
Оглавление
1. Введение 2. Italy: The New Domestic Landscape a. Гибкость и игривость b. Модульность c. Форма скрывает функцию d. Проектирование среды 3. Action Office 4. Pierre Paulin Program 5. Заключение 6. Библиография
Введение
60-е годы ХХ века стали для дизайн-индустрии переломными. Именно в это десятилетие промышленная революция вплотную подобралась к производству мебели, предметов быта и другим привычным нам областям дизайна. Индустриализация не обходила эту сферу, но до этого момента речь о массовом производстве была совсем тихой.
Перед дизайнерами расстилается новое поле для экспериментов, ведь теперь потенциально они могут произвести больше для большего количества людей. Массовое производство — массовый продукт, однако тут речь не о «фаст-фуде», но стремлении создать универсальное, перейти от прототипов к архетипам. Тенденция особенно четко формируется к середине 1960-х и овладевает дизайнерами разных стран и школ.
Ее эпицентром довольно смело можно считать Италию, произошел всплеск активности местных дизайнеров. Было создано большое количество объектов «массовых» по своей природе, часть из которых производятся и продаются до сих пор. Как подтверждение этого факта, в 1972 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Italy: the new domestic landscape» с самыми передовыми, влиятельными и радикальными объектами, анализ которых в данном исследовании необходим.
Универсальность стоит вплотную с тотальностью: дизайнеры мыслят домашнюю среду как пластилин, который можно формовать для жизни не только более «эффективной» и налаженной; после популярности модернизма в первой трети ХХ века это не ново. Они задумались не только о внешнем виде объекта, но и возможности его эстетического использования — попытка ритуализации и сакрализации быта. Стремление выстроить «домашний ландшафт» по одним физическим и визуальным принципам. Подобные претензии можно справедливо назвать утопическими — проектирование идеального «мира» внутри границ дома, создание одновременно поглощающей и освобождающей среды. Как известно, с древнегреческого утопия означает «не-место» или «место, которого нет». Запускались ли эти утопические проекты в производство? Перешагивали ли порог дома? Отсюда и вытекает гипотеза данного исследования: дизайн универсального и тотального не может быть воплотим в промышленных масштабах и распространен повсеместно.
Попытаться опровергнуть предложенную гипотезу может Action Office, разработанный Робертом Пропстом для Henry Miller — компании офисной мебели. Новая офисная планировка навсегда изменила образ рабочих пространств и используется до сих пор. Пьер Полан — культовый французский дизайнер — так же может поспорить с гипотезой. У него получилось выработать собственный язык коммуникации через объекты, они были столь органичны и естественны, что становились средой (формируя ее), а не оставались отдельными предметами мебели. Эта идея достигла своего пика в его Программе.
Полана и Пропста можно справедливо назвать революционерами: первый — домашней среды; второй — рабочей. Рассматриваемые тут их работы представляются пиком описанной выше тенденции в дизайне 1960 — 70-х и в полной мере выражают идею утопичности. Перед анализом этих проектов, как и было сказано, важно детально разобрать примеры из Италии, оказавшие влияние на дизайн во всем мире.
Для качественного проведения этого исследования следует глубоко изучить итальянский дизайн взятого периода: для этого подойдут статьи профильных журналов и интернет-изданий, также будет крайне полезен каталог выставки «Italy: the new domestic landscape» с описаниями самих дизайнеров. Программе Пьера Полана посвящена одноименная книга, выпущенная AMO (OMA) и фондом Paulin, Paulin, Paulin (на их сайтах можно найти нужную дополнительную информацию). Action Office подробно описан в отраслевых просветительских медиа, много информации, в том числе об актуальном состоянии системы, есть на сайте Henry Miller. Особенно ценной будет критика системы.
Italy: The New Domestic Landscape
Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972
Выставочные экспонаты можно грубо разбить на две группы: объекты мебели и среды. По сущностным, конструктивным и внешним характеристикам мебель можно разделить на другие три подгруппы: гибкость и игривость; модульность; форма скрывает функцию.
Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972
Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972
Гибкость и игривость
Cesare Casati and C. Emanuele Ponzio, Rocchetto ('Bobbin') three-position armchair, 1965
Взаимодействие с подобными предметами мебели превращается в ритуал. Они становятся своеобразными домашними алтарями. Их игривость в многофункциональности: сценариев их использования бесконечное множество.
