
Репрезентация средневековой культуры в видеоиграх является богатой и разнообразной темой, которая включает в себя множество аспектов — от архитектуры и одежды до идеологических и социальных норм эпохи. В зависимости от цели и жанра игры, разработчики могут стремиться к исторической достоверности или романтизированному изображению Средневековья. Данное исследование рассмотрит ключевые аспекты, которые обычно используются в подобных игровых проектах.
Историческая достоверность
Игры, которые стремятся максимально реалистично передать атмосферу и особенности жизни Средневековья, становятся всё более популярными. Они часто уделяют внимание исторической достоверности, хоть и далеко не точь-в-точь, иногда прибегая к более творческому подходу. Такие проекты обычно избегают классического подхода «мечей и магии», сосредотачиваясь на историческом контексте.

Kingdom Come: Deliverance (2018 г.)
Kingdom Come: Deliverance считается одной из самых реалистичных RPG, действие которой происходит в Богемии XV века. Она включает исторически точные элементы, такие как отсутствие магии, сложные боевые механики, основанные на реальных средневековых приемах, и реалистичные потребности персонажа, включающие в себя еду, сон, состояние здоровья.

Kingdom Come: Deliverance (2018). Боевой процесс.
Страница из средневекового учебника по фехтованию, 1591 г. Библиотека Герцога Августа.
Страница из средневекового учебника по фехтованию, 1591 г. Библиотека Герцога Августа.
Страница из средневекового учебника по фехтованию, 1591 г. Библиотека Герцога Августа.


