Original size 991x1409

Пародии и «Fair Use» в Ace Attorney: Границы дозволенного

PROTECT STATUS: not protected
4
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

Концепция

Учитывая специфику направления визуального исследования по авторскому праву, было трудно подобрать подходящую, а главное уместную тему. Но в выборе темы мне помогло мое давнишнее увлечение видеоиграми, а также играми в жанре детективного расследования с элементами практики судов. Так конечное решение пало на популярную в начале нулевых серию детективных игр — визуальных новелл Ace Attorney.

big
Original size 480x270

«Ace Attorney» — это не столько серия детективных романов с судебными разбирательствами, сколько парад фантастических и даже мемных персонажей. Но если вы поиграете в нее, то поймете, что довольно трудно не заметить тот факт, что за большинством из них скрываются знакомые черты. Это может быть что угодно: их поведение, стрижка или сердитый взгляд, но что-то незаметно напоминает нам об известных личностях фильмов, аниме или даже других видеоигр. И тогда возникает вопрос: насколько законно заимствовать лица других людей или их авторский образ при создании своих персонажей? Где же безобидная отсылка переходит грань нарушения авторских прав?

Чтобы лучше разобраться в этом, я предлагаю провести визуальную деконструкцию пародийности в Ace Attorney. Суть проста: мы берем самых узнаваемых и запоминающихся персонажей игры и помещаем рядом с ними их «двойников» из других продуктов. Это может быть кто угодно — от комиссара Жибера из «Такси» до плохого парня из аниме 80-х. Задача состоит не просто в выявлении сходств, но и в том, чтобы точно понять, как создатели Ace Attorney трансформируют исходный образ в попытке создать что-то новое и оригинальное.

big
Original size 540x304

В ходе своего исследования я ставлю целью рассмотреть некоторые вопросы. Во-первых, так ли убедительна пародия: насколько очевидна отсылка к оригиналу. Во-вторых, цель такого заимствования: какую роль она играет в создании уникального юмора игры. И, в-третьих, юридический аспект: какое законодательство об авторском праве регулирует использование чужих изображений в воспроизведении личностных паттернов в иных работах?

Потребуется также уделить особое внимание доктрине «добросовестного использования», которая позволяет использовать материалы, защищенные авторским правом, без разрешения владельца в определенных ситуациях, например, в целях критики, комментариев, новостных репортажей, преподавания, научных исследований или пародии.

Я попытаюсь определить, в каких случаях использование изображений других людей в Ace Attorney является «справедливым», а в каких это может быть нарушением авторских прав.

Конечная цель — создать наглядное пособие, иллюстрирующее, что Ace Attorney прекрасно балансирует на тонкой грани между художественной свободой и уважением к закону, используя инструменты карикатуры для создания собственного узнаваемого игрового мира, но не выходя за рамки возможного.

Сравнительный анализ персонажей

Аттикус Финч «Убить пересмешника» / Феникс Райт «Ace Attorney»

Начнем пожалуй с главного героя картины — Феникса Райта, которого фанаты сравнивают с Аттикусом Финчем, протагонистом романа «Убить пересмешника» и его экранизацией. Однако вопрос состоит в том, является ли Феникс Райт пародией на Аттикуса Финча или же просто отсылкой?

Сходства этих двух — это, прежде всего, образ идеалистичного адвоката, защищающего угнетенных и отстаивающего свои принципы, что типично для архетипа благородного защитника. Однако, с точки зрения авторского права, простая схожесть недостаточна для обвинений в плагиате. Важно, скопированы ли конкретные элементы, защищенные законом, и использованы ли они в рамках «добросовестного использования» — вдохновения или архетипического образа. Феникса, скорее, можно считать отсылкой к Финчу, а не пародией, ведь он не содержит гротескных элементов. В итоге, сходство есть, но оно не нарушает закон, показывая, как сложно отделить вдохновение от копирования.

