Original size 1140x1600

Женский образ в русской поп-музыке в 2000-х

5
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Переходный этап от 1990-х к 2000-м. От первых тут — немного наивный драм-н-бэйсовый звук и конструкция песни как байки; от вторых — тщательно спродюсированный образ, пакующий мейнстримовую гиперсексуальность в глянцевую обертку» (Горбачев. 2021. 153) [1]

Рубрикатор

(1) Концепция (2) Воплощение образа поп-артистки (3) Стиль одежды (4) Визуальный язык клипов (5) Визуальный язык обложек альбомов (6) Заключение

Концепция

В последние два года активно развивается эстетика Y2K — стиль, который обращается к визуальному языку 2000-х годов. По всему миру наблюдается ностальгия по этому периоду, в том числе и по музыке. Многие начинают переосмыслять культуру нулевых. В русском шоу-бизнесе того времени активно развиваются женские группы и сольные исполнительницы, каждая из которых выделяется своими особенностями, но общие тенденции были весьма заметны — стремление к сексуальным, выразительным и дерзким образам. Например, образы участниц «ВИА Гра» и певицы МакSим надолго закрепились как секс-символы. Русские клипы нулевых можно назвать действительно смелыми, как и их исполнительницы. Женский образ в поп-индустрии изменился: девушки на экранах стали более свободными и менее скромными; они не стеснялись наготы и не боялись сексуализации. Интересно, с помощью какого визуального языка транслировались свобода, дерзость и сексуальность поп-артисток 2000-х годов.

Я решила подробно изучить образы поп-артисток 2000-х годов. Для анализа я выбрала следующий визуальный материал: записи и фотографии с концертов, клипы, фотосессии участниц групп. Стоит отметить, что изображения самих артисток можно было найти не только в вышеперечисленных источниках, но и на обложках и страницах журналов, в рекламе и так далее. Тем не менее, для меня было важно показать, какой образ создает каждая артистка, как она предстает перед публикой на концертах и в клипах, то есть, как она сама видит себя и свою музыку

big
Original size 1263x152

Винтаж — Ева (2009) Группа «Блестящие» Группа t.A.T.u. Фото: соцсети Лены Катиной Певица МакSим

Принцип рубрикации можно описать следующим образом: я выбрала широкую тему «женский образ в русской поп-музыке 2000-х годов» и разделила ее на подтемы. Разложив образ на составляющие, я выделила четыре основных раздела: 1. Воплощение образа поп-артистки, 2. Стиль одежды, 3. Визуальный язык клипов, 4. Визуальный язык обложек альбомов. Первым я хочу проанализировать форму подачи музыки. Например, у группы t.A.T.u. все знали лица исполнительниц, тогда как певица Глюк’оза долгое время воспринималась как персонаж из мультфильма. Дальше я двигаюсь от частного к общему: сначала рассматриваю, как одевались артистки нулевых, а затем перехожу к визуальному языку клипов и обложек. Такая структура позволит мне охватить все основные каналы коммуникации и более глубоко изучить женский образ.

В качестве текстового источника я выбрала книгу «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991-2021» под редакцией Горбачева. Это издание помогает разобраться в последовательности трендов и подробно проанализировать творчество артисток. В нем рассматривается творчество почти всех групп, упомянутых в визуальном исследовании. Я сосредоточилась на периоде 2000-х годов и уделила особое внимание анализу групп с женским составом.

Ключевой вопрос визуального исследования звучит так: «Какие особенности женских образов были в 2000-х годах?» Проанализировав визуальный язык одежды, клипов, обложек и других элементов, через которые выражался и воплощался сам образ, я намерена найти ответ на этот вопрос.

Воплощение образа поп-артистки

Часто артистки не скрывали свои образы, однако были и такие проекты, как, например, Глюк`ozа. Этот проект, созданный Максимом Фадеевым, изначально был вдохновлен западной группой Gorillaz.

