Original size 1140x1600

Первобытная свобода Пендерецки

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Not yet born. The blind courage of life

Fire orchestra, 13-й трек с альбома Echoes, 2023

Оглавление Введение i. Кшиштоф Пендерецки и его «Actions…» ii. Fire! Orchestra и феномен большого джазового ансамбля iii. Выбор произведения iv. Пространство: Грот Шове v. Концепция перфоманса Заключение

big
Original size 2560x1280

Введение В настоящей работе авангардная музыка — от свободного джаза до электроакустики Мортона Субботника — воспринимается как действие, своей абстрактностью направленное не на формирование законченной структуры, а на соприкосновение с такими фундаментальными аспектами бытия, как само движение времени. В этой абстрактности слышится возвращение к дорациональному пласту опыта — к первобытной априорной свободе, где звук ещё не разделён культурными конвенциями и не подчинён жанровой логике.

big
Original size 4096x2560

ii. Кшиштоф Пендерецки и его «Actions…»

Творчество Кшиштофа Пендерецки формируется на пересечении архитектурной строгости и звуковой стихии. Ранние партитуры, насыщенные кластерами и расширенными техниками, создают ощущение акустического рельефа, разворачивающегося как автономный организм. Неудивительно, что музыканты — например, Джонни Гринвуд — воспринимали Пендерецки как композитора, заново открывшего художественный потенциал шума.

Original size 2560x1440

Обложка альбома Actions Кшиштофа Пендерецки и Дона Черри

Написанное в 1971 году Actions for Free Jazz Orchestra — редкий пример встречного движения структурного мышления композитора и энергии свободного джаза. Написанное для коллектива Дональда Черри и прозвучавшее на фестивале в Дондауэше, это произведение объединяет графическую нотацию, фрагментарность и коллективную импровизацию. Партитура задаёт направление, но не фиксирует результат, позволяя свободе проявляться как внутреннему принципу формы.

Original size 2560x1200

iii. Fire! Orchestra и феномен большого джазового ансамбля

В 2013 году Fire! расширили своё музыкальное видение, выбрав 28 участников из скандинавской джазовой, импровизационной и авангард-роковой сцены для концерта на легендарной стокгольмской площадке Fylkingen, что привело к созданию первого альбома Fire! Orchestra — «Exit!». Шесть альбомов спустя состав коллектива неоднократно менялся, однако его ядро — трио Матса Густафссона, Йохана Бертлинга и Андреаса Верлиина — остаётся неизменным.

(Описание коллектива на платформе Bandcamp)

Original size 2560x2560

Fire! Orchestra — один из наиболее значимых европейских проектов в области свободной джазовой музыки. Их практика сочетает масштабность (в коллектив входят около сорока музыкантов), экспрессию скандинавского импровизационного авангарда и почти ритуальную телесность звучания. Большой состав превращает музыку в среду: каждый звуковой импульс возникает в движении множества тел, а композиции становятся системами циркуляции энергии. Здесь оркестр функционирует как живой организм, способный расширяться до многослойной какофонии и сжиматься до почти физических по силе унисонов.

iv. Выбор произведения

Запись Actions for Free Jazz Orchestra в исполнении Fire! Orchestra была выпущена в 2020 году шведским лейблом Rune Grammofon и представляет собой сорокаминутную интерпретацию произведения Пендерецки. В проект вошли двадцать восемь музыкантов, многие из которых являются ключевыми фигурами скандинавской экспериментальной сцены. Работа над интерпретацией велась в условиях, близких к концертным: ансамбль собирался в большом зале, а структура произведения позволяла сочетать элементы партитуры Пендерецки с коллективной импровизацией.

Original size 2560x1701

Критики отмечали, что Fire! Orchestra удалось сохранить дух оригинального Actions…, усилив при этом ощущения плотности, хаотической энергии и «распада формы», характерные для собственной эстетики коллектива. Релиз был принят как убедительное доказательство того, что авангардная партитура 1970-х может раскрыться заново в контексте современной импровизационной практики.

Однако, Actions… не был первым выбором для настоящего проекта…

Original size 2560x1440

Альбом Echoes казался естественным материалом для пространственного музыкального перфоманса, но музыкальные фразы в Echoes сликшом осязаемы — слишком доступны — это не позволило бы звуку раствориться в среде.

Original size 2560x1440

Обложка альбома Actions от Fire! Orchestra, 2020

Интерпретация Actions… в исполнении Fire! Orchestra, напротив, сохраняет радикальную абстрактность. Она не требует сценического присутствия, допускает распределение звука в пространстве и становится идеальным материалом для его «озвучивания». Это музыка, которая не столько разворачивается, сколько возникает в среде.