Помимо этого, дизайн главного героя Ace Attorney часто сравнивают и с другим популярным персонажем

Original size 500x291

«Детектив Конан» / Феникс Райт «Ace Attorney»

Но сходство Феникса с Детективом Конаном (Case Closed) снова кроется лишь в общих чертах героев детективного жанра: целеустремленность, стремление к справедливости, роль главных действующих лиц в раскрытии преступлений. Визуально они конечно имеют значительное сходство (оба носят синие костюмы, хотя и разного фасона), однако ключевые элементы дизайна сильно отличаются: прическа Феникса Райта уникальна и легко узнаваема, в то время как Конан носит очки и галстук-бабочку, а его пропорции тела детские. Различия в стилистике, сферах деятельности (адвокат против детектива), характерах и общем стиле повествования исключают вероятность нарушения авторских прав. Общие черты героев детективного жанра не подлежат авторской защите.

Фильм «Свидетель обвинения» / Майлз Эджворт «Ace Attorney»

Майлз Эджворт, блестящий и расчетливый прокурор из Ace Attorney, и прокурор из фильма «Свидетель обвинения» (1957) обладают рядом схожих черт: холодный профессионализм, умение убеждать и стремление к победе любой ценой. Однако, рассматривать ли это как нарушение авторского права, — вопрос сложный. Простое сходство характеров не является нарушением. Чтобы говорить о плагиате, нужно доказать, что в Эджворте скопированы конкретные элементы, защищенные авторским правом (например, уникальная деталь внешности или повторяющаяся фраза). Скорее, здесь мы видим архетип «сурового законника», а не пародию или прямое копирование. Разработчики могли вдохновляться этим образом, но создали уникального персонажа со своей историей и мотивацией. Поэтому, сходство есть, но оно не переходит грань нарушения авторских прав, а является скорее отсылкой к классическому образу прокурора.

Клинт Иствуд в роли фильма «За пригоршню долларов» / Годо «Ace Attorney»

Годо, загадочный и мрачный прокурор из Ace Attorney: Trials and Tribulations, и персонаж Клинта Иствуда из фильма «За пригоршню долларов» разделяют определенные черты, создающие атмосферу таинственности и опасности. Их немногословность, темный плащ (в случае Годо — визор), крутой нрав и скрытое чувство справедливости, безусловно, наводят на мысль о возможном вдохновении. Однако, с точки зрения авторского права, важно понимать, что сходство в общих чертах и использование распространенных архетипов не являются нарушением. В случае с Годо и персонажем Иствуда, у нас есть лишь набор общих черт, характерных для архетипа «крутого незнакомца» или «одинокого волка». Скорее, это отсылка, чем прямое копирование. Годо, с его любовью к кофе, уникальной историей и мотивацией, является самостоятельным персонажем, а не просто клоном героя Иствуда. Следовательно, несмотря на узнаваемые элементы, говорить о нарушении авторских прав в данном случае некорректно, так как сохраняется достаточная степень оригинальности и трансформации исходного образа.

Но в случае с Годо, у фанатов возникает резонный вопрос не только насчет характерного нрава, но и касающийся его внешности. Дело в том, что крайне сложно отрицать схожесть визора Годо и его «Робо-образа» с уникальными персонажами популярной в то время группы Daft Punk.

Годо «Ace Attorney» / Французский музыкальный дуэт «Daft Punk»

Внешность Годо, безусловно, вызывает ассоциации со шлемами Daft Punk, но утверждать прямое заимствование сложно. Хотя визуальное сходство есть, визор сам по себе — распространенный элемент дизайна, и выполняемая им в Ace Attorney функция — сокрытие лица и придание мрачности — отличается от целей шлемов Daft Punk. Чтобы доказать нарушение авторских прав, нужно показать копирование уникальных элементов и нанесение ущерба правообладателям, что в данном случае проблематично. Поэтому, вероятнее, это отсылка, а не плагиат, иллюстрирующая сложность определения границ вдохновения.

