Original size 1140x1600

фрески Ферапонтова монастыря: высшая точка творчества Дионисия

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

рубрикатор

рубрикатор концепция изображение Христа изображение Богоматери одиночные изображения святых многофигурные композиции заключение библиография источники изображений

концепция

Дионисий (годы жизни: примерно 1450–1520 гг.) — русский иконописец, считается наследником и продолжателем традиций Андрея Рублева. Стенопись Ферапонтова монастыря (Вологодская область), созданная Дионисием и его учениками, является одной из наиболее известных и значимых его работ. Фрески созданы в период расцвета художественной деятельности иконописца (1502 г.) и сохранились удивительно хорошо, что позволяет наиболее точно проследить особенности его изобразительного языка и выделить отличительные черты его творчества. Основным материалом для исследования выбраны фрески собора Рождества Богородицы — центрального сооружения архитектурного комплекса монастыря.

big
Original size 2726x1142

Спас Вседержитель. Купол. Фото из личного архива

У меня есть личный интерес к предмету настоящего визуального исследования. Мой крестный отец — священник в Ферапонтовом монастыре, и год назад мне представилась возможность побывать в этих местах и увидеть фрески вживую. Также у меня сохранилось большое количество сделанных мной фотографий фресок собора, которые я активно использую в исследовании. Поездка оказала на меня очень сильное впечатление, это место — действительно «чудо нашей художественной древности», как выразился И. Э. Грабарь.

«Но вот главное чудо нашей художественной древности — Ферапонтов монастырь, с фресками, каким-то счастьем почти целиком уцелевшими, подписанными именем Дионисия, с точной датой 1500 года.»

Структурно исследование поделено на четыре главы. Две первые главы направлены на анализ изображения двух центральных фигур в христианстве: Христа и Богоматери. Третья и четвертая главы посвящены анализу одиночных изображений святых (фрески, которые не иллюстрируют какой-либо сюжет и направлены на изображение конкретной фигуры) и многофигурных композиций. Такая структура позволяет выделить индивидуальные черты художественного языка иконописца как на уровне конкретных образов, так и на уровне их взаимодействия в сложносоставных композициях.

Original size 3998x1905

Ферапонтов монастырь. Фото из личного архива

Творчество Дионисия активно исследуется более двух веков, поэтому источниками для настоящего визуального исследования являются как статьи современных авторов, так и книги первой половины ХХ века. Также важным текстовым источником является путеводитель по композициям стенописи Дионисия, выпущенный филиалом «Музей фресок Дионисия» Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника. Путеводитель содержит рисунки и описание всех фресок с указанием изображенных сюжетов и их расположения в пространстве собора (используется для подписей).

Original size 2262x1554

Наружная роспись западного портала. Фото из личного архива

Целью исследования является выявление отличительных черт изобразительного языка Дионисия через анализ настенной росписи собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. В визуальном исследовании подробно рассматриваются такие характеристики изображения как характер линии, цветовые и тональные решения, пропорции фигур и их позы, композиция. Анализируется то, как Дионисий организует пространство собора, каким образом изображение вписывается в него и подчиняется ему.

изображение Христа

Original size 1800x1200

Спас Вседержитель. Купол

Христос традиционно изображен в куполе храма. Всем телом он опирается на барабан, грозно нависая над входящими в собор.

«Пропорционально восполненная фигура по высоте заняла бы всё пространство храма до полотенец, подтверждая представление о всемогущем Владыке мира, которому „небо служит троном, а земля подножием ног“.» [4]

«Благодать дати восхотев…» (Акафист. Кондак 12). Северная стена; Беседа с самарянкой. Исцеление слепорожденного. Восточный склон Северного свода

Письмо Дионисия отличает характер линий: они стремятся к бесконечной вытянутости и плавности. Фигуры всегда очерчены округло, ломаная линия же встречается значительно реже, только в изображении архитектуры или скал.

«Всякое естество ангельское удивися…» (Акафист. Кондак 9). Южная стена; «Спасти хотя мир…» (Акафист. Кондак 10). Южная стена

изображение Богоматери

Original size 4032x3024

Богоматерь с Младенцем на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом. Конха алтаря. Фото из личного архива.

Богоматерь с Младенцем на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом. Конха алтаря.

«Богоматерь в конхе алтарной апсиды написана с величайшей художественной отреченностью от всякой характеристики, и вместе с тем совершенная „архитектура“ этого изображения сообщает ему божественную рафаэлическую легкость и красоту.» [1]

«Ангел предстатель с небесе послан бысть…» (Акафист. Икос 1). Западная грань северо-восточного столба; «Имущи Богоприятную Дева утробу…» (Акафист. Икос 3). Восточная грань юго-западного столба

Одна из самых ярких особенностей изобразительного языка Дионисия: вытянутые фигуры. Голова занимает десятую часть от всего тела, а кисти рук выглядят ещё более крошечными.

Original size 1300x1462

Богоматерь в раю. Центральная часть западной стены.

«Женственность и светлая украшенность, по-видимому, вообще казались ему особенно уместными на стенах этого храма Рождества Богородицы, где акафист составляет главное иконографическое содержание росписи. <.> Все ферапонтовские фрески выражают радостное прославление Божией Матери.» [1]

«Сила Вышняго осени…» (Акафист. Кондак 3). Западная грань юго-восточного столба; «Слышаша пастырие Ангелов поющих…» (Акафист. Икос 4). Южная грань северо-западного столба

одиночные изображения святых

Иоанн Предтеча Ангел пустыни. Конха жертвенника.

