
Концепция
Облако — это важный образ, встречающийся в разных видах искусства. Рассмотрим варианты значения этого символа. Например, в древности считали, что облака являются отражением небесной жизни. Люди пытались увидеть божественные послания. В японской культуре облака символизировали непорочность и духовность, а в китайской — достаток и стабильность. Облака передают как переменчивость всего в нашего мира и постоянное движение, так и вечное спокойствие.
Важно отметить, что облако является одним из главных элементов пейзажа. Облака — это не только неотъемлемая часть неба, но и визуальный инструмент, который используют художники. Облака могут оказывать сильное влияние на восприятие картины. Их форма, размер и цвет влияют на композицию картины и её сюжет. Живописец может использовать этот элемент, чтобы добавлять динамики или глубины произведению, создавать дополнительное пространство и разделять картину на определенный части.

Алтарь Коронования Девы Марии, Фра Беато, 1435 г.
Художники различных эпох по-разному рисовали облака. Особенно интересно рассмотреть приемы изображения облаков в живописи эпохи Возрождения, так как в этот период происходят важные изменения во всех областях культуры, которые оказали сильное влияние на развитие живописи в будущем.
Ренессанс — это период инноваций и формирования канонов стиля. В эту эпоху меняется мировоззрение людей, отношение к религии и своему месту в этом мире. Основными принципами становятся гуманизм и антропоцентризм. Человек являлся высшей ценностью, центром исследования и изображения в искусстве. Также художники начали использовать новые техники при создании картин. Например, сфумато, кьяроскуро, унионе, кангьянте. Менялись и материалы для живописи.
Важным аспектом при выборе именно этого периода для исследования стало то, что художники начали использовать пейзаж в качестве важной части сюжета картины. Они обращали свой взгляд к реалистичному миру и естественным проявлениям природы.
Вавилонская башня (малая), Питер Брейгель Старший, 1565 г.
В моём визуальном исследовании я предполагаю, что художники эпохи Возрождения рисовали облака не просто так. Этот элемент пейзажа помогал творцам передавать атмосферу и настроение, воплощать замысел произведения при помощи визуальной метафоры.
Основной целью визуального исследования является формирование списка приемов, которые использовали художники эпохи Возрождения, изображая облака. Также важно понять, как этот визуальный элемент влиял на восприятие произведений искусства.
При создании структуры визуального исследования я выделила две группы приемов изображения облаков: смысловые и художественные. При помощи этого разделения я смогла более детально рассмотреть, почему художники Ренессанса рисовали облака определенным образом.
Смысловые функции изображения облаков
Метафора
Святой Иоанн Богослов на Патмосе, Тициан Вечеллио, 1548 г.
1. Встреча Марии и Елизаветы, Рафаэль Санти, 1517 г. 2. Благовещение, Тициан Вечеллио, 1557 г.
Художники эпохи Возрождения частно использовали облака, чтобы передать божественное присутствие.
Видение святого креста (фрагмент), Рафаэль Санти, 1520 г.
На картине изображен сверкающий крест с надписью на греческом языке. Здесь облака метафорически показывают видение императора Константина.
Мученичество Святой Екатерины (фрагмент), Лукас Кранах Старший, 1506 г.
Лукас Кранах Старший использует тучи в качестве символа божьей справедливости. Бог спас Екатерину от пыток императора, ударив молнией и разрубив адское приспособление.
Настроение
1. Возвращение стада (фрагмент), Питер Брейгель Старший, 1565 г. 2. Шествие на Голгофу (фрагмент), Питер Брейгель Старший, 1564 г.
1. Мария с младенцем и Святая Анна, Лукас Кранах Старший, 1516 г. 2. Святой Иероним, Альбрехт Дюрер, 1497 г.
Движущиеся тучи создают угнетающую и тревожную атмосферу.
Переход через Красное море, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Бьяджо д’Антонио, 1482 г.
1. Святая Маргарита, Тициан Вечеллио, 1565 г. 2. Святая Екатерина Александрийская, Тициан Вечеллио, 1560 г.
1. Похищение тела святого Марка, Якопо Тинторетто, 1566 г. 2. Страшный суд (фрагмент), Ганс Мемлинг, 1460 г.
Здесь передана высокая степень эмоционального напряжения. Создается ощущение страха и бессилия.
1. Распятие, Франческо Боттичини, 1471 г. 2. Агония в саду: Моление о чаше (фрагмент), Джованни Беллини, 1460 г.
Гвидориччо да Фольяно, Симоне Мартини, 1320 г.
Закрытое темными облаками небо создает давящую атмосферу.
1. Мадонна Литта, Леонардо да Винчи, 1490 г. 2. Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем, Беллини Джованни, 1504 г.
