



В основе визуального исследования лежит изучение способов коммуникации художников с городской средой, в частности с ее ландшафтами, рассмотрение предлагаемых авторами способов взаимоотношений с пространством и путей его осмысления. Исследовательской оптикой становятся способы и методы взаимодействия художников с местами и ландшафтами, их переизобретение и открытие. Обращение не к самому городу и предлагаемым им формам, а к методологиям его восприятия, изучения и репрезентации в произведениях современного искусства, то есть к объекту и способу его рассмотрения.
Размер обложки составляет 167 × 240 мм, толщина корешка 27 мм


Многогранность самой среды, разнородность урбанистических фактур и многообразие оптик их осмысления приводят к разнообразию практик познания и переосмысления. Субъективный взгляд художника обращается к этим множествам, подсвечивая их и выводя в художественное поле, создавая таким образом собственный образ места.


Исследование является условным сборником возможных вариантов взаимодействия с урбанистическим пространством, способов его восприятия, примеров того, что человек может в нем для себя открыть. Город выступает бесконечным и неограниченным полем для исследования и взаимодействия, неисчерпаемым источником открытий, доступных при внимательном рассмотрении или изменении способа взаимодействия. Взгляд или акт разрушает механизацию такого константного явления, как город, возвращает его акторность, раскрывает многогранность.
Визуальное исследование было структурировано на основе способов формирования личных образов города художниками, типах техник художественного воплощения перцепции. Основой формирования рубрикации стали те аспекты городской среды, с которыми работают авторы и которые они самостоятельно конструируют. Зачастую встраивание конкретных типов систем урбанистической среды сопряжено с определенным инструментарием средств их воплощения, который и формирует типологию практик переосмысления. Основой используемой методологии стала оптика практик, семантических приемов и путей, к которым обращаются авторы при преобразовании пространства.
Важным свойством рубрикатора является применение категорий, понятий, одновременно обозначающих типы практик формирования авторами собственных систем в городе, и заданных, уже существующих, составляющих урбанистической среды.


Книга имеет горизонтальную ось, определяющую уровень начала текста. Его положение и ширина всегда фиксированы. Однако подвижной частью являются изображения, которые различными способами масштабируются и перемещаются, также они могут частично перекрывать другие фотографии или колонтитулы и колонцифры.
У книги так же есть дополнительный чехол из бетона
Абих В. Antigraffiti // Персональный сайт. — URL: https://abikh.art/projects/outdoors/antigraffiti (дата обращения: 05.11.2025).
Гройс Б. Генеалогия партиципативного искусства // Moscow Art Magazine. — URL: https://moscowartmagazine.com/issue/113/article/2442 (дата обращения: 03.10.2025).
Город Устинов. CV // Персональный сайт. — URL: https://gorodustinov.site/CV (дата обращения: 12.11.2025).
Дебор Г. Теория Дрейфа // Электронная библиотека «Либрусек». — URL: http://www.libma.ru/politika/_antologija_sovremennogo_anarhizma_i_levogo_radikalizma/p19.php (дата обращения: 02.10.2025).
Де Серто М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. — URL: https://artguide.com/posts/350‑mishiel-die-sierto-izobrietieniie-povsiednievnosti‑1‑iskusstvo-dielat-spb-izdatiel-stvo-ievropieiskogho-univiersitieta-v-sankt-p? ysclid=mi0offbn8d616071834 (дата обращения: 08.10.2025).
Кайф М. Уличные объекты // Персональный сайт. — URL: https://matveykayf.ru/outdoorobjects (дата обращения: 10.11.2025).
Поносов И. SAME // Персональный сайт. — URL: http://igor-ponosov.ru/?p=1492 (дата обращения: 15.10.2025).
Поносов И. Искусство и город: граффити, уличное искусство, активизм // Персональный сайт. — URL: http://igor-ponosov.ru/?p=1000 (дата обращения: 22.10.2025).
