
/// Рубрикатор
1. Вступление 2. Визуальный язык бунта 2.1. Vivienne Westwood 2.2. NANA 3. Визуальные решения и их психологический эффект 4. Коллаборация Vivienne Westwood × NANA 5. Заключение 6. Библиография
/// Вступление
Что такое «NANA»?
«NANA» — это манга, аниме-сериал и фильм. Эта история повествует о двух молодых девушках с одинаковыми именами, которые случайно встречаются в поезде, который следует в Токио. Обе хотят начать новую жизнь в большом городе. У них противоположные характеры, но каждая из них ищет своё место в мире. Эта манга стала одной из первых в своём роде, где показана глубокая женская дружба в сочетании с испытаниями, которые переживают многие девушки при вступлении во взрослую жизнь.
В этом исследовании я буду опираться в первую очередь на первоисточник, мангу, созданную Ай Ядзавой. Именно манга даёт наиболее полное представление о характерах героинь, их внутреннем мире и визуальных деталях, которые важны для анализа. В отличие от аниме и фильма, манга передаёт авторский стиль Ядзавы без интерпретаций других команд. Иллюстрации, мода персонажей и оформление сцен помогают понять, как визуальный язык используется для раскрытия тем женственности, свободы и личного выбора. Поэтому в работе я рассматриваю в первую очередь оригинальный графический материал.

Манга «Нана»; Ай Ядзава; выпуски 1-3
Одна из главных героинь манги, Нана Осаки, является вокалисткой панк-группы. Её образ напрямую вдохновлен брендом Vivienne Westwood, соединяющим панк и высокую моду. Хаос и элегантность.
Нарезка фреймов Наны Осаки из Манги Ай Ядзавы
Социальный контекст
Панк-культура пришла в Японию в конце 1970-х годов. С тех пор панк в Японии был не просто субкультурой, а способом выражения протеста против социальных ожиданий. В «NANA» панк проявляется через внешний вид и поведение Наны Осаки. Её стиль и музыка показывают стремление быть собой и не подстраиваться под ожидания других.
Молодежные панк-группы Японии; конец 1970х и 1980х годов; авторы неизвестны.
Современное значение
В 2025 году этот визуальный диалог стал официальным: бренд Vivienne Westwood и «NANA» объединились в коллаборацию и создали рекламную кампанию, в которой героини манги выступили в роли моделей. Они словно вышли со страниц прямо на подиум.
Таким образом, «NANA» стала лицом современной модной кампании, а вымышленный персонаж оказался включён в реальный бренд.
Коллаборация Vivienne Westwood и «NANA»; 2025 г; Манга и карточные фигурки
Vivienne также выпустили капсульную коллекцию одежды, вдохновлённую героинями культовой манги. В неё вошли футболки, юбки, аксессуары и серьги с изображениями героинь и узнаваемыми символами бренда. Некоторые вещи напрямую отсылают к нарядам, которые носит Нана Осаки в оригинальной истории.


Капсульная коллекция Vivienne Westwood x NANA; Дизайнеры воссоздали женственный образ Хачи в розовых пастельных тонах и жемчуге, а стиль Наны Осаки — с помощью шотландской клетки и кожаных чокеров.
*Примечание: на момент написания данной работы рекламная кампания ещё не завершена. В анализе рассматриваются кейсы, которые были опубликованы на данный момент.
Цель исследования и гипотеза
В этом исследовании я хочу показать, как визуальные приёмы Vivienne Westwood формируют образ бунтарской женственности в истории «NANA», а также в современной коллаборации. Я проанализирую, почему сочетание панк-эстетики и романтики делает образы героинь убедительными: как эти элементы создают ощущение силы, независимости и уязвимости, которое зритель сразу считывает.
/// Визуальный язык бунта
// Vivienne Westwood
Vivienne Westwood; коллекция Ready-to-Wear Весна/Лето 2010; 2 октября 2009 года; Париж.
