
«Переходный этап от 1990-х к 2000-м. От первых тут — немного наивный драм-н-бэйсовый звук и конструкция песни как байки; от вторых — тщательно спродюсированный образ, пакующий мейнстримовую гиперсексуальность в глянцевую обертку» (Горбачев. 2021. 153) [1]
Рубрикатор
(1) Концепция (2) Воплощение образа поп-артистки (3) Стиль одежды (4) Визуальный язык клипов (5) Визуальный язык обложек альбомов (6) Заключение
Концепция
В последние два года активно развивается эстетика Y2K — стиль, который обращается к визуальному языку 2000-х годов. По всему миру наблюдается ностальгия по этому периоду, в том числе и по музыке. Многие начинают переосмыслять культуру нулевых. В русском шоу-бизнесе того времени активно развиваются женские группы и сольные исполнительницы, каждая из которых выделяется своими особенностями, но общие тенденции были весьма заметны — стремление к сексуальным, выразительным и дерзким образам. Например, образы участниц «ВИА Гра» и певицы МакSим надолго закрепились как секс-символы. Русские клипы нулевых можно назвать действительно смелыми, как и их исполнительницы. Женский образ в поп-индустрии изменился: девушки на экранах стали более свободными и менее скромными; они не стеснялись наготы и не боялись сексуализации. Интересно, с помощью какого визуального языка транслировались свобода, дерзость и сексуальность поп-артисток 2000-х годов.
Я решила подробно изучить образы поп-артисток 2000-х годов. Для анализа я выбрала следующий визуальный материал: записи и фотографии с концертов, клипы, фотосессии участниц групп. Стоит отметить, что изображения самих артисток можно было найти не только в вышеперечисленных источниках, но и на обложках и страницах журналов, в рекламе и так далее. Тем не менее, для меня было важно показать, какой образ создает каждая артистка, как она предстает перед публикой на концертах и в клипах, то есть, как она сама видит себя и свою музыку

Винтаж — Ева (2009) Группа «Блестящие» Группа t.A.T.u. Фото: соцсети Лены Катиной Певица МакSим
Принцип рубрикации можно описать следующим образом: я выбрала широкую тему «женский образ в русской поп-музыке 2000-х годов» и разделила ее на подтемы. Разложив образ на составляющие, я выделила четыре основных раздела: 1. Воплощение образа поп-артистки, 2. Стиль одежды, 3. Визуальный язык клипов, 4. Визуальный язык обложек альбомов. Первым я хочу проанализировать форму подачи музыки. Например, у группы t.A.T.u. все знали лица исполнительниц, тогда как певица Глюк’оза долгое время воспринималась как персонаж из мультфильма. Дальше я двигаюсь от частного к общему: сначала рассматриваю, как одевались артистки нулевых, а затем перехожу к визуальному языку клипов и обложек. Такая структура позволит мне охватить все основные каналы коммуникации и более глубоко изучить женский образ.
В качестве текстового источника я выбрала книгу «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991-2021» под редакцией Горбачева. Это издание помогает разобраться в последовательности трендов и подробно проанализировать творчество артисток. В нем рассматривается творчество почти всех групп, упомянутых в визуальном исследовании. Я сосредоточилась на периоде 2000-х годов и уделила особое внимание анализу групп с женским составом.
Ключевой вопрос визуального исследования звучит так: «Какие особенности женских образов были в 2000-х годах?» Проанализировав визуальный язык одежды, клипов, обложек и других элементов, через которые выражался и воплощался сам образ, я намерена найти ответ на этот вопрос.
Воплощение образа поп-артистки
Часто артистки не скрывали свои образы, однако были и такие проекты, как, например, Глюк`ozа. Этот проект, созданный Максимом Фадеевым, изначально был вдохновлен западной группой Gorillaz.
Группа ВИА Гра на концерте в июле 2004 (слева направо: Н. Грановская, С. Лобода, В. Брежнева)
Группа «Блестящие» (2000)


МакSим — Научусь летать (2007)
Выступление группы в клубе «Гауди Арена», Москва, 28 октября 2005 года. Фотограф: Алексей Родин Группа: t.A.T.u. Юля Волкова и Лена Катина (2003)
Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003)
Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003) Gorillaz — Feel Good Inc. Альбом: Demon Days. (2005)
Стиль одежды
Группа: t.A.T.u. (2001)
t.A.T.u — Я сошла с ума (2001)
Группа t.A.T.u выделяется своим образом, в котором они выступали и снимались в клипах. Это стилистика японской школьной формы: короткие юбки и клетчатые галстуки, полупрозрачные белые рубашки больше напоминают героинь аниме, чем русских школьниц.
(О t.A.T.u) «Последняя вспышка российского либерального культурного проекта 1990-х, предполагавшего дерзкое исследование общественных табу, оказалась такой яркой, что ее заметил весь мир» (Горбачев, 2021, 161) [1]
Группа «ВИА Гра». Фото: Алексей Степанов
Винтаж — Одиночество любви (2009)
Группа «Блестящие» — «Чао, бамбино» (2000)
Выступление группы «ВИА Гра». Фото: Михаил Ворожцов (2005)
Мини-юбки — один из главных элементов образа артисток 2000-х. Также преобладали кофты, майки и футболки с глубокими вырезами, подчеркивающими женственность каждой из них, а также полупрозрачные блузы. Артисток нулевых трудно назвать скромными; они скорее были хулиганками.
Визуальный язык клипов
Винтаж — Ева (2009)
МакSим — Трудный возраст (2005)
ВИА Гра — Стоп! Стоп! Стоп! (2002)
Клипы женских поп-исполнительниц 2000-х годов легко отличить от клипов других периодов. Артистки в этих видео выглядят очень сексуально: они часто снимаются в мокрой одежде, а иногда и без неё. В крупных планах акцентируется внимание на пухлых губах и выразительных глазах.