Поносов И. Коллективная работа: практики соучастия в современном искусстве // Персональный сайт. — URL: http://igor-ponosov.ru/?p=2670 (дата обращения: 25.10.2025).
Поносов И. Политика образа // Персональный сайт. — URL: http://igor-ponosov.ru/?p=1438 (дата обращения: 28.10.2025).
Старков А. Персональный сайт. — URL: http://starkovalekseyy.tilda.ws/#rec326392162 (дата обращения: 07.11.2025).
Угорьет. Двурак // Народный сайт. — URL: https://ugoraet.narod.ru/pressa/dvurak.htm (дата обращения: 01.10.2025).
Источники на других языках:
Buggenhout P. The Blind Leading the Blind // Juliet Art Magazine. — URL: https://www.juliet-artmagazine.com/en/peter-buggenhout-the-blind-leading-the-blind‑2/ (дата обращения: 12.10.2025).
Garage Museum of Contemporary Art. The Collection. CT170. — URL: https://garagemca.org/en/collection/catalogue/CT170?ysclid=mi0omx24yj152239388 (дата обращения: 18.10.2025).
Garage Museum of Contemporary Art. The Collection. CT182. — URL: https://garagemca.org/en/collection/catalogue/CT182?ysclid=mhyxoippht766300217 (дата обращения: 20.10.2025).
Metropolitan Museum of Art. The Met Collection. 817934. — URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/817934 (дата обращения: 30.10.2025).
Spy Urban Art. Barrier. — URL: https://spy-urbanart.com/artwork/barrier/ (дата обращения: 05.11.2025).
Spy Urban Art. Cesped. — URL: https://spy-urbanart.com/artwork/cesped/ (дата обращения: 06.11.2025).
The New Blockheads. LITEINYI KOMAR. — URL: https://cargocollective.com/thenewblockheads/LITEINYI-KOMAR (дата обращения: 09.11.2025).
Vladey. Untitled. — URL: https://vladey.net/ru/artwork/6289?ysclid=mi0p02le65284464037 (дата обращения: 11.11.2025).
Ги Дебор. Обнаженный город. 1957 — URL: https://www.si.edu/object/der-nackte-stadt: 1957
Виллем де Риддер, Вим Схипперс. Марш по Амстердаму. 1963 — URL: https://stedelijk.nl/collection/104345‑willem-de-ridder-march-through-amsterdam
Прово. Велосипедный план. 1966 — URL: https://iisg.amsterdam/collection/provo/provo-bicycle-plan
Стэнли Браун. This way Brouwn. 1960–1964 — URL: https://www.moma.org/collection/works/146659
Дуглас Хьюблер. Side sculpture project. Boston — New York. 1968 — URL: https://www.artforum.com/features/douglas-huebler‑1968
стр. 26–27
Вито Аккончи. Преследование. 1969 — URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/acconci-following-piece
стр. 28–29
Товарищество Новые тупые. Движение чайного столика к закату. Семь дней пути. 1996 — URL: https://garagemca.org/ru/event/the-new-dull-movement-of-the-tea-table
стр. 30–33
КЮС. Дрейф. 2013 — URL: https://k-y-s.ru/projects/drift-festival
стр. 34–35
ДвуРА К. 1997 — URL: https://moscowart.org/archive/durak-movement
стр. 36–39
Анастасия Рябова. Звездный проспект‑1. 2013 — URL: https://ryabova.art/star-prospect‑1
стр. 40–41
Роберт Янц. Линия на прогулке. 1976 — URL: https://www.walkerart.org/collections/artworks/robert-janz-line-on-a-walk
стр. 42–44
Франсис Алюс. Парадоксы практики‑1. 1997 — URL: https://francisalys.com/paradoxes-of-praxis
