Original size 2280x3200

Утопия как методология — дизайн 1960 — 70-х: Роберт Пропст и Пьер Полан

PROTECT STATUS: not protected
47
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Оглавление

1. Введение 2. Italy: The New Domestic Landscape a. Гибкость и игривость b. Модульность c. Форма скрывает функцию d. Проектирование среды 3. Action Office 4. Pierre Paulin Program 5. Заключение 6. Библиография

Введение

60-е годы ХХ века стали для дизайн-индустрии переломными. Именно в это десятилетие промышленная революция вплотную подобралась к производству мебели, предметов быта и другим привычным нам областям дизайна. Индустриализация не обходила эту сферу, но до этого момента речь о массовом производстве была совсем тихой.

Перед дизайнерами расстилается новое поле для экспериментов, ведь теперь потенциально они могут произвести больше для большего количества людей. Массовое производство — массовый продукт, однако тут речь не о «фаст-фуде», но стремлении создать универсальное, перейти от прототипов к архетипам. Тенденция особенно четко формируется к середине 1960-х и овладевает дизайнерами разных стран и школ.

Ее эпицентром довольно смело можно считать Италию, произошел всплеск активности местных дизайнеров. Было создано большое количество объектов «массовых» по своей природе, часть из которых производятся и продаются до сих пор. Как подтверждение этого факта, в 1972 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка «Italy: the new domestic landscape» с самыми передовыми, влиятельными и радикальными объектами, анализ которых в данном исследовании необходим.

Универсальность стоит вплотную с тотальностью: дизайнеры мыслят домашнюю среду как пластилин, который можно формовать для жизни не только более «эффективной» и налаженной; после популярности модернизма в первой трети ХХ века это не ново. Они задумались не только о внешнем виде объекта, но и возможности его эстетического использования — попытка ритуализации и сакрализации быта. Стремление выстроить «домашний ландшафт» по одним физическим и визуальным принципам. Подобные претензии можно справедливо назвать утопическими — проектирование идеального «мира» внутри границ дома, создание одновременно поглощающей и освобождающей среды. Как известно, с древнегреческого утопия означает «не-место» или «место, которого нет». Запускались ли эти утопические проекты в производство? Перешагивали ли порог дома? Отсюда и вытекает гипотеза данного исследования: дизайн универсального и тотального не может быть воплотим в промышленных масштабах и распространен повсеместно.

Попытаться опровергнуть предложенную гипотезу может Action Office, разработанный Робертом Пропстом для Henry Miller — компании офисной мебели. Новая офисная планировка навсегда изменила образ рабочих пространств и используется до сих пор. Пьер Полан — культовый французский дизайнер — так же может поспорить с гипотезой. У него получилось выработать собственный язык коммуникации через объекты, они были столь органичны и естественны, что становились средой (формируя ее), а не оставались отдельными предметами мебели. Эта идея достигла своего пика в его Программе.

Полана и Пропста можно справедливо назвать революционерами: первый — домашней среды; второй — рабочей. Рассматриваемые тут их работы представляются пиком описанной выше тенденции в дизайне 1960 — 70-х и в полной мере выражают идею утопичности. Перед анализом этих проектов, как и было сказано, важно детально разобрать примеры из Италии, оказавшие влияние на дизайн во всем мире.

Для качественного проведения этого исследования следует глубоко изучить итальянский дизайн взятого периода: для этого подойдут статьи профильных журналов и интернет-изданий, также будет крайне полезен каталог выставки «Italy: the new domestic landscape» с описаниями самих дизайнеров. Программе Пьера Полана посвящена одноименная книга, выпущенная AMO (OMA) и фондом Paulin, Paulin, Paulin (на их сайтах можно найти нужную дополнительную информацию). Action Office подробно описан в отраслевых просветительских медиа, много информации, в том числе об актуальном состоянии системы, есть на сайте Henry Miller. Особенно ценной будет критика системы.

Italy: The New Domestic Landscape

Original size 2000x1334

Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972

Выставочные экспонаты можно грубо разбить на две группы: объекты мебели и среды. По сущностным, конструктивным и внешним характеристикам мебель можно разделить на другие три подгруппы: гибкость и игривость; модульность; форма скрывает функцию.

