
РУБРИКАЦИЯ
1. Концепция 2. Объёмные и прекрасные героини 3. Спорные Женские образы 4. Стереотипы и плоскость в характерах 5. Вывод 6. Источники
КОНЦЕПЦИЯ
Женский образ в российском кинематографе начала 21 века стал более разнообразным и интересным. Некоторые режиссеры стараются создавать сильных и уникальных женских персонажей, которые не только являются протагонистами, но и имеют свои характеры, мотивации и качества. Но все-таки, в большинстве фильмов женщина все еще остается персонажем, «работающем» только в контексте другого (скорее главного) мужского персонажа в качестве любовного интереса, ученицы или «вдохновительницы».
Классные женщины-протагонистки есть в сериале «Нежность» Анны Меликян, в фильме «Кто-нибудь видел мою девчонку?» Ангелины Никтоновой, в «Аритмии» Бориса Хлебникова. И во многих других картинах.
В «Фандорине», «Методе» и, например, «1703» женщина скорее детрагонист — у неё есть какая-то своя отличительная черта характера, но по сути она продолжает быть зеркалом главного героя. Образ женщины в таких фильмах/сериалах можно сравнить с образом помощника детектива: главный герой сам по себе, а помощник сопоставляется со зрителем, он знает столько же, сколько и зритель, чтобы смотреть было проще и понятнее. Такой образ женщины в кинематографе и телевидении можно рассматривать как стереотип, который продолжает укрепляться в сознании зрителей. Он не только ограничивает разнообразие женских персонажей, но и поддерживает идею о том, что женщина должна быть второстепенной в сюжете. Однако, некоторые фильмы и сериалы начинают менять этот стереотип и представляют женщину как самостоятельного и сильного персонажа, который имеет свои цели и задачи, отличные от мужского героя. Есть примеры просто плохого кино, пусть и снятого женщиной. Например, фильм «Герда», который подавался как кино о девушке, сталкивающейся с жестоким миром и переживающей несколько трагедий — казалось бы, идеальная почва для глубокого женского образа. Но образ откровенно не удался.
Во многом и к сожалению, качество и глубина женского персонажа зависит от пола режиссера. В России работают талантливые женщины-режиссеры, например Анна Меликян, Наталья Меркулова и известнейшая Рената Литвинова, женские персонажи которых продуманы до мелочей. Однако, еще есть много работы, чтобы достичь полной равноправности и разнообразия в киноиндустрии. Тему я особенно не искала и решила говорить о наболевшем. Я люблю кино и искренне верю именно в российское кино, тем более с каждым годом появляется всё больше и больше хороших фильмов; к большому сожалению, женские образы в них «хромают», а мне, как зрителю-девушке, хочется смотреть истории именно о женщинах, о том, как они переживают и справляются с трудностями в жизни, как выстраивают отношения с другими людьми, как работают над собой, я хочу напрямую ассоциировать себя с героинями на экране.
Отчасти моё визуальное исследование носит ещё и рекомендательный характер — все-таки хочется советовать классные российские фильмы, ведь многие просто их не смотрят, зная, что они российские. Потому и рубрикация работы строится на простой схеме: 1. Талантливые работы, зачастую обделенные зрительским вниманием, 2. Работы, которые можно смотреть, но в них есть минусы, 3. Кино, которое (в вопросах раскрытия женских персонажей) разочаровывает.
ОБЪЁМНЫЕ И ПРЕКРАСНЫЕ ГЕРОИНИ
ПРО ЛЮБОВЬ, 2015
Про любовь, 2015, Анна Меликян
Про любовь, 2015, Анна Меликян
Про любовь. Только для взрослых, 2017, Анна Меликян
НЕЖНОСТЬ, 2020
«Нежность», Анна Меликян, 2020
«Нежность», Анна Меликян, 2020
«Нежность», Анна Меликян, 2020
ДЫЛДА, 2019
В «Дылде» две главные героини, обе с характером и историей, совершенно неочевидные и самостоятельные героини.
Дылда, 2019, Кантемир Балагов
КТО-НИБУДЬ ВИДЕЛ МОЮ ДЕВЧОНКУ? , 2020
Кто-нибудь видел мою девчонку? , 2020, Ангелина Никонова (играет Анна Чиповская)
Кто-нибудь видел мою девчонку? , 2020, Ангелина Никонова
АРИТМИЯ, 2017
Аритмия, 2017, Борис Хлебников
Аритмия, 2017, Борис Хлебников (играет Ирина Горбачева)
РАЗЖИМАЯ КУЛАКИ, 2020
Разжимая кулаки, 2020, Кира Коваленко
«Разжимая кулаки» Киры Коваленко рассказывает о трагичной истории девочки Ады, которая борется за самостоятельность и право на выбор с отцом Зауром. Тяжёлая история, персонаж Ады сильный, живой, объёмный, за ней хочется следить, ей сопереживаешь.
