
КОНЦЕПЦИЯ
Анимация и кинематограф обыкновенно ставят перед собой разные задачи. Несмотря на всевозможную художественность, первый обязывает себя быть привязанным к достоверному изображению действительности. Поэтому когда это изображение встречается с безграничным творческим потенциалом анимации, появляется почва для эксперимента над реальностью, возможность использовать обманчивую уверенность зрителя в документальности видимого чтобы создать иллюзию или сюрприз. На этапе становления кинематографа и анимации в начале XX века два режиссера подошли к такому шансу с особой охотой.
Жорж Мельес, является пионером истории кино не только благодаря изобретательному монтажу, но и непоколебимой уверенности в создании фильмов как искусства или, а не просто злободневном документировании. Под влиянием своего опыта иллюзиониста, его знаковые трюковые фильмы конца XIX — начала XX веков стали одними из первых фильмов, воспевавших магические возможности кино. В ходе своих экспериментов Мельес изобрел основополагающие методы монтажа, актуальных по сей день: резкие переходы, двойную экспозицию и покадровые трюки.
Сегундо де Шомон стал своеобразным преемником Мельеса, сохранив его стремления и расширив использование его техник. Причудливые и завораживающие своей странностью фильмы Шомона, в которых он экспериментировал с цветом и временем, в конечном итоге оказали влияние на сюрреалистическое творчество режиссеров Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, что нарекло его во многих отношениях отцом испанского кино.
Как художественные (анимационные) средства, использованные режиссерами XX века в игровом кино помогали создавать иллюзии?
Именно на этот вопрос я буду отвечать в данном визуальном исследовании. Выбор фильмов Мельеса и Шомона обусловлен смелым экспериментальным подходом к синтезу двух видов искусства в их картинах, где кино и анимация не просто дополняют друг друга, а становятся средствами выражения фантастического замысла.
СТОП-МОУШН


В «Путешествии на Луну» Мельера используется стоп-моушн для передвигания декораций
Комета и планеты тоже передвигаются засчет стоп моуша
ДВОЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
РЕЗКИЕ СКЛЕЙКИ
https://www.giornatedelcinemamuto.it/anno/2022/en/segundo-de-chomon-in-barcelona-iberico-films/index.html / дата обращения: 25.11.25
https://harvardfilmarchive.org/programs/the-illusory-tableaux-of-georges-melies / дата обращения: 25.11.25
BECKMAN, K. (2014). Animating Film Theory: An Introduction. In K. Beckman (Ed.), Animating Film Theory (pp. 1–22). Duke University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv11sn1f6.4