Глюк`ozа — Невеста (2003)
Глюк`ozа — Снег идет (2005)
Клипы Глюк’oZa в этом плане являются исключением. Героиня скорее дерзкая и сильная; она не пытается соблазнить, более того, может быть лиричной, как, например, в клипе на песню «Снег идет».
Визуальный язык обложек альбомов
В обложках Глюк’oZa явно ощущается влияние азиатской культуры.
Обложка: Глюк’oZa — Юра (2005)
Обложка: Глюк’oZa — Шуга (2003)
В некоторых других обложках также прослеживаются винтажные элементы.
Обложка: Диск: Криминальная любовь. Группа: Винтаж. (2007)
Обложка: сингл All About Us. Группа: t.A.T.u. (2005)
Обложки артисток «МакSим» и «ВИА Гра» выглядели в 2000-х достаточно вульгарно. Как и в клипах, делается акцент на сексуальности и вызывающих нарядах.
Обложка: альбом Stop! Stop! Stop! группы «ВИА Гра» Обложка: альбом Стоп! Снято! группы «ВИА Гра» Альтернативная обложка: альбом «Биология» группы «ВИА Гра»
Передняя обложка альбома МакSим «Трудный возраст». Скан обложки альбома «Трудный возраст» (2006)
Блестящие — Белым снегом (2002)
Заключение
Конечно, 2000-е годы подарили нам много ярких женских исполнителей. Многие женщины в поп-музыке того времени были смелыми и не боялись показывать свою индивидуальность. Хулиганские образы сочетались с женственными. Также нулевые подарили проект Глюк’oZa, который завоевал популярность благодаря своей оригинальной подаче. Заметно, что девушки стали более свободными в выборе нарядов. Главными атрибутами модниц того времени стали элегантные платья, короткие юбки и глубокие вырезы на блузках. Собирательный образ певицы 2000-х — это свободная женщина, которая не боится выражать свои чувства, открыта к миру и совершенно не ограничена в самовыражении. Однако стоит отметить, что такие образы во многом возникали благодаря продюсерам, которые успешно анализировали потребности целевой аудитории и стремились их удовлетворить.
t.A.T.u. — Нас не догонят. Золотой граммофон (2001)
Горбачев А. Г. Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991-2021. Москва: Институт музыкальных инициатив, 2021. 960 с.
Шульгин Е. История русской поп-музыки в 2000 — 2009 // Lenta.Ru (https://popsa.lenta.ru). Просмотрено: 23.11.24.
Кинопоиск. Режим доступа: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/1bcddbbc-16ee-4c11-ad94-7bddb0b1dd13/3840x (Просмотрено: 23.11.24)
Винтаж — Ева (2009)
Интересно знать. Режим доступа: https://iznat.com/wp-content/uploads/2022/02/33.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Картинкоф. Режим доступа: https://kartinkof.club/uploads/posts/2023-05/thumbs/1683299041_kartinkof-club-p-maksima-kartinki-18.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
5. Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/ВИА_Гра_%282004%29.jpg/2560px-ВИА_Гра_%282004%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Apt visit. Режим доступа: https://lh3.googleusercontent.com/proxy/AVkLzoP02yKsZCzQ28PsLJ8JpYdgriD3RfRxjcMLrygDkHHQIDuWYyoEyG6fpnHp6C5TAK_L6KOMh1-j2WnFhAVDLyMy7h134gV6cGPuNEO8Ui3Lj8_kI2U (Просмотрено: 23.11.24)
МакSим — Научусь летать (2007)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d3/Gaudi_arena.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/TatuGroupPhoto.jpg/1024px-TatuGroupPhoto.jpg (Просмотрено: 24.11.24)
Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003)
Gorillaz — Feel Good Inc. Альбом: Demon Days. (2005)
Беларусь сегодня. Режим доступа: https://storage01.sb.by/iblock/98c/98c495d7ba06e6129dac45aab86c866d.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
t.A.T.u — Я сошла с ума (2001)
Винтаж — Одиночество любви (2009)
Группа «Блестящие» — «Чао, бамбино» (2000)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/ВИА_Гра_%282005%29.jpg/2560px-ВИА_Гра_%282005%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
МакSим — Трудный возраст (2005)
ВИА Гра — Стоп! Стоп! Стоп! (2002)
Глюк`ozа — Невеста (2003)
Глюк`ozа — Снег идет (2005)
Genius. Режим доступа: https://images.genius.com/70dd017ace13f21b2010d47aee71ffb3.500x500x1.png (Просмотрено: 23.11.24)
Genius. Режим доступа: https://t2.genius.com/unsafe/504x504/https%3A%2F%2Fimages.genius.com%2F0e5c64b66f66c7973068f83f36b873c5.1000x1000x1.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/1e/Криминальная_любовь.jpg (Просмотрено: 24.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/74/All_About_Us_cover.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f9/Стоп%21_Снято_%28альбом%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/74/Stop%21_Stop%21_Stop%21_%28альбом%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ae/Альтернативная_обложка_альбома_Биология_группы_ВИА_Гра.png (Просмотрено: 23.11.24)
Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ab/Трудный_возраст.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
Apple Music. Режим доступа: https://is1-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Music124/v4/80/62/fc/8062fccb-1652-ad57-a330-61355bc56ccd/cover.jpg/1200x1200bb.jpg (Просмотрено: 23.11.24)
t.A.T.u. — Нас не догонят. Золотой граммофон (2001)