стр. 46–48
Франсис Алюс. Галечная прогулка. 1999 — URL: https://francisalys.com/pebble-walk
стр. 48–49
Франсис Алюс. Патриотические сказки. 1997 — URL: https://francisalys.com/patriotic-tales
стр. 50–51
Сон Дон. Горшок с кипящей водой. 1995 — URL: https://www.koreanavantgarde.com/song-dong-boiling-water
стр. 54–55
Вали Экспорт. Конфигурации тела. 1972–1976 — URL: https://www.valieexport.org/body-configurations
стр. 56–57
Вилли Дорнер. Тела в городских пространствах. 2012 — URL: https://willi-dorner.com/bodies-in-urban-spaces
стр. 58–61
Игорь Поносов. Поглощение городской средой. 2019 — URL: https://igor-ponosov.ru/absorption-by-urban-environment
стр. 62–65
Данила Ткаченко. Опытное поле. 2017 — URL: https://tkachenko.art/experimental-field
стр. 66–69
Игорь Поносов. Уличная геометрия. 2008 — URL: https://igor-ponosov.ru/street-geometry
стр. 70–73
Роберт Янц. Шесть палок. 1975 — URL: https://www.walkerart.org/collections/artworks/robert-janz-six-sticks
стр. 74–77
Николас Комбарро. Городские коллажи. (год не указан) — URL: https://www.nicolascombarro.com/urban-collages
стр. 78–81
Матвей Кайф. Наружный угол стыка. 2023 / Лучевой выворотень наших дней. 2022 — URL: https://kaif.art/outer-corner-joint
стр. 82–85
Игорь Панин. На Литейном. 1996 — URL: https://garagemca.org/ru/artist/igor-panin
стр. 86–89
Группа Гнездо. Попытка соединения берегов. 1976 / Станем на метр ближе. Москва — Нью-Йорк. 1976 — URL: https://moscowart.org/archive/gnezdo-group
стр. 90–93
Иржи Кованда. Руками сгребаю сор, пыль, бычки… 1977 / Переношу речную воду в своих ладонях на несколько метров ниже по течению. 1977 — URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/kovanda-transfers-river-water
стр. 94–95
Бас Ян Адер. Падения. 1971 — URL: https://www.stedelijk.nl/collection/104278‑bas-jan-ader-fall
стр. 96–97
Франсис Алюс. Перила. 2004 — URL: https://francisalys.com/railings
стр. 102–105
Игорь Поносов. Сплетение идентичностей. Флаги как сигнальная система жилого района. 2025 — URL: https://igor-ponosov.ru/weaving-identities
стр. 106–109
Аманда Уильямс. Теория цвета. 2014–2016 — URL: https://www.amandawilliams.com/colored-theory
стр. 110–111
Роланд Русс. Бесплатный ремонт. 2008–2010 — URL: https://www.rolandruss.com/free-repairs
стр. 112–113
Партизанинг. Делай добро и убегай — несанкционированное улучшение городской среды. 2011–2015 — URL: https://partizaning.org
стр. 114–115
Игорь Поносов. Несколько шагов к тому, чтобы стать лучше. 2019 — URL: https://igor-ponosov.ru/few-steps-to-become-better
стр. 116–119
КЮС. Живопись экрана. 2018 — URL: https://k-y-s.ru/projects/screen-painting
стр. 120–123
The Wa. Эксцентр. 2016 / Революция. 2010 — URL: https://thewa-art.com/excenter
стр. 124–125
Sp Y. Сигналы. 2004 — URL: https://spy-urbanart.com/signals
стр. 126–129
Sp Y. Лабиринт. 2017 — URL: https://spy-urbanart.com/labyrinth
стр. 130–131
Франсис Алюс. Зеленая линия. 2004 — URL: https://francisalys.com/green-line
стр. 132–133