Вивьен Вествуд прославилась тем, что перенесла панк с улиц на подиум. Её подход в дизайне построен на броских противоречиях: она смело сочетает хаос с утонченной элегантностью, соединяя уличную агрессию с аристократичностью в одном образе. Такой контраст рождает визуальный конфликт, который притягивает взгляд, шокирует зрителя и вызывает сильную эмоциональную реакцию.
Орбита
Еще один важный элемент бренда — орбита. Она используется в колье, чокерах, серьгах, брошках и даже зажигалках.
Зажигалка в форме орбиты Vivienne Westwood.
Металлическая сфера с кольцом Сатурна — это своеобразный объект силы, который буквально горит в руке. Такой предмет сразу считывается зрителем. Сочетание королевского образа и огня создаёт ощущение власти и риска.
Корсет
Vivienne Westwood; Коллекция Vive la Cocotte; 1995 год.
Важным фирменным элементом бренда также является корсет. В классической культуре корсет ассоциируется с ограничениями и подчинением женского тела, но Вивьен превратила его в инструмент самовыражения и силы. В интерпретации Вествуд корсет — это не инструмент для «исправления» фигуры, а скорее броня, в которой женщина сама решает, как ей выглядеть.
То, что когда-то служило символом подавления, в руках Вествуд стало эмблемой женской независимости.
Традиционные британские материалы и узоры
Тартан и плотный твид также смело используются брендом. Они напоминают о панк-сцене Лондона 70-х, где одежда была протестом против буржуазного вкуса. Эти материалы в сочетании с изысканными силуэтами, дают эффект «грязного и изысканного» стиля одновременно.
Такой прием делает почерк Вествуд моментально узнаваемым и живым. Он наполнен энергией контраста.
Vivienne Westwood; Коллекция «Англомания»; 1993 г.
Психологически эстетика Вествуд резонирует с публикой именно потому, что людям импонирует баланс между хаосом и порядком. Её провокационные творения выглядят как вызов системе, но при этом неизменно сохраняют ощущение красоты и гармонии в рамках этого бунта.
// Манга «NANA»
Две героини манги «Нана» являются противоположностями друг друга. Нана Осаки — панк. У неё твердый характер и выразительная внешность. Она носит кожу, цепи, леопардовый принт и британские узоры. Они показывают зрителю её бунтарский настрой и стремление быть собой.
Разбор образа Наны Осаки. Сравнение с реальными моделями Vivienne Westwood
Вторая героиня, Нана Комацу, которую все называют Хачи, выглядит иначе. Она мягкая, чувствительная и мечтательная. Её стиль более лёгкий и романтичный. У неё тоже есть аксессуары Westwood, но они выглядят спокойнее и подходят для повседневной жизни.
Чокер Vivienne Westwood на Хачи.
Эти две героини показывают разные стороны женственности. Одна кажется сильной и сдержанной, а вторая открытой и ранимой.
Vivienne Westwood как часть визуальной идентичности
Вещи Vivienne Westwood встречаются в манге постоянно и становятся важной частью стиля обеих героинь.
У Осаки — это корсеты, массивные ботинки, металл и клетка. У Хачи — подвески, сумки, жемчуг и более тонкие детали.
Эти элементы работают как визуальные маркеры: по тому, как героиня одевается, зритель считывает её характер и настроение.
Ожерелье с орбитой как символ связи
Самый узнаваемый элемент Vivienne Westwood, который встречается в манге — ожерелье с орбитой, которое изначально носит Нана Осаки. Оно подчёркивает её независимость и строгий характер. Позже это же ожерелье появляется и у Хачи, превращаясь в знак доверия и связи между ними.
Фрагмент рекламного ролика из официального аккаунта Vivienne Westwood в Instagram; 2025; Связь Наны и Хачи через ожерелье.
Зрителем ожерелье воспринимается как знак силы, независимости и дружбы.
Фрагмент рекламного ролика из официального аккаунта Vivienne Westwood в Instagram; 2025.