Original size 2560x1920

v. Пространство: Грот Шове

Original size 2560x1920
Original size 2560x1709
Original size 2560x1370

Грот Шове — одна из важнейших палеолитических пещер Европы, открытая в 1994 году. Его наскальные изображения принадлежат разным эпохам и разделены тысячелетиями: часть рисунков датируется примерно 36 тысячами лет до н. э., тогда как другие созданы спустя значительный промежуток времени, уже поздними группами, возвращавшимися в пещеру.

Original size 2560x1709
Original size 2560x2458

Таким образом, Шове — не замёрзший во времени зал, а своеобразная стратиграфия человеческого присутствия, где каждый слой фиксирует иной исторический момент. Эта многослойность пещеры делает её особенно созвучной абстрактной музыке, которая, подобно этим рисункам, позволяет услышать не отдельный жест, а само движение истории — непрерывное, но составленное из разрозненных актов, оставленных людьми, разделёнными целыми эпохами.

Original size 2560x1704
Original size 2560x1710

vi. Концепция

Original size 2560x1686

Концепция перформанса предполагает отсутствие музыкантов внутри пещеры. Интерпретация Actions транслируется через систему распределённых динамиков, размещённых в разных точках грота. Каждый инструмент соотнесён с отдельным акустическим источником, встроенным в природные углубления стен. Перемещение слушателя образует индивидуальную траекторию восприятия: композиция как бы собирается заново в зависимости от маршрута.

Original size 2560x2051

Традиционный концерт представляется недиегетическим (Термин «диегетический» обычно применяется по отношению к звуковому сопровождению в кинематографе или игровом дизайне и определяет звуки, существующие внутри мира экранного произведения. В данном случае применяется в качестве неологизма по отношению и к жизненному опыту). аудио-событием, так как случается в особое время в особой обстановке, исключающей движение слушателя. Окружающий мир как бы замирает. Цель предлагаемого перфоманса в том, чтобы переместить произведение в сферу диегетического, где звук принадлежит пространству и становится частью его материальности. Концерт обращается мультсенсорной сенсацией в рассчёте на то, чтобы вводить посетителей в состояние некоторой медитации, вселяющей ощущение растворённости в пространстве и времени.

Original size 2560x1702

При этом, в пещере может звучать и запись, и в таком случае, во всём написанном выше слово «перфоманс» следует заменить на «аудио-инсталляция».

Original size 2560x1303

Также, в связи с археологической ценностью пещеры, проведение каких-либо общественных мероприятий может оказаться (и с большой вероятностью окажется) затруднительным. Но существует точная реплика Грота Шове, которая своей выразительной внешней архитектурной формой вносит ещё одну плоскость в восприятие перфоманса.

Original size 2560x1303
Original size 2560x1701
Original size 2560x1709

Заключение В такой конфигурации Actions обретает статус звуковой среды, возвращающей слушателя к состоянию, где первобытная свобода проявляется не как метафора, а как режим восприятия, в котором звук связывает различные временные пласты — далёкие уголки истории и современный авангард.

Original size 2560x1709
Bibliography
Show
1.

Chauvet Cave [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Chauvet_Cave (дата обращения: 27.11.2025).​

2.

Krzysztof Penderecki [Электронный ресурс] // Wikipedia. Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Krzysztof_Penderecki (дата обращения: 27.11.2025).

3.

Poles collide: Jonny Greenwood and Penderecki [Электронный ресурс] // The Guardian. 2012. 23 февр. Режим доступа: https://www.theguardian.com/music/2012/feb/23/poles-collide-jonny-greenwood-penderecki (дата обращения: 27.11.2025).​

4.

Review: Jonny Greenwood/Penderecki [Электронный ресурс] // BBC Music. Режим доступа: https://www.bbc.co.uk/music/reviews/f3n8/ (дата обращения: 27.11.2025).​

5.

Fire! Orchestra — Echoes [Электронный ресурс] // Sputnikmusic. Режим доступа: https://www.sputnikmusic.com/review/86803/Fire%21-Orchestra-Echoes/ (дата обращения: 27.11.2025).​

6.

Fire! Orchestra — Actions (Rune Grammofon) [Электронный ресурс] // The Free Jazz Blog. 2020. 30 апр. Режим доступа: https://www.freejazzblog.org/2020/04/fire-orchestra-actions-rune-grammofon.html (дата обращения: 27.11.2025).

Первобытная свобода Пендерецки
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more