
На протяжении долгого времени свет воспринимался людьми только как функциональный элемент жизни, однако постепенно художники стали использовать свойства света в своих произведениях, подчеркивая формы и текстуры и создавая глубокие и интересные картины. В эпоху Возрождения первым, кто стал изучать оптические свойства света с точки зрения и науки, и искусства, был Леонардо да Винчи.
Он исследовал особенности и закономерности восприятия света человеком, используя знания из физики, биологии, анатомии и других наук. Это был важный шаг вперед, потому что ученый был первым, кто понял, что от восприятия света во многом зависит то, как человек в целом воспринимает окружающее пространство.
Трансформация изображения от технологии цвета к технологиям освещения происходила постепенно. К 50-м и 60-м годам начали появляться новые формы искусства, такие как люмино-кинетические скульптуры, стеклянные калейдоскопы, световые короба и неоновые объекты. Свет перестал существовать лишь в ограниченном пространстве картины, он начал вырываться за него, заполняя собой существующие пространства и создавая новые.
Свет способен оказывать на человека психофизическое воздействие. Например, с изменением цвета, инсталляция может производить совершенно другое настроение, а с изменением скорости может как успокоить так и испугать зрителя. Иногда свет может повлиять и на физические ощущения человека: посредством сочетаний звука и освещения зритель может погрузиться в подобие медитаций или даже ощутить себя в теле другого существа
В исследовании я рассмотрю способы, которыми освещение подчиняет себе пространство на примерах современных инсталляций, а также изучу то, как эти способы оказывают эмоциональное и физическое влияние на человека.
1 // Взаимодействие с пространством
Свет способен расширять, сужать или же полностью деформировать пространства, тем самым обманывая наше сознание и заставляя наш мозг мыслить совсем в других плоскостях. Находясь вблизи или в непосредственном контакте с инсталляцией человек вступает в диалог не толко с пространством, но и с самим собой. Это можно сравнить с погружением в виртуальную реальность, где мы можем взглянуть на мир под другим углом.
Деформация пространства с помощью света — не редкий прием. В работе «Fiat Lux.3», несуществующие пространства появляются из ниоткуда, видоизменяются, смешиваются, сокращаются, вступают в диалог с человеком и исчезают. За счет визуальных и звуковых ощущений, появляется ощущение неосязаемой материи, которую можно увидеть, но нельзя ощутить. Пространство вокруг совершенно преображается, создавая эффект некого мистического леса. Попадая в него, человек начинает приспосабливаться к его правилам и двигаться относительно их, проходя через световые стены и обходя призрачные преграды
«Fiat Lux.3» by Antoni Arola, 2022
При помощи света в инсталляции «Edges» получается достичь похожего эффекта. Работа выполнена из простой архитектурной конструкции, на которую проецируются геометрические узоры. Автор исследует бесчеловечный технологический ландшафт и взаимосвязи, создающие замкнутые панорамы. Визуальное наполнение состоит из простой геометрии, линий, сеток, форм и теней, организованных таким образом, чтобы играть с нашим восприятием пространства, создавая иногда трехмерные объекты и движущиеся плоскости, которые кажутся реальными.
«Edges» by Joanie Lemercier, 2021
Достичь реальности световых фигур получается и в работе «Reflexions.3 Mex», где пространство завешано прозрачными тканями, на которые проецируется свет. Появляющиеся блики и рефлексы становятся живыми организмами и приспосабливаются к новой среде обитания. Они помещаются в пространстве, занимая определенное место, и становятся скульптурами, имеющими свою текстуру и форму.
«Reflexions.3 Mex» by Antoni Arola, 2021
«Outlines» является крупномасштабной инсталляцей с лазерными лучами. Работа представляет идею выхода за рамки первоначального ограниченного пространства, нарушая воображаемые границы. Каждую секунду свет меняет свою интенсивность и скорость, создавая тревожную обстановку и, за счет мерцания, производит впечатление разрушающегося мира. Создается ощущение, что проходящие через лазеры люди становятся частью этого пространства, исчезая и появляясь совсем в других плоскостях.
Похожий эффект достигается и в «Alcove». Работа позволяет ощутить постоянный диалог между изоляцией, появлением и трансформацией обычного пространства и взаимодействующей с ним аудиторией. Сама инсталяция помещена за стеклянное пространство и ограждена от человека, однако внутрь работы проникают блики и отражения, которые и становятся частью того мира. Так стираются границы между действиями внутри этой замкнутой системы и ее излучением в окружающую среду.
