Original size 1140x1600

Визуальные лейтмотивы в клипах Ладо Кватании

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

|концепция|

Визуальное исследование лейтмотивов в музыкальных клипах Ладо Кватании посвящено анализу ключевых образов, появляющихся в его работах, которые не связаны между собой прямой сюжетной линией, но в совокупности создают уникальную художественную палитру и глубокое символическое пространство. Клипы режиссёра наполнены мощными визуальными символами, которые раскрывают сложные социальные, исторические и психологические темы через многозначные образы. Каждому из мотивов уделяется отдельное внимание, позволяя понять многоуровневость авторского замысла и специфику визуального языка Кватании.

|1| ожившие мертвецы

Ожившие мертвецы — мощный аллюзивный мотив, визуально олицетворяющий связь времен, памяти и исторической травмы. В клипах эти фигуры появляются как символы непрекращающегося диалога между прошлым и настоящим, между жизнью и смертью. Парадокс «оживших» мертвых — это метафора возвращения тех, кто ушёл, чтобы напомнить о нерешённых проблемах, о насилии и потере.

big
Original size 3458x2120

«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021

«…размышления Хаски о необратимой смертности человека и о том, что нас окружает наследие уже мёртвых людей» [1]

«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021

Original size 0x0

«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом

«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом

|2| застолье

слева «Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 справа «Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023

Original size 3480x2026

«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023

В клипе «Waltz» группы Mgzavrebi, режиссёр Ладо Кватания использует застолье как мощный символ социального и эмоционального пространства. Застолье выступает не просто как сцена обыденного собрания людей за едой, но как ритуал, объединяющий персонажей, раскрывающий их внутренние отношения, эмоции и конфликты. Застолье в клипе становится символом жизни с её сложностями, оттоками памяти и эмоциональными переплетениями, подчёркивая темы принадлежности, утраты и надежды.

«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023

Застолье в «Реванше» — это пространственно-визуальный код, через который режиссёр говорит о тонкой грани между видимым спокойствием и внутренней бурей, показывая, как в привычных бытовых ситуациях может скрываться жестокая реальность и трагедия.

«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021

|3| наблюдатель

Можно проследить в клипах образ наблюдателя — персонажа, который остаётся в стороне, фиксирует происходящее, но не вмешивается. Это олицетворение внутреннего взгляда или контроля, живого свидетеля трансформаций персонажей и сюжета. Видеоряд часто строится с подчёркиванием роли постороннего, который видит происходящее глубже бытового уровня.

Original size 2872x2150

«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018

post

В клипе «387» ведется повествование о сталинских репрессиях. Ладо Кватания создает девушку-стенографистку, наделяя ее безразличным холодным взглядом. Она — воплощение строгости жестокого режима, в котором погибали человек и человечность.

«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018

Original size 3472x2150

«Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 перевод субтитра: «Ну да. Иди, иди, не ссы!»

В клипе «Реванш» дело обстоит по-другому. Здесь роль наблюдателя достается Кириллу Серебрянникову в костюме Деда Мороза. Он — автор фильма «Петровы в гриппе», который является прототипом происходящего. Режиссер знает, что последует дальше, и просто возвращает главного героя Хаски обратно в место действия.

|4| лестница

Original size 1919x1014

«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом

В клипах Ладо Кватании лестница является символом перехода и внутренней трансформации. Она часто визуально обозначает путь от одного состояния к другому — физический или психологический подъём, спуск, движение между мирами или уровнями сознания. Лестница в его работах ассоциируется с выбором, сложным личным изменением и стремлением найти выход из запутанных жизненных ситуаций.

«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023

Особенно это видно в клипе «Waltz» группы Mgzavrebi, где сцена с лестницей становится важной отсылкой к памяти, связанной с ушедшими близкими, и поиском внутреннего света и очищения. Для Кватании лестница — это своего рода метафора надежды и процесса духовного возрождения, когда герой проходит через этапы борьбы и самопознания на пути к свету и пониманию.

Original size 3814x1564

«One Lone Survivor» | Тим Аминов feat. Pete Josef | реж. Ладо Кватания | 2016

«387» | Дельфин | реж. Ладо Кватания | 2018

|5| левитирующее тело

Original size 3456x2092

«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019

«Все видео — это метафора того, что иногда в реальной жизни мы не можем найти покоя, необходимого понимания и реализации. Клиническую смерть двух героев здесь не стоит воспринимать буквально. Это переход, осознанный побег, который можно сравнить со сном или сказкой, тем пространством иллюзий, которое мы часто создаем и придумываем сами, но в которое никогда не можем попасть» [2]

«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019

«One Lone Survivor» | Тим Аминов feat. Pete Josef | реж. Ладо Кватания | 2016

Чувство левитации Ладо Кватания передает и через перевернутые кадры, создавая ощущение невесомости и полета. Этим он передает эмоциональное состояние героев клипов.

