Original size 1140x1600

Беспокойство и спокойствие в японской фотографии

PROTECT STATUS: not protected
134
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Японская фотография отличается особенной эстетикой. Буддийской философии свойственно стремление отразить момент, мимолетность событий и явлений — это в прошлом послужило основой для создания гравюр юкиё-э (основного вида японской ксилографии), и именно фотография с развитием технологий взяла на себя функции этих гравюр в современном японском обществе. Визуальность, которая является одним из ключевых элементов восприятия жизни японцами, хорошо передается с помощью наглядности фотографии: «Цукими (любование луной), ханами (любование цветом сакуры), сики (восприятие 4-х сезонов), наблюдение за природой и окружающим миром занимают большое место в японской культуре» (Колосов, 2011, 58). Японским фотографам свойственно умение находиться в моменте и разделять его красоту, каким бы он ни был: приятным и безмятежным или болезненным и страшным.

В визуальном исследовании рассматривается феномен беспокойства и спокойствия в японской фотографии в период с 1950-х годов (после капитуляции Японии, завершившей Вторую мировую войну) и до наших дней.

#1 Беспокойство

Сильнейшие волнения во время оккупационной политики США, высокая плотность населения, необычные природные условия и природные катаклизмы — эти и другие обстоятельства наталкивают фотографов на беспокойные размышления, например, о хрупкости человеческой жизни, быстротечности времени или тяготах принятия новой реальности в собственной стране.

Общественные волнения: Сёмэй Томацу

Творчество фотографа посвящено запечатлеванию истории послевоенной Японии, претерпевавшей в то время значительные изменения. Ранний период творчества Томацу полон чувства тревоги и безысходности. Он передает дух стремительно меняющегося японского общества. Сёмэй Томацу во время оккупации Японии старался запечатлеть все детали: от моряков и солдат с военных баз до надписей «Pepsi» на стенах. Автор также сталкивал в одном кадре современно одетых европейцев и японцев в традиционных костюмах для подчеркивания контраста и ощутимого диссонанса.

big
Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Общественные волнения: Хамая Хироши

В 1960-е годы после съемок природы фотограф вернулся в Токио для ведения хроники массовых демонстраций против американско-японской безопасности: в мае 1960 года происходил огромный переворот, когда премьер-министр Нобусукэ Киси с помощью полиции заставил японский парламент продлить договор 1952 года, предполагавший продолжение присутствия американских войск и сохранение политического и культурного влияния США.

Original size 10333x7292

Импульсы большого города: Тацуо Сузуки

Тацуо Сузуки является уличным фотографом. В серии «Фрикция/ Улицы Токио» автор снимает движения и беспокойство большого города, он запечатлевает спонтанные жесты прохожих, их мимолетные взгляды и эмоции. Тацуо Сузуки не признает цвет на фотографиях и делает их черно-белыми с повышенной контрастностью: «Монохроматические образы отличаются своей существенностью и способностью заставлять вас чувствовать глубокие эмоции. Я думаю, что черно-белые фотографии заставляют воображение летать. Мне это нравится».

«Своими глазами и своими уличными снимками мне хотелось передать напряжение, острую неудовлетворенность, напряженную атмосферу и бьющиеся чувства, присущие городу» /Тацуо Сузуки/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Импульсы большого города: Осаму Дзингудзи

Фотограф запечатлевает моменты большого города, отмечая быстротечность времени и изменений, которые остаются только в памяти и на фотографиях. Осаму Дзингудзи делает исключительно черно-белые фотографии, он считает, что подобный стиль позволяет ему «исследовать отголоски прошлого, мир бессознательного и <…> собственную эстетику и философию». Автор нередко делает горизонт в своих работах заваленным, будто подчеркивая конфликт между самоощущением устойчивости и неустойчивости мира.

«Мир искусства — это бесконечная череда создания и разрушения» /Осаму Дзингудзи/

Original size 10333x7292

«Все находится в движении, и ничто не является постоянным. Никто не может остановить течение времени. Таким образом, то, что я фотографирую в одно мгновение, является скромным сопротивлением именно этому» /Осаму Дзингудзи/

Original size 10333x7292

На грани жизни и смерти: Томохиде Икея

Творчество автора посвящено изучению стихии воды и её связи с жизнью и смертью. В серии «Дыхание» Томохиде Икея рассматривает дыхание как необходимость, которую забирает у человека погружение в воду, приближая к смерти, в серии «Волна» автор размышляет над темой бессилия человека против природы, поскольку «волна забирает у человека все, даже гордость», в серии «Луна» — анализирует влияние Луны на приливы и отливы и стимулирование ей развития жизни на земле и всегда идущей рядом смерти.