Original size 4005x1319

Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972

Original size 3928x1333

Italy: The New Domestic Landscape, фото: Leonardo LeGrand, 1972

Гибкость и игривость

Original size 3172x1057

Cesare Casati and C. Emanuele Ponzio, Rocchetto ('Bobbin') three-position armchair, 1965

Взаимодействие с подобными предметами мебели превращается в ритуал. Они становятся своеобразными домашними алтарями. Их игривость в многофункциональности: сценариев их использования бесконечное множество.

Original size 2218x1295

Jonathan De Pas, Donato D’Urbino, and Paolo Lomazzi, Galeotta ('Galley') three-position lounge chair, 1967

Original size 3840x2564

Joe Colombo, Multichair two-element adjustable chair, 1969

Original size 3870x2594

Joe Colombo, Multichair two-element adjustable chair, 1969

Original size 1866x612

Umberto Catalano and Gianfranco Masi, Ghiro ('Dormouse') chair, 1967

Original size 2111x1385

Alessandro Becchi, Anfibio ('Amphibious') three-position convertible couch, 1971

Original size 3840x2564

Sebastiano Matta, Malitte cushion system of four combinable seats and ottoman, 1966

Original size 3870x1282

Sebastiano Matta, Malitte cushion system of four combinable seats and ottoman, 1966

Original size 1200x800

Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966

Original size 3000x1476

Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966

Original size 1515x472

Archizoom (Andrea Branzi, Gilberto Corretti, Dario and Lucia Bartolini, Massimo Morozzi, Paolo Deganello), Superonda ('Superwave') convertible sofa bed, 1966

Модульность

Original size 1425x857

Marco Zanuso and Richard Sapper, Small child’s chair, 1961

Создание системы модулей как основы, фундамента, объекта дает возможность масштабировать его практически до бесконечности, заполняя любые виды и конфигурации объемов.

Original size 2091x1304

Marco Zanuso and Richard Sapper, Small child’s chair, 1961 // Giorgio Decursu, Jonathan De Pas, Paolo Lomazzi, Donato d’Urbino, Chica demountable child’s chair, 1971

Original size 3005x2206

Giancarlo Piretti, Plia folding and stacking chair, 1969

Original size 3363x1600

Jonathan De Pas, Donato D’Urbino, Paolo Lomazzi, Brick modular shelving system, 1970

Original size 3580x1537

Rodolfo Bonetto, Quattro quarti ('Four quarters') combinable low tables, 1969

Original size 3115x1060

Mario Bellini, Camaleonda ('Chameleon') unlimited cushion system, 1970

Original size 3260x1282

Joe Colombo, Additional System combinable lounge chair and ottoman, 1968

Original size 3870x1281

Joe Colombo, Additional System combinable lounge chair and ottoman, 1968

Original size 3870x1282

Joe Colombo, Tube Chair of nesting and combinable elements, 1969

Original size 4270x2058

Joe Colombo, Tube Chair of nesting and combinable elements, 1969

Original size 3600x2400

Futuro House, Matti Suuronen, 1968

Модульность в том числе просочилась и в архитектуру.

Original size 2854x1023

Futuro House, Matti Suuronen, 1968

Original size 4158x1994

Capsule house K, Kisho Kurokawa, 1972

Original size 5202x1936

Capsule house K, Kisho Kurokawa, 1972

Original size 2552x1836

Stratiform Structure Module, Kiyonori Kikutake, 1972

Форма скрывает функцию

Original size 2986x1548

Joe Colombo, Minikitchen on castors, 1963

Рассматривая представленные экспонаты, можно довольно закономерно увидеть в них модернистские идеи. Однако, если модернисты провозгласили главенство функции над формой, то итальянцы стремились скрыть функционал предмета его формой.

