
Рубрикатор
1. Концепция 2. Образ для создания анонимности 3. Оформление обложек синглов/альбомов 4. Коммуникация со слушателем и звучание 5. Заключение
Концепция
Явление анонимности в музыкальной сфере существовало задолго до его яркого проявления в современной музыке. Но в подавляющем большинстве произведения и их исполнители оставались анонимными по практическим причинам: неразвитая система авторского права, влияние внешних факторов, связанных с историей и течением времени: войны, природные катаклизмы, различные ошибки и неточности, допущенные при хранении предметов искусства, культурные особенности, определяющие авторство как незначительный аспект творчества.
Возвращаясь к музыкальному контексту современности, есть несколько целей, которые преследуют исполнители, которые конструируют свою идентичность по канонам анонимности. В своём визуальном исследовании я структурирую эти цели, проанализирую, каким образом авторы используют свою анонимность, как она влияет на музыку, имидж исполнителя, на его коммуникацию с аудиторией, на эстетическое оформление и продвижение музыкальных произведений.
Говоря о целях, подталкивающих авторов скрывать свою подлинную личность, первым делом на ум приходит идея игры с человеческим любопытством. Невозможность добраться до истоков какого-либо явления вызывает в людях ажиотаж, активный, вполне исследовательский, интерес. Появляется стремление узнать, кто скрывается под псевдонимом, под сценической маской, под изображением на обложке альбома. Желание раскрыть личность исполнителя одновременно соревнуется с потаённым желанием остаться в неведении, вновь и вновь создавая и распространяя различные теории об авторе. Такая загадочность также определённо идёт на пользу в плане продвижения и монетизации творчества. Анонимные исполнители, действуя на контрасте с современной тенденцией авторов концентрировать внимание аудитории на своей персоне, привлекают не меньше интереса и собирают толпы поклонников.
Также исполнителей захватывает идея отделить своё имя от своего творчества, чтобы слушатели в первую очередь оценивали и воспринимали результат интеллектуальной работы, а не образ и поведение на публике. В современной музыкальной индустрии превалирует медийная, социальная составляющая. Авторы стремятся и к эпатажу, и к созданию продуманных, сложных образов, но в целом к сосредоточению на своём «я». Анонимность, в свою очередь, позволяет музыканту обратить всё внимание на своё творчество, призвать к некоторой беспристрастности, к более тонкому, эстетскому восприятию.
Для уже состоявшихся в своём музыкальном стиле авторов анонимность является возможностью смело переключиться и переосмыслить свой творческий путь, создать новое звучание без ассоциации с устоявшимся образом. Тогда как постоянные слушатели могут не принять кардинальных изменений, анонимный сайд-проект позволяет найти новую подходящую аудиторию для экспериментов и творческих исканий.
Вне зависимости от цели творцов, выбравших остаться анонимными, их всех объединяет одно — свобода высказывания и свобода быть вдали от всеобщего внимания в реальном мире.
Образ для создания анонимности
The Residents / 1979
Группа, возникшая в начале 1970-х, которая отличалась своими авангардными образами — исполнители часто появлялись на сцене в больших масках в форме глаз. Испытующий взгляд обращён на зрителя-слушателя, что разворачивает ситуацию и создаёт новый контекст постоянного наблюдения, рассматривания. Несмотря на пятидесятилетнюю историю группы, большинство участников так и не были раскрыты.
Тома Бангальтер, Ги-Манюэль де Омем-Кристо (группа Daft Punk) / 2015
Рекламная кампания Daft Punk в стиле 80-х / 2015
Участников группы Daft Punk можно назвать «пионерами»[1] в создании анонимного образа. Тома Бангальтер и Ги-Манюэль де Омем-Кристо, создатели группы, предпочитали появляться на публике в шлемах футуристичных роботов, такой образ в большой степени соответствовал экспериментальной, во многом новаторской музыке. Со временем их образ стал популярным и коммерчески успешным, его перекладывали на любые носители: плакаты, сувениры, одежду и многое другое.
SBTRKT / The Thin Air / 2014
Аарон Джером, или SBTRKT, продюсер и музыкальный исполнитель из Британии, создаёт свой образ на основе церемониальных масок, вдохновлённых культурой Африки, Южной и Центральной Америки, Индии. Так автор приобретает вторую личность, освобождённую от европейских стандартов популярности.
