
Not yet born. The blind courage of life…
Fire orchestra, 13-й трек с альбома Echoes, 2023
Оглавление Введение i. Кшиштоф Пендерецки и его «Actions…» ii. Fire! Orchestra и феномен большого джазового ансамбля iii. Выбор произведения iv. Пространство: Грот Шове v. Концепция перфоманса Заключение

Введение В настоящей работе авангардная музыка — от свободного джаза до электроакустики Мортона Субботника — воспринимается как действие, своей абстрактностью направленное не на формирование законченной структуры, а на соприкосновение с такими фундаментальными аспектами бытия, как само движение времени. В этой абстрактности слышится возвращение к дорациональному пласту опыта — к первобытной априорной свободе, где звук ещё не разделён культурными конвенциями и не подчинён жанровой логике.

ii. Кшиштоф Пендерецки и его «Actions…»
Творчество Кшиштофа Пендерецки формируется на пересечении архитектурной строгости и звуковой стихии. Ранние партитуры, насыщенные кластерами и расширенными техниками, создают ощущение акустического рельефа, разворачивающегося как автономный организм. Неудивительно, что музыканты — например, Джонни Гринвуд — воспринимали Пендерецки как композитора, заново открывшего художественный потенциал шума.
Обложка альбома Actions Кшиштофа Пендерецки и Дона Черри
Написанное в 1971 году Actions for Free Jazz Orchestra — редкий пример встречного движения структурного мышления композитора и энергии свободного джаза. Написанное для коллектива Дональда Черри и прозвучавшее на фестивале в Дондауэше, это произведение объединяет графическую нотацию, фрагментарность и коллективную импровизацию. Партитура задаёт направление, но не фиксирует результат, позволяя свободе проявляться как внутреннему принципу формы.
iii. Fire! Orchestra и феномен большого джазового ансамбля
В 2013 году Fire! расширили своё музыкальное видение, выбрав 28 участников из скандинавской джазовой, импровизационной и авангард-роковой сцены для концерта на легендарной стокгольмской площадке Fylkingen, что привело к созданию первого альбома Fire! Orchestra — «Exit!». Шесть альбомов спустя состав коллектива неоднократно менялся, однако его ядро — трио Матса Густафссона, Йохана Бертлинга и Андреаса Верлиина — остаётся неизменным.
(Описание коллектива на платформе Bandcamp)
Fire! Orchestra — один из наиболее значимых европейских проектов в области свободной джазовой музыки. Их практика сочетает масштабность (в коллектив входят около сорока музыкантов), экспрессию скандинавского импровизационного авангарда и почти ритуальную телесность звучания. Большой состав превращает музыку в среду: каждый звуковой импульс возникает в движении множества тел, а композиции становятся системами циркуляции энергии. Здесь оркестр функционирует как живой организм, способный расширяться до многослойной какофонии и сжиматься до почти физических по силе унисонов.
iv. Выбор произведения
Запись Actions for Free Jazz Orchestra в исполнении Fire! Orchestra была выпущена в 2020 году шведским лейблом Rune Grammofon и представляет собой сорокаминутную интерпретацию произведения Пендерецки. В проект вошли двадцать восемь музыкантов, многие из которых являются ключевыми фигурами скандинавской экспериментальной сцены. Работа над интерпретацией велась в условиях, близких к концертным: ансамбль собирался в большом зале, а структура произведения позволяла сочетать элементы партитуры Пендерецки с коллективной импровизацией.
Критики отмечали, что Fire! Orchestra удалось сохранить дух оригинального Actions…, усилив при этом ощущения плотности, хаотической энергии и «распада формы», характерные для собственной эстетики коллектива. Релиз был принят как убедительное доказательство того, что авангардная партитура 1970-х может раскрыться заново в контексте современной импровизационной практики.
Однако, Actions… не был первым выбором для настоящего проекта…
Альбом Echoes казался естественным материалом для пространственного музыкального перфоманса, но музыкальные фразы в Echoes сликшом осязаемы — слишком доступны — это не позволило бы звуку раствориться в среде.