1. Крещение Иисуса Христа, Пьеро делла Франческа, 1450 г. 2. Святой Иероним читает, Джованни Беллини, 1485 г.
На этих картинах облака подчеркивают умиротворение и спокойствие, царящее вокруг.
Изображение облаков как художественный приём
Контраст
1. Венера и Адонис, Тициан Вечеллио, 1554 г. 2. Аллегория добродетели и порока, Лоренцо Лотто, 1505 г.
1. Страшный Суд, Иероним Босх, 1486 г. 2. Лот со своими дочерьми, Лукас Кранах Старший, 1528 г.
Облака помогают создать цветовой контраст. На фоне темных туч солнечный свет или огонь выглядят ярче и заметнее.
Объём
Камера дельи Спози (фрагмент), Андреа Мантенья, 1474 г.
Девкалион и Пирра молятся перед статуей богини Фемиды, Якопо Тинторетто, 1542 г.
Здесь облака подчеркивают глубину и ракурс нарисованных сюжетов. Мы смотрим на небо снизу вверх и ощущаем расширение пространства.
1. Крещение Христа, Якопо Тинторетто, 1580 г. 2. Крещение Христа, Фра Беато Анджелико, 1441 г. 3. Мадонна со св. Стефаном и Иоанном Крестителем, Франческо Пармиджанино, 1539 г.
На этих картинах тучи создают объемный тоннель, обращая внимание зрителя на объекты в центре неба.
Плоскость
Спор о Святом Причастии (фрагмент), Рафаэль Санти, 1511 г.
Успение Богородицы, Франческо Боттичини, 1475–1476 гг.
На этих картинах художники при помощи облаков в виде окружностей и отдельных фигур создали дополнительные плоскости для размещения богов и ангелов.
1. Погребение Богородицы, Фра Беато Анджелико, 1425 г. 2. Мадонна с младенцем и Святой Марией Магдалиной, Франческо Боттичини, 1446–1497 гг.
1. Сон Иакова (фрагмент), Рафаэль Санти, 1514 г. 2. Вознесение. Сцены из жизни Христа, Джотто ди Бондоне, 1306 г.
1. Коронование Девы Марии, Фра Беато Анджелико, 1440–1442 гг. 2. Страшный суд, Микеланджело, 1537–1541 гг.
Рай (фрагмент), Якопо Тинторетто, 1588 г.
Облака приобретают иллюзорную твердость, превращаясь в мягкие подушки для ангелов и Бога.
1. Воз сена (фрагмент), Иероним Босх, 1515 г. 2. Адам и Ева в саду Эдема, Лукас Кранах Старший, 1530 г.
Юпитер и Семела, Якопо Тинторетто, 1545 г.
Мудрость, Тициан Вечеллио, 1564 г.
На этих картинах облака служат в качестве выделения одного лица в композиции.
Динамика
1. Создание животных, Якопо Тинторетто, 1552 г. 2. Святой Марк спасает сарацина от кораблекрушения, Якопо Тинторетто, 1566 г.
1. Чудесный улов рыбы, Рафаэль Санти, 1500 г. 2. Христос в Галилейском море, Якопо Тинторетто, 1580 г.
Морской бой в Неаполитанской гавани, Питер Брейгель Старший, 1558 г.
Тучи повторяют форму или направление волн, создавая дополнительное движение не только водной стихии, но и воздушной.
Форма
1. Мадонна Фолиньо, Рафаэль Санти, 1512 г. 2. Дож Антонио Гримани на коленях перед видением Истинной Веры, Тициан Вечеллио, середина XVI века
Сикстинская мадонна, Рафаэль Санти, 1512–1513 гг.
Художники создают из облаков необычные формы. Мы видим выступающие лица, которые похожи на множество маленьких туч. Искусствоведы считают, что это лики херуфимов.
Заключение
Облака являются важным элементом художественных произведений. Живописцы эпохи Возрождения использовали их в качестве метафоры, для передачи настроения и влияния на эмоциональное восприятие картины. Изображая облака, художники могли менять композицию произведения, добавлять динамики и глубины, управляя вниманием зрителя.