В конхах же голова не уменьшается, а даже наоборот. Так, образ Иоанна Предтечи очень эмоционален, большой акцент делается именно на его измученное лицо, проникновенный взгляд, поэтому в этом случае уменьшать размер его головы было бы нецелесообразно. А вот руки всё ещё изображаются довольно маленькими, так как играют менее важную роль в этом изображении.

Святитель Николай. Конха придела Николая Чудотворца. Фото из личного архива автора.

Original size 3024x4032

Юго-западный столб. Фото из личного архива

«Дионисий приглушает цвет и высветляет палитру, отчего она приобретает особую нежность, мягкость, сияющую чистоту.» [2]

Фрагменты фрески «Служба святых отец»: Кирилл Александрийский и Афанасий Александрийский. Стена алтаря

Чаще всего Дионисий не прописывает линию пола, не дает фигурам святых точки опоры, они остаются как бы легко повисшими в воздухе, в свободном пространстве голубо-зеленого фона. Также важно обратить внимание на позы святых: их тела не сгорблены, а склонены. Поклон — не формальный жест, а выражение покорности, причем покорности не мучительной, но степенной. Эту разницу можно ясно проследить при сопоставлении фресок Дионисия с большинством икон других мастеров того же периода.

Икона «Дмитрий Солунский». Неизвестный автор. 1485 год; фрагмент фрески «Служба святых отец». Святитель Григорий Богослов. Стены алтаря

Ткань изображается лёгкой, невесомой, а линии складок прочерчены еле заметно, их тени или совсем отсутствуют, или не контрастны. Узоры на ткани — сквозные, они не изменяются под складками.

Иаков, брат Господень. Южная грань северо-восточного столба; Митрополит Петр. Северная грань юго-восточного столба

многофигурные композиции

Роспись западного портала очень показательна с точки зрения организации пространства и того, как изображение встраивается в него. В верхней части росписи он нарушает симметрию: располагает четыре фигуры с левой стороны и три с правой. Однако эту асимметрию сложно заметить с первого взгляда, так как она не нарушает общей гармонии.

Наружная роспись западного портала. Фото из личного архива

Интересно, как Дионисий вписывает четыре фигуры в совсем маленькое пространство над входом. Богоматерь Никопея с младенцем изображена с авторами песнопений Иоанном Дамаскиным и Космой Маиумским, сгорбленными под килевидными завершениями портала. [4]

Северная стена. Своды. Фото из личного архива

«Глубоко продуманный, с огромной мерой выполненный ансамбль, с великим изяществом удлиненных пропорций написанные фигуры, могущественно и ласково подобранные краски на глубокой, в зелень, лазури фона.» [1]

Геенна огненная. Центральная часть западной стены. Фото из личного архива

Видение Евлогия. Северная стена

«Движение всех многоличных композиций замирает в тонкой и медлительной грации единственного жеста.» [1]

Original size 1600x1108

Притча о брачном пире. Западный склон южного свода.

Столы на фреске «Притча о брачном пире» помогают поделить фигуры на три отдельных группы. Изображение становится структурированным, прослеживается четко выстроенная визуальная иерархия.

Брак в Кане Галилейской. Восточный склон южного свода; Южный свод. Фото из личного архива

На фреске «Брак в Кане Галилейской» стол наоборот объединяет запечатленные фигуры. Он как бы собирает изображение воедино, не дает ему распадаться.

заключение

Художественный язык Дионисия отличается невероятной легкостью и светлым, одухотворенным спокойствием. Это впечатление создаётся с помощью непрерывности линий, выразительности поз, пропорций фигур. Четкая структура поддерживает гармонию и композиционное единство как на уровне отдельных элементов, так и на уровне всего пространства собора. Фрескам Дионисия чужда раздробленность, созданная им стенопись воспринимается максимально целостно.

Original size 4032x3024

Купол и своды собора. Фото из личного архива

Bibliography
Show
1.

Грабарь И. Э. История русского искусства. — ООО ДиректМедиа, 2013. — С. 263-264.

2.

Исаева М. В. Колористическая палитра фресок Ферапонтова монастыря // Вестник ЧГАКИ. 2010. № 1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/koloristicheskaya-palitra-fresok-ferapontova-monastyrya (дата обращения: 14.11.2024).

3.

Токтамысов С. Ж. Особенности художественного метода Дионисия (на примере собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря) //Современное художественное образование: сохраняя и развивая традиции. — 2019. — С. 146-151.

4.

Шелкова Е. Н. Путеводитель по композициям стенописи Дионисия в Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. — Ферапонтово, 2009.

5.

Шелкова Е. Н. Стенопись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий 1502 год. Росписи Никольского предела. Каталог. — Ферапонтово, 2013.

Image sources
Show
1.2.

http://www.dionisy.com/img/272/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

3.

http://www.dionisy.com/img/143/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

4.

http://www.dionisy.com/img/305/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

5.

http://www.dionisy.com/img/303/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

6.7.8.

http://www.dionisy.com/img/184/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

9.

http://www.dionisy.com/img/203/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

10.11.

http://www.dionisy.com/img/185/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

12.

http://www.dionisy.com/img/225/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

13.14.15.

http://www.dionisy.com/img/232/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

16.

http://www.dionisy.com/img/264/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

17.

https://kirmuseum.org/ru/object/ikona-dmitrii-solunskii-0 (дата обращения 15.11.24)

18.

http://www.dionisy.com/img/233/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

19.

http://www.dionisy.com/img/228/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

20.21.22.

http://www.dionisy.com/img/199/frag_lg.jpg (дата обращения 15.11.24)

23.
фрески Ферапонтова монастыря: высшая точка творчества Дионисия
We use cookies to improve the operation of the HSE website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fou...
Show more