
|концепция|
Визуальное исследование лейтмотивов в музыкальных клипах Ладо Кватании посвящено анализу ключевых образов, появляющихся в его работах, которые не связаны между собой прямой сюжетной линией, но в совокупности создают уникальную художественную палитру и глубокое символическое пространство. Клипы режиссёра наполнены мощными визуальными символами, которые раскрывают сложные социальные, исторические и психологические темы через многозначные образы. Каждому из мотивов уделяется отдельное внимание, позволяя понять многоуровневость авторского замысла и специфику визуального языка Кватании.
|1| ожившие мертвецы
Ожившие мертвецы — мощный аллюзивный мотив, визуально олицетворяющий связь времен, памяти и исторической травмы. В клипах эти фигуры появляются как символы непрекращающегося диалога между прошлым и настоящим, между жизнью и смертью. Парадокс «оживших» мертвых — это метафора возвращения тех, кто ушёл, чтобы напомнить о нерешённых проблемах, о насилии и потере.

«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021
«…размышления Хаски о необратимой смертности человека и о том, что нас окружает наследие уже мёртвых людей» [1]


«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021
«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом


«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом
|2| застолье


слева «Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 справа «Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023
«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023
В клипе «Waltz» группы Mgzavrebi, режиссёр Ладо Кватания использует застолье как мощный символ социального и эмоционального пространства. Застолье выступает не просто как сцена обыденного собрания людей за едой, но как ритуал, объединяющий персонажей, раскрывающий их внутренние отношения, эмоции и конфликты. Застолье в клипе становится символом жизни с её сложностями, оттоками памяти и эмоциональными переплетениями, подчёркивая темы принадлежности, утраты и надежды.


«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023
Застолье в «Реванше» — это пространственно-визуальный код, через который режиссёр говорит о тонкой грани между видимым спокойствием и внутренней бурей, показывая, как в привычных бытовых ситуациях может скрываться жестокая реальность и трагедия.


«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021
|3| наблюдатель
Можно проследить в клипах образ наблюдателя — персонажа, который остаётся в стороне, фиксирует происходящее, но не вмешивается. Это олицетворение внутреннего взгляда или контроля, живого свидетеля трансформаций персонажей и сюжета. Видеоряд часто строится с подчёркиванием роли постороннего, который видит происходящее глубже бытового уровня.
«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018

В клипе «387» ведется повествование о сталинских репрессиях. Ладо Кватания создает девушку-стенографистку, наделяя ее безразличным холодным взглядом. Она — воплощение строгости жестокого режима, в котором погибали человек и человечность.


«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018
«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 перевод субтитра: «Ну да. Иди, иди, не ссы!»
В клипе «Реванш» дело обстоит по-другому. Здесь роль наблюдателя достается Кириллу Серебрянникову в костюме Деда Мороза. Он — автор фильма «Петровы в гриппе», который является прототипом происходящего. Режиссер знает, что последует дальше, и просто возвращает главного героя Хаски обратно в место действия.
|4| лестница
«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом
В клипах Ладо Кватании лестница является символом перехода и внутренней трансформации. Она часто визуально обозначает путь от одного состояния к другому — физический или психологический подъём, спуск, движение между мирами или уровнями сознания. Лестница в его работах ассоциируется с выбором, сложным личным изменением и стремлением найти выход из запутанных жизненных ситуаций.


«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023
Особенно это видно в клипе «Waltz» группы Mgzavrebi, где сцена с лестницей становится важной отсылкой к памяти, связанной с ушедшими близкими, и поиском внутреннего света и очищения. Для Кватании лестница — это своего рода метафора надежды и процесса духовного возрождения, когда герой проходит через этапы борьбы и самопознания на пути к свету и пониманию.
«One Lone Survivor» | Тим Аминов feat. Pete Josef | реж. Ладо Кватания | 2016


«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018
|5| левитирующее тело
«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019
«Все видео — это метафора того, что иногда в реальной жизни мы не можем найти покоя, необходимого понимания и реализации. Клиническую смерть двух героев здесь не стоит воспринимать буквально. Это переход, осознанный побег, который можно сравнить со сном или сказкой, тем пространством иллюзий, которое мы часто создаем и придумываем сами, но в которое никогда не можем попасть» [2]


«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019


«One Lone Survivor» | Тим Аминов feat. Pete Josef | реж. Ладо Кватания | 2016
Чувство левитации Ладо Кватания передает и через перевернутые кадры, создавая ощущение невесомости и полета. Этим он передает эмоциональное состояние героев клипов.
«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015


«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015
|6| бытовая техника
«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом
«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом
Бытовая техника — это метафора повседневного комфорта и материальных ограничений, которые фиксируют человека в определенных жизненных рамках и социальных ролях. Сцена сожжения бытовой техники повторяется в клипах Кватании дважды. Режиссер транслирует радикальное освобождение от ограничений, стремление к трансформации, преодолению механического и однообразного образа жизни, а также протест против потребительской культуры и обезличивания.


слева «FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 справа «Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признаны иностранными агентами
Бытовую технику можно заметить и в клипе «Убей меня». Вокруг героя расставлены вентиляторы, хотя он сидит в горах, где предостаточно чистого, насыщенного воздуха. Это говорит нам о том, что где бы герой не находился, ему не хватает воздуха, чтобы надышаться. Везде ему тесно, везде ему тошно.


«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019
|7| драка
Мотив драки отражает конфликтность и напряжённость, внутреннюю борьбу, а также социальные трения, которые находят своё воплощение в жестком, даже насильственном взаимодействии. Этот образ говорит о сложности современного существования, драматизме результатов столкновения личного и общественного.
«ORPHEUS» | Тим Аминов | реж. Ладо Кватания | 2018
Съемка драк добавляет клипам Ладо Кватании ноты боевика, что делает визуал более динамичным и зрелищным.


«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015
|8| панельки
Панельки — это узнаваемый символ постсоветского пространства, реалий городской среды, где разворачиваются эти истории. Они становятся не просто местом действия, а своего рода пространством-пленом, символизирующим ограничения и стандарты, оформившиеся в социальной и архитектурной среде, против которых герои борются или из-за которых страдают.


«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом
В конце клипа «Реванш» «…российские многоэтажки были показаны как колумбарии — прямым текстом раскрыв посыл трека о будущих мёртвых людях» [3]


слева «Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 справа «Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом
«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023
|вывод|
Исследование этих визуальных лейтмотивов способствует не только пониманию творческого метода и языка Ладо Кватании, но и позволяет глубже осознать способы передачи сложных тем о памяти, истории, внутренней борьбе и социальной реальности через визуальный ряд и художественные символы. Эти лейтмотивы работают на разных уровнях восприятия, предлагая многозначные интерпретации, которые обогащают восприятие клипов и усиливают их смысловую нагрузку.
Визуальный ряд клипов Ладо Кватании — сложносочинённая структура, где каждый образ обособлен и самостоятельный, но при этом синергично взаимодействует с другими, создавая глубокий культурный и художественный контекст, важный для понимания современного визуального искусства и кино.
https://www.youtube.com/watch?v=jepwfBJVNIA (дата обращения 20.11.2025)
https://www.youtube.com/watch?v=d8e9sw6_oec (дата обращения 20.11.2025)
https://www.youtube.com/watch?v=vdtHPkNr-rQ (дата обращения 20.11.2025)
https://www.youtube.com/watch?v=4aodiOIXowY (дата обращения 20.11.2025)
https://vimeo.com/376419436?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)
https://vimeo.com/261789043?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)
https://vimeo.com/600848512?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)
https://vimeo.com/151337955?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)
https://vimeo.com/131697259?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)