Original size 2560x1656

Группа ВИА Гра на концерте в июле 2004 (слева направо: Н. Грановская, С. Лобода, В. Брежнева)

Original size 709x548

Группа «Блестящие» (2000)

МакSим — Научусь летать (2007)

Original size 1263x653

Выступление группы в клубе «Гауди Арена», Москва, 28 октября 2005 года. Фотограф: Алексей Родин Группа: t.A.T.u. Юля Волкова и Лена Катина (2003)

Original size 735x628

Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003)

Original size 1263x513

Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003) Gorillaz — Feel Good Inc. Альбом: Demon Days. (2005)

Стиль одежды

Original size 790x513

Группа: t.A.T.u. (2001)

Original size 0x0

t.A.T.u — Я сошла с ума (2001)

Группа t.A.T.u выделяется своим образом, в котором они выступали и снимались в клипах. Это стилистика японской школьной формы: короткие юбки и клетчатые галстуки, полупрозрачные белые рубашки больше напоминают героинь аниме, чем русских школьниц.

(О t.A.T.u) «Последняя вспышка российского либерального культурного проекта 1990-х, предполагавшего дерзкое исследование общественных табу, оказалась такой яркой, что ее заметил весь мир» (Горбачев, 2021, 161) [1]

Original size 1186x1446

Группа «ВИА Гра». Фото: Алексей Степанов

Original size 1263x513

Винтаж — Одиночество любви (2009)

Original size 1263x308

Группа «Блестящие» — «Чао, бамбино» (2000)

Original size 2560x1697

Выступление группы «ВИА Гра». Фото: Михаил Ворожцов (2005)

Мини-юбки — один из главных элементов образа артисток 2000-х. Также преобладали кофты, майки и футболки с глубокими вырезами, подчеркивающими женственность каждой из них, а также полупрозрачные блузы. Артисток нулевых трудно назвать скромными; они скорее были хулиганками.

Визуальный язык клипов

Original size 1263x653

Винтаж — Ева (2009)

Original size 1920x1080

МакSим — Трудный возраст (2005)

Original size 1263x653

ВИА Гра — Стоп! Стоп! Стоп! (2002)

Клипы женских поп-исполнительниц 2000-х годов легко отличить от клипов других периодов. Артистки в этих видео выглядят очень сексуально: они часто снимаются в мокрой одежде, а иногда и без неё. В крупных планах акцентируется внимание на пухлых губах и выразительных глазах.

Original size 0x0

Глюк`ozа — Невеста (2003)

Original size 1263x653

Глюк`ozа — Снег идет (2005)

Клипы Глюк’oZa в этом плане являются исключением. Героиня скорее дерзкая и сильная; она не пытается соблазнить, более того, может быть лиричной, как, например, в клипе на песню «Снег идет».

Визуальный язык обложек альбомов

В обложках Глюк’oZa явно ощущается влияние азиатской культуры.

Original size 500x500

Обложка: Глюк’oZa — Юра (2005)

Original size 1798x1792

Обложка: Глюк’oZa — Шуга (2003)

В некоторых других обложках также прослеживаются винтажные элементы.

Original size 0x0

Обложка: Диск: Криминальная любовь. Группа: Винтаж. (2007)

Original size 1000x1000

Обложка: сингл All About Us. Группа: t.A.T.u. (2005)

Обложки артисток «МакSим» и «ВИА Гра» выглядели в 2000-х достаточно вульгарно. Как и в клипах, делается акцент на сексуальности и вызывающих нарядах.

