Original size 1240x1750

Репрезентация женского образа в визуальной культуре США и СССР

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Введение

Медиакультура середины XX века является одним из важнейших инструментов визуального воздействия на массовое сознание. Женский образ в её структуре функционирует не только как художественный компонент, но и как политический, социальный и идеологический конструкт. Его анализ позволяет понять, какие роли обществом отводились женщине в определённый исторический момент, а также выявить различия между культурными кодами.

Задача

Ключевая задача данного исследования — проследить трансформацию женского образа в графике США и СССР в послевоенный период через анализ плакатов, рекламных постеров, обложек и материалов журналов. Сравнение этих двух стран оправдано не только масштабами их культурного влияния, но и тем, что они представляли противоположные идеологические модели, капитализм и социализм. Это различие отразилось и в визуальной культуре, а именно в репрезентациях женской идентичности, профессиональной роли и визуальной стилистике. Плакаты и журналы рассматриваются не как вспомогательный иллюстративный материал, а как первоисточник для исследования эпохи.

Структура

Рубрикатор исследования выстроен хронологически и включает в себя три основных блока: военное время, как отправная точка, когда визуальные образы женщины в обеих странах временно сблизились, ранний послевоенный период, 1945–1960-е годы, и поздний послевоенный период, 1970–1980-е годы. В каждом разделе рассматривается, каким образом в плакатной графике двух стран конструировался женский образ. Визуальный материал подкрепляется кратким анализом исторического контекста, однако основной акцент сделан на графическую сторону без избыточного социологического погружения.

Гипотеза

Одной из ключевых гипотез исследования является предположение, что в послевоенный период в США формируется устойчивый визуальный образ женщины как хранительницы домашнего очага и символа семейного благополучия, что отражает идеологию потребительского общества и возвращение к традиционным гендерным ролям. В то же время в СССР сохраняется и развивается визуальный код женщины-труженицы и матери, включённой в коллективистский проект социалистического строительства. Различия в репрезентации женского образа становятся особенно очевидными на фоне временного небольшого сближения визуальных стратегий военных лет, когда в обеих странах женщина изображалась как активная участница трудового и патриотического фронта.

Таким образом, исследование стремится не только сопоставить стилистику, но и выявить, каким образом визуальный язык передавал идеологические установки, касающиеся места женщины в обществе, а также как эти установки изменялись под воздействием политической, экономической и культурной динамики рассматриваемого периода.

Предыстория. Период Второй мировой войны

В годы Второй мировой войны массовая визуальная культура стала ключевым инструментом мобилизации населения, и женские образы заняли в ней центральное место. Плакаты, рекламные объявления и журнальная графика одновременно информировали, убеждали и формировали новый социальный типаж женщины. Несмотря на различия идеологий, визуальные стратегии США и СССР в этот период частично сближались: плакаты обеих стран представляли женский образ как активный, трудовой и эмоционально заряженный. Однако способы визуального воздействия и идеологическое наполнение у двух культур все же имели существенные различия.

Original size 1920x1446

«We Can Do It!», Дж. Миллер, 1943 год // «Родина-мать зовёт!», И. Тоидзе, 1941 год

Наиболее знаковым в агитационной кампании США периода Второй мировой войны стал образ «Рози-клепальщицы». Он являлся символом огромного вклада женщин в тыловое обеспечение. Интенсивный жёлтый фон здесь работает как мощный акцентный элемент. Такой цвет мгновенно притягивает взгляд, усиливает динамику и задаёт высокий эмоциональный тон и делает плакат не только легко читаемым, но и мотивирующим, превращая его в визуальный призыв и символ коллективного вдохновения. Этот плакат стал образцовой моделью, сформировав новый социальный архетип, женщину, способную выполнять тяжелую работу и сохранять при этом свою феминную идентичность.

Ключевым объектом визуальной мобилизации в СССР стал плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!». Его композиция строится на резкой фронтальной подаче фигуры. Образ женщины здесь выступает символом страны, её истории и морального долга. Контраст красного и белого цветов усиливает тревожный эффект и подталкивает к действию. В советской системе плакат функционировал как призыв к коллективному усилию, и женский образ был важен для формирования максимальной эмоциональной вовлечённости.