Мотоко Кусанаги «Ghost In The Shell» / Франциска Фон Карма «Ace Attorney»

Франциска фон Карма из Ace Attorney и Мотоко Кусанаги из Ghost in the Shell — обе сильные, независимые женщины, обладающие высоким профессионализмом и уверенностью в себе. Однако, анализируя их сходства с точки зрения авторского права, важно отделить общее впечатление от конкретных, защищенных законом элементов.

Прежде всего, невозможно не заметить внешнее сходство: строгий стиль, короткая, дерзкая прическа и огонь в глазах.

Обе героини — профессионалы в своей области, знающие себе цену и не терпящие ошибок. Франциска — гениальный прокурор, а Мотоко — командир элитного подразделения.

В сложных ситуациях обе сохраняют хладнокровие и способность принимать рациональные решения. Обе героини самодостаточны и не нуждаются в посторонней помощи. Они предпочитают полагаться на свои силы и навыки. Способны руководить другими (или даже подчинять их волю) и вести за собой.

Original size 498x359

Несмотря на эти сходства, прямое копирование образа Мотоко Кусанаги в Франциске фон Карма доказать сложно. Во-первых, общие черты характера и профессионализма — это довольно распространенные тропы в художественных произведениях. Во-вторых, уникальные элементы образа Мотоко Кусанаги (кибернетическое тело, связь с сетью) отсутствуют у Франциски.

В данном случае можно говорить лишь о вдохновении образом сильной и независимой женщины. Использование архетипических черт и элементов не является нарушением авторского права, если при этом не происходит копирование конкретных, охраняемых законом деталей.

Детектив Буллок «Полицейская академия» / Детектив Дик Гамшу «Ace Attorney»

Детектив Буллок из «Полицейской академии» и Дик Гамшу из Ace Attorney, безусловно, имеют много общего, что делает их потенциальными «родственниками» в мире комедийных персонажей. Сравнивая их с точки зрения авторского права, мы, как обычно, должны учитывать грань между вдохновением и копированием. Забавно, что на приведенных мною фотокарточках, они имеют максимальное внешнее сходство и даже стоят в одинаковых позах.

Оба персонажа физически неловкие и склонны к нелепым ситуациям. Их неуклюжесть часто является источником комических ситуаций.

Несмотря на такую черту, Буллок и Гамшу — добрые и отзывчивые люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Оба персонажа не отличаются высоким интеллектом, но они обладают определенной смекалкой и преданностью своему делу. Нередко они демонстрируют свои эмоции очень ярко и открыто, что делает их особенно комичными. Как Буллок, так и Гамшу работают в полиции, хотя и занимают разные должности.

Но, подводя итоги, в данном случае можно говорить лишь о вдохновении архетипом «неуклюжего копа» и использовании общих комедийных приемов.

Велма «Скуби-ду» / Эма Скай «Ace Attorney»

Сходства Эмы Скай и Велмы Динкли ограничиваются общим архетипом «умной девушки в очках», что само по себе не подлежит защите. Хотя обе носят очки, ключевой элемент, ассоциирующийся с интеллектом, их дизайн и общий стиль существенно различаются, что нивелирует риск нарушения авторских прав. Различия в характере (энергичность Эмы против сдержанности Велмы) и ролях (криминалист против разгадывателя тайн) усиливают индивидуальность каждой. Таким образом, Эма Скай, несмотря на общую концепцию, достаточно оригинальна и не нарушает авторские права Велмы.