Ренессанс или Возрождение — эпоха великих имён. URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/renessans-epoxa-velikix-imyon (дата обращения 25.10.24)
Эпоха Возрождения: как из простых ремесленников художники стали гениями. URL: https://artcraft.media/akademika/137-epoha-vozrozhdeniya-kak-iz-prostyh-remeslennikov-hudozhniki-stali-geniyami (дата обращения 21.10.24)
«Гений чистой красоты»: 9 важных деталей «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. URL: https://www.vokrugsveta.ru/article/206841/ (дата обращения 21.10.24)
Чудо манны. URL: https://app.fta.art/ru/artwork/43bfd9572e8e5a81e42435a1366403c1ee1b356d (дата обращения 22.10.24)
Алтарь Святой Екатерины. Мученичество Святой Екатерины. URL: https://greatartists.ru/altar-svyatoj-ekateriny-muchenichestvo-svyatoj-ekateriny/ (дата обращения 24.10.24)
Станцы Рафаэля — эпические фрески мастера в Ватикане. URL: https://rome-travel.ru/stancy-rafayelya.html (дата обращения 22.10.24)
How sweet to be: our fascination for clouds. URL: https://margretelamond.com/blog/how-a-cloud-can-transform-an-illustration (дата обращения 22.10.24)
Сикстинская мадонна Рафаэля, разбор. URL: https://artforintrovert.ru/magazine/tpost/z727l0zklx-sikstinskaya-madonna-rafaelya-razbor-kar (дата обращения 15.10.24)
Картина Рафаэля Санти — шедевр, спасенный советскими солдатами. URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/obchestvo-i-lyudi/sikstinskaya-madonna--kartina-rafaelya-santi--chto-gde-kogda (дата обращения 16.10.24)
Падение гигантов, Джулио Романо, 1532 г. URL: https://artchive.ru/giulioromano/works/363257~Padenie_gigantov (дата обращения 09.10.24)
Алтарь Коронования Девы Марии, Фра Беато, 1435 г. URL: https://artchive.ru/artists/2681~Fra_Beato_Andzheliko/works/563269~Altar'_Koronovanie_Devy_Marii (дата обращения 09.10.24)
Вавилонская башня (малая), Питер Брейгель Старший, 1565 г. URL: https://artchive.ru/pieterbruegelelder/works/197910~Vavilonskaja_bashnja_malaja (дата обращения 09.10.24)
Святой Иоанн Богослов на Патмосе, Тициан Вечеллио, 1548 г. URL: https://artchive.ru/titian/works/355133~Svjatoj_Ioann_Bogoslov_na_Patmose (дата обращения 09.10.24)
Встреча Марии и Елизаветы, Рафаэль Санти, 1517 г. URL: https://artchive.ru/raphael/works/464190~Vstrecha_Marii_i_Elizavety (дата обращения 11.10.24)
Благовещение, Тициан Вечеллио, 1557 г. URL: https://arthive.com/ru/titian/works/500873~Blagoveschenie (дата обращения 12.10.24)
Видение святого креста (фрагмент), Рафаэль Санти, 1520 г. URL: https://artchive.ru/raphael/works/464105~Freska_zala_Konstantina_dvortsa_pontifika_v_Vatikane_Fragment_videnie_svjatogo_kresta (дата обращения 11.10.24)
Мученичество Святой Екатерины (фрагмент), Лукас Кранах Старший, 1506 г. URL: https://greatartists.ru/altar-svyatoj-ekateriny-muchenichestvo-svyatoj-ekateriny/ (дата обращения 08.10.24)
Возвращение стада (фрагмент), Питер Брейгель Старший, 1565 г. URL: https://artchive.ru/pieterbruegelelder/works/505164~Vozvraschenie_stada_Fragment_6 (дата обращения 08.10.24)
Шествие на Голгофу (фрагмент), Питер Брейгель Старший, 1564 г. URL: https://artchive.ru/pieterbruegelelder/works/505197~Shestvie_na_Golgofu_Nesenie_kresta_Fragment_11_Stolby_i_vorony (дата обращения 08.10.24)
Мария с младенцем и Святая Анна, Лукас Кранах Старший, 1516 г. URL: https://artchive.ru/lucascranachtheeder/works/16796~Marija_s_mladentsem_i_Svjataja_Anna (дата обращения 08.10.24)
Святой Иероним, Альбрехт Дюрер, 1497 г. URL: https://artchive.ru/albrechtdurer/works/348585~Svjatoj_Ieronim (дата обращения 09.10.24)
Переход через Красное море, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Бьяджо д’Антонио, 1482 г. URL: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Cosimo_Rosselli_Attraversamento_del_Mar_Rosso.jpg?uselang=ru (дата обращения 09.10.24)
Святая Маргарита, Тициан Вечеллио, 1565 г. URL: https://artchive.ru/titian/works/504978~Svjataja_Margarita (дата обращения 09.10.24)
Святая Екатерина Александрийская, Тициан Вечеллио, 1560 г. URL: https://artchive.ru/titian/works/355003~Svjataja_Ekaterina_Aleksandrijskaja_v_molitve (дата обращения 09.10.24)