«Я фотограф, который придерживается концепции „контроля“ в работе. Вода — это одна из „неконтролируемых“ вещей, которую человек никогда не сможет обуздать» /Томохиде Икея/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Природные явления: Такехито Миятакэ

Японский фотограф изучает природные феномены, часто предметом его изучения становятся светящиеся природные объекты глубокой ночью. Такехито Миятакэ использует длинную выдержку: она может длиться от 15 секунд до 30 минут. Одно из наиболее впечатливших его природных и неспокойных явлений — извержение вулкана. Автор вдохновился им после личного наблюдения за извержением Сакурадзимы. Такехито Миятакэ заворожили миллионы искр, вылетающих из жерла вулкана, и позже он продолжил изучать лаву, сочетание нескольких ярких природных явлений, например, извержения вулкана и молнии. Автор стремится передать дух волшебства и мистики, когда природные огни проникают в обычную ночную жизнь и нарушают её спокойствие.

«Вид раскаленной лавы, вырывающейся из кратера, и синей молнии, генерируемой статическим электричеством вулканического дыма, настолько беспощаден, что вызывает ужас. Тем не менее, эти огни имеют потустороннее очарование» /Такехито Миятакэ/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Природные явления: Ёшинори Мизутани

Длительное время фотограф изучает феномен «нашествия» птиц на городские районы Японии. Их количество резко увеличилось за последнее десятилетие, и теперь их чрезмерная популяция создает проблемы для жизни людей, а также для местной экосистемы в некоторых частях страны. Фотограф в своих работах запечатлевает городские пейзажи и сверхъестественное ощущение, создаваемое присутствием различных видов птиц. Ёсинори Мизутани создал уже три серии, посвященные этому феномену: «Птицы», «Токийские попугаи», «Кавау» (японское название баклана).

«Я мечтаю о том дне, когда люди и птицы смогут жить вместе в гармонии» /Ёшинори Мизутани/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

#2 Спокойствие

Тема спокойствия в японской фотографии связана во многом со внутренним состоянием авторов. Они задаются вопросами о быстротечности жизни, стараются запечатлеть миг или течение времени с помощью фотографии, проецируя своё состояние на удивительную природу. Темой размышлений является и шумный город — даже в нём возможно улучить момент спокойствия и насладиться частичками нетронутой природы без мельтешащих людей.

Природа пустоты: Масао Ямамото

Снимая пейзаж, натюрморт или человека, Ямамото вдохновляется японской философией дзэн и придерживается мнения о том, что медитация и поиск красоты играют важную роль в развитии человека. Для буддиста истинной природой красоты является пустота, этим вдохновляется и Масамо Ямамото, оставляя много свободного пространства на фотографиях. Он также уделяет внимание свету: «Захват света является сутью фотографии. Я убежден, что фотография создавалась тогда, когда люди хотели поймать свет». Вдохновением фотографа являются самые простые вещи и детали из окружающего его пространства, но в результате рождаются кадры, дающие возможность зрителю глубоко прочувствовать фотографию на эмоциональном и личном уровне.

«Для меня удачная фотография — та, что успокаивает, дает ощущение покоя. Заставляет быть добрым и нежным. Фотография, придающая отвагу; которая будит воспоминания о хорошем; которая делает людей счастливыми» /Масао Ямамото/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Природа пустоты: Пол Купидо

Когда нидерландский фотограф отправился в японское путешествие, сбегая от рабочей суеты, он открыл для себя эстетический принцип моно-но аварэ и философскую концепцию «му» с её потенциалом пустоты. Пол Купидо в своих работах передаёт ощущение сладкой печали быстротечности жизни, снимая утешительную красоту природы. В основе его фотографических работ лежит идея о том, что поддержание и укрепление отношений между людьми и природой может быть священным актом утешения и отсрочки, способным смягчить удар неизбежности смерти. Его фотографическая палитра состоит из глубокого черного цвета, служащего часто фоном для объектов, и мягких, теплых кремовых оттенков, а иногда светящихся ярких цветов. Одним из излюбленных объектов фотографии у Пола Купидо является Луна, он даже называет себя «лунным