Improv Everywhere. Туристический переулок. 2010 — URL: https://improveverywhere.com/tourist-lane
стр. 134–135
Хармен де Хооп. Дамы и господа. 1993 — URL: https://www.hoop.org/damen-und-herren
стр. 136–139
Sp Y. Барьер. 2020 — URL: https://spy-urbanart.com/barrier
стр. 140–143
Sp Y. Бочки. 2014 — URL: https://spy-urbanart.com/barrels
стр. 148–149
Агнес Денес. Пшеничное поле — противоготение. 1982 — URL: https://www.agnesdenes.org/wheatfield
стр. 150–151
Sp Y. Сеспед. 2017 — URL: https://spy-urbanart.com/cesped
стр. 152–153
Брэд Дауни. Начало и конец. 2010 — URL: https://www.braddowney.com/beginning-and-end
стр. 154–157
Хармен де Хооп. Баскетбольная площадка № 5 и № 6. 1992 / Баскетбольная площадка № 7. 1992 — URL: https://www.hoop.org/basketball-courts
стр. 158–159
Хармен де Хооп. Песочница. 1996 / Вырасти собственные овощи. 2004 — URL: https://www.hoop.org/sandbox
стр. 160–163
Матвей Кайф. Наблюдательно-игровой домик. 2022 — URL: https://kaif.art/observational-playhouse
стр. 164–165
The Wa. Паркинг. 2011 — URL: https://thewa-art.com/parking
стр. 168–169
Игорь Поносов. Двойная игра. Упорядочивание брусчатки для игры с куратором. 2017 — URL: https://igor-ponosov.ru/double-game
стр. 170–171
Сергей Спирихин. Яичница. 1998 — URL: https://garagemca.org/ru/artist/sergey-spirikhin
стр. 172–177
Александр Бренер. Первая перчатка. 1995 / Свидание. 1994 — URL: https://brener.art/first-glove
стр. 182–185
Новые Тупые. Литейный комар. 1997 — URL: https://garagemca.org/ru/event/new-dull-foundry-mosquito
стр. 186–187
Фабрика Найденных Одежд. Памяти бедной Лизы. 1996 — URL: https://ffw.art/in-memory-of-poor-liza
стр. 188–189
Анатолий Осмоловский. Путешествие Нецезюдика в страну Брэбдингнегов. 1993 — URL: https://osmopower.ru/neczezyudik-travel
стр. 190–193
Артем Филатов. Et in Arcadia ego. 2017 — URL: https://artemfilatov.art/et-in-arcadia-ego
стр. 194–195
Алексей Старков. Набережная Неисцелимых. 2022 — URL: https://starckov.art/incurable-embankment
стр. 196–197
Алексей Старков. НИИ Хонтологии. 2021 — URL: https://starckov.art/hontology-research-institute
стр. 200–203
Рейчел Уайтрид. Дом. 1993 — URL: https://www.tate.org.uk/art/artworks/whiteread-house
стр. 204–205
Рейчел Уайтрид. Водонапорная башня. 1998 — URL: https://www.publicartfund.org/artworks/water-tower
стр. 206–207
Рейчел Уайтрид. Монумент. 2001 — URL: https://www.london.gov.uk/fourth-plinth/rachel-whiteread
стр. 208–211
Тимофей Радя. Улучшения на районе. 2011–2013 — URL: https://radya.art/neighborhood-improvements
стр. 212–215
Город Устинов. Микростритарт. 2011 — … — URL: https://ustinov.city/microstreetart
стр. 216–219
Артем Филатов. Нулевой километр. 2016 / Доска объявлений. 2016 — URL: https://artemfilatov.art/zero-kilometer
стр. 220–221
Владимир Абих. Петербуржцы остолбенели. 2021 — URL: https://abikh.art/peterburgers-stunned
стр. 222–225
Владимир Абих. BLUE FENCE. 2018 / WALLSAVER. 2018 — URL: https://abikh.art/blue-fence
стр. 226–231
Владимир Абих. Автопортрет. 2017–2018 — URL: https://abikh.art/self-portrait