Original size 1920x1446

«Чем крепче тыл — тем крепче фронт!», О. Эйгес, 1941 год // «Трактор в поле — что танк в бою!», В. Иванов и О. Бурова, 1942 год // «Слава боевым подругам!», Г. Зайцев, 1941 год

В СССР плакаты военного времени формировали единый визуальный образ женщины как бойца, труженицы и гражданки, полностью включённой в коллективный подвиг. Исторические обстоятельства требовали не столько вдохновлять женщин новой идентичностью, сколько подчеркнуть их равенство с мужчинами в деле защиты Родины и обеспечения работы тыла.

post

Интересная деталь заметна на первом плакате. Героиня с фамилией Иванова, занявшая место у станка, перекрывает своей именной табличкой мужскую. Этот графический приём можно расценивать как символ замещения, который не только придаёт эмоциональную глубину изображению, но и усиливает его смысловую нагрузку, подчёркивая тему трудовой преемственности.

В отличие от визуальной графики Советского Союза, американская плакатная кампания периода войны отличалась стилистической неоднородностью. Одни изображения акцентировали внимание на профессионализме женщин, призывая к активному участию в производстве, в то время как другие совмещали трудовую мобилизацию с сохранением традиционного образа женственности.

Original size 1920x1446

«This is my war too!», автор неизвестен, 1941–1945 годы // реклама «General Tire & Rubber Company», 1943 год // «Longing Won’t Bring Him Back Soon», Л. Уилбур, 1944 год

Так, плакат «This is my war too!» демонстрирует решительную фигуру женщины в военной форме, призванную к службе и является примером героизации. «This Christmas — Give War Bonds», напротив, показывает традиционный образ заботливой домохозяйки, обеспечивающей поддержку фронту через финансовое участие. А «Get a War Job!» раскрывает дуальный образ: внешне мягкая, женственная героиня показана в момент активного гражданского выбора. Таким образом, визуальный язык этих плакатов усиливает ранее рассмотренную гипотезу. Американская пропаганда одновременно поощряла и гражданскую активность женщин, и сохранение традиционных моделей.

1945–1960-е годы

В послевоенном СССР женщина вновь выступала как незаменимая труженица. Страна лежала в руинах, мужчин призывного возраста сильно поубавилось, государство, уже с конца 1940-х призывала женщин осваивать новые профессии, выходить на стройки, в промышленность. Агитационные плакаты прославляли женщину-труженицу как героя нового времени.

Original size 1920x1446

«А ну-ка, взяли.!», автор неизвестен, конец 1940-х — начало 1950-х годов

Визуальный код конца 1940-х — начала 1950-х годов насыщен образами героинь труда. Их внешний облик был подчеркнуто строгим и сдержанным. Как правило, это сильная женщина в рабочей спецовке или красноармейской гимнастёрке, изображённая в позе призыва или решимости. Кроме того, для советской графики того времени были характерны гротескные, легко узнаваемые шрифты, доминирование красного цвета и короткие, но предельно выразительные лозунги, чётко транслирующие основной посыл.

Original size 1920x1446

«Прославим нашу Родину, товарищи, трудом!», М. Соловьев, 1946 год // «Отстроим на славу!», В. Иванов и О. Бурова, 1945 год // О. Савостюк, «Мы выполнили норму… А вы?», 1954 год

Женская периодическая печать была одним из самых доступных источников информации. К 1950-м годам оформилась основная группа журналов, например «Работница» и «Крестьянка», ориентированных на широкий круг читательниц и выполнявших важнейшие идейно-пропагандистские задачи. Центральным идеалом выступала трудовая деятельность. Вовлечение женщин в коллективный труд, по замыслам государства, не только уравнивало их в правах с мужчинами, но и освобождало от ограниченности сугубо домашней роли.

Original size 1920x1446

«Работница», выпуск № 10, 1950 год // «Работница», выпуск № 10, 1950 год // «Работница», выпуск № 9, 1952 год

Изображённые на обложках героини должны были служить примером для читательниц. Часто это были представительницы интеллектуального труда: учительницы, научные руководители, юрисконсульты, инженеры, врачи, архитекторы.

Original size 1920x1446

«Крестьянка», выпуск № 19, 1950 год // «Крестьянка», выпуск № 19, 1950 год // «Крестьянка», выпуск № 4, 1953 год

В отличие от журнала «Работница», издание «Крестьянка» было ориентировано преимущественно на сельских женщин, хотя его читательницами нередко становились и горожанки. Материалы в нём подавались в более простой и доступной форме, а на обложках чаще всего изображались женщины, занятые в сельском хозяйстве.

Между тем в Соединённых Штатах образ женщины в послевоенной визуальной культуре был совершенно иным. В конце 1940-х американские журналы, например «Good Housekeeping» и «Ladies’ Home Journal», были буквально переполнены образами домохозяек.