Сигизмунд Люксембургский (15 февраля 1368 г. — 9 декабря 1437 г.). Реальная историческая личность, которая присутствует в Kingdom Come: Deliverance.
Подобные игры предлагают уникальный опыт, который сочетает в себе погружение в историю и увлекательный игровой процесс.
Религия
Как правило, репрезентация религии в играх с средневековым сеттингом, играет важную роль, поскольку религиозные институты, обычаи и мировоззрение были неотъемлемой частью жизни людей той эпохи. Разработчики используют религиозные темы для создания аутентичной атмосферы и добавления глубины игровому процессу. Подход к изображению религии варьируется в зависимости от жанра того или иного игрового проекта, его целей и уровня исторической достоверности.
Crusader Kings III (2020 г.)
Crusader Kings III (2020 г.). Карта религий.
Так, в Crusader Kings III религия играет ключевую роль в игровом процессе. Игроку предоставляется возможность взаимодействовать с церковными структурами, определять религиозные убеждения своего правителя или даже формировать новую веру. Различные конфликты, включая расколы и ереси, обогащают стратегическую составляющую игры.
Medieval II: Total War (2006 г.)
Medieval II: Total War (2006 г.). Крестовые походы.
Age of Empires II (1999 г.)
Age of Empires II (1999 г.). Крестоносцы.
В Age of Empires II и Medieval II: Total War представлены кампании, посвящённые крестовым походам, которые демонстрируют религию как движущую силу для ведения войн.
Ричард I идет на Иерусалим. Картина XIX века н. э.
«Крестовые походы — вооруженные экспедиции народов христианского Запада, организованные церковью и папством Западной Европы, чтобы освободить Иерусалим и Святую Землю от мусульман и подчинить эти земли» [1].
Крестоносцы. Музей «Риттербух».
Религия в играх про Средневековье помогает игрокам глубже погрузиться в эпоху и понять её культурные особенности. Это сложная, но важная тема, которая добавляет повествованию и игровому процессу реализма и эмоциональной вовлечённости. Таким образом, разработчики позволяют игрокам проникнуться психологизмом и менталитетом своих предков.
Рыцарская культура
Рыцарская культура в играх про Средневековье занимает центральное место, так как она воплощает дух эпохи: доблесть, верность, честь и мастерство в бою. Игры передают эту атмосферу через оружие, красивые доспехи, турниры, моральные дилеммы и сюжетные линии, отражающие рыцарские идеалы. Эта тематика пользуется популярностью по сей день.
Mount & Blade II: Bannerlord (2020 г.)
Mount & Blade II: Bannerlord (2020 г.). Турнир.
Например, Mount & Blade II: Bannerlord включает турниры, где игрок может продемонстрировать свои навыки в боях. Они включают поединки с использованием разного оружия, командные сражения и возможность заработать деньги или редкие предметы.
Подготовка к поединку.
«Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д.» [2]
Джостр с затупленным оружием.
Особое внимание в играх о Средневековье уделено рыцарским доспехам, являющимся важным элементом, который не только придаёт визуальную аутентичность, но и оказывает значительное влияние на игровой процесс. Их изображение может колебаться от строгой исторической точности до стилизованных версий, в зависимости от жанра и художественного видения разработчиков.
Турнирные и боевые доспехи середины — конца XVI века. Дом Инвалидов, Париж, Франция.
Kingdom Come: Deliverance (2018). Доспехи.
К примеру, в игре Kingdom Come: Deliverance представлены реалистичные доспехи, учитывающие историческую эпоху, их функциональные особенности и влияние на подвижность. Игрок может оснащать своего персонажа несколькими уровнями защиты, включая кольчугу, кирасу, наручи и шлем.
Романтизированное Средневековье
Романтизированное Средневековье в видеоиграх часто отображается через мифы, легенды и идеализированные представления о прошлом. Такой подход предполагает значительное преувеличение исторической реальности, формируя более яркий и магический образ этой эпохи. В играх этот стиль тесно сочетается с элементами фэнтези, включая магию, мифических существ и сверхъестественные силы, создавая уникальный мир, который лишь частично связан с реальной историей. По этой причине нередко в подоных проектах игрок может столкнуться с образами и тропами, которые зачастую можно встретить в сказках про прекрасных принцесс и драконов.
The Witcher 3: Wild Hunt (2015 г.)
The Witcher 3: Wild Hunt (2015 г.). Встреча с Лешим.
В The Witcher 3: Wild Hunt фольклор Восточной Европы послужил вдохновением для создания множества мифических существ, таких как водяные, лесные духи, лешие и вурдалаки. Эти существа не только заполняют мир игры, но и играют ключевую роль в выполнении заданий и развитии сюжета.
Леший. Иллюстрация, 1906 г.
«В фольклоре восточных славян (сказках, мифологических рассказах — быличках) леший — хозяин леса, распорядитель лесных богатств (зверя и дичи, грибов и ягод)» [3].
Проблемы репрезентации
Во-первых, это гиперромантизация. Многие игры о Средневековье склонны изображать «сказочную» версию этой эпохи, фокусируясь на ее героизме, рыцарях и магии, в то время как реальные условия жизни часто остаются за кадром. Игры часто игнорируют такие аспекты, как бедность, эпидемии, жестокость, насилие и грязь, характерные для того времени. Это создает иллюзию о романтизированном и идеализированном Средневековье, в котором страдания людей и трудности повседневной жизни остаются неучтенными, что может привести к искаженному восприятию истории.
Бой между арабами и крестоносцами во время осады Иерусалима Саладином. Миниатюра 14 века.
Во-вторых, это стереотипы. Средневековье в видеоиграх часто воспринимается сквозь призму стереотипов, что приводит к поверхностному пониманию культурной и этнической разнообразности той эпохи. В таких играх может не хватать точности в изображении различных народов, культур и религий, что иногда приводит к чрезмерному упрощению или даже искажению исторических реалий. Например, образы рыцарей или викингов часто сводятся к определенным клише, игнорируя более сложную картину социальной и культурной жизни в Средневековье.
Заключение
Средневековье в видеоиграх служит как источником вдохновения, так и вызовом для разработчиков. Игры могут либо точно воссоздавать эту эпоху, придерживаясь исторической достоверности, либо творчески интерпретировать её, создавая новый миф о Средневековье. Это даёт игрокам возможность взаимодействовать с этим историческим периодом через уникальные сюжетные линии и игровые механики, погружая их в мир рыцарства, религиозных конфликтов и повседневной жизни той эпохи.
https://www.worldhistory.org/trans/ru/1-15951/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://www.likt590.ru/project/history/1-6-2.html (Дата обращения: 14.11.2024)
https://bigenc.ru/c/leshii-cbc5e5 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://voxelvoice.com/kingdom-come-deliverance-screenshots/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://album-amicorum.blogspot.com/2012/03/vechtboek-kunstreichen-fechtbuches-1591.html (Дата обращения: 14.11.2024)
https://kingdom-come-deliverance.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%83%D0%BD%D0%B4_%D0%9B%D1%8E%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://bigenc.ru/c/sigizmund-i-imperator-sviashchennoi-rimskoi-imperii-925fd0 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://sea.ign.com/crusader-kings-iii/179991/gallery/crusader-kings-3-royal-court-screenshots?p=1 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://cubiq.ru/gajd-po-prohozhdeniyu-medieval-2-total-war-kingdoms-americas-campaign/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://www.feralinteractive.com/en/mac-games/medieval2/history/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://forums.ageofempires.com/t/aoe-ii-dawn-of-the-dukes-bohemians-and-poles/133710/186 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://nordic.ign.com/mount-and-blade-2-bannerlord/61341/gallery/mount-blade-2-bannerlord-official-screenshots?p=1 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://vgtimes.ru/games/mount-blade-2-bannerlord/files/23160-usovershenstvovannye-turniry-v-3-2-3.html (Дата обращения: 14.11.2024)
https://game-fresh.ru/37051-gde-najti-mech-i-dospexi-svyatogo-georgiya-v-kingdom-come-deliverance (Дата обращения: 14.11.2024)
https://whatculture.com/gaming/the-witcher-3-10-hardest-boss-battles-you-must-find (Дата обращения: 14.11.2024)
https://www.worldhistory.org/image/9119/richard-i-marches-to-jerusalem/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://artguide.com/news/9522 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://diletant.media/articles/45286119/ (Дата обращения: 14.11.2024)
https://bigenc.ru/c/leshii-cbc5e5 (Дата обращения: 14.11.2024)
https://topwar.ru/209362-rycarskie-dospehi-iz-muzeja-armii-v-parizhe.html (Дата обращения: 14.11.2024)
https://qalam.global/ru/articles/pravila-zizni-saladin-ru (Дата обращения: 14.11.2024)
https://www.old-games.com/download/6329/age-of-empires-2-the (Дата обращения: 14.11.2024)