Original size 1263x396

Обложка: альбом Stop! Stop! Stop! группы «ВИА Гра» Обложка: альбом Стоп! Снято! группы «ВИА Гра» Альтернативная обложка: альбом «Биология» группы «ВИА Гра»

Original size 709x707

Передняя обложка альбома МакSим «Трудный возраст». Скан обложки альбома «Трудный возраст» (2006)

Original size 1200x1200

Блестящие — Белым снегом (2002)

Заключение

Конечно, 2000-е годы подарили нам много ярких женских исполнителей. Многие женщины в поп-музыке того времени были смелыми и не боялись показывать свою индивидуальность. Хулиганские образы сочетались с женственными. Также нулевые подарили проект Глюк’oZa, который завоевал популярность благодаря своей оригинальной подаче. Заметно, что девушки стали более свободными в выборе нарядов. Главными атрибутами модниц того времени стали элегантные платья, короткие юбки и глубокие вырезы на блузках. Собирательный образ певицы 2000-х — это свободная женщина, которая не боится выражать свои чувства, открыта к миру и совершенно не ограничена в самовыражении. Однако стоит отметить, что такие образы во многом возникали благодаря продюсерам, которые успешно анализировали потребности целевой аудитории и стремились их удовлетворить.

Original size 1263x653

t.A.T.u. — Нас не догонят. Золотой граммофон (2001)

Bibliography
1.

Горбачев А. Г. Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях 1991-2021. Москва: Институт музыкальных инициатив, 2021. 960 с.

2.

Шульгин Е. История русской поп-музыки в 2000 — 2009 // Lenta.Ru (https://popsa.lenta.ru). Просмотрено: 23.11.24.

Image sources
Show
1.

Кинопоиск. Режим доступа: https://avatars.mds.yandex.net/get-kinopoisk-image/1946459/1bcddbbc-16ee-4c11-ad94-7bddb0b1dd13/3840x (Просмотрено: 23.11.24)

2.

Винтаж — Ева (2009)

3.

Интересно знать. Режим доступа: https://iznat.com/wp-content/uploads/2022/02/33.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

4.

Картинкоф. Режим доступа: https://kartinkof.club/uploads/posts/2023-05/thumbs/1683299041_kartinkof-club-p-maksima-kartinki-18.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

5.

5. Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ed/ВИА_Гра_%282004%29.jpg/2560px-ВИА_Гра_%282004%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

6.7.

МакSим — Научусь летать (2007)

8.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d3/Gaudi_arena.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

9.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/de/TatuGroupPhoto.jpg/1024px-TatuGroupPhoto.jpg (Просмотрено: 24.11.24)

10.

Глюк`ozа — Ненавижу. Альбом: Глюк’oZa Nostra. (2003)

11.

Gorillaz — Feel Good Inc. Альбом: Demon Days. (2005)

12.

Беларусь сегодня. Режим доступа: https://storage01.sb.by/iblock/98c/98c495d7ba06e6129dac45aab86c866d.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

13.

t.A.T.u — Я сошла с ума (2001)

14.

Винтаж — Одиночество любви (2009)

15.

Группа «Блестящие» — «Чао, бамбино» (2000)

16.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/58/ВИА_Гра_%282005%29.jpg/2560px-ВИА_Гра_%282005%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

17.

МакSим — Трудный возраст (2005)

18.

ВИА Гра — Стоп! Стоп! Стоп! (2002)

19.

Глюк`ozа — Невеста (2003)

20.

Глюк`ozа — Снег идет (2005)

21.

Genius. Режим доступа: https://images.genius.com/70dd017ace13f21b2010d47aee71ffb3.500x500x1.png (Просмотрено: 23.11.24)

22.23.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/1/1e/Криминальная_любовь.jpg (Просмотрено: 24.11.24)

24.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/74/All_About_Us_cover.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

25.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/f/f9/Стоп%21_Снято_%28альбом%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

26.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/7/74/Stop%21_Stop%21_Stop%21_%28альбом%29.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

27.28.

Википедия. Режим доступа: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/a/ab/Трудный_возраст.jpg (Просмотрено: 23.11.24)

29.30.

t.A.T.u. — Нас не догонят. Золотой граммофон (2001)

Женский образ в русской поп-музыке в 2000-х
5
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more