Jonathan De Pas, Donato D’Urbino, and Paolo Lomazzi, Galeotta ('Galley') three-position lounge chair, 1967
Joe Colombo, Multichair two-element adjustable chair, 1969
Joe Colombo, Multichair two-element adjustable chair, 1969
Umberto Catalano and Gianfranco Masi, Ghiro ('Dormouse') chair, 1967
Alessandro Becchi, Anfibio ('Amphibious') three-position convertible couch, 1971
Sebastiano Matta, Malitte cushion system of four combinable seats and ottoman, 1966
Sebastiano Matta, Malitte cushion system of four combinable seats and ottoman, 1966
Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966
Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966
Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966
Модульность
Marco Zanuso and Richard Sapper, Small child’s chair, 1961
Создание системы модулей как основы, фундамента, объекта дает возможность масштабировать его практически до бесконечности, заполняя любые виды и конфигурации объемов.
Marco Zanuso and Richard Sapper, Small child’s chair, 1961 // Giorgio Decursu, Jonathan De Pas, Paolo Lomazzi, Donato d’Urbino, Chica demountable child’s chair, 1971
Giancarlo Piretti, Plia folding and stacking chair, 1969
Jonathan De Pas, Donato D’Urbino, Paolo Lomazzi, Brick modular shelving system, 1970
Rodolfo Bonetto, Quattro quarti ('Four quarters') combinable low tables, 1969
Mario Bellini, Camaleonda ('Chameleon') unlimited cushion system, 1970
Joe Colombo, Additional System combinable lounge chair and ottoman, 1968
Joe Colombo, Additional System combinable lounge chair and ottoman, 1968
Joe Colombo, Tube Chair of nesting and combinable elements, 1969
Joe Colombo, Tube Chair of nesting and combinable elements, 1969
Futuro House, Matti Suuronen, 1968
Модульность в том числе просочилась и в архитектуру.
Futuro House, Matti Suuronen, 1968
Capsule house K, Kisho Kurokawa, 1972
Capsule house K, Kisho Kurokawa, 1972
Stratiform Structure Module, Kiyonori Kikutake, 1972
Форма скрывает функцию
Joe Colombo, Minikitchen on castors, 1963
Рассматривая представленные экспонаты, можно довольно закономерно увидеть в них модернистские идеи. Однако, если модернисты провозгласили главенство функции над формой, то итальянцы стремились скрыть функционал предмета его формой.
Achille and Pier Giacomo Castiglioni, Rampa ('Ramp'), 1963
Achille and Pier Giacomo Castiglioni, Rampa ('Ramp'), 1963
Giancarlo lliprandi, Arcipelago ('Archipelago') combinable four-piece kitchen unit, 1970 // Ufficio Tecnico Snaidero, Centralblock hinged and folding kitchen on castors, 1969
Ufficio Tecnico Snaidero, Centralblock hinged and folding kitchen on castors, 1969
Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi, Tavoletto ('Little Table-Bed'), 1967 // Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi Armadio-letto ('Wardrobe bed'), 1967
Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi, Tavoletto ('Little Table-Bed'), 1967 // Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi Armadio-letto ('Wardrobe bed'), 1967
Alberto Seassaro, Central Block, containing bed, table, wardrobe, toilet, shelves, 1968
Alberto Seassaro, Central Block, containing bed, table, wardrobe, toilet, shelves, 1968
Giancarlo and Luigi Bicocchi and Roberto Monsani, Component wall and ceiling system with kitchen, convertible bed, cupboard, bookshelves, ceiling unit with lighting and loud speaker, 1971
Internotredici (Carlo Bimbi, Gianni Ferrara, Nilo Gioacchini), Tuttuno ('All-in-One'), 1969
Internotredici (Carlo Bimbi, Gianni Ferrara, Nilo Gioacchini), Tuttuno ('All-in-One'), 1969
Проектирование среды
Gae Aulenti, House Environment, 1972
Gae Aulenti, House Environment, 197
Gae Aulenti, House Environment, 197
Joe Colombo, Ignazia Favata, Total Furnishing Unit, 1972
Joe Colombo, Ignazia Favata, Total Furnishing Unit, 1972
Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972
Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972
Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972
Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972
Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972
Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972
Mario Bellini, Dario Bellini, Francesco Binfare, Giorgio Origlia, Centro Cassina; Kar-a-sutra, 1972
Action Office
The Storagewall, George Nelson, 1945
The Wall, George Nelson for Herman Miller, 1959
The Wall, George Nelson for Herman Miller, 1959
Action Office II, Роберт Пропст, 1968
Проекты офисов, реализуемые ранее, старались зафиксировать тело человека в стабильном положении. Роберт Пропст, будучи главой исследовательского отдела Herman Miller, выступил с тезисом о том, что умственные способности напрямую связаны с физической активностью. Action Office подталкивает работников к движению и динамике.