Original size 1920x1446

«Ladies' home journal», 1945 год

Заметно также и расхождение в уровне графического оформления. В то время как в советских изданиях доминирует документальность, с прямолинейным размещением фотографий по чёткой сетке и минимальной работой с шрифтом, американские журналы демонстрируют более сложную визуальную структуру. Здесь появляются элементы наслоения изображений, контрастные по масштабу и фактуре, избирательная работа с акцидентными шрифтами и продуманные акценты внутри разворотов.

Original size 1920x1446

«Ladies' home journal», 1945 год

Материалы журналов были посвящены домашнему хозяйству, воспитанию детей, моде и рецептам. На обложках американских журналов часто рисовали улыбающихся жён на кухне, матерей с малышами, элегантных хозяек в интерьере, идеализируя женскую роль как хранительницы очага. Внутри часто размещали советы по кулинарии, декору, красоте, подкрепляющие культ домашней женственности.

Original size 1920x1446

реклама «Hotpoint», 1950 год

В рекламных материалах домашний труд активно репрезентировался как лёгкое и приятное занятие. Изображения демонстрировали улыбающихся женщин, с лёгкостью управляющихся с техникой, сохраняя при этом элегантный внешний вид. Неявный подтекст подобных объявлений сводился к смыслу, что новая техника не только облегчит повседневную работу, но и сделает женщину более счастливой и привлекательной в глазах супруга.

Original size 1920x1446

реклама «Hoover», 1953 год // реклама «Electrolux», 1950 год // реклама «Hoover», 1955 год

Original size 1920x1446

реклама «Alcoa Aluminum», 1953 год

Так, в рекламе «Alcoa Aluminum» стереотип женской беспомощности был подчеркнут предельно буквально. Домохозяйка с изумлением спрашивает: «Неужели женщина сама может открыть эту бутылку?».

Original size 1920x1446

«Доярки, добьемся высоких удоев от каждой фуражной коровы!», Б. Зеленский, 1950 год // «Хорошо трудиться — хлеб уродится!», М. Соловьев, 1947 год

На фоне американской рекламы советская визуальная культура выглядит ещё более контрастно. Женщина здесь не нуждается в оправдании своей активности, она органично включена в коллективистскую идею труда и социалистического прогресса. В отличие от глянцевой стилизации американской рекламы с её акцентом на индивидуальность и потребление, советская графика продолжает формировать образ женщины как трудового субъекта и активного участника общественной жизни.

Original size 1920x1446

реклама «Kelvinator», 1956 год

Следует отметить, что в советских плакатах данного периода фоновыми элементами преимущественно становятся сельскохозяйственные пейзажи, поля или производственные сцены, подчёркивающие неразрывную связь женщины с коллективным трудом. В то время как американская реклама либо помещает героиню в домашнюю обстановку, акцентируя её привязанность к сфере быта, либо использует нейтральный фон, зачастую служащий основой для текста и слоганов, тем самым концентрируя внимание на самой фигуре и рекламируемом продукте.

Original size 1920x1446

«У них лишь для богатых изобилие…», В. Говорков, 1957 год

Один из ярких примеров идеологически заряженной визуальной риторики является работа известного советского художника Виктора Ивановича Говоркова. Советский плакат, демонстрирующий социальный контраст образа жизни в США и в СССР. Скромно одетая женщина с ребёнком, сосредоточенно считающая деньги, расположена на переднем плане, в то время как на заднем плане карикатурно изображён представитель американской буржуазии, тучный мужчина в цилиндре с сигарой. Надпись подчёркивает ключевой посыл: в капиталистической системе изобилие доступно лишь узкому кругу обеспеченных, тогда как советская модель ориентирована на всеобщее благополучие. Подобная визуальная композиция усиливает противопоставление и закрепляет образ СССР как справедливого общества, где забота о каждом гражданине возводится в идеологическую норму.

1970–1980-е годы

Original size 1920x1446

«Нам открывать миры далекие!», В. Каленский и И. Каленская, 1960 год

Для Советского Союза 1960–70-е стали временем определённой либерализации и изменения акцентов в визуальной пропаганде, хотя основные идеалы и сохранялись. С наступлением «хрущёвской оттепели» цензура слегка смягчилась, и в искусство проникли новые темы, такие как космос, научно-технический прогрес и спорт.

Original size 1920x1446

«Советское — значит отличное!», А. Добров, 1954 год // «К труду и обороне будь готов!», автор неизвестен, 1950-е годы

Устойчивый образ женщины как героини труда и революции продолжал активно воспроизводиться, в том числе в новой визуальной форме. Стало появляться больше плакатов, приуроченных к празднику 8 Марта. Эти изображения не только сохраняли идеологическую преемственность, но и адаптировали её под праздничный, зачастую более декоративный и торжественный контекст.

