
Рубрикатор
1. Концепция 2. Готические мотивы в архитектуре и интерьере 3. Готические мотивы в предметном дизайне 4. Культ Белой розы 5. Заключение
Концепция
Дворец «Коттедж» в Петергофе был построен Адамом Адамовичем Менеласом в в 1826–1829 годах с элементами неоготического стиля. Над отделкой интерьера и предметов мебели трудились разные мастера, но это не помешало созданию целостной картины, гармонично сочетающей разные восприятия одного направления — готики. В 19 веке в России набирает популярность историзм, характерными чертами которого являются стремление возродить прошлое, создавая новые предметы, соответствующие представлениям современного человека о той или иной эпохе, так данное направление проникает в различные виды искусства и деятельности человека, затрагивая все сферы художественной деятельности от архитектуры до мебели. В данном проекте все детали как внешнего фасада, так и внутренней отделки выдержаны в единой стилистике.
Большинство интерьеров, элементов декора и произведений искусства во дворце основаны на характерных деталях готического стиля, но полностью не копируют их, так, например можно встретить люстру, вдохновленную витражными окнами соборов или посуду, основанную на узоре готического витража, но все же в каждый предмет автор привносит нечто новое, что показывает его художественное видение, которое весьма ценится во времена историзма. Таким образом, какие-то элементы не сразу могут быть отмечены зрителем, как заимствованные из другой эпохи, но есть и те, которые напрямую связаны с определенными памятниками прошлых веков — все это и создает общую идеи и картину дворца. Однако не только вышеперечисленные идеи прослеживаются в данном сооружении, в нем также присутствуют веяния моды и популярных культов, которые сыграли свою роль, привнося в интерьеры нечто новое. Обращаясь к прошлому императрицы, ее увлечениям, художники создали ряд декоративных элементов.
В данном исследовании будет рассмотрено как архитектурное и интерьерное оформление дворца, так и отдельные мебельные и декоративные предметы, использованные дизайнерами. Сначала стоит обратить внимание на детали, которые составляли большую часть постройки, то есть — вдохновленные средневековым готическим стилем, затем перейти к рассмотрению элементов, созданных по заказу императрицы Александры Федоровны. Источниками информации будут служить книги об истории дизайна и архитектуры в целом, чтобы понимать общий контекст создания постройки. Целью моей работы является анализ данного архитектурного сооружения с точки зрения готического влияния, выявление схожих черты и заимствований из исконного готического стиля, определение влияния вкусов самой императрицы на внешний облик интерьеров дворца.
Готические мотивы в архитектуре и интерьерах дворца
Архитектура
Здания схожи симметричными композицией центрального фасада — остроугольными башнями, характерными для готического стиля. По середине имеется круглый элемент, однако расположенный в разных частях постройки Также можно заметить здание Коттеджа удлиняется в одну сторону, напоминая протяженность Шартрского собора, хотя и в гораздо меньшем объеме.
Дворец Коттедж 1826–1829 гг., А. А. Менелас; Шартрский собор 1145 г.
Дворец Коттедж 1826–1829 гг., А. А. Менелас; Шартрский собор 1145 г.
Интерьеры
На росписях парадной лестницы можно заметить заимствование архитектурных элементов и их сочетание, колоннада, состоящая из стрельчатых арок, узоры розеток на окнах.
Парадная лестница дворца Коттедж; Линкольнский собор Девы Марии 1185–1311 гг.
В интерьере Малого кабинета есть эркер, который является довольно частым элементом готических построек, ведь мог служить алтарем в католических церквях. Масштаб эркера разительно отличается, но автор частично сохраняет витражные элементы на окнах и в целом яркое цветовое решение пространства, что еще больше заметно на ручном рисунке кабинета.
Малый кабинет в Коттедже (фото и эскиз 1931 г.); Собор Труа XIII век
Оформление гостиной содержит множество элементов, заимствованных из готического убранства. Помимо уже встречающихся стрельчатых арок, изменивших свою функцию и ставших лишь декоративным дополнением, в комнате есть множество резных элементов и лепнины, что, как можно заметить на примере средневекового замка, дольно распространенный вид декора: резные спинки, ширмы, обилие узоров на коврах и скатертях, обилие деревянной мебели и отделки стен, глубокие темные цвета.
Гостиная в Коттедже; замок Райхсбург Кохем интерьер XII век
Опочивальня Александры Федоровны во многом напоминает покои английских замков средних веков схожими чертами и предметами быта: кровать, украшенная резьбой по дереву, обои, имитирующие рельефы на стенах, уменьшенные формы масверка переходящие в плафон, обилие узоров на коврах и шторах.
Опочивальня императрицы в Коттедже; спальня Генриха VIII в замке Хевер
Библиотека Коттеджа имеет множество готических элементов, изменивших свою форму и функцию, например, стрельчатое обрамление, используемое для окон или арок, здесь, как и в гостиной, помещается на стены и прослеживается в оформлении мебели, как и в интерьере замка Кардифф, во дворце стены не остаются пустыми, а заполняются живописными полотнами, что отличает их от орнамента готической росписи. Винтовая лестница используется, как один из атрибутов средневекового замка и также украшается заостренными формами.