Original size 2100x1288

Achille and Pier Giacomo Castiglioni, Rampa ('Ramp'), 1963

Original size 3942x1192

Achille and Pier Giacomo Castiglioni, Rampa ('Ramp'), 1963

Original size 4936x2580

Giancarlo lliprandi, Arcipelago ('Archipelago') combinable four-piece kitchen unit, 1970 // Ufficio Tecnico Snaidero, Centralblock hinged and folding kitchen on castors, 1969

Original size 4214x2584

Ufficio Tecnico Snaidero, Centralblock hinged and folding kitchen on castors, 1969

Original size 2031x1284

Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi, Tavoletto ('Little Table-Bed'), 1967 // Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi Armadio-letto ('Wardrobe bed'), 1967

Original size 2057x1284

Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi, Tavoletto ('Little Table-Bed'), 1967 // Alberto Salvati and Ambrogio Tresoldi Armadio-letto ('Wardrobe bed'), 1967

Original size 4204x2112

Alberto Seassaro, Central Block, containing bed, table, wardrobe, toilet, shelves, 1968

Original size 4224x2122

Alberto Seassaro, Central Block, containing bed, table, wardrobe, toilet, shelves, 1968

Original size 3934x1659

Giancarlo and Luigi Bicocchi and Roberto Monsani, Component wall and ceiling system with kitchen, convertible bed, cupboard, bookshelves, ceiling unit with lighting and loud speaker, 1971

Original size 2186x1806

Internotredici (Carlo Bimbi, Gianni Ferrara, Nilo Gioacchini), Tuttuno ('All-in-One'), 1969

Original size 2936x908

Internotredici (Carlo Bimbi, Gianni Ferrara, Nilo Gioacchini), Tuttuno ('All-in-One'), 1969

Проектирование среды

Original size 2560x2662

Gae Aulenti, House Environment, 1972

Original size 4576x2552

Gae Aulenti, House Environment, 197

Original size 3142x1050

Gae Aulenti, House Environment, 197

Original size 2592x1286

Joe Colombo, Ignazia Favata, Total Furnishing Unit, 1972

Original size 2604x1322

Joe Colombo, Ignazia Favata, Total Furnishing Unit, 1972

Original size 3744x1220

Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972

Original size 3812x1734

Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972

Original size 4900x1156

Ettore Sottsass, Jr., Environment variables, 1972

Original size 3260x1200

Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972

Original size 3200x2400

Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972

Original size 2826x2926

Alberto Rosselli, Isae Hosoe, Mobile House, 1972

Original size 2492x1231
Original size 3756x1230

Mario Bellini, Dario Bellini, Francesco Binfare, Giorgio Origlia, Centro Cassina; Kar-a-sutra, 1972

Action Office

Original size 1997x1280

The Storagewall, George Nelson, 1945

Original size 1192x471

The Wall, George Nelson for Herman Miller, 1959

Original size 2081x1280

The Wall, George Nelson for Herman Miller, 1959

Original size 3000x2013

Action Office II, Роберт Пропст, 1968

Проекты офисов, реализуемые ранее, старались зафиксировать тело человека в стабильном положении. Роберт Пропст, будучи главой исследовательского отдела Herman Miller, выступил с тезисом о том, что умственные способности напрямую связаны с физической активностью. Action Office подталкивает работников к движению и динамике.

Original size 2685x2013

Action Office II, Роберт Пропст, 1968

Original size 4832x3100

Action Office II, Роберт Пропст, 1968 // Action Office I, Роберт Пропст, 1964

Original size 4632x1692

Action Office II, Роберт Пропст, 1968

Original size 2221x1000

Action Office II, Роберт Пропст, 1968

Original size 2652x745

Современный Action Office, Роберт Пропст, Джек Келли

Pierre Paulin Program

Original size 3532x2924

Pierre Paulin, Chair (model 300), 1965 // Pierre Paulin, Ribbon Chair, 1966 // Pierre Paulin, Mushroom Chair, 1963 // Pierre Paulin, Tongue Chair, 1967

Original size 3070x1674

Pierre Paulin, Elysee Palace, 1971

Original size 3484x1406

Мебель Пьера Полана в квартире его сына, настоящее время // Pierre Paulin Paris’s Home, 1977

Original size 4078x2452

Мебель Пьера Полана в квартире его сына, настоящее время

Original size 3200x2138

Pierre Paulin, Nikko hotel lobby, 1976

Original size 3026x2000

OMA, Maison à Bordeaux, 1998

Original size 2527x1000

OMA, Maison à Bordeaux, 1998

Original size 3400x1600

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

Программа Пьера Полана основана на сочетании двух видов сеток разных масштабов, комбинации которых могут быть произвольными и бесконечными. В рамках сеток Поланом был разработан каталог мебели из 26 объектов. Каждый может быть интегрирован в подходящее место. Вместе они собираются в определенную композицию и создают среду для проживания человека. Мебель в ней растворяется и превращается в архитектуру.