Original size 1920x1446

«С праздником 8 марта!», автор неизвестен, 1960-е годы

Original size 1920x1446

«С праздником 8 марта, дорогие женщины!», Р. Сурьянинов, 1963 год // «Слава советским работницам!», И. Гринштейн, 1960 год // «Маме на праздник», А. Горпенко, 1960 год

Хочется также отметить выразительную особенность композиционной организации, которая выражается в отсутствие жёстких рамок. На среднем изображении роль условной границы играет закрученный плакат с лозунгом, одновременно отделяющий фон и создающий эффект глубины, придающий динамику и объём. В других случаях, как на левом и правом изображениях, используется приём «открытого» края. Фигура не вписана в жёсткий контур, что создаёт впечатление визуальной спонтанности, живого кадра. Такой стиль оформления делает изображение более тёплым и человечным, смещая акцент с официоза на личностное обращение.

Original size 1920x1446

«Священный огонь материнской любви воодушевляет трудящихся женщин на борьбу за светлое будущее», В. Корецкий, 1963 год

Кроме того, во второй половине 1970-х годов в СССР обострилась необходимость вновь акцентировать социальную значимость материнства, поскольку в этот период наблюдалось снижение уровня рождаемости. Это отразилось и в визуальной культуре. В плакатах и праздничных открытках всё чаще стали появляться образы женщин с детьми. При этом последовательно подчеркивалось, что материнство рассматривается не как личная сфера, а как труд, имеющий значение для государства.

В это же время в Соединённых Штатах активизировалось феминистское движение. Несмотря на сохраняющееся преобладание гламурных женских образов в рекламе и печатной продукции происходящие социальные трансформации потребовали пересмотра рекламных стратегий.

Original size 1920x1446

«See Red Calendar», «See Red», 1977 год // «Women’s Day March», «See Red», 1975 год // «Sisters! Question Every Aspect of Our Lives», «See Red», 1977 год

К концу 1970-х годов маркетинговые кампании стали учитывать образ женщины с карьерными амбициями, признавая её значимость как самостоятельного и финансово обеспеченного потребителя.

Original size 1920x1446

«Charlie», «Revlon», 1973 год // Коробка 11, архив конкурентной рекламы «JWT», 1974 год

Женщины начали играть всё более заметную роль на рынке автомобилей. Несмотря на устоявшийся в рекламе образ домохозяйки за рулём, использующую машину только в бытовых целях, именно работающие женщины накапливали наибольший пробег и становились важной аудиторией для автопрома.

Original size 1920x1446

Коробка 35, архив Жан Килборн, 1977 год

Однако сексуализированный и подчёркнуто подчинённый женский образ всё ещё заметен в рекламе того времени. Такой визуальный дисбаланс можно рассматривать как реакцию на растущую женскую самостоятельность. Индустрия стремилась удержать привычные гендерные роли, отражая тревогу перед ослаблением мужской доминантности. В итоге реальные социальные перемены сосуществовали с рекламными образами, продолжающими фиксировать женщин в позициях пониженного статуса.

Original size 1920x1446

рекламы «Mr. Leggs», 1967 год

Анализ визуального материала 1970–1980-х годов показывает, что в США и СССР женский образ действительно становится более свободным и многогранным. Эта общая тенденция объединяла оба культурных контекста, однако способы её выражения существенно различались. В Советском Союзе постепенное ослабление идеологических рамок приводило к более разнообразным, но всё же нормативно ориентированным репрезентациям. В Соединённых Штатах развитие женского образа происходило на фоне ранних волн феминизма, что способствовало появлению более разносторонних моделей женской самостоятельности. При этом американская медиакультура уже в 1970-е годы активно использовала провокационные и иногда шоковые визуальные решения, которые были невозможны в советском пространстве, где предпочитали эмоционально тёплые и социально одобряемые образы. Такое различие подчёркивает, что, несмотря на общую тенденцию к расширению женской субъектности, обе страны развивались в разных направлениях и демонстрировали существенно отличающиеся визуальные стратегии.

Вывод

Проведённое визуальное исследование подтвердило исходную гипотезу. В период Второй мировой войны графическая культура США и Советского Союза действительно формировала мобилизующий и трудовой образ женщины, поскольку обе страны нуждались в её активном участии в экономической и общественной сферах. Однако по завершении войны траектории развития визуальной репрезентации женщин в двух государствах начали заметно расходиться. В Советском Союзе образ женщины сохранил статус равноправного участника общественного труда и продолжал функционировать в рамках идеологии коллективизма и социального прогресса. В Соединённых Штатах же процесс переосмысления женской роли оказался более длительным и противоречивым. В послевоенные десятилетия реклама продолжала воспроизводить гламурные и нередко сексуализированные образы домохозяек, прежде чем постепенно признать карьерно ориентированную женщину как самостоятельную и влиятельную социальную фигуру.