Разжимая кулаки, 2020, Кира Коваленко
Разжимая кулаки, 2020, Кира Коваленко
МОНАСТЫРЬ, 2022
«Монастырь», вопреки ожиданиям, отличается хорошими драматичными женскими персонажами с историями, мотивациями, травмами и поисками.
Монастырь, 2022, Александр Молочников
Монастырь, 2022, Александр Молочников
СОДЕРЖАНКИ, 2019 — НАСТ. ВР.
Содержанки, 2019 — наст.вр., Константин Богомолов, Дарья Жук, Юрий Мороз, Ламара Согомонян
Содержанки, 2019 — наст.вр., Константин Богомолов, Дарья Жук, Юрий Мороз, Ламара Согомонян
Содержанки, 2019 — наст.вр., Константин Богомолов, Дарья Жук, Юрий Мороз, Ламара Согомонян
ЧЕЛОВЕК ИЗ ПОДОЛЬСКА, 2020
Человек из Подольска, 2020, Семён Серзин
СПОРНЫЕ ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ
КАЗНЬ, 2022
В целом, интересные женские образы, с мотивировками, с отличительными чертами. Но, к сожалению, главная задача — любовный интерес.
Казнь, 2022, Ладо Кватания
Казнь, 2022, Ладо Кватания
Казнь, 2022, Ладо Кватания
ПЕТРОВЫ Ы ГРИППЕ, 2020
Женщины все на втором плане. Они интересные и фактурные, но в силу второстепенности слегка «картонные», а жаль, актерский состав и прекрасный режиссер были многообещающими.
Петровы в гриппе, 2020, Кирилл Серебренников
Петровы в гриппе, 2020, Кирилл Серебренников
СЕРГИЙ ПРОТИВ НЕЧИСТИ, 2022
Женский образ «работает» только к качестве «зеркала» главного героя мужчины, то есть сама по себе ни о чём.
Сергий против нечисти, сериал 2022, Кирилл Кузин
Сергий против нечисти, сериал 2022, Кирилл Кузин
ТРОЕ, 2020
Трое, 2020, Анна Меликян
«Трое» — история о двух женщинах и одном мужчине. Жена (Исакова) — успешная и здравомыслящая женщина; и Незнакомка (Пресильд) — нежная, творческая и неземная девушка (классические образы двух противостоящих женщин). Образы хорошие, обе героини (для меня лично в особенности героиня Исаковой) понятны, мотивированны, с глубокими характерами. Загвоздка в том, что обе героини всё равно строятся вокруг мужчины. Честно говоря, в какой-то момент просмотра показалось, что мне было бы интереснее наблюдать за взаимодействием героинь, а главного героя можно вообще выбрасывать.
Трое, 2020, Анна Меликян
СТЕРЕОТИПЫ И ПЛОСКОСТЬ В ХАРАКТЕРАХ
ГЕРДА, 2021
Фильм «Герда» подавался как кино о девушке, сталкивающейся с жестоким миром и переживающей несколько трагедий — казалось бы, идеальная почва для глубокого женского образа. Но образ откровенно не удался.
Герда, 2021, Наталья Кудряшова
Герда, 2021, Наталья Кудряшова
ДЫШИТЕ СВОБОДНО, 2022
Героини выступают любовным интересом, фоном для мужского персонажа. Две женщины бьются за одного мужчину, в одну он влюбился, а другая в него. Типичные образы молодая-цветущая-лёгкая и взрослая-несчастная-нериализованная.
Дышите свободно, 2022, Сергей Бодров
Дышите свободно, 2022, Сергей Бодров
ВЕРНОСТЬ, 2019
Стереотипная и при том плоская героиня. Говоря простым языком, абсолютно никакая — ей не сопереживаешь, в ней не узнаешь себя, у нее нет характера.
Верность, 2019, Семён Серзин
Верность, 2019, Семён Серзин
ВЫВОД
Многие фильмы все еще сосредоточены на мужских героях, а женские персонажи часто ограничены стереотипами и поверхностными чертами. Но с каждым годом все больше и больше женщин становятся режиссерами, сценаристами и продюсерами, что позволяет им создавать более интересные и реалистичные образы женщин на экране. И, возможно, в будущем мы увидим еще больше разнообразных и вдохновляющих женских персонажей в российском кинематографе.