

Александр Колдер (англ. Alexander Calder; 22 июля 1898, Лоунтон, Пенсильвания — 11 ноября 1976, Нью-Йорк) — американский скульптор, который приобрёл всемирную известность замысловатыми фигурами из проволоки и так называемыми «мобилями» — кинетическими скульптурами, которые приводятся в движение электричеством или ветром.

Александр Колдер в мастерской, 1955
Собака (1909)

Утка (1909)

Одни из самых ранних и известных работ Александра Колдера
Сын и внук скульптора. Его дед в 1886 приехал в Пенсильванию из Шотландии. Мать — Нанетт Колдер — художница-портретистка, учившаяся в 1888—1893 в Париже. Отец — Александр Стирлинг Колдер — известный в Филадельфии скульптор[7]. Рос на ранчо в Аризоне, затем в Пасадине. Скульптурой занимался с детства; переезжая за отцом из города в город, всегда имел рядом с родительской свою детскую «мастерскую». В 1920-х работал художником в газете, оформителем цирковых представлений.
С 1915 по 1919 прошёл обучение в Технологическом институте Стивенса, получив диплом инженера-механика. В 1922 в Нью-Йорке посещал вечерние курсы рисования, в 1923 году прошел курс обучения в нью-йоркской художественной школе «Арт стьюдентс лиг».
В 1926 переехал в Париж, где поступил в Академию Гарнд-Шомьер[7]. Общался в кругу сюрреалистов и конструктивистов. Тогда же Колдер находит новую форму скульптуры — фигурки из проволоки. Эти фигуры — рисунки в пространстве, наделённые юмором и подвижностью марионеток; гибкий материал, из которого они изготовлены, позволяет легко менять позы фигур.
В 1927 обосновался в Париже, сблизился с авангардными кругами (Миро, Кокто, Ман Рэй, Мондриан, Деснос, Леже, Ле Корбюзье и др.). В 1931 вошёл в группу нефигуративистов «Абстракция-Творчество» (фр. Abstraction-Création).
Колдера очень интересовал цирк, и он создал миниатюрную модель арены, заполненную множеством фигурок циркачей, — «Цирк Колдера» (1926—1930). Персонажи, выполненные из мягких материалов, приводились в движение с помощью нитей, проволоки, каучуковых трубок, и автор этой игрушки устраивал сеансы представлений для своих друзей.
Экстраординарные пространственные дизайнерские решения «от Колдера» обожали покровительница художников Пегги Гуггенхайм, актриса и певица Нишель Николс, писательница-феминистка Симона де Бовуар.
Продано на аукционе Christie’s, 12 мая 2011 за 506 500$

Продано на Sotheby’s 11 мая 2005 года за 318 400$

Расширяя рынок продаж, Сэнди Колдер начал сотрудничать с галеристкой Мэриан Гатри Уиллард, и 8 декабря 1940 года в Нью-Йорке, в галерее Уиллард прошла его первая выставка ювелирных изделий.
От крохотных проволочных украшений для кукол до мощного прорыва в мире скульптуры — именно так можно кратко описать творческий путь одного из самых одаренных мастеров ХХ века Александра Колдера
Значение мобилей Колдера Работы Колдера вошли в коллекции самых престижных музеев мира, завоевав признание как у критиков, так и у широкой публики.
Стабиль Александра Колдера в Любеке, Германия, 1968
Стабиль — это вид монументальной статичной скульптуры Александра Колдера, которая противопоставляется его «мобилям» (кинетическим скульптурам). Стабили отличаются прочностью и большим размером
Александр Колдер был пионером проволочной скульптуры и мобилей, которые представляют собой движущиеся кинетические скульптуры. Он также использовал проволоку для своих работ.
Работа Александра Колдера 1929 года