Claptone / DJMag.com / 2022
Claptone, немецкий диджей и продюсер, обеспечивает свою анонимность с помощью золотой маски, отсылающей к маске «чумного доктора». Отгораживаясь такой маской от слушателя, он создаёт ощущение необходимости этой дистанции.
deadmau5 / EXCHANGE LA / 2022
Джоэль Томас Циммерман, или deadmau5 — канадский диджей и продюсер, появляется на концертах в большой маске мыши со светодиодным свечением.
Slow Magic / 2017
Исполнитель Slow Magic, личность которого остаётся неизвестной, выступает в разноцветной маске животного.
Sia / Getty
Певица Sia иногда скрывает своё лицо за длинным чёрно-белым париком, желая привлекать к себе меньше внимания и больше транслировать своё творчество. Для клипов она привлекает других людей, отдавая главную роль танцовщикам.
Orville Peck / Julia Johnson 2022
Orville Peck — канадский кантри-музыкант, носящий маски и любящий фермерскую атрибутику. О личности исполнителя до сих пор ничего не известно.
Оформление обложек синглов/альбомов
Duck Stab / Buster & Glen (1972) / Our Tired, Our Poor, Our Huddled Masses (1997) / Commercial Album (2019) // The Residents
Необычные, эпатажные маски, которые носят участники группы, появляются не только на сцене, но и на музыкальных обложках. Коллажная техника и тёмно-красные тона создают пугающую, сюрреалистическую атмосферу, новую реальность, затягивающую слушателя в параллельный странный мир, в которым наблюдение приобретает навязчивую форму, ограничивая свободу во всех проявлениях. Таким образом, обложки продолжают повествование наряду со сценическими образами авторов.
Around The World (1996) / Discovery (2001) / Musique Vol 1 (2006) // Daft Punk
В случае с Daft Punk, основным активным пятном является логотип группы, размещённый крупно, громогласно объявляя о её творчестве. Он видоизменяется, обретает другие свойства, но его сущность — «панковский» протест — остаётся неизменной.
SBTRKT (2013) / Wonder Where We Land (2014) // SBTRKT
Ритуальные маски, с помощью которых SBTRKT скрывает свою личность от публики, так же представляют его музыку через обложки его произведений. Сама маска неподвижна, не выражающая ничего, внимание сразу обращается к глазам, во взгляде которых стремишься найти какие-то послания, намёки.
Cream (2012) / Charmer (2015) // Claptone
Золотая маска Claptone появляется на обложках в качестве символичного предмета искусства, существующего отдельно, вне личности автора, в собственной культурном контексте. Она представляет автора, является определяющей деталью образа, которая моментально приковывает внимание.
I Remember (2009) / > album title goes here < (2012) // deadmau5
Маска deadmau5 является контейнером для других изображений, таким образом всё изображаемое «брендируется», попадает в реальность автора и принадлежит ей.
Float (2017) / BBaacckk & & FFoorrtthh (2020) / Home (2020) // Slow Magic
В пространстве обложки Slow Magic конструирует фантазийные композиции, в которых его образ раскрывается по-разному. В одной он в маске парит в воздухе, в другой — скрыт в тумане, из которого выглядывают очертания маски. Обложки связаны общим ощущением воздушности, неопределённости.
This Is Acting (2016) / This Is Acting (Deluxe Version) (2016) // Sia
В одной версии обложки Sia предстаёт перед зрителем без парика, закрывающего её лицо, на другую версию обложки она помещает фотографию Мэдди Зиглер, танцовщицы, снимавшейся в девяти её клипах. Sia может выражать своё творчество через других людей, обращать на них фокус внимания аудитории, тем самым смещая акцент с себя на свою музыку, на свой перформанс.
Pony (2019) / Born This Way (2021) // Orville Peck
Обложки Orville Peck одновременно продолжают некоторую кантри-традицию и идут по пути самопрезентации, где главный герой — анонимный автор.
Коммуникация со слушателем и звучание
The Residents являются рок-шоуменами, которые придумали себе необычный имидж и играют на сцене полноценный концерт-перформанс с движениями, жестами, танцами. Всё это с дополнением в виде психоделического освещения и мрачного вокала создаёт ощущение посвящения в какой-то загадочный культ.
Daft Punk / Karl Walter / Getty Images / 2006
Daft Punk находятся на возвышении, имея возможность обозревать, наблюдать за аудиторией, видеть реакцию всей массы людей.
Живое выступление SBTRKT на Reading Festival 2014 / Rex Features / 2014
SBTRKT не видит людей за его спиной, он будто изучил влияние его музыки на них и уверен в результате.
Claptone находится в толпе людей, он жестами, как дирижёр. управляет аудиторией, переходя от спокойного ритма к нарастающему и более насыщенному.