«Я отправился в странствие настолько далеко от дома, насколько это возможно, тем не менее, путешествие вовне в равной степени означает исследование своего внутреннего „я“. Путешествие внутрь себя в поисках принятия того, что жизнь подходит к концу, и в то же время осознание того, что она циклична, и начинается вновь и вновь» /Пол Купидо/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Природа пустоты: Рохан Рейли

В течение 10 дней зимой с 2013 на 2014 год Рохан Рейли отправился с фотокамерой исследовать Японию в районе Хоккайдо. В этой же поездке он начал погружаться в культуру страны, изучать эстетическую концепцию ваби-саби и предысторию дзен. Позже, впечатленный страной восходящего солнца, Розан Рейли возвращался в неё, чтобы пополнить свою коллекцию новыми снимками. Фотографии автора отражают настроение застывшей зимней природы Японии. Рохан Рейли исследовал формы ландшафта, контрасты, симметрию, различные мелкие и, по его мнению, одинаково важные с сильно бросающимися большими деталями (красные ягоды на одиноком дереве, маленькие ветки), нетронутость снега, ощущение гармонии духа между человеком и природой.

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Внетелесный опыт: Хироши Сугимото

Опираясь на классическую фотографическую традицию, Сугимото создает чистые, медитативные изображения, которые объединяют конкретное и абстрактное и помогают материализовать «невидимое царство» разума и бессознательного. Одним из проектов, дарящих чуство спокойствия и умиротворения, является серия морских пейзажей, которые Хироши Сугимото запечатлевал в разных уголках планеты. Неизменная и точно выверенная линия горизонта на каждой из фотографий поровну разделяет пространство между небом и океаном. Фотографии нацелены на созерцание, на проживание внетелесного опыта.

«Каждый раз, когда я смотрю на море, я испытываю успокаивающее чувство безопасности, словно посещая дом своих предков; Я отправляюсь в путешествие видения» /Хироши Сугимото/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Течение времени: Ёшинори Мизутани

Автор создал серию работ «Сакура», отражающую процесс медленного и медитативного наблюдения за распускающимися цветами деревьев, являющихся символом Японии: «Цветение вишни настолько прекрасно, что я не думаю, что тратил столько времени, глядя на что-то еще. Стоя перед деревом сакуры, я перескакиваю взглядом с одного лепестка на другой, с одного цветка на другой, пока не улавливаю всю картину целиком». Автор в этой серии не просто запечатлевает объект в его определенном состоянии, а пытается отразить процесс его изменений, происходящих с течением времени, с чем фотографу помогает справиться постобработка.

«В „Сакуре“ я пытаюсь визуализировать движение своих наблюдающих глаз и кристаллизовать визуальный опыт медитации и блуждания по цветущему дереву. В результате изображения показывают, что фотография фиксирует не только конкретный момент, но и течение времени» /Ёшинори Мизутани/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Тишина в мегаполисе: Хирохару Мацумото

Создавая серию «Тихий Токио», Мацумото фотографирует одиночество в центральной части Токио, одного из крупнейших мегаполисов мира, там, где его мало кто ожидает найти. Он снимает различные общественные места и единичных людей, не вставая на один уровень с ними, а будто наблюдая отрешенным взглядом немного сверху или даже с высоты птичьего полета. Для передачи чувства спокойствия в постоянной суете, отрешенности от толпы автор выстраивает простую композицию и делает только черно-белые снимки.

«С этим проектом я хотел найти тишину, которая в огромном общественном месте возникает лишь на мгновения» /Хирохару Мацумото/

Original size 10333x7292
Original size 10333x7292

Вторая серия Хирохару Мацумото называется «Ночной парк». В ней автор уже использует цвет и мягкий свет, фотографирует свободные улицы в окружении деревьев, не включая в работу людей.

«Парк в полночь, кажется, дышит сам по себе в тишине деревьев и игрушек, освещенных ночником. И хотя там никого не должно быть, я впадаю в иллюзию, что вижу отдыхающих в тени людей и игру детей» /Хирохару Мацумото/

Original size 10333x7292

Заключение

Несмотря на полярность двух категорий, спокойствия и беспокойства, исследуемых разными фотографами Японии, авторы стремятся запечатлеть красоту момента, будто смотря со стороны на любой, даже тревожный опыт. Они действительно часто ориентируются на эстетические принципы своей страны, и даже фотографы иного происхождения, приезжающие исследовать просторы страны восходящего солнца, проникаются местной культурой и стараются отразить свои открытия в новых сериях работ. При этом отношение к одним и тем же вещам у фотографов могут быть совершенно разными: кто-то рассматривает воду, как стихию, дарующую умиротворение, а кто-то — как стихию, способную остановить жизнь человека.