Джон Уэйн «Искатели» / Джейк Маршалл «Ace Attorney»

Сходство Джейка Маршалла с типичным образом Джона Уэйна в вестернах ограничивается общими архетипами: ковбойская шляпа, образ представителя власти с моральными принципами. Однако эти элементы не подлежат авторской защите, поскольку являются частью вестерн-культуры. Отличия в дизайне (накидка Джейка, более кокетливое выражение лица) и ролях (Джейк — шериф, Уэйн — часто герой-одиночка) укрепляют оригинальность образа Маршалла. Вероятность нарушения авторских прав отсутствует, так как сходства неспецифичны и не создают путаницы между персонажами. Схожесть в образах основана на общепринятых элементах ковбойской культуры, а не на копировании узнаваемых деталей или уникальных элементов дизайна Джона Уэйна.

Артист Либераче / Редд Уайт «Ace Attorney»

Сходства Редда Уайта с музыкантом Либераче ограничиваются экстравагантным стилем: любовь к блестящей, яркой одежде (розовый костюм, украшения). Оба демонстрируют уверенность и эпатаж. Однако эти элементы являются общими для архетипа «экстравагантного шоумена / злодея» и не подлежат авторской защите. Существенные различия в роде деятельности (гангстер против музыканта), характере (Редд — коварный шантажист, Либераче — артист) и общем контексте нивелируют риск нарушения авторских прав. Сходство лишь в визуальной эксцентричности, чего недостаточно для установления плагиата.

Сюжетные элементы и структура

Детективные истории: Формат каждого дела, где игрок собирает улики, допрашивает свидетелей и выявляет противоречия в суде, основан на классической структуре детективных историй. Это не заимствование, а использование устоявшегося жанрового формата.

Невиновный под подозрением: Часто сюжет Ace Attorney строится вокруг невиновного человека, которого обвиняют в преступлении. Этот троп популярен в детективных романах и фильмах.

Последний момент: В зале суда, главный герой, используя улики, в самый последний момент спасает невиновного от тюрьмы. Данная структура часто применяется в юридических драмах.

Все вышеперечисленные пункты не нарушают авторские права.

Технология проявления отпечатков в игре / Реальное снятие отпечатков

Original size 1280x720

Внутриигровое расследование

Юридические Процедуры (и их искажение):

Система судопроизводства: Игра имитирует некоторые аспекты японской системы судопроизводства, но с значительными упрощениями и искажениями.

Перекрестный допрос: Перекрестный допрос свидетелей, являющийся ключевым элементом игры, является распространенным элементом в юридических драмах.

Представление улик: Судебный процесс в Ace Attorney строится вокруг представления улик, как и в реальных судах. Однако, в игре этот процесс часто драматизирован и упрощен.

Original size 1280x720

Допрос свидетеля в игре (Джейк Маршалл)

Игровые аналоги того времени

Первые две игры с которыми сравнивают Ace Attorney, это Snatcher (1988) и Policenauts (1994) Хидео Кодзимы. И действительно, это популярные игры в жанре детектива с элементами активного расследования дела. Да и по стилистике есть определенное сходство, и этим играм, и Ace Attorney присуща пиксельная обработка, однако данный фактор можно списать на неразвитость игровой графики в рассматриваемое время.

«Snatcher» (1988) и «Policenauts» (1994) Хидео Кодзимы

Кадр из «Ace Attorney» / Кадр из «Snatcher»

Сходства:

Визуальный стиль: Использование спрайтовых персонажей, статических фонов и текстовых окон для диалогов.

Интерактивность: Игрок взаимодействует с миром через выбор опций в меню и осмотр различных объектов на экране.

Повествование: Сюжет раскрывается через диалоги, текстовые описания и кат-сцены.

Различия:

Жанр: Snatcher и Policenauts — это приключенческие игры с элементами киберпанка и детективного триллера, а Ace Attorney — это в первую очередь визуальная новелла с акцентом на судебные разбирательства.

Механика: Snatcher и Policenauts включают элементы исследования, решения головоломок и экшена, которых нет в Ace Attorney.

Анализ в рамках авторского права: Общие элементы интерфейса (текстовые окна, спрайты) не подлежат защите авторским правом, так как являются распространенными в жанре. Конкретный дизайн элементов интерфейса и стиль спрайтов могут быть защищены, но Ace Attorney имеет свой собственный визуальный стиль, отличающийся от игр Кодзимы.