сверху — «OUTLINES» by Tundra, 2016; снизу — «ALCOVE» by Supermafia, 2020
«Reservoir» — это динамически генерируемая световая и звуковая инсталляция, которая переносит зрителя в неземное пространство со светящейся цветной рябью. Произведение искусства превращает бывшее городское водохранилище общего пользования в метафорический «резервуар силы», куда человек на время перемещается и ощущает себя будто в ином мире
«Reservoir» by Camille, 2019
Игра с проекциями — частый прием со светом, который может совершенно по разному деформировать пространство до неузнаваемости. Примерами служат работы «Enghien» и «Nevermore», в которых свет проецирован на здания таким образом, что создает эффекты разрушения и перестройки внешнего вида постройки. Обманывая наше сознание, свет заставляет нас взглянуть на привычное здание совершенно по новому, а иногда даже забыть о его первоначальном виде, полностью размывая грань между воображением и реальностью
1-3 — «Enghien» by Joanie Lemercier, 2009; 4 — «Nevermore» by SilaSveta, 2022
«Contacts» — инсталляция, позволяющая человеку провзаимодействовать не только с самим объектом, но и целым космосом. В поле была установлена высокая башня с мощным светодиодным экраном, на котором выводились сообщения, присланные зрителями через мессенджер. На восприятие этой работы очень влияет время суток, при котором границы башни становятся невидимыми. Так, сообщения будто взмывают в воздух и становятся частью космического пространства
«Contacts» by SilaSveta, 2021
«FRONTIER» — аудиовизуальная инсталляция, которая ставит перед нами вопросы о нашем представлении границ и интерпретации реальности.
Зрители находятся перед ярким объектом, отражающимся в зеркальном полу. Изначально строго геометрические, объекты постепенно эволюционируют и становятся все более органичными. Зеркальная поверхность в свою очередь начинает взаимодействовать с этими объектами и взаимодействует со своим окружением. Формы становятся волнами, свет превращается в вибрации, аккуратные объекты становятся беспорядочными. Так начинается диалог между порядком и беспорядком, реальностью и ее интерпретацией.
«FRONTIER» by Encor Studio, 2019
Вывод:
Световые инсталляции оказывают огромное влияние на пространство, в котором находятся. Они способны деформировать помещения, визуально уменьшать или же увеличивать их размер, создавать иллюзии, обманывающие наше сознание
2 // Эмоциональное воздействие
Одна из самых очевидных возможностей света — воздействие на наши эмоции. Например, цвет, его интенсивность, скорость мерцания или различные эффекты помогают создавать определенные настроения и чувства у зрителя.
Так, в работе «Color Conversations» исследуется то, как свет влияет на ваше восприятие, эмоции и мысли. Диалог между светом, цветом, формой и пространством создает место, в котором каждый зритель становится его частью. Цвет в помещении постоянно меняется: от агрессивного и яркого красного он переходит к спокойному синему. Инсталляция умело управляет сознанием зрителя, заставляя его прочувствовать на себе совершенно разные эмоции.
«Color Conversations» by Tiler Gab, 2021
«Symphonie Cinétique» — это кинетическая композиция, которая использует сочетание музыки и механического движения в пространстве. Проект фокусируется главным образом на соотношении и взаимодействии трех элементов: отражения, звука и движения. Проект связывает эти три элемента и раскрывает присущую им почти мистическую гармонию. Блики на стенах создают целые произведения, которые постоянно меняются и движутся в такт музыке, завораживая зрителя
«SYMPHONIE CINÉTIQUE» by Joachim Sauter, 2013
«The Players of Games» представляет собой помещение, в котором располагаются квадратные лучи, перемещающиеся по стенам и полу быстрыми или медленными движениями. Они выстраиваются в ряд, гоняются друг за другом, прячутся и т. д. Очень динамичные, проецируемые сценическими светильниками, они заполняют все пространство, включая пол, где стоят зрители. Их движения, кажется, подчиняются каким-то правилам, но остаются загадочными. Наблюдая за инсталляцией, каждый зритель найдет в движениях квадратов свои закономерности, заставляя заглянуть в себя и найти логику в том, где логики и нет
«The Players of Games» by Antoine Schmitt, 2021
«Pointe» серия световых инсталляций, которая стремится к произведению новых чувств и эмоций у зрителей. Лучи света способны создавать узнаваемые явления в природе: они могут стать дождем или грозой, а могут и вовсе создать впечатление пространства, в котором свет живет своей естественной жизнью, вызывая чувство прекрасного и возвышенного
«Pointe» by Tundra, 2016
«Constellations» — световая инсталляция представляющая собой поверхность, на которой разбрызгивалась. вода. С помощью проектора на фонтан проецировались генеративные образы и паттерны, создавая впечатляющие и фантастические объекты. Сама инсталляция превышает человеческий рост в несколько раз, поэтому находясь в непосредственной близости с ней, человек даже может приблизиться к чувству возвышенного Канта
«Constellations» by Joanie Lemercier, 2018
Вывод:
Свет оказывает влияние на наше психическое состояние: посредством цвета, скорости, мерцания и переливов он может помочь нам испытать ту или иную эмоцию, чувство, или даже вызывать чувство прекрасного.
