original size 820x328

«Скала», 1996 г., реж. Майкл Бэй

Движение камеры вокруг героя будто бы сближает его со зрителем. Внимание смотрящего оказывается всецело обращено к объекту съемки. Занимательно, что обычно вращение камеры вокруг героя применяется для съемки эпизодов, в которых сам герой оказывается крайне сосредоточен и сконцентрирован. Ввиду, например, предчувствия опасности, как в фильме «Тихое место» (2018 г.)

Original size 824x326

«Тихое место», 2018 г., реж. Джон Красински

Режиссеры вращают камеру вокруг героев также для того, чтобы усилить градус эмоционального накала, конфликтного противостояния персонажей, как, например, в фильме «Темный рыцарь» (2012 г.).

Original size 824x326

«Темный рыцарь», 2012 г., реж. Кристофер Нолан

6. Быстрое панорамирование (whip pan)

Панорамирование представляет собой поворот камеры в горизонтальной плоскости. Технически такой операторский прием напоминает поворот головы, направление взгляда в новую точку с тем, чтобы увидеть и рассмотреть что-либо. Долгое панорамирование применяют для того, чтобы заинтриговать зрителя или подарить ему возможность наиболее подробно рассмотреть детали окружения.

Original size 720x372

Пример панорамирования в фильме «Китайский квартал „, 1974 г., реж. Роман Полански

Однако наиболее нетипичным является прием быстрого панорамирования (whip pan), когда камера осуществляет стремительный переход от положения А к положению Б. Такие кадры призваны создать ощущение энергии и динамики, отразить насыщенность происходящих в кадре событий.

Прием быстрого панорамирования по праву может считаться настоящей визитной карточкой Уэса Андерсона. Он часто прибегает к быстрому панорамированию для того, чтобы раскрыть зрителю какую-либо новую информацию, бескомпромиссно обратив на нее все внимание смотрящего. Визуальное повествование «Отеля Гранд Будапешт» (2014 г.), кажется, всецело опирается на быстрый переход камеры из точки А в точку Б.

Original size 644x418

«Отель Гранд Будапешт», 2014 г., реж. Уэс Андерсон

Original size 652x412

«Отель Гранд Будапешт», 2014 г., реж. Уэс Андерсон

Original size 500x300

«Отель Гранд Будапешт», 2014 г., реж. Уэс Андерсон

7. Сноррикам (snorricam)

Сноррикам (snorricam) — это операторский прием, который получил свое название по специальному устройству, позволяющему крепить камеру непосредственно к телу актера и синхронизировать ее движения с движениями персонажа в кадре.

Подобная техника создает ощущение, что актер остается в статичном или относительно статичном положении, а мир вокруг него меняется.

Original size 5168x973

Примеры сноррикам в сериале «Жизни матрёшки», 2019–2022 гг., реж. Наташа Лионн и др., фильмах «Побег из Вегаса», 2010 г., реж. Николас Столлер, «Под Сильвер-Лэйк», 2018 г., реж. Дэвид Роберт Митчелл

В комедии «Мальчишник в Вегасе» (2009 г.) сноррикам использован для отражения дезориентации героя в пространстве.

Original size 640x256

«Мальчишник в Вегасе», 2009 г., реж. Тодд Филлипс

Чаще всего режиссеры прибегают к технологии сноррикам для отражения субъективного состояния героев. Таким образом снимаются сцены алкогольного или наркотического опьянения персонажей, как, например, в лентах «Волк с Уолл-стрит» (2013 г.) и «Реквием по мечте» (2000 г.).

Original size 640x266

«Волк с Уолл-стрит», 2013 г., реж. Мартин Скорсезе

Original size 640x340

«Реквием по мечте», 2000 г., реж. Даррен Аронофски

Сноррикам является очень сильным средством визуальной выразительности — не только ввиду динамики кадра, но также из-за высокой степени явности эффекта, обращающего на себя все внимание смотрящего. Так, обилие сцен, снятых с помощью сноррикам, может сбить с толку зрителя, отвлечь от смысловой составляющей повествования.

IV. Заключение

В ходе данного исследования мне удалось выяснить, что ракурсы и движения камеры представляют собой кроссжанровый феномен — одна и та же операторская техника в равной степени может быть использована и в триллере, и в комедии, и в фильме приключенческого жанра. Движения камеры и углы съемки в действительности влияют на опыт визуального восприятия, обостряя эмоции или направляя внимание зрителя в нужную сторону.

Примечательно, что аналогичный визуальный опыт может быть сформирован при помощи разных операторских техник. Так, например, голландский угол и сноррикам в равной степени могут быть использованы для отражения искаженного восприятия действительности, ненормальности происходящего, а эффект саспенса может быть вызван путем использования трекинговой съемки или приема зуммирования.

Однако выбор того или иного средства визуальной выразительности в первую очередь диктуется смысловыми нюансами повествования, контекстом и характером происходящего. Для создания по-настоящему успешного кинопродукта, режиссеру не только необходимо постоянно задаваться вопросами — для чего используется тот или иной операторский прием, но также тонко чувствовать контекст повествования, и, в зависимости от этого, выбирать то средство визуальной выразительности, которое сможет передать зрителю визуальные сигналы нужной частоты.

Список источников

Нетипичные ракурсы съемки и движения камеры в кинематографе
315
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more