Original size 1000x508

Следующие игры — Sam & Max Hit the Road (1993) и Day of the Tentacle (1993) — разработчика LucasArts.

Сходства:

Интерфейс: Использование меню для выбора действий и взаимодействия с объектами.

Юмор: Игры LucasArts славятся своим юмором, и Ace Attorney также использует комедийные элементы.

Различия:

Жанр: Sam & Max Hit the Road и Day of the Tentacle — это классические point-and-click приключенческие игры, а Ace Attorney — визуальная новелла.

Перспектива: Игры LucasArts используют вид от третьего лица, а Ace Attorney — статичные экраны и спрайты.

Общие элементы интерфейса (меню, выбор действий) не подлежат защите авторским правом. Юмор, как и общий стиль, может быть защищен, но Ace Attorney использует свой уникальный стиль юмора.

«Sam & Max Hit the Road» (1993) и «Day of the Tentacle» (1993) — разработчика LucasArts.

0

Кадр из «Ace Attorney» / Далее кадры из игр LucasArts

И последняя сравниваемая игра: Blade Runner (1997) — Westwood Studios:

Сходства:

Детективная составляющая: Игра основана на расследовании преступлений и сборе улик.

Интерфейс: Использование меню и диалогов для взаимодействия с персонажами.

Различия:

Жанр: Blade Runner — это приключенческая игра с элементами point-and-click и ролевой игры, а Ace Attorney — визуальная новелла.

Атмосфера: Blade Runner имеет мрачную киберпанк атмосферу, а Ace Attorney — более яркий и комедийный стиль.

Общие элементы детективного жанра и интерфейса не подлежат защите авторским правом. Атмосфера и стиль являются уникальными для каждой игры.

«Blade Runner», Westwood Studios

Кадр из «Blade Runner» / Кадр из «Ace Attorney»

Делая вывод, Ace Attorney заимствует общие элементы интерфейса и игровой механики из различных жанров, таких как визуальные новеллы, приключенческие игры и детективные истории. Конкретный дизайн элементов интерфейса, визуальный стиль, юмор и сюжетные решения являются уникальными для Ace Attorney, что позволяет избежать нарушения авторских прав. Важно помнить, что влияние и заимствование общих идей не являются нарушением авторских прав. Нарушением считается копирование конкретных элементов дизайна, кода или контента.

Original size 750x422

Сюжетные тропы

1. Дело об убийстве в закрытой комнате:

Убийство в закрытой комнате — это классический детективный троп, где преступление совершается в месте, которое кажется полностью запертым и недоступным для внешнего мира. Как преступник смог проникнуть и покинуть место преступления, оставаясь незамеченным, является центральной загадкой.

Примеры таких дел в Ace Attorney:

Дело 2-4, «Прощай, моя обращенная» (Farewell, My Turnabout) из Ace Attorney 2: Justice for All: Убийство происходит во время телевизионного шоу, транслируемого в прямом эфире. Комната кажется запертой изнутри, и все указывает на самоубийство, однако Фениксу Райту предстоит доказать, что это было убийство, и разоблачить настоящего преступника.

Дело 2-4 «Прощай, моя обращенная»

Сравнение с произведениями Агаты Кристи:

«Десять негритят» (And Then There Were None): Хотя это не совсем убийство в запертой комнате, но очень похожая ситуация, когда на острове отрезанные от мира, люди постепенно умирают.

«Убийство в „Восточном экспрессе“ (Murder on the Orient Express): Поезд оказывается заблокирован снегом, и в одном из купе происходит убийство. Подозреваемые ограничены пассажирами поезда.

„Загадка Эндхауза“ (Peril at End House): Серия покушений на жизнь девушки в, казалось бы, неприступном доме.

Троп „убийства в закрытой комнате“ является очень распространенным и не подлежит защите авторским правом.