Библиотека в Коттедже; замок Кардифф XI век
Интерьеры библиотеки в Коттедже
Пространство столовой делится небольшими упрощенными по деталировке арками, вдохновленными аркадой готического собора, даже капители больших колонн имеют уменьшенную версию в проекте Менеласа.
Столовая в Коттедже; Собор Парижской Богоматери 1163–1345 гг.
Готические мотивы в предметном дизайне
В оформлении светильника на парадной лестнице можно заметить упрощенный готический орнамент, основанный на сложном переплетении прямых и дугообразных линий — масверк, каждую сторону верхушку стороны светильника завершают элементы, похожие на фиалы, завершающие башни готического собора.
Светильник на парадной лестнице в Коттедже; Эксетерский собор 1112 г.
Готические архитектурные формы нередко использовались и в живописи, как в качестве места действия и фона, так и декоративного обрамления картины, что можно увидеть и в портрете, украшающем Малый кабинет Коттеджа: изображение стрельчатых арок, ланцетных окон, готических трехлистников и четырехлистников
Портрет великой княжны Ольги Николаевны, Т. А. Нефф; Давид признает Соломона своим наследником 1265–1270 гг.
В портрете императрицы можно увидеть интерьер готического собора, в котором сохраняются не только формы и декоративные элементы, но и цветовая гамма распространяется по всей картине.
Портрет императрицы Александры Федоровны 1834 г.; Солсберийский собор витраж 1220–1320 гг.
Некоторые предметы интерьера напрямую связаны с существующими постройками, что показывает не только их внешнее сходство, но и само название.
Часы «Руанский собор» 1830 г.; Руанский собор 1145–1506 гг.
Стулья столовой имеют характерный готический элемент архитектуры — остроконечный фронтон, обычно завершающий оконные проемы.
Стулья в столовой в Коттедже; Кёльнский собор XIII век
Тарелки, произведенные на императорской фарфором и стеклянном заводах, были вдохновлены готическими витражными окнами, называемыми готической розой.
Тарелки из готического сервиза 1908 г.; Реймсский собор 1211 г.
Культ Белой розы
Во дворце был собственный сервиз, изготовленный фарфоровым заводом, на котором размещался герб Александрии с мечом, пронизывающим венок белых роз, что объединяет любовь императрицы и к рыцарству, и к белым цветам, сыгравшими важную роль в ее жизни, ведь в детском возрасте принцессу Шарлотту называли Бланшфур по имени героини романа «Волшебное кольцо», написанное немецким писателем Ф.Де ла Моттом Фуке.
Сервиз дворца Коттедж 1827–1829 гг., В. А. Жуковский
Любовь императрицы к белым розам служила вдохновением для художников к созданию элементов мебели и имитации изящества цветка.
Люстра из серебра 1842 г., И. Г. Хассауэр; Портрет Александры Федоровны
При дворе распространялась мода на рыцарские карусели, которые являлись развлечением, отсылающим к рыцарским турнирам средних веков. Костюмированные мероприятия позволяли императрице показать мастерство наездицы, неповторимые наряды и выразить свое увлечение не только рыцарскими временами, но и красотой белых цветов, нередко занимающими ключевое место на подобных представлениях.
«Волшебство белой розы» Адольф фон Менцель
В интерьере дворца можно заметить предметы, показывающие увлечение императорской семьи рыцарской тематикой, например, ширма в библиотеке с изображением средневековых рыцарей и дам.
Ширма. Германия 1830–1880-е годы в библиотеке в Коттедже
В память о празднике «Волшебство Белой розы» был изготовлен серебряный Потсдамский кубок прусским ювелиром И. Г. Хоссауэром в 1830 году и привезен во дворец. Украшением кубка являются гербы участников турнира серебрянная роза на крышке сосуда.
Потсдамский кубок в гостиной в Коттедже
Заключение
В архитектуре, интерьере и декоративных элементах дворца «Коттедж» А. А. Менеласа присутствуют как черты средневекового готического стиля, так и веяния моды современных тенденций, в силу эпохи историзма, царящей в данный промежуток времени. Так, художникам, дизайнерам и архитекторам было важно не просто использовать характерные черты того или иного стиля, но показать их через собственное видение, изменить их функцию, размер, показать с новой стороны, что и видно в данном проекте. Помимо самой эпохи на внешний облик дворца повлияли и его владельцы, чьи вкусы и желания были учтены и отразились не только в мелких элементах декора, но в цветовом решении пространства, ведь в отличие от темных готических замков, данный проект отличается довольно светлыми интерьерами, хоть и сохраняет строгость цветов средневековой готики.
История дизайна/ Шарлотта и Питер Филл; пер. с англ. С. Бавина.-М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2022.
Теория искусства. Краткий путеводитель: пер. с англ./ Ричард Осборн, Дэн Стерджис. — М. : Ад Маргинем Пресс, 2023