Original size 3400x1600

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

Original size 3400x1600

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

Original size 3400x1600

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

Original size 3400x1600

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

Original size 3840x2160

OMA, Pierre Paulin Program, 2019

Original size 3840x2559

OMA, Pierre Paulin Program, 2019

Original size 4136x853

OMA, Pierre Paulin Program, 2019

Original size 2590x853

OMA, Pierre Paulin Program, 2019

Original size 2590x1920

OMA, Pierre Paulin Program, 2019

Заключение

Дизайны среды, показанные в 1972 году в Нью Йорке на выставке «Italy: The New Domestic Landscape», никогда не выходили за ее пределы, не запускались в производство и точно не становились «домом» для кого-либо.

Программа Пьера Полана, разработанная им в 1972, была воплощена в масштабах дома только в 2019 году в рамках выставки. До этого момента она существовала лишь на бумаге.

Система, разработанная Робертом Пропстом, была запущена в массовое производство. Однако сам Пропст в итоге был разочарован тем, как она реализуется в реальных компаниях — в погоне за прибылью и эффективностью руководители ушли от изначальной идеи. Action Office регламентировал, а не освобождал.

Однако вклад перечисленных проектов в развитие мебельного дизайна невозможно переоценить. Утопии не воплощаются, но представляют новое виденье и программу, остаются критическим и диагностическим инструментом.

Bibliography
Show
1.

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019

2.

The Museum of Modern Art, Italy: the new domestic landscape achievements and problems of Italian design; Edited by Emilio Ambasz, 1972

3.

Robert Propst, The Office, a Facility Based on Change, 1968

4.

Nikil Saval, Cubed: A Secret History of the Workplace, 2014

5.

Kar-a-sutra: Italy, the new domestic landscape: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972, Research by Mario Bellini

6.

Press-release: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972

7.

Фредрик Джеймисон, Политика утопии

Image sources
Show
1.

Pierre Paulin Program, OMA*AMO for Paulin, Paulin, Paulin, 2019 (Дата обращения: 15.11.2023)

2.

The Museum of Modern Art, Italy: the new domestic landscape achievements and problems of Italian design; Edited by Emilio Ambasz, 1972 (Дата обращения: 15.11.2023)

3.

Kar-a-sutra: Italy, the new domestic landscape: [exhibition], Museum of Modern Art, New York, 23 May-11 September 1972, Research by Mario Bellini (Дата обращения: 15.11.2023)

4.

https://www.moma.org/ (Дата обращения: 15.11.2023)

5.

https://www.vam.ac.uk/ (Дата обращения: 15.11.2023)

6.

https://www.tate.org.uk/visit/tate-modern (Дата обращения: 15.11.2023)

7.

https://www.dezeen.com/ (Дата обращения: 15.11.2023)

8.

https://www.hermanmiller.com/en_eur/ (Дата обращения: 15.11.2023)

9.

https://misfitsarchitecture.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

10.

https://hiddenarchitecture.net/journal/ (Дата обращения: 17.11.2023)

11.

https://www.archdaily.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

12.

https://www.wired.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

13.

https://www.pinupmagazine.org/ (Дата обращения: 17.11.2023)

14.

https://www.designboom.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

15.

https://www.oma.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

16.

https://paulinpaulinpaulin.com/en/ (Дата обращения: 17.11.2023)

17.

https://twelve-books.com/ (Дата обращения: 17.11.2023)

18.

https://www.elledecoration.co.uk/ (Дата обращения: 17.11.2023)

19.

https://www.architecturaldigest.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

20.

https://side-gallery.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

21.

https://www.atlasofinteriors.polimi.it/ (Дата обращения: 18.11.2023)

22.

https://www.lofficielsingapore.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

23.

https://www.artsy.net/ (Дата обращения: 18.11.2023)

24.

https://thefuturohouse.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

25.

https://rudygodinez.tumblr.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

26.

https://flashbak.com/ (Дата обращения: 18.11.2023)

27.

https://www.b-line.it/ (Дата обращения: 18.11.2023)

28.

https://www.design-museum.de/de/informationen.html (Дата обращения: 18.11.2023)

Утопия как методология — дизайн 1960 — 70-х: Роберт Пропст и Пьер Полан
47
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more