Deadmau5, как диджей, находится далеко от слушателей, и его маска привлекает внимание, её яркие элементы и размер делают её заметной с самых дальних рядов.
Orville Peck, если не считать маски и анонимности, выступает как любой другой кантри-исполнитель: живой звук, гитара, бэк-вокал.
Slow Magic взаимодействует с аудиторией как классический диджей, не произнося слов, начиная играть, едва появившись на сцене.
Во время концерта Sia занимает место в стороне от центральной части сцены, выводя на первый план перформанс танцующих людей. Она выступает рассказчиком истории, закадровым голосом, который управляет действиями актёров. Также в начале видео видно, что певица открыта к аудитории, она общается с ней, она и слушатели на одной волне.
Заключение
Подводя итоги исследования, хочется отметить, что, несмотря на то, что подлинные личности большинства анонимных исполнителей были раскрыты, это не значит, что это полностью лишило их свободы творчества. Анонимность автора, даже разоблачённого, обладает способностью создавать атмосферу загадочности, которая противопоставлена медийным персонам современной музыкальной индустрии. «Немногие артисты были достаточно смелы, чтобы отказаться от образа современной поп-звезды»[2].
Каждый анонимный музыкант скрывает свою личность по-своему, в зависимости от собственного музыкального стиля, убеждений и взглядов на жизнь. Однако приём надевания маски в общественном поле можно назвать своеобразной тенденцией в среди авторов-инкогнито. Также цели держать реальную информацию о себе в тайне у каждого разные: от желания повысить свою популярность и узнаваемость с помощью необычного образа, до желания ощущать себя в безопасности на сцене и в обычной жизни.
[1] https://www.afterglowatx.com/blog/2018/12/19/anonymity-in-music-how-artists-retain-mystery-and-magic-in-their-art#: ~:text=Daft%20Punk%2C%20one%20of%20the%20most%20prominent%20and%20successful%20electronic%20groups%20of%20all%20time%2C%20are%20pioneers%20of%20using%20anonymity. (дата обращения 22.05.2024)
https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/19401159.2021.1956080 (дата обращения 22.05.2024)
https://web.archive.org/web/20150911100806/http://www.okayafrica.com/news/a-hidden-place-behind-sbtrkts-masks/ (дата обращения 22.05.2024)4
https://theheritageorchestra.com/projects/sbtrkt/ (дата обращения 22.05.2024)
https://hypebeast.com/2015/11/daft-punk-retro-merchandise-poster-ads (дата обращения 22.05.2024)
https://www.independent.co.uk/arts-entertainment/music/reviews/sbtrkt-o2-academy-brixton-london-review-an-allencompassing-experience-9772595.html (дата обращения 22.05.2024)
https://thethinair.net/2014/07/stream-sbtrkt-new-dorp-new-york/ (дата обращения 22.05.2024)
https://djmag.com/top100djs/2022/31/Claptone (дата обращения 22.05.2024)
https://weraveyou.com/2022/02/deadmau5-reveals-he-has-produced-9-new-tracks-in-the-last-9-days/ (дата обращения 22.05.2024)
https://www.billboard.com/music/country/orville-peck-on-being-openly-gay-country-music-1235080702/ (дата обращения 22.05.2024)
https://www.nytimes.com/2018/11/03/obituaries/hardy-fox-dead.html (дата обращения 22.05.2024)
https://www.slowmagic.cool/home (дата обращения 22.05.2024)
https://www.the-sun.com/entertainment/7034283/why-does-sia-cover-her-face/ (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/22218954 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/6612326 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/21916800 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/169252 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/35654 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/49357 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/18894560 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/2203664 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/3087305 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/5317119 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/585065 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/33744 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/7138985 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/16043091 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/4719570 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/12078959 (дата обращения 22.05.2024)
https://music.yandex.ru/album/10201961 (дата обращения 22.05.2024)
https://www.amazon.ca/This-Acting-Deluxe-Version-Sia/dp/B01L9EZET2 (дата обращения 22.05.2024)
https://www.amazon.com/Sia-This-Acting/dp/B01B7ANPEE (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=U4HgbrpJgUQ (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=VMxGtEswxHE (дата обращения 22.05.2024)
https://pitchfork.com/news/daft-punk-reissuing-homework-on-vinyl-streaming-rare-concert-right-now-one-time-only/ (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=7sev7kbnOVA (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=oGAgxluEu9g (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=FljXwcBclq0 (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=hMe19CpfH_w (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=3jAW0Z95T0A (дата обращения 22.05.2024)
https://www.youtube.com/watch?v=Yz4wcTDQFDU (дата обращения 22.05.2024)