Обложка альбома Actions от Fire! Orchestra, 2020
Интерпретация Actions… в исполнении Fire! Orchestra, напротив, сохраняет радикальную абстрактность. Она не требует сценического присутствия, допускает распределение звука в пространстве и становится идеальным материалом для его «озвучивания». Это музыка, которая не столько разворачивается, сколько возникает в среде.
v. Пространство: Грот Шове
Грот Шове — одна из важнейших палеолитических пещер Европы, открытая в 1994 году. Его наскальные изображения принадлежат разным эпохам и разделены тысячелетиями: часть рисунков датируется примерно 36 тысячами лет до н. э., тогда как другие созданы спустя значительный промежуток времени, уже поздними группами, возвращавшимися в пещеру.
Таким образом, Шове — не замёрзший во времени зал, а своеобразная стратиграфия человеческого присутствия, где каждый слой фиксирует иной исторический момент. Эта многослойность пещеры делает её особенно созвучной абстрактной музыке, которая, подобно этим рисункам, позволяет услышать не отдельный жест, а само движение истории — непрерывное, но составленное из разрозненных актов, оставленных людьми, разделёнными целыми эпохами.
vi. Концепция
Концепция перформанса предполагает отсутствие музыкантов внутри пещеры. Интерпретация Actions транслируется через систему распределённых динамиков, размещённых в разных точках грота. Каждый инструмент соотнесён с отдельным акустическим источником, встроенным в природные углубления стен. Перемещение слушателя образует индивидуальную траекторию восприятия: композиция как бы собирается заново в зависимости от маршрута.
Традиционный концерт представляется недиегетическим (Термин «диегетический» обычно применяется по отношению к звуковому сопровождению в кинематографе или игровом дизайне и определяет звуки, существующие внутри мира экранного произведения. В данном случае применяется в качестве неологизма по отношению и к жизненному опыту). аудио-событием, так как случается в особое время в особой обстановке, исключающей движение слушателя. Окружающий мир как бы замирает. Цель предлагаемого перфоманса в том, чтобы переместить произведение в сферу диегетического, где звук принадлежит пространству и становится частью его материальности. Концерт обращается мультсенсорной сенсацией в рассчёте на то, чтобы вводить посетителей в состояние некоторой медитации, вселяющей ощущение растворённости в пространстве и времени.
При этом, в пещере может звучать и запись, и в таком случае, во всём написанном выше слово «перфоманс» следует заменить на «аудио-инсталляция».
Также, в связи с археологической ценностью пещеры, проведение каких-либо общественных мероприятий может оказаться (и с большой вероятностью окажется) затруднительным. Но существует точная реплика Грота Шове, которая своей выразительной внешней архитектурной формой вносит ещё одну плоскость в восприятие перфоманса.
Заключение В такой конфигурации Actions обретает статус звуковой среды, возвращающей слушателя к состоянию, где первобытная свобода проявляется не как метафора, а как режим восприятия, в котором звук связывает различные временные пласты — далёкие уголки истории и современный авангард.
Chauvet Cave [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Chauvet_Cave (дата обращения: 27.11.2025).
Krzysztof Penderecki [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Krzysztof_Penderecki (дата обращения: 27.11.2025).
Poles collide: Jonny Greenwood and Penderecki [Электронный ресурс] // The Guardian. 2012. 23 февр. Режим доступа: https://www.theguardian.com/music/2012/feb/23/poles-collide-jonny-greenwood-penderecki (дата обращения: 27.11.2025).
Review: Jonny Greenwood/Penderecki [Электронный ресурс] // BBC Music. Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/music/reviews/f3n8/ (дата обращения: 27.11.2025).
Fire! Orchestra — Echoes [Электронный ресурс] // Sputnikmusic. Режим доступа: https://www.sputnikmusic.com/review/86803/Fire%21-Orchestra-Echoes/ (дата обращения: 27.11.2025).
Fire! Orchestra — Actions (Rune Grammofon) [Электронный ресурс] // The Free Jazz Blog. 2020. 30 апр. Режим доступа: https://www.freejazzblog.org/2020/04/fire-orchestra-actions-rune-grammofon.html (дата обращения: 27.11.2025).