Не менее значимым результатом исследования стало наблюдение за развитием графического языка. Несмотря на силу смысловой нагрузки, визуальная культура СССР оставалась более консервативной в приёмах и стилистике. Её отличала устойчивость к декоративным экспериментам, что во многом объяснялось идеологической направленностью и стремлением сохранить единую эстетическую систему. В то же время в США графический дизайн развивался динамичнее. Реклама и журнальная иллюстрация активно экспериментировали с визуальной композицией, типографикой и метафоричностью образов. Однако даже при внешней простоте и стилистической сдержанности, советский плакат обладал высокой выразительностью: лаконичные лозунги, гротескные шрифты и насыщенные цветовые акценты эффективно транслировали нужный посыл.

Таким образом, главное различие между медиакультурами двух стран заключается не только в стилистике или художественных решениях, но прежде всего в принципах репрезентации женщины как социальной фигуры. В то время как американский дизайн демонстрировал техническое и стилистическое разнообразие, советская графика обеспечивала гораздо более устойчивую и равноправную репрезентацию женского образа в общественном пространстве.

Bibliography
Show
1.

Kukus D. Winning Women’s Hearts and Minds: Selling Cold War Culture in the US and USSR [Электронный ресурс]. — URL: https://reviews.history.ac.uk/review/2479/print (дата обращения: 22.11.2025).

2.

De Grazia V. The Cold War and the Popular Image of Women in the US and USSR [Электронный ресурс]. — URL: https://www.sciencegate.app/document/10.1093/acrefore/9780199329175.013.423#: ~:text=Two%20images%20dominated%20popular%20portrayals, both%20offer%20simplistic%20and%20partial (дата обращения: 22.11.2025).

3.

Perry A. New Soviet Woman: The Post-World War II Feminine Ideal at Home and Abroad [Электронный ресурс]. — URL: https://www.academia.edu/113881881/New_Soviet_Woman_The_Post_World_War_II_Feminine_Ideal_at_Home_and_Abroad (дата обращения: 21.11.2025).

4.

Смеюха В. В. Женские журналы СССР в 1945–1991 гг.: типология, проблематика, образная трансформация [Электронный ресурс] // Женщина в российском обществ. — URL: https://womaninrussiansociety.ru/article/smeyuxa-v-v-zhenskie-zhurnaly-sssr-v-1945-1991-gg-tipologiya-problematika-obraznaya-transformaciya-str (дата обращения: 21.11.2025).

5.

Marketing to Women: Advertisers Embrace the Career Woman [Электронный ресурс]. — URL: https://sites.duke.edu/womenandadvertising/exhibits/women-in-advertising/marketing-to-women-advertisers-embrace-the-career-woman/ (дата обращения: 24.11.2025).

6.

Kanwit J. «You Have to Carry the Skillset of a Man»: Wartime Women and the Postwar Feminine Ideal [Электронный ресурс] // Madison Historical Review. — URL: https://commons.lib.jmu.edu/mhr/vol12/iss1/3 (дата обращения: 24.11.2025).

7.

Women’s Roles in 1950s America [Электронный ресурс] // PBS: American Experience. — URL: https://www.pbs.org/wgbh/americanexperience/features/pill-mrs-america-womens-roles-1950s (дата обращения: 24.11.2025).

8.

Губин А. Образ советской женщины в материалах прессы 1950–1960-х годов и в женской социальной памяти: региональный аспект [Электронный ресурс] // Киберленинка. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-sovetskoy-zhenschiny-v-materialah-pressy-1950-1960-h-godov-i-v-zhenskoy-sotsialnoy-pamyati-regionalnyy-aspekt/viewer (дата обращения: 26.11.2025).

9.

Hopkins S. «The Ideal Woman»: Analyzing Gender Ideals in Cold War American Advertising [Электронный ресурс]. — URL: https://dsc.duq.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1950&context=etd&utm_source=chatgpt.com (дата обращения: 20.11.2025).

10.

See Red Women’s Workshop Posters [Электронный ресурс] // The Cut. — URL: https://www.thecut.com/2017/02/see-striking-posters-from-feminist-see-red-womens-workshop.html#: ~:text=In%20other%20illustrations%20from%20See, and%20the%20use%20of%20public (дата обращения: 23.11.2025).

Репрезентация женского образа в визуальной культуре США и СССР
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more