Action Office II, Роберт Пропст, 1968
Action Office II, Роберт Пропст, 1968 // Action Office I, Роберт Пропст, 1964
Action Office II, Роберт Пропст, 1968
Action Office II, Роберт Пропст, 1968
Современный Action Office, Роберт Пропст, Джек Келли
Pierre Paulin Program
Pierre Paulin, Chair (model 300), 1965 // Pierre Paulin, Ribbon Chair, 1966 // Pierre Paulin, Mushroom Chair, 1963 // Pierre Paulin, Tongue Chair, 1967
Pierre Paulin, Elysee Palace, 1971
Мебель Пьера Полана в квартире его сына, настоящее время // Pierre Paulin Paris’s Home, 1977
Мебель Пьера Полана в квартире его сына, настоящее время
Pierre Paulin, Nikko hotel lobby, 1976
OMA, Maison à Bordeaux, 1998
OMA, Maison à Bordeaux, 1998
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
Программа Пьера Полана основана на сочетании двух видов сеток разных масштабов, комбинации которых могут быть произвольными и бесконечными. В рамках сеток Поланом был разработан каталог мебели из 26 объектов. Каждый может быть интегрирован в подходящее место. Вместе они собираются в определенную композицию и создают среду для проживания человека. Мебель в ней растворяется и превращается в архитектуру.
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
OMA, Pierre Paulin Program, 2019
OMA, Pierre Paulin Program, 2019
OMA, Pierre Paulin Program, 2019
OMA, Pierre Paulin Program, 2019
OMA, Pierre Paulin Program, 2019
Заключение
Дизайны среды, показанные в 1972 году в Нью Йорке на выставке «Italy: The New Domestic Landscape», никогда не выходили за ее пределы, не запускались в производство и точно не становились «домом» для кого-либо.
Программа Пьера Полана, разработанная им в 1972, была воплощена в масштабах дома только в 2019 году в рамках выставки. До этого момента она существовала лишь на бумаге.
Система, разработанная Робертом Пропстом, была запущена в массовое производство. Однако сам Пропст в итоге был разочарован тем, как она реализуется в реальных компаниях — в погоне за прибылью и эффективностью руководители ушли от изначальной идеи. Action Office регламентировал, а не освобождал.
Однако вклад перечисленных проектов в развитие мебельного дизайна невозможно переоценить. Утопии не воплощаются, но представляют новое виденье и программу, остаются критическим и диагностическим инструментом.
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019
The Museum of Modern Art, Italy: the new domestic landscape achievements and problems of Italian design; Edited by Emilio Ambasz, 1972
Robert Propst, The Office, a Facility Based on Change, 1968
Nikil Saval, Cubed: A Secret History of the Workplace, 2014
Kar-a-sutra: Italy, the new domestic landscape: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972, Research by Mario Bellini
Press-release: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972
Фредрик Джеймисон, Политика утопии
Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019 (Дата обращения: 15.11.2023)
The Museum of Modern Art, Italy: the new domestic landscape achievements and problems of Italian design; Edited by Emilio Ambasz, 1972 (Дата обращения: 15.11.2023)
Kar-a-sutra: Italy, the new domestic landscape: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972, Research by Mario Bellini (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.moma.org/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.vam.ac.uk/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.tate.org.uk/visit/tate-modern (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.dezeen.com/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://www.hermanmiller.com/en_eur/ (Дата обращения: 15.11.2023)
https://misfitsarchitecture.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://hiddenarchitecture.net/journal/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.archdaily.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.wired.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.pinupmagazine.org/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.designboom.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.oma.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://paulinpaulinpaulin.com/en/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://twelve-books.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.elledecoration.co.uk/ (Дата обращения: 17.11.2023)
https://www.architecturaldigest.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://side-gallery.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://www.atlasofinteriors.polimi.it/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://www.lofficielsingapore.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://www.artsy.net/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://thefuturohouse.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://rudygodinez.tumblr.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://flashbak.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://www.b-line.it/ (Дата обращения: 18.11.2023)
https://www.design-museum.de/de/informationen.html (Дата обращения: 18.11.2023)