В Японии сочетаются две противоположности: шумный, прогрессивный мегаполис и завораживающая, тихая природа. Фотографы часто задаются философскими вопросами, вопросами взаимодействия человека с природой или собственными постройками, и иногда характеристики беспокойного города и спокойной природы меняются местами. Из этих мыслей и рождаются впечатляющие работы, передающие различные настроения, но вместе с тем остающиеся полными красоты и подталкивающие к созерцанию и философским размышлениям.

Список источников

Сёмей Томацу https://cameralabs.org/aeon/syomey-tomatsu/albom (дата обращения: 13.05.2022) https://fotogora.ru/?p=12553 (дата обращения: 13.05.2022) http://fotokto.ru/blogs/syomei-tomacu-foto-istoriya-tvorchestva-mastera-6056.html (дата обращения: 13.05.2022)

Хамая Хироши https://www.michaelhoppengallery.com/artists/125-hiroshi-hamaya/overview/#/artworks/9806 (дата обращения: 10.05.2022) https://www.michaelhoppengallery.com/artists/125-hiroshi-hamaya/overview/#/artworks/9806 (дата обращения: 11.05.2022) http://www.marcfeustel.com/a-chronicle-of-grief-and-anger (дата обращения: 11.05.2022)

Тацуо Сузуки https://www.lensculture.com/articles/tatsuo-suzuki-friction-tokyo-streets (дата обращения: 12.05.2022) https://senat-perm.livejournal.com/1044472.html?ysclid=l3no1orp7w (дата обращения: 12.05.2022) https://cameralabs.org/9924-dukh-yaponskoj-stolitsy-v-ulichnykh-fotografiyakh-tatsuo-suzuki (дата обращения: 12.05.2022)

Осаму Дзингудзи https://www.dodho.com/osamu-jinguji-everything-is-in-flux-and-nothing-is-permanent/ (дата обращения: 9.05.2022) https://www.osamu-jinguji.com/ (дата обращения: 9.05.2022)

Томохиде Икея https://www.dodho.com/water-tomohide-ikeya/ (дата обращения: 10.05.2022) https://tomohide-ikeya.com/breath (дата обращения: 10.05.2022)

Такехито Миятакэ http://www.take-miyatake.com/gallery/sakurajima.html (дата обращения: 18.05.2022) https://kulturologia.ru/blogs/240814/21196/? (дата обращения: 18.05.2022)

Ёшинори Мизутани https://ibashogallery.com/artists/64-yoshinori-mizutani/works/ (дата обращения: 25.05.2022)

Масао Ямамото https://prophotos-ru.livejournal.com/1379351.html (дата обращения: 20.05.2022) https://wabisabi.by/masao-yamamoto-foto/ (дата обращения: 24.05.2022) https://fotoslovo.art/masaoyamamoto (дата обращения: 24.05.2022)

Пол Купидо https://cameralabs.org/aeon/pol-kupido/albom (дата обращения: 18.05.2022)

Рохан Рейли https://cameralabs.org/aeon/pol-kupido/albom (дата обращения: 27.05.2022) https://www.dodho.com/japan-by-rohan-reilly/ (дата обращения: 27.05.2022)

Хироши Сугимото https://www.sugimotohiroshi.com/seascapes-1 (дата обращения: 20.05.2022)

Хирохару Мацумото https://cameralabs.org/11548-tikhij-tokio-odinochestvo-megapolisa-v-fotografiyakh-khirokharu-matsumoto (дата обращения: 18.05.2022)

Библиография

Аветисян А. Д. Эстетика югэн, саби, ваби, нарэ, вкус умами // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2014. № 1. С. 240–252

Кодзики. Запись о деяниях древности // Восточный альманах. № 2. — М., 1974. — С. 417

Колосов П. В. Японская фотография на рубеже веков // Азия и Африка сегодня. 2011. № 2. — С. 58

Конрад Н. И. Исэ-моногатари // Конрад Н.И Избранные труды. — М., 1978. — С. 151–165

Finn R. Winners in Peace. MacArthur, Yoshida and Postwar Japan // Berkeley, 1992. — P. 28

Беспокойство и спокойствие в японской фотографии
134
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more