Сюжетные детали, персонажи и конкретные решения головоломок могут быть защищены, но Ace Attorney обычно привносит свои уникальные элементы в этот троп.

Дело 2-4 в Ace Attorney, хотя и использует ту же клише-историю, имеет свою уникальную сюжетную линию, персонажей и контекст, что делает его оригинальным произведением.

Original size 1920x1080

Дело 2-4 «Прощай, моя обращенная»

2. Дело о краже драгоценностей:

Кража драгоценностей — это распространенный сюжетный троп, где похищают ценный предмет (например, драгоценный камень, произведение искусства), а главного героя часто подставляют, делая его главным подозреваемым.

Пример из Ace Attorney: «Дело о похищении», в котором подзащитного Феникса обвиняют в краже ценной священной урны, но из-за неожиданного поворота в суде, дело принимает совершенно другой ход, и парня обвиняют уже не в краже, а в убийстве.

«Дело о похищении»

Сравнение с другими произведениями:

«Поймать вора» (To Catch a Thief) — фильм Альфреда Хичкока: Бывший вор драгоценностей пытается очистить свое имя, когда его обвиняют в новых кражах.

«Розовая пантера» (The Pink Panther) — серия фильмов: Инспектор Клузо расследует кражу знаменитого бриллианта.

«Арсен Люпен» — серия романов Мориса Леблана: Арсен Люпен — гениальный вор, который часто обманывает полицию и похищает ценные предметы.

0

«Поймать вора» / «Розовая пантера» / «Арсен Люпин»

Ace Attorney использует троп «кражи драгоценностей», который встречается в фильмах Альфреда Хичкока, серии фильмов «Розовая пантера» и романах Мориса Леблана, но привносит в него свои уникальные элементы, что делает его оригинальным произведением.

В дополнение можно сказать, что Ace Attorney часто использует элементы пародии и стилизации, это позволяет ей свободно использовать общие тропы, не опасаясь нарушения авторских прав.

Original size 500x281

Проведенное визуальное исследование Ace Attorney демонстрирует, что игра, как и многие произведения, заимствует элементы из различных источников: архетипы персонажей, сюжетные тропы, элементы интерфейса и отдельные юридические аспекты. Сравнение с популярными героями того времени, другими играми и известными произведениями показывает, что Ace Attorney использует эти заимствования не напрямую копируя, а скорее стилизуя и пародируя. Уникальный художественный стиль, оригинальные сюжетные линии, карикатурные образы и собственный юмор позволяют Ace Attorney сохранить авторскую самостоятельность, избегая нарушения авторских прав. Несмотря на очевидные влияния, игра обладает своим неповторимым шармом и является оригинальным произведением, основанным на умелой интеграции известных тропов в новый контекст.

Original size 442x705

Основные законы и принципы авторского права, использованные в исследовании

1. Право на оригинальность и творчество - Защита оригинальных произведений, включая сюжет, персонажей, визуальный стиль. Источник: Кодекс авторского права

2. Запрет на несанкционированное копирование и плагиат - Защита от копирования конкретных элементов дизайна, кода, текстов. Источник: WIPO — World Intellectual Property Organization

3. Защита элементов интерфейса и дизайна (дизайн объектов) - Общие элементы интерфейса, такие как меню, диалоговые окна, не подлежат полной защите, но уникальный дизайн может иметь охрану. Источник: European Union Intellectual Property Office (EUIPO)

4. Защита сюжетных тропов и идей - Идеи, тропы и концепции не подлежат защите, поскольку считаются общественным достоянием. Источник: Copyright Law of the United States — 17 U.S. Code § 102(b)

5. Защита авторских прав на конкретное выражение идеи (коды, сценарии, персонажи) - Защищает конкретные реализации, а не идеи или темы. Источник: Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works

Пародии и «Fair Use» в Ace Attorney: Границы дозволенного
4
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more