3 // Физическое воздействие
Некоторые световые инсталляции воздействуют и на физическое состояние человека. Они могут погружать зрителя в подобие транса, заставлять сердцебиение учащаться или уменьшаться, воздействовать на дыхание и т. д.
Например, такой эффект создают работы «Aerum» и «NOOR RIYADH». Инсталляции представляют собой пластмассовые светодиодные трубки, гаснущие и снова загорающиеся каждый раз в разном ритме. Попадая в пустое пространство, где присутствует только свет, человек невольно подстраивается под этот ритм, оставляя внешний мир где-то далеко
1-2 — «AUREUM» by Grimanesa Amoros, 2020; 3-5 — «NOOR RIYADH» by Grimanesa Amoros, 2022
«My whale» позволяет физически ощутить себя внутри тела кита. Первоначально инсталляция вдохновлена научной работой, в ходе которой был обнаружен кит, который кричит на очень необычной частоте 52 Герца. Этот звук имеет гораздо более высокую частоту, чем у обычных китов, а это означает, что другие не способны его услышать. Из-за этого животное был названо самым одиноким китом в мире.
Сама инсталляция представляет собой туннель, на стенах и потолке которого расположены светодиодные панели, представляющие собой нейроны. Каждый нейрон не похож на предыдущий и имеет собственную скорость и узор. Сам паттерн движения нейронов напоминает дыхание. Оказавшись внутри такого пространства зрителю представляется возможным ощутить на себе дыхание и пульс большого организма.
«My whale» by Tundra, 2016
«THE DAY WE LEFT FIELD» также имитирует дыхание и пульс живого существа. На потолке комнаты расположены «травинки», которые ритмично колышутся, подстраивая свое движение под звуковые эффекты. Посетители оказываются полностью погруженными в пространство природы, чувствуя себя уязвимыми и в то же время осознавая символизм, исходящий от созерцания природы, живущей в замкнутом городском ландшафте, в комнате, расположенной на 23-м этаже мегаполиса.
«THE DAY WE LEFT FIELD» by Tundra, 2018
«INITIATION» — это открытая церемония, посвящающая зрителей в культ бесконечности. Луч света прикреплен к раскачивающемуся тросу и движется хаотично. При нахождении в пространстве время, кажется, приостанавливается, и толпа впадает в постоянное гипнотизирующее состояние под влиянием колебания.
«INITIATION» by Encor Studio, 2017
«HyperJump» был создан специально для одного из залов бывшего Первого кадетского корпуса, который сейчас реконструируется под учебные помещения Санкт-Петербургского государственного университета. В зале девятнадцатого века расположена баскетбольная площадка, построенная здесь в советское время.
Проект исследует идею, заложенную в парадоксальном сочетании: баскетбольная площадка, олицетворяющая телесность и подвижность, которую мы получаем от природы, существует вместе с архитектурой периода классицизма, символом человеческой рациональности. По всему залу были установлены 25 движущихся лучевых фонарей и мощная звуковая система. Фонари оживают и превращаются в актеров, возвращая свету, заключенному в строгую геометрию, его непредсказуемую природу. Инсталляция позволяет зрителю почувствовать на себе хаотичную естественность света и погрузиться в некое подобие транса
«Hyperjump» by Tundra, 2014
Вывод:
Свет непостоянен: он зажигается, гаснет, переливается и остается статичным. Подражая ритму дыхания, пульса, свет оказывает на зрителя физическое воздействие: заставляет подстраиваться под него, погружаться, или же входить в подобие гипнотических состояний
Заключение
Свет в инсталляциях, несомненно, очень влияет на общее восприятие любого объекта. Именно с помощью него создается общее впечатление о предмете искусства и то, как его увидят и поймут зрители.
Световые инсталляции в свою очередь как раз и раскрывают весь потенциал света. Они взаимодействуют не только с пространством, но и с самим зрителем как в эмоциональном, так и в физическом плане. С помощью света у авторов получается обходить, а иногда и создавать новые правила мира: пространство может расширяться и обрастать новыми деталями или же наоборот обретать преграды и создавать неощутимые стены. Свет способен манипулировать сознанием зрителя и в силах заставить его поверить в создаваемые проекциями объекты и пространства