/// Коллаборация Vivienne Westwood × NANA (2024–2025)
Визуальная стратегия
Коллаборация к 25-летию «NANA» использует визуальный язык, который зритель хорошо помнит по манге. Фото и постеры повторяют знакомые композиции: позы героинь, их выражения лиц, силуэты и украшения. Осаки и Хачи изображены так же, как в оригинале, но в современных луках Vivienne Westwood. Это создаёт эффект «продолжения истории», а не новой рекламы.
Фрагмент обложки манги, выпущенной в честь коллабораци; 2025 г.
Ностальгическая эстетика 2000-х
В кампании использована мягкая, чуть приглушённая палитра, напоминающая раскраску ранних томов манги и эстетику модных съёмок двухтысячных. Для тех, кто читал мангу в 2000-х, это возвращение к знакомому опыту и «своему миру». У зрителя срабатывает инстинкт идентичности: зритель видит «наших», а не «чужих». Он ощущает принадлежность к группе людей, которые любят «NANA», и это автоматически усиливает положительное отношение.
Слияние двух культурных кодов
Слияние логотипа Vivienne Westwood с графикой «NANA» в рекламных роликах работает как мем-ассоциации. Когда зритель видит знакомую орбиту рядом с иллюстрацией Ай Ядзавы, его сознание автоматически объединяет два образа в один.
Фрагмент рекламного ролика из официального аккаунта Vivienne Westwood в Instagram; 2025.
Психология восприятия коллаборации Vivienne Westwood × NANA
Коллаборация Vivienne Westwood × NANA работает как «психотехническое устройство»: она создана так, чтобы активировать знакомые паттерны, эмоции и визуальные ожидания зрителя. Зрительный образ сразу узнаётся, потому что повторяет героинь манги и вещи Westwood, которые уже живут в памяти аудитории как устойчивые ассоциации. Именно это даёт эффект «узнавания» и запускает приятные эмоции. Это напрямую связано с тем, что мозг любит паттерны и крепко держится за привычные визуальные связи.


Иллюстрации-демонстрации ожерелий-орбит, выпущенных в рамках коллаборации; 2025 г.
Невербалика героинь тоже влияет на восприятие. Их позы, взгляд, аксессуары — всё это визуальные сигналы, которые работают без слов.
Фрагменты обложки манги, выпущенной в честь коллабораци; 2025 г
Для нового поколения эффект строится на другом. Для них эта коллаборация — это не прошлое, а новизна. А мозг любит новизну, потому что она вызывает эмоции и даёт чувство открытия.
При этом срабатывает и эффект Зайонца: чем больше зритель сталкивается с образами Westwood × NANA в сети, тем сильнее привыкает и тем больше ему нравится.
В итоге коллаборация работает на двух уровнях сразу:
— через ностальгию и знакомые паттерны для старой аудитории
— через новизну и визуальную фасцинацию для новой
И в обоих случаях зритель воспринимает это не как рекламу, а как часть эмоциональной истории, к которой хочется принадлежать.
/// Заключение
Коллаборация Vivienne Westwood × NANA работает, потому что усиливает образ бунтарской женственности с помощью знакомых визуальных кодов: панка, романтики и фирменных символов бренда. Образы Осаки и Хачи становятся мемами-ассоциациями, которые связывают мангу и айдентику Westwood в единое эмоциональное сообщение.
Дизайн кампании использует повторяющиеся паттерны, ностальгическую палитру и контраст героинь. Это формирует у зрителя ясное восприятие бунтарской женственности и вызывает желание разделить эту эстетику через одежду и аксессуары бренда.
Источники
«Аниме „НАНА“ и Ай Ядзава: Вивьен Вествуд, культурный феномен и бунт против конформизма». URL: (дата обращения: 15.11.2025).
«Уроки стиля от персонажей аниме и манги». URL: https://konnichiwa.ru/3970 (дата обращения: 15.11.2025).
«Vivienne Westwood x Nana». URL: https://www.viviennewestwood.com/vivienne-westwood-x-nana (дата обращения: 15.11.2025).
«Вивьен Вествуд: гениальность на грани сумасшествия». URL: https://lady.mail.ru/article/411955-viven-vestvud-genialnost-na-grani-sumasshestviya (дата обращения: 15.11.2025).