Original size 3814x1596

«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015

«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015

|6| бытовая техника

Original size 1919x1012

«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом

Original size 3496x2150

«FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 *признан иностранным агентом

Бытовая техника — это метафора повседневного комфорта и материальных ограничений, которые фиксируют человека в определенных жизненных рамках и социальных ролях. Сцена сожжения бытовой техники повторяется в клипах Кватании дважды. Режиссер транслирует радикальное освобождение от ограничений, стремление к трансформации, преодолению механического и однообразного образа жизни, а также протест против потребительской культуры и обезличивания.

слева «FATA MORGANA» | Markul feat Oxxxymiron* | реж. Ладо Кватания | 2017 справа «Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признаны иностранными агентами

Бытовую технику можно заметить и в клипе «Убей меня». Вокруг героя расставлены вентиляторы, хотя он сидит в горах, где предостаточно чистого, насыщенного воздуха. Это говорит нам о том, что где бы герой не находился, ему не хватает воздуха, чтобы надышаться. Везде ему тесно, везде ему тошно.

«Убей меня» | Хаски & масло черного тмина | реж. Ладо Кватания | 2019

|7| драка

Мотив драки отражает конфликтность и напряжённость, внутреннюю борьбу, а также социальные трения, которые находят своё воплощение в жестком, даже насильственном взаимодействии. Этот образ говорит о сложности современного существования, драматизме результатов столкновения личного и общественного.

Original size 3814x1632

«ORPHEUS» | Тим Аминов | реж. Ладо Кватания | 2018

Съемка драк добавляет клипам Ладо Кватании ноты боевика, что делает визуал более динамичным и зрелищным.

«Rooftops» | 1989 | реж. Ладо Кватания | 2015

|8| панельки

Панельки — это узнаваемый символ постсоветского пространства, реалий городской среды, где разворачиваются эти истории. Они становятся не просто местом действия, а своего рода пространством-пленом, символизирующим ограничения и стандарты, оформившиеся в социальной и архитектурной среде, против которых герои борются или из-за которых страдают.

«Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом

В конце клипа «Реванш» «…российские многоэтажки были показаны как колумбарии — прямым текстом раскрыв посыл трека о будущих мёртвых людях» [3]

слева «Реванш» | Хаски | реж. Ладо Кватания | 2021 справа «Гори» | Монеточка* | реж. Ладо Кватания | 2022 *признана иностранным агентом

Original size 3480x2026

«Waltz» | MGZAVREBI | реж. Ладо Кватания | 2023

|вывод|

Исследование этих визуальных лейтмотивов способствует не только пониманию творческого метода и языка Ладо Кватании, но и позволяет глубже осознать способы передачи сложных тем о памяти, истории, внутренней борьбе и социальной реальности через визуальный ряд и художественные символы. Эти лейтмотивы работают на разных уровнях восприятия, предлагая многозначные интерпретации, которые обогащают восприятие клипов и усиливают их смысловую нагрузку.

Визуальный ряд клипов Ладо Кватании — сложносочинённая структура, где каждый образ обособлен и самостоятельный, но при этом синергично взаимодействует с другими, создавая глубокий культурный и художественный контекст, важный для понимания современного визуального искусства и кино.

Bibliography
Show
1.2.3.
Image sources
Show
1.

https://www.youtube.com/watch?v=jepwfBJVNIA (дата обращения 20.11.2025)

2.

https://www.youtube.com/watch?v=d8e9sw6_oec (дата обращения 20.11.2025)

3.

https://www.youtube.com/watch?v=vdtHPkNr-rQ (дата обращения 20.11.2025)

4.

https://www.youtube.com/watch?v=4aodiOIXowY (дата обращения 20.11.2025)

5.

https://vimeo.com/376419436?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)

6.

https://vimeo.com/261789043?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)

7.

https://vimeo.com/600848512?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)

8.

https://vimeo.com/151337955?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)

9.

https://vimeo.com/131697259?fl=pl&fe=sh (дата обращения 20.11.2025)

Визуальные лейтмотивы в клипах Ладо Кватании
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more