«Vivienne Westwood and Nana collection». URL: https://www.buro247.ru/news/style/13-nov-2025-vivienne-westwood-and-nana-collection.html (дата обращения: 15.11.2025).
«Вивьен Вествуд: от модной бунтарки до королевы панка». URL: https://artflashmagazine.ru/viven-vestvud-ot-modnoj-buntarki-do-korolevy-panka (дата обращения: 15.11.2025).
«Коллекции. Vivienne Westwood». URL: https://www.viviennewestwood.com/collections (дата обращения: 15.11.2025).
«Vivienne Westwoos A-Z». URL: https://www.buro247.ru/fashion/heroes/08-apr-2025-vivienne-westwoos-a-z.html?ysclid=mhzaysl6r9634530455 (дата обращения: 15.11.2025).
«Punks s Not Dead: мода и наследие Вивьен Вествуд». URL: https://oskelly.ru/blog/punks-s-not-dead-moda-i-nasledie-viven-vestvud/?ysclid=mhzbqjzehe46510363 (дата обращения: 15.11.2025).
Книга: Vivienne Westwood / Vivienne Westwood, Ian Kelly. — London: Pan Macmillan, 2014. — 256 с.
Обложка 1 тома манги «Нана». URL: https://m.media-amazon.com/images/I/91xjfBAC8LL.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
Обложка 2 тома манги «Нана». URL: https://www.gerekliseyler.com.tr/shop/cd/03/myassets/products/236/91yyn8cahql.jpg?revision=1715531558 (дата обращения: 15.11.2025).
Обложка 3 тома манги «Нана». URL: https://m.media-amazon.com/images/I/81YzGTKGS6L.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
Фотография с показа. URL: https://2.bp.blogspot.com/-AVoQNLz4ydo/Vt2T_l-t6xI/AAAAAAAAAPw/wwOZo3K7cew/s1600/10531425_726935324052874_8091115057930675511_o-1440x564_c.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
Фотография Японских панков 80-х. URL: https://cdn.fishki.net/upload/post/2020/02/11/3227343/56-risunok1.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
Vivienne Westwood / Vivienne Westwood x Nana. URL: https://www.viviennewestwood.com/vivienne-westwood-x-nana (дата обращения: 15.11.2025).
Фотография. URL: https://i.pinimg.com/originals/c3/a9/ff/c3a9ff53d5ec8b47f473cc122c936402.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
CNN / Vivienne Westwood portrait. URL: https://media.cnn.com/api/v1/images/stellar/prod/140311122542-vivienne-westwood-whacky-hair.jpg?q=w_2313,h_3312,x_0,y_0,c_fill (дата обращения: 15.11.2025).
Фотография. URL: https://i.pinimg.com/736x/6e/e5/4a/6ee54ad8e7c6a5fe74a45fb55b6f6e59.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
Фотография. URL: https://i.pinimg.com/originals/87/0e/86/870e8645854b0b014963896c0649c5c9.jpg (дата обращения: 15.11.2025).
«Корсеты панк и рококо: азбука Вивьен Вествуд». URL: https://www.buro247.ru/fashion/heroes/08-apr-2025-vivienne-westwoos-a-z.html?ysclid=mi1lpcnm92752820812 (дата обращения: 15.11.2025).
Аккаунт Vivienne Westwood в Instagram / Пост. URL: https://www.instagram.com/p/DQ_YJYdiAsg/?igsh=MjJtNmZvM24wMHF1 (дата обращения: 15.11.2025).
Аккаунт Vivienne Westwood в Instagram / Пост. URL: https://www.instagram.com/reel/DPeF65_jGvr/?igsh=MWtzMnFqMmYwc2FycQ== (дата обращения: 15.11.2025).
Аккаунт Vivienne Westwood в Instagram / Пост. URL: https://www.instagram.com/p/DQ_VvCCjCRo/?igsh=c3d1bnZhdW16MmRw (дата обращения: 15.11.2025).